Слайд 1Конференции ООН по охране окружающей среды
КОСР (UNCED)
Слайд 2Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская
Конференция), Стокгольм,1972 г.
Уже в середине XX в. наметились глобальные изменения
окружающей среды, поскольку интенсивное социально-экономическое развитие общества привело к определенным нагрузкам на природную среду и обострению экологической проблемы не только на локальном, региональном, национальном, но и на глобальном уровнях.
В результате интенсивной хозяйственной деятельности человека, проблемы деградации окружающей среды, такие как: загрязнение атмосферы и водных источников, эрозия почв, обезлесивание, накопление промышленных и бытовых отходов, потепление климата, угроза озоновому слою стратосферы и др., начали перемещаться из сферы «обеспокоенности» ученых и общественности на уровень обсуждения и принятия решений высшими государственными структурами.
Стокгольмская конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей среды, официально заявила миру о надвигающейся экологической катастрофе, стала историческим событием, знаменовавшим поворот подавляющей части развитых стран к активной экологической политике, активизацию общественных природоохранных движений, начало широкого международного сотрудничества в решении экологических проблем.
Слайд 3ОРГАНИЗАЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
Вопрос о созыве международной конференции по проблемам окружающей среды
был поднят Экономическим и Социальным Советом ООН на его 45
сессии. В резолюции по этому вопросу Совет подчеркнул, в частности, срочную необходимость усиления мероприятий как на национальном, так и на международном уровнях для ограничения и по возможности приостановки ухудшения окружающей человека среды.
По рекомендации Совета, Генеральная Ассамблея ООН на 23 сессии постановила созвать Конференцию Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды в 1972 году.
Генеральная Ассамблея поручила Генеральному Секретарю ООН представить доклад об основных проблемах, которые подлежат рассмотрению Конференцией, и поручила для этого Генеральному Секретарю консультироваться с государствами-членами ООН, специализированными учреждениями, Международным Агентством по атомной энергии и организациями системы ООН, а также привлечь к сотрудничеству соответствующие межправительственные и неправительственные организации.
Доклад был представлен Экономическому и Социальному Совету на 47-ой сессии, и на 24-ой сессии Генеральная Ассамблея одобрила предложения, цели и задачи, указанные в докладе Генерального Секретаря и далее возложила на него полную ответственность за организацию и подготовку Конференции.
Было рекомендовано немедленно создать небольшой секретариат и назначить в должное время Генерального секретаря Конференции.
Также, Генеральная Ассамблея приняла приглашение правительства Швеции провести Конференцию в Швеции, в июне 1972 г.
Генеральная Ассамблея учредила Подготовительный комитет в составе:
Аргентины, Бразилии, Ганы, Гвинеи, Замбии, Индии, Ирана, Италии, Канады, Кипра, Коста-Рики, Маврикия, Мексики, Нигерии, Нидерландов, Объединенной Арабской Республики , Сингапура, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Того, Франции, Чехословакии, Швеции, Югославии, Ямайки и Японии, для консультирования Генерального секретаря.
Слайд 4Подготовительный комитет провел четыре сессии:
I сессия в Нью-Йорке (10-20 марта
1970 г.): определил содержание программы и отобрал вопросы, подлежащие рассмотрению
Конференцией.
II сессия в Женеве (8-19 февраля 1971 г.): составил предварительную повестку дня Конференции; рассмотрел возможную форму и содержание декларации об окружающей человека среде; рассмотрел в предварительном порядке вопросы загрязнения морей, мониторинга или надзора, предельных объемов сброса загрязняющих веществ, охраны природы, почвы, профессиональной подготовки, обмена информацией и генетических задач и рекомендовал создать межправительственные рабочие группы соответственно по загрязнению морей, мониторингу, охране природы и почвам.
III сессия в Нью-Йорке (13-24 сентября 1971 г.): ознакомился с основной работой Конференции и обсудил проект декларации.
IV сессия в Нью-Йорке (6-17 марта 1972 г.): были обсуждены международные организационные последствия рекомендаций, касающихся мероприятий, включая финансовые последствия, и проект декларации об окружающей человека среде.
Документация, предназначенная для Конференции, основана на большом количестве материалов, представленных правительствами, системой Организации Объединенных Наций, межправительственными организациями, неправительственными организациями и отдельными экспертами.
В общей сложности правительства 86 стран представили национальные доклады, отражающие их опыт и мероприятия в области окружающей среды. Также, до проведения Конференции были созваны специальные совещания, проводились региональные семинары ,совещание ученных мира в Канберре по поводу взаимосвязи между развитием общества и состояние окружающей среды. Генеральная Ассамблея принимает несколько резолюций (утверждает предварительную повестку дня и одобряет проект правил процедуры Конференции; призывает государства, обладающие оружием, прекратить испытания этого оружия во всех сферах; содействовать программам, направленным на оказание помощи развивающимся странам, включая предоставление дополнительной технической помощи и финансовых ресурсов).
Слайд 5В работе Конференции приняли участие представители следующих 113 государств, приглашенных
в соответствии с резолюцией 2850 (XXVI) Генеральной Ассамблеи:
Австралии, Австрии,
Алжира, Аргентины, Афганистана, Бангладеш, Бахрейна, Бельгии, Берега Слоновой Кости, Боливии, Ботсваны, Бразилии, Бурунди, Ватикана, Венесуэлы, Габона, Гаити, Гайаны, Ганы, Гватемалы, Гвинеи, Гондураса, Греции, Дагомеи, Дании, Доминиканской Республики, Египта, Заира, Замбии, Израиля, Индии, Индонезии, Иордании, Ирака, Ирана, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Йемена, Камеруна, Канады, Кении, Кипра, Китая, Колумбии, Конго, Корейской Республики, Коста-Рики, Кувейта, Лесото, Либерии, Ливана, Ливийской Арабской Республики, Лихтенштейна, Люксембурга, Маврикия, Мавритании, Мадагаскара, Малави, Малайзии, Мальты, Марокко, Мексики, Монако, Непала, Нигера, Нигерии, Нидерландов, Никарагуа, Новой Зеландии, Норвегии, Объединенной Республики Танзании, Объединенных Арабских Эмиратов, Пакистана, Панамы, Перу, Португалии, Республики Вьетнам, Румынии, Сальвадора, Сан-Марино, Свазиленда, Сенегала, Сингапура, Сирийской Арабской Республики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Судана, Таиланда, Того, Тринидада и Тобаго, Туниса, Турции, Уганды, Уругвая, Федеративной Республики Германии, Фиджи, Филиппин, Финляндии, Франции, Цейлона, Центральноафриканской Республики, Чада,Чили, Швейцарии, Швеции, Эквадора, Эфиопии, Югославии, Южной Африки, Ямайки и Японии.
По конъюнктурным причинам, не имевшим ничего общего с содержанием конференции, Советский Союз и другие социалистические страны не приняли в ней участия.
ПРОВЕДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ,
Стокгольм, 5—16 июня 1972 года
Слайд 6ПРОВЕДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ,
Стокгольм, 5—16 июня 1972 года
На Конференции присутствовал Генеральный секретарь
Организации Объединенных Наций. На ней присутствовали также представители Генерального секретаря
от Департамента по экономическим и социальным вопросам, региональных экономических комиссий, Экономического и социального бюро Организации Объединенных Наций в Бейруте, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию и Программы развития Организации Объединенных Наций. Присутствовал также представитель Института Организации Объединенных Наций по профессиональной подготовке и исследованиям.
На Конференции были представлены следующие специализированные учреждения: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Международная организация гражданской авиации, Всемирная организация здравоохранения, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи, Всемирная метеорологическая организация и Межправительственная морская консультативная организация. Были также представлены Международное агентство по атомной энергии и Генеральное соглашение по тарифам и торговле.
В работе Конференции приняли также участие наблюдатели ряда межправительственных и международных неправительственных организаций.
Слайд 7На первом пленарном заседании 5 июня 1972 года была утверждена
повестка дня:
1. Открытие Конференции
2. Выборы Председателя
3. Утверждение правил процедуры
4. Учреждение
комитетов
5. Выборы других должностных лиц, помимо Председателя
6. Полномочия представителей на Конференции:
a) назначение Комитета по проверке полномочий
b) доклад Комитета по проверке полномочий
7. Утверждение повестки дня
8. Общие прения
9. Декларация об окружающей человека среде
10. Планирование населенных пунктов и управление ими с учетом качества окружающей среды (тематический раздел I)
11. Аспекты управления природными ресурсами, связанные с окружающей средой (тематический раздел II)
12. Определение загрязнителей, имеющих важное международное значение, и борьба с ними (тематический раздел III)
13. Образовательные, информационные, социальные и культурные аспекты проблем окружающей среды (тематический раздел IV)
14. Развитие и окружающая среда (тематический раздел V)
15. Международные организационные последствия предложений о мерах (тематический раздел VI)
16. Утверждение плана мероприятий
17. Утверждение доклада Конференции
Слайд 8ПРОВЕДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ,
Стокгольм, 5—16 июня 1972 года
Председатель Конференции: г-н Ингемунд Бенгтссон
(Швеция), который выступил затем с заявлением.
