Слайд 1Кому на что учиться?
Вызовы современного общества
Шушарина Наталья
Институт живых систем
Балтийский федеральный
университет
Слайд 2Чему нужно научиться? Научить?
Количество информации в мире каждые
10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в
море информации
«Палочки должны быть попендикулярны……»
Гаер Кулий
2
Слайд 38
ПАССИВНЫЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬ
АКТИВНЫЙ ТВОРЕЦ
Слайд 4 Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы
учителем
4.Закрепление знаний учениками
Проблемно-ориентированный урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и
формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения
5. Применение знаний учениками
9
Слайд 5Современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации,
сколько человек XVII века — за всю жизнь.
Рост влияния СМИ
и технологий
Эволюция Глобальной Экономики Знаний
Быстрые и существенные изменения в объеме информации и ее доступности
В ближайшие десятилетия мы узнаем об окружающем мире больше, чем узнали за всю историю человечества, — во много раз больше.
Митио Каку «Физика будущего»
Слайд 6
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства
исчезали, а книга оставалась.
Герцен А. И.
ЗАЧЕМ МЫ ЧИТАЕМ?
КАК МЫ
ЧИТАЕМ?
ЧТО МЫ ЧИТАЕМ?
Слайд 8Литература:
Публицистическая
Художественная
Историческая
Альтернативная
Ироническая
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ
ЧТО МЫ ЧИТАЕМ ?
Современный человек за месяц получает и
обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века — за всю
жизнь.
Слайд 9ЧТО ЭТО?
«перевод» специализированных знаний на понятный язык
превращение скучных научных
данных в интересную информацию
увеличение количества людей, интересующихся наукой, благодаря
стимуляции интереса к ней
обращение внимания к научным проблемам
научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий
Слайд 10ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?
язык научных статей изобилует терминами, математическими формулами и
т.п.
стена непонимания - в XIX в. научный и повседневный языки не были столь различны
проблема фрагментации научного знания в самом научном сообществе
Слайд 11В твоем образовании пробелы, Дрюпин. Это оттого, что ты читаешь
исключительно техническую литературу. Читай научпоп, Дрюпин.
Зачем? – Дрюпин скинул второй
сапог.
Подчерпнешь из него множество полезных сведений.
Каких, например?
<…>
Разных. Вот ты, Дрюпин, например, знаешь, что геном человека и геном свиньи практически идентичен? Удали из генома человека несколько десятков хромосом – и получится свинья. Добавь к геному свиньи те же хромосомы – и получится человек разумный.
Ты на что намекаешь? – подозрительно спросил Дрюпин. <…>
Слайд 12...дошедший до нас свет далеких галактик был испущен миллион лет
назад, а свет от самого далекого наблюдаемого объекта шел к
нам 8 тысяч миллионов лет. Это значит, что, всматриваясь во Вселенную, мы видим ее в прошлом…
…Сейчас мы знаем, что каждой частице соответствует античастица, с которой она может аннигилировать. Могли бы существовать целые антислова и антилюди, состоящие из античастиц. Но встретив антисебя, не вздумайте поздороваться с ним за руку! возникнет ослепительная вспышка света, и вы оба исчезнете! …
Слайд 13…Сегодня в вашем сотовом телефоне заключена большая вычислительная мощность, чем
та, что находилась в распоряжении NASA в 1969 г., когда
два астронавта впервые ступили на Луну...
…Итак, главный принцип – не дурачить самого себя. А себя как раз легче всего одурачить. Здесь надо быть очень внимательным. А если вы не дурачите сами себя, вам легко будет не дурачить других ученых. Тут нужна просто обычная честность…
…Ценность науки. Это была буддистская притча: Каждому человеку дан ключ, открывающий врата рая; этот же самый ключ открывает и врата ада…
Слайд 14
Почему появляются альтруисты, которые рискуют и жертвуют собой ради блага
других?
Инстинкт самосохранения !!!!???
«Цель эволюции — не сохранение отдельной особи,
а набора генов. Смысл жизни человека — передать свои гены потомкам. При этом вашим генам-эгоистам всё равно, что произойдёт с вами после того, как задача номер один выполнена».
Слайд 15ГЛАВНОЕ
Образование – это не системное усвоение специальным образом структурированных знаний
с безумным поглощением (и запоминанием) разного рода информации!
Читатели выискивают в
книгах мелкие неточности, допущенные автором, и строго укоряют последнего…
Главное – побуждение к познанию!
Слайд 16УСЛОВИЯ
1. Доступность изложения
2. Описание фактов науки при помощи сравнения
с известными читателю явлениями
3. Занимательность
4. Эффект непосредственного общения автора с
читательской аудиторией
Слайд 17Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать
Будущее вариативно: оно
не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и
заинтересованных сторон
Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно
Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его
Слайд 19ТИПЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
набор знаний, навыков и умений, дающий возможность найти работу
в разных отраслях / на стыке отраслей
набор знаний, умений
и навыков, позволяющий работать в одной отрасли
Слайд 20НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ
Слайд 32Нейрообразование
Оптимизация индивидуальных обучающих программ
Предсказание эффективности обучающих программ
Разработка ПО для
стимуляции интеллектуальной деятельности
Многомерный анализ данных учащихся для обнаружения предикторов эффективного
и неэффективного обучения
Слайд 34Благодарю за внимание!
nnshusharina@gmail.com