Слайд 1Компетентностный подход в преподавании истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа №
                                                            
                                    
57 г.Гомеля»
учитель истории 
Рымарева И.Н.
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Основные требования к организации образовательного процесса
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Компетентностный подход
заключается в выявлении таких возможностей образования, которые позволили бы
                                                            
                                    
формировать у учащихся ключевые компетентности, развивать способности, которые имеют существенное
                                    значение для достижения успеха в различных видах и сферах деятельности, а также обеспечивали бы получение опыта самостоятельного решения проблем, имеющих существенное личностное и социальное значение (по О.Е. Лебедеву)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Сущность компетентностного подхода
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Содержание понятий «компетенция» и «компетентность»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Содержание понятий «компетенция» и «компетентность»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Компетентностный подход позволяет:
согласовать цели обучения, поставленные педагогом, с собственными целями
                                                            
                                    
учащихся;
облегчить труд учителя за счет повышения самостоятельности и ответственности учащихся
                                    в обучении;
разгрузить учащихся не за счет сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению в ВУЗах
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Приоритетное направление компетентностного подхода:
Формирование в процессе освоения программных знаний комплекса
                                                            
                                    
надпредметных, универсальных, общеучебных умений, различных видов деятельности и развития.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Современная школа учит учащихся:
добывать информацию из различных источников, включая СМИ
сформировать
                                                            
                                    
навыки критического анализа и обработки полученных сведений
применять на практике приобретенные
                                    навыки и информацию
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10У учащихся должны быть сформированы:
политические и социальные компетенции (способность брать
                                                            
                                    
на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты
                                    мирным путем, сотрудничество, успешное выполнение социальных ролей)
компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с представителями других культур, языков, религий)
коммуникативные компетенции (владение речью, иностранным языком, создание и восприятие текста)
информационные компетенции (прием, переработка, передача информации, преобразование информации, компьютерная грамотность, владение Интернет-технологиями)
когнитивные компетенции (постановка и решение познавательных задач, формулирование и разрешение проблем, навыки исследовательской деятельности, готовность учиться всю жизнь)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу
                                                            
                                    
:
личностным
предметным
метапредметные (ключевые)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Личностные результаты образования включают
Готовность и способность к саморазвитию и личностному
                                                            
                                    
самоопределению
Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Сформированность ценностно-смысловых установок,
                                    отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности
Социальные компетенции
Правосознание
Способность к осознанию белорусской идентичности в поликультурном социуме
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Предметные результаты образования включают
Освоенные в ходе изучения учебного предмета умения
                                                            
                                    
Виды деятельности по:
а) получению нового знания в рамках учебного предмета
б)
                                    его преобразованию
в) применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях
Формирование научного типа мышления
Владение научной терминологией, ключевыми понятиями, терминами 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Метапредметные результаты образования включают
Освоенные метапредметные (ключевые) понятия и универсальные учебные
                                                            
                                    
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Способность использования этих действий в учебной, познавательной
                                    и социальной практике
Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности 
Организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
Владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Классификация ключевых компетенций по А.В.Хуторскому:
ценностно-смысловые;
общекультурные;
учебно-познавательные;
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые;
личного самосовершенствования
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Ключевые компетенции (приведены в книге Н.И. Запрудского «Современные школьные технологии
                                                            
                                    
- 3»)
Умение учиться (планирование, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск
                                    информации из различных источников, рефлексия и т.д.).
Языковая грамотность
Читательская грамотность (понимание текстов, участие в дискуссиях, работа с информацией, выступление)
Критическое мышление
Информационно-компьютерная компетенция
Исследовательская (наблюдение и описание, постановка проблемы, выдвижение гипотез)
Проектная (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Ключевые компетенции (приведены в книге Н.И. Запрудского «Современные школьные технологии
                                                            
                                    
- 3»)
Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения
                                    исторических задач).
Гражданская и социальная (знание прав и обязанностей, умение ими пользоваться).
Организационная (координация деятельности людей для достижения целей).
Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).
Умение видеть и решать проблемы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Некоторые приёмы работы, способствующие формированию ключевых компетенций учащихся
Пресс-конференция
Свои примеры
Пересечение тем
Лови
                                                            
                                    
ошибку!
Мозговой штурм
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Направления реализации компетентностного подхода
Проблемное обучение
Педагогика сотрудничества
Личностно-ориентированное образование
Использование информационной технологии, технологии
                                                            
                                    
проектной деятельности, критического мышления, портфолио, индивидуального образования
Стандарты образования
Проведение аттестации
ЦТ
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Методы и приемы, используемые при изучении истории и обществознания: 
Групповые
                                                            
                                    
дискуссии
Исследовательские проекты и их защита
Игры-путешествия
«Мозговой штурм»
Пресс-конференции
Урок-репортаж
Круглые столы
Дебаты
Работа с дополнительными источниками
                                    информации (газеты, журналы, Интернет и др.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Приемы и стратегии компетентностного подхода
«Общее - уникальное» - работа с
                                                            
                                    
понятиями
«Денотатный граф»
«Кластеры»
«Сводная таблица»
«Фишбон» и другие
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Работа с понятийным аппаратом
1) от понятия к признаку
2) сколько смыслов
                                                            
                                    
у одного понятия?
3) близкие понятия: сходство и различие
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Денотатный граф
представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого
                                                            
                                    
понятия
поможет учащимся успешно выполнять задания ЦТ, связанные с признаками тех
                                    или иных понятий
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 25Работа с примерами и обобщениями 
Что может являться примерами:
факты прошлого
                                                            
                                    
и современности
события из собственного опыта
реальные события и смоделированные ситуации
Задание: раскройте
                                    на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Портфолио-технология в учебном процессе
В современной отечественной литературе также можно встретить
                                                            
                                    
разные классификации типов портфолио: 
портфолио документов
портфолио работ
портфолио отзывов
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Учащийся, умеющий критически мыслить:
владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного
                                                            
                                    
сообщения
способен выделять в тексте противоречия
умеет аргументировать собственную точку зрения
 чувствует
                                    уверенность при работе с различными источниками информации
может эффективно использовать самые разнообразные информационные ресурсы
на уровне ценностей принципиально принимает многополярность окружающего мира, возможность существования различных точек зрения
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30«Научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, 
научиться быть» 
                                                            
                                    
         
                                           Жак Делор