В ходе ОБЩИХ ПРЕНИЙ сторонами были высказаны
следующие позиции:
1. Задачи, поставленные на Конференции , могут быть реализованы только в результате тесного сотрудничества государств и только при условии, что их социальные, экономические и политические взаимоотношения встанут на новый уровень. Также страны-участницы считают, что должны быть разработаны такие средства, которые позволили бы ознакомить все население с проблемами охраны окружающей среды, а также тех лиц, которые будут вырабатывать соответствующие постановления для разрешения этой проблемы.
2. Некоторые страны-участницы высказались по поводу того, что в развивающихся странах проблема охраны окружающей среды вряд ли станет первостепенной, поскольку существуют неразрешенные задачи по поводу удовлетворения насущных нужд в области питания, крова, работы, образования и здравоохранения. Поэтому необходимо увязать эти законные насущные нужды с интересами будущих поколений и убедить их в том, что факторы окружающей среды должны являться неотъемлемой составной частью стратегии развития.
Слайд 93. Что касается чрезмерной деятельности человека, которая ведет к определенным
нагрузкам на окружающую среду, то в данном случае члены Конференции
едины во мнении – Концепция «отказа от развития» не может быть жизнеспособной политической концепцией для любого общества. Нельзя отрицать огромных выгод, получаемых на новом этапе технического развития, однако деятельность человека привела к серьезным нарушениям равновесия, поэтому необходимо пересмотреть традиционные взгляды (в том числе и политические) на развитие.
4. В ходе прений выявились первоочередные задачи, требующие принятия срочных и широких мер:
- необходимость определять и регулировать изменения, производимые человеком в основных экологических системах;
- необходимость в ускорении распространения техники, не наносящей ущерба окружающей среде, и в разработке новой технологии вместо существующих вредных технологических процессов;
- необходимость избегать внедрения новой технологии без надлежащего выяснения ее воздействия на окружающую среду;
- необходимость в поощрении более широкого международного распределения промышленных мощностей и необходимость оказания помощи развивающимся странам с целью максимального снижения опасности ухудшения окружающей среды при разработке ими своих стратегий развития.
Слайд 10Развитие и окружающая среда
5. Ораторы из развивающихся стран уделили серьезное
внимание тому, что окружающая человека среда для двух третей населения
земного шара характеризуется в основном нищетой, недоеданием, неграмотностью и страданием и что до тех пор пока существенно не сократится разрыв между бедными и богатыми странами, трудно добиться больших успехов в области улучшения окружающей человека среды.
6. Многие ораторы из развивающихся стран говорили об эксплуатации их природных ресурсов развитыми странами в своих интересах; некоторые ораторы даже выступили с протестом против деятельности конкретных многонациональных корпораций, чем усугубляют положение развивающихся стран. В результате этого странами было решено более эффективно и менее расточительно использовать природные ресурсы.
7. Несколько представителей выразили озабоченность по поводу недостаточно полного знания проблем окружающей среды и подчеркнули срочную необходимость в осуществлении международных исследовательских программ, результаты которых были бы доступны для всех.
Проект Декларации об окружающей человека среде
8. По проекту Декларации: многие представители подчеркнули то важное значение, которое они придают предложенной Декларации об окружающей человека среде. Некоторые из них выразили надежду, что проект Декларации не будет изменен. Другие, хотя и выразили свое неудовлетворение по поводу отдельных частей Декларации, приняли ее.
План мероприятий
9. План мероприятий получил единодушную поддержку.
Слайд 11Организационные мероприятия
10. В целом было поддержано предложение о создании межправительственного органа
по вопросам окружающей человека среды. Некоторые выступавшие считали, что этот орган
должен стать органом Генеральной Ассамблеи, другие полагали, что он должен стать одной из комиссий Экономического и Социального Совета. Велись дискуссии и по поводу количества представителей данного органа.
11. Общую поддержку также получило предложение о создании небольшого секретариата для нового межправительственного органа. Предлагалось, чтоб данный орган располагался в Женеве или Нью-Йорке, а представители Австрии, Индии, Испании, Кении, Мальты, Мексики и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии внесли предложение разместить этот секретариат в своих странах.
Фонд окружающей среды
12. Многие выступавшие поддержали предложение о создании Фонда окружающей среды. Некоторые делегации сообщили о своем намерении сделать взносы в этот Фонд. Некоторые выступавшие подчеркивали необходимость использовать Фонд для оказания помощи развивающимся странам в деле покрытия дополнительных расходов, связанных с окружающей средой, включенных в их программы развития.
Некоторые выступавшие поддержали принцип, сводящийся к тому, что «платить должен тот, кто загрязняет».
13. Некоторые страны высказались и о том, что в качестве источника финансирования Фонда, можно ввести обязательный налог.
Слайд 12Охрана
14. Несколько выступающих подчеркивали, что сохранение природных ресурсов должно являться неотъемлемой частью
правильного развития. Многие ораторы говорили о мерах, принятых в их
странах по защите участков земли и животного мира. Многие выступающие говорили о том, что сохранение всех форм жизни на земле является одной из важных частей стратегии по улучшению и охране окружающей человека среды в настоящее время и в будущем.
Загрязнение морей
15. Странами-участниками особо подчеркивалась проблема загрязнения морей, поскольку загрязнение океанов имеет всемирные последствия, оно оказывает влияние на людей, находящихся за многие тысячи километров от источников загрязнения. Ими упоминались также стихийные бедствия на море, сбросы нефти, широкое использование пестицидов и загрязнение атмосферы, которые, в конечном счете, загрязнили море.
Слайд 13Прочие обсужденные вопросы:
Несколько выступавших упомянули о влиянии на окружающую среду
пестицидов и удобрений, причем некоторые из них призывали к разработке
безопасных и дешевых заменителей тех пестицидов и удобрений, которые оказывались вредными.
Некоторые выступавшие резко критиковали развитие сверхзвуковой авиации, которая, по их мнению, может иметь вредные глобальные последствия.
Другие указывали на постоянную проблему стихийных бедствий и выдвигали предложения об улучшении системы заблаговременного оповещения о них и о мерах по ограничению ущерба. Были рассмотрены и проанализированы трудности сельскохозяйственных стран, а также тех стран, которые имеют существенные проблемы городов.
Многие ораторы подчеркивали значение превентивных мер и необходимости принять своевременные меры по выявлению и предупреждению серьезных нарушений окружающей среды. С этой целью несколько представителей упоминали о важности обмена научной и технической информацией и опытом через посредство предлагаемой справочной системы.
Представитель Ирана объявил о том, что его страна выделила район в 130 000 гектар, представляющий собой экосистему глобального значения, над которым она готова установить опеку совместно с соответствующей международной организацией в целях его сохранения и управления им в интересах всего человечества. Он объявил далее об учреждении Ираном ежегодной премии в размере 20 000 долларов за наиболее выдающийся вклад в области окружающей человека среды.
Некоторые страны утверждали, что любое обсуждение проблем окружающей человека среды не может исключать международные конфликты, ущемление прав человека, апартеид, ядерные испытания, незаконное присутствие иностранных военно-морских сил в морях, расположенных рядом с их странами, и распространение вооружений.
Некоторые представители осуждали гонку вооружений и накопление оружия массового уничтожения— ядерного, химического, бактериологического и обычных видов оружия,— поскольку это ставит в неблагоприятное положение окружающую среду и само человечество.
Слайд 14УЧРЕЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕКЛАРАЦИИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЕ
Рабочая
группа по подготовке Декларации об окружающей человека среде была учреждена
Конференцией на седьмом пленарном заседании 08 июня 1972 г. после прений по проекту резолюции, представленному Китаем.
Рабочая группа по подготовке Декларации об окружающей человека среде начала свою работу 9 июня 1972 года.
Слайд 15РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ КОНФЕРЕНЦИЕЙ:
1. ДЕКЛАРАЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЫ
1) Человек является творением и одновременно создателем
своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития.
2) Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран.
3) Человек постоянно обобщает накопленный опыт и продолжает делать открытия, изобретать, творить и добиваться дальнейшего прогресса. Если человек будет разумно использовать свои возможности по преобразованию окружающего мира, то это будет создавать возможность пользоваться благами развития и повышать качество жизни всеми народами. Но если эта способность будет использоваться неправильно или необдуманно, она может нанести неизмеримый ущерб человечеству и окружающей его среде.
