Слайд 1Компетентностный подход в преподавании истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа №
57 г.Гомеля»
учитель истории
Рымарева И.Н.
Слайд 2Основные требования к организации образовательного процесса
Слайд 3Компетентностный подход
заключается в выявлении таких возможностей образования, которые позволили бы
формировать у учащихся ключевые компетентности, развивать способности, которые имеют существенное
значение для достижения успеха в различных видах и сферах деятельности, а также обеспечивали бы получение опыта самостоятельного решения проблем, имеющих существенное личностное и социальное значение (по О.Е. Лебедеву)
Слайд 4Сущность компетентностного подхода
Слайд 5Содержание понятий «компетенция» и «компетентность»
Слайд 6Содержание понятий «компетенция» и «компетентность»
Слайд 7Компетентностный подход позволяет:
согласовать цели обучения, поставленные педагогом, с собственными целями
учащихся;
облегчить труд учителя за счет повышения самостоятельности и ответственности учащихся
в обучении;
разгрузить учащихся не за счет сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению в ВУЗах
Слайд 8Приоритетное направление компетентностного подхода:
Формирование в процессе освоения программных знаний комплекса
надпредметных, универсальных, общеучебных умений, различных видов деятельности и развития.
Слайд 9Современная школа учит учащихся:
добывать информацию из различных источников, включая СМИ
сформировать
навыки критического анализа и обработки полученных сведений
применять на практике приобретенные
навыки и информацию
Слайд 10У учащихся должны быть сформированы:
политические и социальные компетенции (способность брать
на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты
мирным путем, сотрудничество, успешное выполнение социальных ролей)
компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с представителями других культур, языков, религий)
коммуникативные компетенции (владение речью, иностранным языком, создание и восприятие текста)
информационные компетенции (прием, переработка, передача информации, преобразование информации, компьютерная грамотность, владение Интернет-технологиями)
когнитивные компетенции (постановка и решение познавательных задач, формулирование и разрешение проблем, навыки исследовательской деятельности, готовность учиться всю жизнь)
Слайд 11Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу
:
личностным
предметным
метапредметные (ключевые)
Слайд 12Личностные результаты образования включают
Готовность и способность к саморазвитию и личностному
самоопределению
Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Сформированность ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности
Социальные компетенции
Правосознание
Способность к осознанию белорусской идентичности в поликультурном социуме
Слайд 13Предметные результаты образования включают
Освоенные в ходе изучения учебного предмета умения
Виды деятельности по:
а) получению нового знания в рамках учебного предмета
б)
его преобразованию
в) применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях
Формирование научного типа мышления
Владение научной терминологией, ключевыми понятиями, терминами
Слайд 14Метапредметные результаты образования включают
Освоенные метапредметные (ключевые) понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Способность использования этих действий в учебной, познавательной
и социальной практике
Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности
Организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
Владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности
Слайд 15Классификация ключевых компетенций по А.В.Хуторскому:
ценностно-смысловые;
общекультурные;
учебно-познавательные;
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые;
личного самосовершенствования
Слайд 16Ключевые компетенции (приведены в книге Н.И. Запрудского «Современные школьные технологии
- 3»)
Умение учиться (планирование, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск
информации из различных источников, рефлексия и т.д.).
Языковая грамотность
Читательская грамотность (понимание текстов, участие в дискуссиях, работа с информацией, выступление)
Критическое мышление
Информационно-компьютерная компетенция
Исследовательская (наблюдение и описание, постановка проблемы, выдвижение гипотез)
Проектная (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации)
Слайд 17Ключевые компетенции (приведены в книге Н.И. Запрудского «Современные школьные технологии
- 3»)
Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения
исторических задач).
Гражданская и социальная (знание прав и обязанностей, умение ими пользоваться).
Организационная (координация деятельности людей для достижения целей).
Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).
Умение видеть и решать проблемы.
Слайд 18Некоторые приёмы работы, способствующие формированию ключевых компетенций учащихся
Пресс-конференция
Свои примеры
Пересечение тем
Лови
ошибку!
Мозговой штурм
Слайд 19Направления реализации компетентностного подхода
Проблемное обучение
Педагогика сотрудничества
Личностно-ориентированное образование
Использование информационной технологии, технологии
проектной деятельности, критического мышления, портфолио, индивидуального образования
Стандарты образования
Проведение аттестации
ЦТ
Слайд 20Методы и приемы, используемые при изучении истории и обществознания:
Групповые
дискуссии
Исследовательские проекты и их защита
Игры-путешествия
«Мозговой штурм»
Пресс-конференции
Урок-репортаж
Круглые столы
Дебаты
Работа с дополнительными источниками
информации (газеты, журналы, Интернет и др.)
Слайд 21Приемы и стратегии компетентностного подхода
«Общее - уникальное» - работа с
понятиями
«Денотатный граф»
«Кластеры»
«Сводная таблица»
«Фишбон» и другие
Слайд 22Работа с понятийным аппаратом
1) от понятия к признаку
2) сколько смыслов
у одного понятия?
3) близкие понятия: сходство и различие
Слайд 23Денотатный граф
представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого
понятия
поможет учащимся успешно выполнять задания ЦТ, связанные с признаками тех
или иных понятий
Слайд 25Работа с примерами и обобщениями
Что может являться примерами:
факты прошлого
и современности
события из собственного опыта
реальные события и смоделированные ситуации
Задание: раскройте
на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру
Слайд 26Портфолио-технология в учебном процессе
В современной отечественной литературе также можно встретить
разные классификации типов портфолио:
портфолио документов
портфолио работ
портфолио отзывов
Слайд 27Учащийся, умеющий критически мыслить:
владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного
сообщения
способен выделять в тексте противоречия
умеет аргументировать собственную точку зрения
чувствует
уверенность при работе с различными источниками информации
может эффективно использовать самые разнообразные информационные ресурсы
на уровне ценностей принципиально принимает многополярность окружающего мира, возможность существования различных точек зрения
Слайд 28Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Слайд 29Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Слайд 30«Научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать,
научиться быть»
Жак Делор