Слайд 1Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
Выполнил
Мустафаев Ш.Т.
Группа А-14
Руководитель Качалова С.М.
к.п.н, доцент
Слайд 2Понятия и разновидности коммуникативных барьеров
Коммуникативные барьеры - препятствия, вызванные естественными,
социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации. В современном
мире в условиях человеческого взаимодействия, в разных сферах деятельности возникают трудности, или коммуникативные барьеры.
Слайд 3В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова говорится: «Барьер –
преграда, поставленная на пути; преграждение, препятствие на пути чего- либо»
[36]. В Психологическом словаре дается следующее толкование понятия «барьер»: «психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность (или активность), препятствующая выполнению тех или иных действий»; «любое препятствие, не позволяющее организму достичь цели» [7]. Е. В. Залюбовская дает следующее определение: «Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно- операциональные, индивидуально-психологические, социально- психологические особенности общающихся» [15]. Существует еще множество определений понятий «барьер» и «коммуникативный барьер» разных авторов. Кроме различных определений понятия, разные авторы выделяют и различные виды коммуникативных барьеров. Более или менее обобщенный вариант классификации коммуникативных барьеров представлен в табл. 2.1. [46]
Слайд 4Классификация коммуникативных барьеров
Слайд 5Барьеры непонимания
Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания
значения символов, используемых в коммуникациях.
Слайд 6Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Семантические
вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях
вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу собеседником
Слайд 7Невербальные барьеры – связаны с противоречием смысла, заложенного в произносимые
слова и невербальных сигналов, сопровождающих процесс коммуникации
Слайд 8Хотя вербальные символы (слова) - основное средство кодирования идей, но
мы также используем и невербальные символы для трансляции сообщений. При
непосредственном устном общении невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усилить или изменить смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, поза, интонация – все это примеры невербальной коммуникации.
Слайд 9Фонетические барьеры – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (наличие дефектов
речи, невнятная речь, речь-скороговорка и др.).
Слайд 10Стилистические барьеры – это нарушения соотношения формы представления информации с
ее содержанием. Стиль изложения информации может быть неуместным, слишком тяжелым
или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям партнера. Неприятие могут вызывать и вредные вербальные привычки собеседника (использование в речи слов и звуков-паразитов: «это самое», «так сказать», «ну», «так», «как бы», «э-э», «м-м» и т.д.).
Слайд 11Логические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие несовпадения логических действий
и умозаключений партнеров по общению. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию
по-своему, со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в разных ситуациях могут иметь совершенно иной смысл. В качестве примера логических барьеров можно привести следующий анекдот.
Слайд 12Коммуникативные перегрузки связаны с трудностью или невозможностью переработать и упорядочить
большой объем информации. В настоящее время появляется все больше и
больше профессий, где человек вынужден перерабатывать очень большой объем поступающей информации. Часто такие люди не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию, и вынуждены отсеивать менее значимую и оставлять только ту, которую считают важной. К сожалению, понимание важности информации для разных людей различно и не всегда верно