4) Естественный рост народонаселения постоянно приводит к возникновению проблем в области сохранения окружающей среды, и для решения этих проблем в должных случаях необходимо проводить соответствующую политику и принимать соответствующие меры.
Слайд 165) Наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать
свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в
отношении последствий этой деятельности для окружающей среды. Из-за неведения или безразличного отношения мы можем нанести огромный и непоправимый ущерб земной среде, от которой зависят наши жизнь и благополучие. И наоборот, благодаря наиболее полному применению наших знаний и более разумному подходу мы можем обеспечить для себя и для нашего потомства лучшую жизнь в условиях среды, которая в большей степени будет соответствовать потребностям и чаяниям людей. Охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества — целью, которая должна достигаться совместно и в соответствии с установленными и основными целями мира и международного экономического и социального развития.
6) Для достижения этой цели в области окружающей человека среды потребуется признание ответственности со стороны граждан и обществ, а также со стороны предприятий и учреждений на всех уровнях и равное участие всех в общих усилиях. Все возрастающее число проблем, связанных с окружающей средой, поскольку они носят региональный или международный характер или поскольку они оказывают воздействие на общую международную сферу, потребует широкого сотрудничества между государствами и принятия мер со стороны международных организаций в общих интересах. Конференция призывает все правительства и народы приложить совместные усилия в целях охраны и улучшения окружающей человека среды на благо всех народов и ради их процветания.
Слайд 17Декларация содержит ряд принципов по охране окружающей среды и, хотя не обладает
обязательной юридической силой, большая часть из них стала не только
нормами обычного права, но и закреплена как в региональных, так и универсальных договорах по охране окружающей среды.
К этим принципам относятся следующие:
1) Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. В связи с этим политика поощрения или увековечения апартеида, расовой сегрегации, дискриминации, колониального и других форм угнетения и иностранного господства осуждается и должна быть прекращена.
2) Природные ресурсы земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.
3) Способность земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться или улучшаться.
Слайд 184) Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление
продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время
находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Поэтому в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу.
5) Невосполняемые ресурсы земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.
6) Введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены, с тем чтобы это не наносило серьезного или непоправимого ущерба экосистемам.
7) Государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей.
8) Экономическое и социальное развитие имеет решающее значение для обеспечения благоприятных окружающих условий жизни и работы человека, а также для создания условий на земле, которые необходимы, для улучшения качества жизни.
9) Ухудшение окружающей среды в результате недостаточного развития и стихийных бедствий создает серьезные проблемы, которые могут быть наилучшим образом устранены путем ускорения развития за счет предоставления существенной финансовой и технической помощи в дополнение к усилиям самих развивающихся стран, а также такой своевременной помощи, какая может потребоваться.
Слайд 1910) Что касается развивающихся стран, то стабильность цен и соответствующие
доходы от сырьевых товаров и материалов имеют существенное значение для
управления окружающей средой, поскольку необходимо принимать во внимание как экономические факторы, так и экологические процессы.
11) Политика всех государств в области окружающей среды должна повышать существующий или будущий потенциал развития развивающихся стран, а не оказывать на него отрицательное воздействие или препятствовать достижению всеми лучших условий жизни, и государства, а также международные организации должны предпринять соответствующие шаги с целью достижения соглашения по преодолению возможных национальных и международных экономических последствий, возникающих в результате применения мер, связанных с окружающей средой.
12) Следует выделять ресурсы для охраны и улучшения окружающей среды с учетом обстоятельств и конкретных потребностей развивающихся стран и любых расходов, которые могут быть связаны с включением мер по охране окружающей среды в их планы развития, а также необходимости предоставлять им по их просьбе дополнительную международную техническую и финансовую помощь в этих целях.
13) В целях обеспечения более рационального управления ресурсами и улучшения таким образом окружающей среды государства должны выработать единый и скоординированный подход к планированию своего развития для обеспечения того, чтобы это развитие соответствовало потребностям охраны и улучшения окружающей среды на благо населения этих государств.
14) Рациональное планирование является важным средством урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды.
Слайд 2015) Необходимо осуществлять планирование населенных пунктов и урбанизации, с тем
чтобы избежать отрицательных последствий для окружающей среды и получить максимальную
пользу от социального и экономического развития. В связи с этим необходимо отказаться от проектов, предназначенных для обеспечения колониалистского расистского господства.
16) В тех районах, где быстрые темпы роста или слишком большая плотность населения могут отрицательно сказаться на окружающей человека среде или темпах развития, а также в тех районах, где низкая плотность населения может создавать препятствия в деле улучшения окружающей человека среды или в деле развития, необходимо проводить демографическую политику, не ущемляющую основных прав человека, политику, которую заинтересованные правительства сочтут целесообразной.
17) На соответствующие национальные учреждения следует возложить задачи планирования, управления и контроля в отношении ресурсов окружающей среды государств с целью повышения качества окружающей среды.
18) Наука и техника, внося свой вклад в социально-экономическое развитие, должны быть использованы с целью определения и предотвращения случаев нанесения ущерба окружающей среде и борьбы с ним, а также для решения проблем окружающей среды на благо всего человечества.
19) Ознакомление подрастающего поколения, а также взрослых, с должным учетом низших слоев населения, с проблемами окружающей среды является крайне важным для расширения основы, необходимой для сознательного и правильного поведения отдельных лиц, предприятий и общин в деле охраны и улучшения окружающей среды во всех ее аспектах, связанных с человеком. Важно также, чтобы средства общественной информации не способствовали ухудшению окружающей среды, а, напротив, распространяли знания, касающиеся необходимости охраны и улучшения окружающей среды, с целью обеспечения возможностей всестороннего развития человека.
Слайд 2120) Национальные и многонациональные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с
проблемами окружающей среды, должны получить поддержку во всех странах, особенно
в развивающихся странах. В этих целях необходимо поддерживать и содействовать свободному потоку современной научной информации и передаче опыта, с тем чтобы облегчить разрешение проблем окружающей среды; технические знания в области окружающей среды должны предоставляться развивающимся странам на условиях, которые будут способствовать их широкому распространению и не будут налагать экономическое бремя на развивающиеся страны.
21) В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
22) Государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции.
23) Уважая критерии, которые могут быть согласованы международным сообществом, или нормы, которые должны быть установлены на национальном уровне, крайне важно во всех случаях принимать во внимание системы ценностей, установленные в каждой стране, и степень применения норм, которые пригодны для большинства развитых стран, но которые могут не подходить и вызывать неоправданные социальные расходы в развивающихся странах.
24) Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств.
25) Государства должны содействовать тому, чтобы международные организации играли согласованную, эффективную и динамичную роль в деле охраны и улучшения окружающей человека среды.
26) Человек и окружающая его среда должны быть избавлены от последствий применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Государства должны стремиться к скорейшему достижению договоренности в соответствующих международных органах о ликвидации и полном уничтожении таких видов оружия.
Слайд 22
2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЫ
А. Рамки мероприятий
в отношении окружающей среды:
Обобщенными типами мероприятий, входящих в План, являются
следующие:
a) глобальная программа оценки окружающей среды (глобальная система наблюдений);
b) деятельность, связанная с управлением в области окружающей среды;
c) международные меры содействия национальным и международным мероприятиям, связанным с оценкой и управлением.
В. Рекомендации в отношении мероприятий на международном уровне:
ПЛАНИРОВАНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ С УЧЕТОМ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
рекомендуется, чтобы все учреждения по оказанию помощи в целях развития, будь то международные, региональные или национальные, в своей деятельности в первоочередном порядке отвечали также на запросы правительств в отношении оказания им помощи в области планирования населенных пунктов. Также эти учреждения должны быть готовы оказывать содействие менее развитым странам;
Слайд 23ПЛАНИРОВАНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ С УЧЕТОМ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ:
рекомендуется, чтобы правительства сообщали Генеральному секретарю, в каких районах они
проводят долгосрочную программу улучшения окружающей среды;
рекомендуется, чтобы правительства смежных государств информировали друг друга о состоянии жизни населенных пунктов, поскольку загрязнения могут «экспортироваться» из промышленных зон на соседние и соответственно оказывать влияние на одну или несколько стран;
рекомендуется, чтобы правительства предприняли шаги по организации обмена специалистами;
рекомендуется, чтобы ВОЗ более интенсивно оказывала поддержку правительствам в планировании улучшения систем водоснабжения и канализации посредством выполнения своей программы коммунального водоснабжения, а также предоставляла помощь правительствам по запросу в связи с программами планирования семьи, поддерживала и стимулировала проведение научных исследований в области рождаемости, с тем чтобы можно было предотвратить серьезные последствия демографического взрыва для окружающей человека среды и т.д.
Слайд 24АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ, СВЯЗАННЫЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ:
рекомендуется, чтобы Продовольственная
и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций в сотрудничестве с другими соответствующими
международными организациями включила в свою программу вопросы, касающиеся планирования сельской местности применительно к политике в области окружающей среды.
рекомендуется, чтобы правительства стран и другие международные организации ПСО, ВОЗ, Международное агентство по атомной энергии укрепляли и координировали международные программы комплексной борьбы с вредителями и уменьшения вредных последствий применения агрохимических препаратов;
рекомендуется, чтобы ПСО в рамках своей программы «Война потерям» уделила особое внимание контролю за отходами и их использованию в сельском хозяйстве, а также осуществляла координацию международной программы исследований и обмена информацией о лесных пожарах, вредителях и болезнях;
рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь в сотрудничестве с государствами-членами обеспечил постоянный надзор за лесным покровом, а также чтобы они уделяли особое внимание профессиональной подготовке в области управления национальными парками и охраняемыми районами;
рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обеспечил в соответствующих условиях изучение, в рамках системы наблюдения за состоянием окружающей среды, воздействия загрязняющих веществ на живую природу;
рекомендуется, чтобы правительства согласились укрепить Международную китобойную комиссию, подписать соглашение об установлении моратория на китобойный промысел сроком на 10 лет и др.
Слайд 25ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ВАЖНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
общие загрязнители;
загрязнение морей;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ
И КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
рекомендуется, чтобы Генеральный секретарь обеспечивал
необходимую информационную, техническую и финансовую поддержку запрашивающим странам для подготовки национальных докладов по вопросам окружающей среды и т.д.
РАЗВИТИЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
С. План мероприятий
Все одобренные Конференцией рекомендации в отношении мероприятий на международном уровне (см. раздел В, выше) перегруппированы в нижеследующем Плане мероприятий в области окружающей человека среды в утвержденных рамках (см. раздел А, выше).
Слайд 26Рамки Плана мероприятий следующие:
Слайд 273. РЕЗОЛЮЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ФИНАНСОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Конференция ООН по проблемам
окружающей человека среды рекомендует:
Генеральной Ассамблее учредить Совет управляющих Программы в области
окружающей среды, состоящий из 54 членов, избираемых на трехлетний период на основе справедливого географического распределения, в функции которого входили бы: осуществление содействия международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление рекомендаций, осуществление общего руководства политикой направления и координации программ в области окружающей среды и т.д.
создать секретариат в ООН (СЕКРЕТАРИАТ ПО ВОПРОСАМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ), который являлся бы центром по провидению мероприятий в области окружающей среды и координации такой деятельности в рамках системы ООН.
с целью осуществления дополнительного финансирования программ в области окружающей среды учредить добровольный фонд (ФОНД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) в соответствии с действующими финансовыми процедурами ООН.
для обеспечения максимально эффективной координации программ ООН в области окружающей среды создать Совет по координации деятельности в области окружающей среды, который бы периодически проводил заседания в целях обеспечения сотрудничества и координации между всеми органами, заинтересованными в осуществлении программ в области окружающей среды и ежегодно представлял доклад Совету управляющих.
Слайд 284. ПРОЧИЕ РЕЗОЛЮЦИИ, ПРИНЯТЫЕ КОНФЕРЕНЦИЕЙ
Всемирный день окружающей среды
Конференция Организации Объединенных
Наций по проблемам окружающей человека среды, рекомендует Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций
провозгласить 5 июня Всемирным днем окружающей среды и принять решение о том, чтобы в этот день каждый год система Организации Объединенных Наций и правительства мира осуществляли на всемирной основе мероприятия, связанные с охраной и улучшением окружающей человека среды, с целью углубления знаний об окружающей среде и вновь подтверждая решимость, выраженную на этой Конференции.
Испытания ядерного оружия
Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, постановляет:
a) осудить испытания ядерного оружия, особенно испытания, проводимые в атмосфере;
b) призвать те государства, которые намерены проводить испытания ядерного оружия, отказаться от планов проведения таких испытаний, поскольку это может привести к дальнейшему загрязнению окружающей среды.
Созыв второй Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды.
Выражение благодарности королевскому правительству и народу Швеции за предоставленную возможность провести Конференцию в Стокгольме, за щедрое гостеприимство и большой вклад в успешную работу Конференции.
Слайд 29Итоги
Важнейшим итогом Конференции было предложение о признании в качестве основного
правового принципа права человека на благоприятную окружающую среду, и, как
следствие можно рассматривать признание государствами в национальных актах право на адекватную окружающую среду и обязательство государства сохранять эту среду.
Конференция приняла план действий из 109 пунктов-рекомендаций, адресованных национальным правительствам и международным организациям, и предложила создать в системе ООН новый механизм, который содействовал бы воплощению решений Конференции в конкретные действия политического и научного характера.
Для осуществления решений Конференции в 1972 году была создана новая межправительственная организация системы ООН — Программа ООН по Окружающей Среде (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в Найроби (Кения). Она выполняет координирующую и катализирующую функции в области окружающей среды и природных ресурсов.
Важность Стокгольмской конференции в том, что она дала толчок развитию и изучению окружающей среды на национальном и международном уровне, способствовала формированию правовых норм и законодательных инициатив, содействовала процессу поиска ресурсосберегающих технологий, ускорила возникновение международных форм сотрудничества по защите окружающей среды. Конференция в Стокгольме послужила основой новых, более широких международных действий по защите окружающей среды и развитию. Она стала предтечей Конференции в Рио-де-Жанейро 1992 года.
Слайд 30Начиная с 1972 года деятельность по охране окружающей среды приобретает
по-настоящему широкий размах, а ее главным направлением становится борьба с
загрязнениями. Однако разрозненные, не скоординированные усилия по охране окружающей среды не могли кардинально повлиять на опасный крен мирового развития. Все явственней ощущалась потребность в единой для всего мирового сообщества программе действий.
Первой ступенькой к такой программе стала сформированная под эгидой ООН Международная комиссия по окружающей среде и развитию, вошедшая в историю как "Комиссия Брундтланд«.
В задачи Комиссии входило: подготовка предложений по долгосрочной стратегии в области охраны окружающей среды и формулирование целей, которые послужили бы ориентиром для выработки практической стратегии отдельных государств мира.
Итогом стал вывод о том, что остановка развития человечества является утопической задачей, но при этом жизненно необходимо перейти к устойчивому развитию, т.е. к такому, которое, удовлетворяя потребности настоящего развития, не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Этот вывод содержался в Докладе комиссии ООН по окружающей среде и развитию (комиссии Г. X. Брунтланд) Наше общее будущее (опубликован в 1987 г.).
В докладе были проанализированы проблемы, которые необходимо решить для перехода к устойчивому развитию (проблемы войны и мира, ресурсообеспечеиия, глобальных климатических изменений, демографического роста), и подчеркнута возможная роль в решении этих проблем правительств, корпораций, международных и неправительственных организаций.
Заявили о полномасштабном экологическом кризисе в изданной в 1991 году ЮНЕСКО книге ведущих экономистов и экологов "Экологически сбалансированное экономическое развитие: дополнение к Брундтланд" под редакцией Р.Гудлэнда, Г.Дейли и С.Эль Серафи.
"Глобальная экосистема, - говорится в ней, - служит стоком для загрязнений, создаваемых экономической подсистемой", которая "стала слишком большой относительно биосферы, и емкости биосферных источников и стоков находятся в состоянии стресса". И если до недавнего времени человек мог строить свою хозяйственную деятельность без оглядки на адаптивные возможности биосферы, а мир представлялся ему чем-то вроде бездонного резервуара, способного поглотить любое количество хозяйственных отходов, то теперь эра "пустого" мира кончилась, и на смену ему пришла эпоха мира "заполненного" [Environmentally..., 1991].
И доклад Комиссии Брундтланд, и "Дополнение к Брундтланд" легли на стол собравшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2) в качестве ее рабочих материалов.
Слайд 31Работа по подготовке Конференции ООН по окружающей среде и развитию
(КОСР) велась под общим руководством Генерального секретаря КОСР Мориса Стронга
(Канада) в течение двух с половиной лет.
В декабре 1989 года был создан специальный Подготовительный комитет (председатель - посол Сингапура при ООН Томми Кох), который провел первую сессию в августе 1990 года в Найроби, вторую и третью - в 1991 году в Женеве и четвертую - в марте 1992 года в Нью-Йорке.
В его работе принимали участие представители 179 стран мира, готовившие общими усилиями три основополагающих документа Конференции - Декларацию Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов и Повестку дня на XXI век, интегрирующую основные задачи человечества на рубеже тысячелетий.
Параллельно шла работа специального Межправительственного переговорного комитета ООН (председатель - Жан Рипперт, Франция) по подготовке Рамочной конвенции об изменении климата и в рамках ЮНЕП - над текстом Конвенции о биологическом разнообразии.
Слайд 32Официально Конференция ООН по окружающей среде и развитию начала свою
работу 3 июня 1992 года выступлением Генерального секретаря ООН Бутроса Бутрос-Гали,
который подчеркнул историческую значимость события и то обстоятельство, что Конференция должна явиться поворотным моментом как в жизни планеты, так и в деятельности ООН и ее структур. Обращаясь к участникам, он заявил: «Никогда в истории от того, что вы делаете или не делаете, так много не зависело для вас самих, для других, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм».
Избранный по общему согласию Председателем Конференции президент Федеративной Республики Бразилия Фернандо Коллор де Мелло, обращаясь с приветствием к участникам Конференции, отметил, в частности, следующее:
«Мы собрались, чтобы обеспечить прогресс в решении общей задачи, основанной на двух фундаментальных положениях - развитие и окружающая среда. Мы принимаем историческую необходимость и нравственную обязанность сформировать новую модель (развития), в которой благополучие всех и сохранение окружающей среды были бы обязательно синонимами... Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире ».
Слайд 33Генеральный секретарь Конференции Морис Стронг в своем заявлении на церемонии ее открытия
отметил, что, к сожалению, надежды, порожденные в мировом сообществе решениями
Стокгольмской конференции 1972 года, в значительной степени остались неосуществленными - глобальные нарушения в природной среде продолжают нарастать.
«Центральными вопросами проблемы, которой нам предстоит заниматься,- сказал он, - являются: характер производства и потребления в промышленно развитой части мира, который подрывает системы, поддерживающие жизнь на Земле; взрывообразный рост населения, преимущественно в развивающейся части мира, добавляющий ежедневно четверть миллиона человек; углубляющееся неравенство между богатыми и бедными, которое ввергает 75 процентов человечества в борьбу за выживание, и, наконец, экономическая система, которая не учитывает экологические ценности и ущерб, - система, которая рассматривает неограниченный рост как прогресс».
Преобладание прироста населения в развивающихся странах и экономического роста в промышленно развитых странах усиливается, создавая дисбаланс, который характеризуется неустойчивостью как в экологическом, так и в экономическом плане. С 1972 года население мира увеличилось на 1.7 млрд. человек, что эквивалентно всему населению планеты в начале этого века. Это не может продолжаться. Численность населения должна быть стабилизирована, и причем быстро. Если это не сделаем мы, то это сделает природа, причем значительно более жестоко.
За тот же двадцатилетний период мировой совокупный общественный продукт возрос на 20 триллионов долларов. Но только 15% этого прироста пришлось на долю развивающихся стран. Более же 70% досталось и без того уже богатым странам... Это другая сторона проблемы - свидетельство того, что каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране третьего мира.
Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, - подчеркнул Морис Стронг - ведут одновременно к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой мере угрожают и богатым, и бедным. Такая модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху.
Все эти обстоятельства и обусловливают необходимость формирования новой модели, ведущей к устойчивому развитию».
Слайд 34После завершения церемонии открытия Конференция сформировала Главный рабочий комитет, председателем которого
был утвержден крупный специалист в области поиска компромиссов посол Сингапура
при ООН Томми Кох, и приступила к заслушиванию на своих пленарных заседаниях выступлений министров экологии разных стран мира, а в конце Конференции - глав государств и правительств.
Работа Главного комитета проходила параллельно с пленарными заседаниями и была посвящена поиску компромиссных формулировок по тем позициям Повестки дня на XXI век, по которым не было достигнуто согласие в ходе работы Подготовительного комитета. В рамках Комитета было создано восемь контактных групп по следующим проблемам:
1. Финансовые ресурсы (координатор - посол Бразилии при ООН Рубенс Рикуперу).
Основные трудности в этой области заключались в оценке средств, необходимых для реализации мероприятий Повестки дня на XXI век в рамках каждой страны, а также дополнительных средств, которые должны были бы быть предоставлены развитыми странами в международные фонды содействия; в согласовании механизмов распределения дополнительных средств и роли различных структур, прежде всего Глобального экологического фонда (ГЭФ), а также участия представителей развивающихся стран в распределении дополнительных средств.
2. Передача технологий (координатор - министр Нидерландов Ханс Алдерс).
Вопрос об условиях передачи ресурсо- и энергосберегающих экологически приемлемых технологий развитыми странами в развивающиеся проходил «красной нитью» через весь подготовительный процесс и работу самой Конференции. Развивающиеся страны настаивали на том, что передача новых технологий должна осуществляться на льготных условиях, тогда как развитые государства стояли на позициях оплаты технологий, в основном, по рыночным ценам. Особенно непримиримой в этом отношении была позиция Соединенных Штатов.
Слайд 353. Проблемы атмосферы (координатор - посол Швеции при ООН Бо Квеллен).
В этом
разделе Повестки дня на XXI век в ходе работы Подготовительного
комитета не удалось согласовать довольно большое число формулировок. Ключевым явился вопрос о мерах по энергосбережению и сокращению использования невозобновимых ископаемых топливно-энергетических ресурсов. Нефтедобывающие арабские страны (ОПЕК) усматривают в подобных мерах угрозу нефтяному рынку, а, следовательно, и собственному благополучию, и поэтому в ходе подготовительного процесса заблокировали возможность нахождения компромиссных решений.
4. Биоразнообразие и биотехнологии (координатор - посол Чили при ООН Висенте Санчес).
В этой области основным предметом разногласий оказался опять-таки вопрос о технологиях. Бурно развивающиеся создание и использование биотехнологий, приносящих очень большие доходы, в значительной мере опирается на генетические ресурсы тропических стран. В связи с этим последние настаивали на том, чтобы часть доходов от использования и продажи таких биотехнологических процессов передавалась им в качестве компенсации за полученный генетический материал на цели содействия устойчивому развитию. Жесткость позиции США (а точнее, частных компаний и корпораций США) вылилась в конце концов в их отказ от подписания Конвенции по сохранению биологического разнообразия.
5. Ресурсы пресной воды (координатор - посол Нигерии при ООН Букар Шайб).
По этому направлению согласования требовали прежде всего пункты, касающиеся финансовых вопросов.
Слайд 366. Правовые инструменты (координатор - посол Египта при ООН Набил Эль-Араби).
Этой группе
было поручено согласовать рекомендации по развитию правовой базы международного сотрудничества
в области проблем окружающей среды и развития; по разработке международных экологических стандартов, учитывающих особенности и возможности развивающихся стран; по определению понятия преступления по отношению к природе и ответственности за него во время войны и мира.
7. Институциональные меры (координатор - посол Малайзии при ООН Исмаил Разали).
В ходе подготовительного процесса было достигнуто взаимопонимание о необходимости создания в рамках ООН специальной Комиссии Устойчивого Развития, которая непосредственно контролировала бы выполнение всех решений ООН по проблемам окружающей среды и развития путем анализа поступающей от правительств информации и наблюдения за выполнением конвенций. Оставались, однако, разногласия по вопросу о том, кому докладывает результаты своей работы эта Комиссия - Генеральной Ассамблее ООН или Экономической и Социальной Комиссии ООН, которая доводит эти сведения до Генеральной Ассамблеи.
8. Защита лесов (координатор - представитель Гвианы Шарль Либер).
Эта проблема фигурировала в двух документах - в Повестке дня на XXI век и в специальном Заявлении по принципам рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов.
Обсуждение проблемы лесов как в ходе подготовительного процесса, так и на самой Конференции шло очень трудно в связи с особой позицией США.
Слайд 37Очень сложными были и дебаты по вопросам финансирования мероприятий Повестки
дня на XXI век, в том числе по вопросу о
фонде ее поддержки.
Глобальный экологический фонд (ГЭФ) был создан в конце 1990 года как программа грантов, ориентированных на финансовую помощь развивающимся странам по проектам, содействующим выполнению обязательств этих стран, принятых в рамках международных соглашений по проблемам окружающей среды. Из него должны финансироваться и мероприятия по двум обсуждавшимся на Конференции конвенциям.
Курирование Фонда осуществляют три организации - Всемирный банк, Программа ООН по развитию (ЮНДП) и Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В настоящее время осуществляются 72 проекта не сумму 584 миллиона долларов из зарезервированных 1,3 млрд. долларов.
Работа Фонда была подвергнута критике со многих сторон, в частности, в связи с отсутствием гласности, недостаточной защитой интересов развивающихся стран и заметной подчиненностью интересам Всемирного банка, контролируемого промышленно развитыми странами Севера.
Группа из 77 развивающихся стран поставила вопрос о целесообразности создания отдельного фонда поддержки Повестки дня на XXI век, но в ходе острейших дебатов на всех уровнях согласилась на компромиссный вариант «должной перестройки» ГЭФ и механизма распределения финансовых средств.
Слайд 38На заключительной сессии Конференции 14 июня 1992 года были утверждены Декларация
Рио-де-Жанейро, а также окончательные тексты Заявления по лесам и Повестки
дня на XXI век.
Ряд стран (Саудовская Аравия, Кувейт, Филиппины, Франция) заявили, что они представят определенные оговорки по тексту Повестки дня на XXI век.
Подводя итоги работы Конференции, ее Генеральный секретарь Морис Стронг подчеркнул беспрецедентный масштаб и значимость этого события. «Мир после Конференции должен стать другим»,- заявил он. Другой должна стать дипломатия и система международных отношений, другой должна стать и Организация Объединенных Наций, другими станут и правительства, принявшие на себя обязательства двигаться к устойчивому развитию. Мы выживем только все вместе, в противном случае не выживет никто.
Слайд 39Оценивая результаты, можно заключить, что Конференция приняла документы, преимущественно декларативного
характера.
Декларация Рио об окружающей среде и развитии — документ исторический,
по мнению одних авторов, и риторический, по мнению других, провозглашающий общие положения, например право на развитие, необходимость сотрудничества в целях преодоления бедности и вызванных ею социально-экономических проблем, для перехода к экологически гармоничному и социально и экономически устойчивому развитию, ответственность за загрязнение на основе ПЗП (всего 27 принципов, определяющих права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей).
Повестка дня на 21-й век — основной документ Конференции, представляющий собой обширную программу всемирного сотрудничества и включающий более 100 частных программ, охватывающих широчайший спектр вопросов, от преодоления нищеты до усиления роли общества в решении проблем охраны природы. В документе рассмотрена роль правительств, предпринимателей, профсоюзов, ученых, женских, молодежных и детских организаций в решении многочисленных проблем. Величина ежегодных расходов на выполнение рекомендаций Повестки... оценивается в 21 млрд долл., что дало повод иронически интерпретировать перевод англоязычного варианта названия данного документа Agenda21 в связи с цифрой расходов. Повестка дня на 21-й век, не накладывая на страны конкретных обязательств, содержит призыв к развитым странам направлять до 0,7% ВНП на экологически ориентированную помощь развивающимся странам.
Слайд 40Рамочная конвенция по проблеме изменений климата, не накладывающая конкретных обязательств,
но предусматривающая последующую разработку международного договора об ограничении эмиссии парниковых
газов .
Конвенция по биоразнообразию, призывающая государства разработать национальные программы и планы, направленные на сохранение и рациональное использование биологического разнообразия экосистем, усилить охрану редких и исчезающих видов, обеспечить сохранение и равноправие туземных и местных систем управления биологическими ресурсами. Следует отметить, что США отказались присоединиться к данной конвенции.
Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов, содержащее призывы к сохранению
лесных экосистем всех природных зон.
Основной документ Конференции Повестка дня на 21-й век был принят вместо Хартии Земли — документа, предполагавшего конкретные обязательства для подписавших его государств. Содержание Хартии Земли согласовать не удалось. Конференция рекомендовала отдельным странам разработать национальные программы перехода к устойчивому развитию.
Слайд 41В целом итоги конференции в Рио-де-Жанейро вызывают неоднозначную реакцию.
С
одной стороны, она по праву может считаться исторической вехой в
развитии международного природоохранного сотрудничества.
Во-первых, собрав беспрецедентное число государственных деятелей высшего ранга, форум в Рио-де-Жанейро ознаменовал переход экологических проблем из периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов.
Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем.
В-третьих, помимо официальных делегаций в Рио-де-Жанейро съехалось множество представителей неправительственных организаций и заинтересованных частных лиц, что придало межправительственной по статусу конференции достаточно демократичный характер, создав полезный прецедент на будущее.
С другой стороны, основанием для скепсиса может служить тот факт, что в Рио выпукло проявились разногласия, существующие между промышленно развитыми и развивающимися странами.
Так, из-за противодействия стран "третьего мира" участникам форума не удалось выработать соглашение по одной из самых животрепещущих проблем — тотальному уничтожению тропических лесов. Вместо договора на свет появился туманный документ под названием "Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов".
Более того, определенный раскол наметился и в рядах развитых стран: обструкции была подвергнута позиция Соединенных Штатов, вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. США отказались подписать Конвенцию о биологическом разнообразии, ссылаясь на то, что в ней адекватно не отражены права, связанные с интеллектуальной собственностью
Слайд 42В последующие годы в некоторых странах (США, Нидерланды и др.)
развернулось создание национальных программ устойчивого развития, выработка индикаторов устойчивого развития
(объемы эмиссии поллютантов, объемы образования отходов и уровень их переработки, площади лесов и ООПТ и их динамика, биоразнообразие, демографические показатели и др.) и их использования для оценки деятельности правительств .
На содержании документов Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию сказалось численное преобладание представителей развивающихся стран.
Вследствие этого, собственно экологические проблемы, такие, как демографический рост, покрываемые за счет недопустимой нагрузки на среду долги стран третьего мира, обезлесение, экспорт опасных отходов, оказались отодвинутыми на задний план более актуальными для большинства человечества социально-экономическими проблемами.
При этом противоречие между богатым Севером и бедным Югом не только не было преодолено, но и еще более обострилось.
Конференции Рио+5 и Рио+10 прошли с еще большим числом участников, привлекли к себе еще большее внимание правительств средств массовой информации, общественности, но принятые на них документы касались примерно того же круга вопросов и едва ли могут быть оценены как прорывные.
Не удивительно, что на состоявшейся в 1997 г. Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН делегаты сошлись в мнении: за пять лет после конференции в Рио-де-Жанейро многие поставленные задачи не решены и даже не начали решаться.
Слайд 43В его работе приняли участие посланцы 195 стран, в том
числе 104 президента и премьер-министра.
В ходе последнего пленарного заседания саммита
4 сентября его участниками была принята политическая декларация форума, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира, а также план действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии.
Этот документ предусматривает ряд широкомасштабных акций, обеспечивающих доступ сотням миллионов человек к чистой воде и электрической энергии, а также 50-процентное снижение уровня бедности к 2015 году.
В нем оговорены комплексные природоохранные программы, замедляющие вырубку лесов и истощение рыбных ресурсов мирового океана. План также предусматривает глобальное снижение субсидий на добычу ископаемых энергоносителей, переход на возобновляемые источники энергии.
Оценивая итоговые документы, эксперты признали, что в них практически отсутствуют четко прописанные детали осуществления заявленных задач. В первую очередь это касается финансирования проектов и обеспечения их квалифицированными специалистами. Большинство сроков, установленных для достижения тех или иных провозглашенных целей, остаются размытыми.
Слайд 44Одним из немногих сенсаций саммита стало заявление Михаила Касьянова о
том, что Россия готова в ближайшее время присоединиться к Киотскому
протоколу, ограничивающему выброс в атмосферу газов, вызывающих «парниковый эффект».
В этом случае Киотский протокол будет ратифицирован достаточным количеством крупных производителей газов и сможет вступить в силу.
Также российский премьер сообщил, что в 2003 году в Москве пройдет международная конференция по проблемам глобального изменения климата.
Хотя генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал решения саммита перспективными и дающими реальную основу для масштабных действий по защите природы и улучшению жизни землян, большинство участников оценили встречу как провальную и безрезультатную.
Президент Венесуэлы Уго Чавес охарактеризовал работу форума как «монологи глухих». На саммите не было настоящих дискуссий о судьбах планеты, сказал он. Все выглядело так, как будто политические лидеры приехали сюда лишь для того, чтобы, просто «отчитать» свои выступления.
Специальный советник генсека ООН по вопросам окружающей среды Ян Пронк заявил, что за десять лет, прошедшие с конференции в Рио, решение проблемы бедности потерпело полный крах, т. к. беспрецедентный экономический рост в девяностые годы был выгоден лишь богатым странам.
Возмущение участников саммита вызвало пренебрежение Соединенных Штатов к проблемам, обсуждаемым в Йоханнесбурге. Если большинство крупных стран в ключевой дискуссии представляли их лидеры, американскую делегацию возглавила заместитель госсекретаря по глобальным вопросам Пола Добрянски.
В финале дискуссии один европейский делегат воскликнул: если этот саммит провалится, другого может и не быть – все скажут, что это пустая трата времени и денег.
Слайд 45Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию
От наших истоков к будущему
1. Мы,
представители народов мира, собравшиеся на Всемирную встречу на высшем уровне
по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, Южная Африка, со 2 по 4 сентября 2002 года, вновь подтверждаем нашу приверженность устойчивому развитию.
2. Мы заявляем о нашей приверженности строительству гуманного, справедливого и заботливого глобального общества, сознающего, что все нуждаются в человеческом достоинстве.
3. В начале нашей Встречи на высшем уровне дети всего мира обратились к нам с простыми и ясными словами о том, что будущее принадлежит им, и поэтому призвали всех нас сделать так, чтобы благодаря нашим усилиям они унаследовали мир, свободный от унижений и позора, вызываемых нищетой, деградацией окружающей среды и моделями неустойчивого развития.
4. Отвечая этим детям, которые олицетворяют наше общее будущее, мы, в частности, заявляем, что все мы, собравшись со всех уголков Земли и принеся с собой различный жизненный опыт, стоим в едином строю, проникнутые глубоким пониманием того, что мы должны немедленно заняться строительством нового, более светлого будущего, воплощающего наши надежды.
5. Исходя из этого, мы берем на себя коллективную ответственность за усиление и упрочение взаимосвязанных и подпирающих друг друга основ устойчивого развития — экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды — на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.
6. С этого континента, являющегося колыбелью человечества, мы, принимая План осуществления Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию и настоящую Декларацию, заявляем о нашей ответственности друг перед другом, перед всем человечеством и перед нашими детьми.
7. Признавая, что человечество находится на перепутье, мы объединились в общем стремлении предпринять решительные усилия для позитивного реагирования на необходимость подготовки практического и зримого плана, который должен обеспечить искоренение нищеты и развитие человеческого потенциала.
Слайд 46От Стокгольма до Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурга
8. Тридцать лет назад в
Стокгольме мы согласились с тем, что необходимо принять срочные меры
для решения проблемы деградации окружающей среды. Десять лет назад на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро, мы согласились с тем, что охрана окружающей среды и социально-экономическое развитие имеют огромное значение для устойчивого развития на основе Рио-де-Жанейрских принципов. В целях обеспечения такого развития мы приняли глобальную программу, озаглавленную «Повестка дня на XXI век», и Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию, приверженность которым мы вновь подтверждаем. Рио-де-Жанейрская конференция была важной вехой, поскольку на ней была определена новая повестка дня для устойчивого развития.
9. В перерыве между встречами в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге народы всего мира собирались на несколько международных конференций под эгидой Организации Объединенных Наций, включая Международную конференцию по финансированию развития, а также Конференцию министров в Дохе. На этих конференциях для всего мира было выработано общее видение ожидающего человечества будущего.
10. На Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге мы достигли многого, сведя вместе богатую палитру народов и мнений в рамках конструктивного поиска общего пути к миру, который уважает и претворяет в жизнь идею устойчивого развития. Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге подтвердила также, что был достигнут значительный прогресс в деле достижения глобального консенсуса и партнерства между всеми народами на нашей планете.
Слайд 47Стоящие перед нами задачи
11. Мы признаем, что искоренение нищеты, изменение
моделей потребления и производства, а также охрана и рациональное использование
природной ресурсной базы в интересах социально-экономического развития являются главнейшими целями и основными потребностями устойчивого развития.
12. Глубокий водораздел, разделяющий человеческое общество на богатых и бедных, и постоянно увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами создают серьезную угрозу для процветания, безопасности и стабильности мира.
13. Глобальной окружающей среде до сих пор наносится ущерб. Продолжается потеря биологического разнообразия и истощение рыбных запасов, опустынивание поглощает все больше плодородных земель, пагубные последствия изменения климата уже очевидны, стихийные бедствия становятся все более частыми и все более разрушительными, развивающиеся страны становятся все более уязвимыми, а загрязнение воздуха, воды и морской среды продолжает лишать миллионы людей достойной жизни.
14. Вследствие глобализации у этих проблем появился один новый аспект. Быстрая интеграция рынков, движение капиталов и значительное расширение инвестиционных потоков по всему миру обусловили новые проблемы и возможности на пути к обеспечению устойчивого развития. Однако блага и издержки глобализации распределяются неравномерно, а развивающиеся страны сталкиваются с особыми трудностями в ходе усилий по решению этих проблем.
15. Над нами нависла опасность того, что это глобальное неравенство укоренится, и, если мы не примем мер для того, чтобы радикальным образом изменить жизнь бедных слоев мира, они могут утратить веру в своих представителей и в демократические системы, которым мы по-прежнему привержены, поскольку они будут рассматривать своих представителей всего лишь как пустозвонов и празднословов.
Слайд 48Наша приверженность устойчивому развитию
16. Мы полны решимости обеспечить, чтобы наше
огромное разнообразие, которое придает нам всем силы, использовалось для коллективного
партнерства в интересах достижения изменений и общей цели устойчивого развития.
17. Признавая важность укрепления человеческой солидарности, мы настоятельно призываем развивать диалог и сотрудничество между цивилизациями и народами мира, независимо от расы, инвалидности, религии, языка, культуры или традиций.
18. Мы приветствуем то, что на Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге в центре внимания было неделимое человеческое достоинство, и мы полны решимости благодаря решениям относительно целей, сроков и партнерства быстро увеличить возможности удовлетворения таких основных потребностей, как потребности в чистой воде, санитарии, адекватном жилье, энергии, охране здоровья, продовольственной безопасности и охране биологического разнообразия. В то же время мы будем взаимодействовать друг с другом, с тем чтобы помочь друг другу получить доступ к финансовым ресурсам, воспользоваться благами, вытекающими из открытия рынков, добиться укрепления потенциала, использовать современную технологию в интересах развития и принять меры для того, чтобы обеспечить передачу технологий, развитие человеческого потенциала, образования и подготовку кадров, с тем чтобы слаборазвитость навеки канула в Лету.
Слайд 4919. Мы подтверждаем наше обязательство уделять особое и первоочередное внимание
борьбе с такими мировыми условиями, которые создают серьезную угрозу устойчивому
развитию наших народов и в число которых входят хронический голод; недоедание; иностранная оккупация; вооруженные конфликты; проблемы, связанные с незаконными наркотиками; организованная преступность; коррупция; стихийные бедствия; незаконный оборот оружия; торговля людьми; терроризм; нетерпимость и подстрекательство к расовой, этнической, религиозной и другой ненависти; ксенофобия, а также эндемичные, заразные и хронические болезни, включая ВИЧ/СПИД, малярию и туберкулез.
20. Мы привержены обеспечению того, чтобы меры по расширению возможностей и эмансипации женщин и достижению равенства мужчин и женщин были включены во все мероприятия, предусмотренные Повесткой дня на XXI век, целями развития в новом тысячелетии и Планом осуществления решений Встречи на высшем уровне.
21. Мы признаем тот факт, что у мирового сообщества есть средства и ресурсы для решения проблем, связанных с искоренением нищеты и обеспечением устойчивого развития, которые стоят перед всем человечеством. Мы вместе предпримем дополнительные шаги для обеспечения того, чтобы эти имеющиеся ресурсы использовались на благо человечества.
22. В этой связи, для того чтобы содействовать достижению наших целей развития, мы настоятельно призываем развитые страны, которые еще не сделали этого, предпринять конкретные усилия для достижения согласованных на международном уровне объемов официальной помощи в целях развития.
23. Мы приветствуем и поддерживаем формирование более сильных региональных группировок и союзов, таких, как Новое партнерство в интересах развития Африки, в целях содействия региональному сотрудничеству, расширению международного сотрудничества и устойчивому развитию.
24. Мы будем продолжать уделять особое внимание потребностям развития малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран.
25. Мы вновь подтверждаем жизненно важную роль коренных народов в устойчивом развитии.
Слайд 5026. Мы признаем, что для обеспечения устойчивого развития необходимы долгосрочная
перспектива и широкое участие в разработке политики, в принятии и
осуществлении решений на всех уровнях. Выступая в качестве социальных партнеров, мы будем продолжать добиваться формирования стабильных партнерских отношений со всеми основными группами, уважая при этом независимую важную роль каждой из них.
27. Мы согласны с тем, что в ходе осуществления своей законной деятельности частный сектор, включая как большие, так и малые компании, обязан вносить свой вклад в формирование справедливо устроенных и стабильных общин.
28. Мы согласны также оказать помощь в целях увеличения занятости, приносящей доход, учитывая при этом Декларацию об основных принципах и правах на работе Международной организации труда.
29. Мы согласны с тем, что корпорации частного сектора должны обеспечивать подотчетность корпораций в условиях транспарентного и стабильного регулирования их деятельности.
30. Мы обязуемся усилить и улучшить управление на всех уровнях в целях эффективного осуществления Повестки дня на XXI век, целей развития в новом тысячелетии и Плана осуществления решений Встречи на высшем уровне.
Слайд 51Будущее за многосторонним подходом
31. Для достижения наших целей устойчивого развития
нам нужны более эффективные, демократичные и подотчетные международные и многосторонние
учреждения.
32. Мы вновь подтверждаем нашу приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и международному праву, а также укреплению многосторонности. Мы поддерживаем ведущую роль Организации Объединенных Наций как самой универсальной и представительной организации в мире, у которой имеются наилучшие возможности для содействия устойчивому развитию.
33. Мы обязуемся также регулярно следить за достижением наших целей в области устойчивого развития.
Да будет так!
34. Мы согласны с тем, что такой процесс должен быть всеобъемлющим и должен включать все основные группы и правительства, которые участвовали в исторической Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге.
35. Мы обязуемся действовать сообща, будучи объединенными нашей общей решимостью спасти нашу планету, содействовать развитию человеческого потенциала и достичь всеобщего процветания и мира.
36. Мы обязуемся выполнить План осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию и ускорить достижение содержащихся в нем оговоренных по срокам целей в социально-экономической и экологической области.
37. Находясь на Африканском континенте, который является колыбелью человечества, мы торжественно обязуемся перед народами мира и перед поколениями, которые неизбежно унаследуют нашу Землю, решительно действовать для обеспечения того, чтобы наша общая надежда на устойчивое развитие сбылась.
Слайд 52Форум Земли в Йоханнесбурге (2002 г.), в котором приняли участие
22 тыс. представителей 191 страны, вновь свелся к многократному повторению
тезисов об углубляющейся пропасти между экономически развитыми странами и третьим миром и деклараций о необходимости объединить усилия человечества для решения глобальных проблем.
Перечни глобальных проблем в последние годы неоднократно пересматривались, причем делалось это без четко сформулированных критериев, при несомненном влиянии обстоятельств конъюнктурного характера.
Сказались небезуспешные попытки отдельных экологических организаций и групп участников форумов повысить ранг своих проблем, привлечь к их изучению возможно большие ресурсы.
В частности, трудно иначе объяснить, почему в докладе ГЕО-2 проблема течения Эль-Ни-ньо оказалась вынесена на глобальный уровень и отделена от изменений климата, а лесные пожары — от стихийных бедствий; едва ли более обоснован принятый в докладе ГЕО-3 раздельный подход к сохранению лесных ресурсов и биоразнообразия.
Повышенное внимание к проблеме биоразнообразия вполне оправданно, но это не отменяет того факта, что каждый вид, тем более редкий, имеет ограниченный ареал, что несовместимо с глобальностью как таковой.
Это же относится к городским территориям, местам накопления токсичных химикатов и опасных отходов.
Фактически произошла подмена понятий, и под глобальными теперь понимаются не проблемы, охватывающие мир в целом и требующие для своего решения объединенных усилий мирового сообщества, а проблемы, к которым международная организация или форум считают нужным привлечь внимание всего мира.
Слайд 53В саммите, который стал самым большим мероприятием в истории ООН и
прошел 20-22 июня 2012 года, приняли участие более 45 тысяч
человек, в том числе 12 тысяч делегатов из 188 стран, почти 10 тысяч представителей общественных организаций и 4 тысячи журналистов.
Соглашения, обязательства, инициативы и заявления, сделанные в течении трехдневной конференции, относятся к целому ряду глобальных проблем: внедрение альтернативной энергетики, продовольственная безопасность, водные ресурсы, устойчивое развитие транспортной системы и др.
Но главный итог – 193 государства-члена ООН таки достигли компромисса и одобрили соглашение, которое будет способствовать продвижению устойчивого развития.
Правда, в оценке результативности данного документа стороны расходятся. Если, страны-участницы заявляют о готовности продолжать путь к «будущему, которого мы хотим», то многие представители гражданского общества настаивают, что будущее, описанное в итоговом документе, совсем не то, которое они хотят.
Слайд 54Итоговая декларация саммита на 49 страницах, сильно отличается от так называемого «нулевого
варианта» текста, представленного в январе 2012 года.
Финальный документ был согласован
лишь накануне конференции, во вторник, когда делегатам – на экспертном уровне – удалось достичь компромисса.
Итоговый текст сами страны называли и «наименьшим общим кратным» слишком разных позиций, и тонким компромиссом, любая попытка нарушить который приведет к коллапсу всей конференции.
Данная декларация определяет принципы перехода к устойчивому, стабильному развитию, к социальному и экономическому прогрессу - при условии сохранения окружающей среды.
"Итоговый документ обеспечивает прочную основу для социального, экономического и экологического благополучия", - сказал Пан Ги Мун. " Наша обязанность создать это благополучие . Сейчас начинается работа" .
Слайд 55Среди главных достижений документа можно отметить:запуск процесса разработки Целей устойчивого
развития, которые в 2015 году должны "сменить" Цели развития тысячелетия.
показано как
зеленая экономика может быть использована в качестве инструмента для достижения устойчивого развития;
укрепление Программы ООН по окружающей среде и создание нового форума по устойчивому развитию;
содействие развитию корпоративной отчетности по устойчивому развитию;
разработка новых индикаторов устойчивого развития, которые бы дополнили ВВП;
разработка стратегии устойчивого развития финансовой сферы;
принятие основы для устойчивого потребления и производства;
акцент на улучшение гендерного равенства.
Слайд 56Вместе с тем, странам не удалось принять решение по защите
биоразнообразия в международных водах, а попытки ликвидировать субсидии на ископаемое
топливо (что дало бы возможность развить экономику и сократить выбросы СО2) закончились ничем.
Также еще на стадии предварительных переговоров провалились или были существенно занижены планы закрепить права бедного населения на чистую воду, надлежащее питание и современные энергоисточники.
Еще одним непреодолимым барьером стал денежный вопрос. Развивающиеся страны заявляли, что для того, чтобы справиться с расходами, необходимыми для перехода на зеленый путь развития, им нужна финансовая поддержка. Но в связи с осложнением экономической ситуации, развитые страны оказались не в состоянии взять на себя финансирование программ устойчивого развития в бедных регионах планеты.
"Очень беспокоит реальное отсутствие действий, потому что мы знаем, какой сложной является ситуация во многих регионах мира в плане окружающей среды и бедности, и они не проявили так необходимого нам лидерства", - сказала в интервью BBC Барбара Стокинг, генеральный директор Oxfam GB .
По утверждению главы немецкой природоохранной организации BUND Хуберта Вайгера (Hubert Weiger), участники саммита не были готовы серьезным образом заниматься проблемами будущего планеты.
Таким образом, большинство экспертов сходятся во мнение, что соглашение, достигнутое на Рио +20, слишком слабо, чтобы преодолеть социальный и экологический кризис.
Слайд 57Помимо согласованного документа, ключевую роль в исходе Рио+20 сыграли добровольные
обязательства. Бизнес, университеты, общественные организации взяли на себя более 700
добровольных обязательств по формированию устойчивого будущего на благо планеты и ее жителей. 13 крупнейших обязательств оцениваются в $ 513 млрд.
Около 100 организаций официально объявили о поддержке инициативы Генерального секретаря ООН "Устойчивая энергетика для всех". Программа направлена на решение к 2030 году трех взаимозависимых задач: обеспечение всеобщего доступа к современным энергетическим ресурсам; снижение интенсивности мирового энергопотребления на 40 процентов; увеличение доли возобновляемых источников энергии в мире до 30 процентов.
Бизнесмены и инвесторы пообещали предоставить более 50 миллиардов долларов США на финансирование этой глобальной инициативы. Также восемь мировых банков развития объявили, что они инвестируют $175 млрд. на создание транспортных систем в развивающихся странах, которые уменьшат выбросы парниковых газов, облегчат жизнь городской бедноты и уменьшат число дорожных происшествий.
Слайд 58Более 80 стран, международных организаций и компаний объявили о своей
поддержке глобального партнерства для океанов. Напомним, Всемирный банк создал глобальное
партнерство, благодаря которому собирается привлечь 1,5 миллиарда долларов для спасения мировых океанов. По результатам работы Корпоративного форума "Инновации и сотрудничество для будущего, к которому мы стремимся", организованного Глобальным Договором ООН, бизнес взял на себя более 200 обязательств по устойчивому развитию.
Пан Ги Мун также представил инициативу"Zero Hunger Challenge" и призвал страны быть более смелыми и амбициозными в решении продовольственных проблем. Главные задачи: обеспечить 100-процентный доступ к адекватной пищи круглый год, увеличить производительность мелких ферм и минимизировать пищевые отходы.
Некоторые страны уже начали действовать. Например, Великобритания обязалась выделить около $ 234 млн. помощи мелким фермерам для повышения их производительности и тем самым обеспечить продуктами миллионы людей.
Также правительство Бразилии объявило о создании Всемирного Центра по устойчивому развитию. Центр "Рио +" будет содействовать проведению исследований, международных дискуссий об устойчивом развитии, обмену знаниями.Г
енеральный секретарь Рио +20 Ша Цзукан отметил: «Эта конференция о реализации. Речь идет о конкретных действиях. Добровольные обязательства являются важной частью наследия этой конференции. Они дополняют официальные итоги Конференции».