Слайд 1Коррекционная работа по развитию речи с детьми с нарушениями зрения
Выполнили
студенты 3 курса, группы Ла16-1
Желудкова Эльвира,
Сарбасова Жанна
Новокузнецк, 2019
Слайд 2 Для полноценного психического развития ребенка с дефектами зрения
решающее значение имеет организация его активной, самостоятельной деятельности, способствующей познанию
окружающего мира.
Для этого необходимо развитие процессов предметного восприятия на основе двигательно-кинестетических ощущений, речи, памяти, то есть в основе развития на первом этапе работы лежит комплексный характер восприятия окружающего детьми
Слайд 3В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у незрячих и слабовидящих
детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается
в обычные границы и выражается в особенностях речи (нарушении словарно-семантической стороны, «формализме», эхолалиях и т. д.)
Слайд 4Речевые нарушения у детей с дефектом зрения многообразны, сложны по
степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему ,
где речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии
Слайд 5Уровни сформированности речи у детей с нарушением зрения
(Л. С. Волкова)
Первый уровень
- Единичные нарушения
звукопроизношения;
Слайд 6Второй уровень
Активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и образа
предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в
составлении предложений и развернутых рассказов;
В произношении- различные виды сигматизма, ротацизма, ламбдацизма;
Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков и фонематических представлений;
Не сформирован фонематический анализ
Слайд 7Третий уровень
Экспрессивная речь отличается бедностью словаря;
На низком уровне
находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий;
Связная речь аграмматична , состоит из перечислений и одно - двусловных предложений. Нет развернутых рассказов;
Отмечаются множественные нарушения звукопроизношения;
Недостаточно сформировано слуховое и произносительное различение звуков;
На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза
Слайд 8Четвертый уровень
Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесенности
слова - образа предмета и обобщающих понятий;
Связная речь состоит
из отдельных слов.
Встречаются эхолалии;
Страдает качественная сторона грамматического строя речи, слуховая дифференциация звуков;
Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза
Слайд 9 У большей части детей с нарушениями зрения обширно
представлены системные нарушения речи, при которых имеется расстройство речи как
целостной функциональной системы при совместном нарушении ее ведущих компонентов.
У детей с глубокими дефектами зрения расстройства речи обусловлены ее ранним недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом», эхолалией. Отмечается и сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний правильного грамматического конструирования предложений
Слайд 10Изучение нарушений речи у невидящих и слабовидящих детей как сложного
дефекта требует учета и анализа состояния не только всех компонентов
речи , но и множества неречевых функций , что составляет методику комплексного логопедического обследования
Слайд 11Специфические принципы:
принцип корригирующего обучения;
учёт первичных и вторичных дефектов; опора
на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы; формирование всесторонних представлений
об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности;
Учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения; опора на сохранные компоненты речи; учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала
Слайд 12Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения:
Формирование
общих речевых навыков;
Развитие фонетической стороны речи;
Совершенствование импрессивной речи;
Развитие лексической стороны
речи;
Обучение связной речи;
Формирование грамматической стороны речи
Слайд 13Уровни сформированности речи и работа с ними:
1 уровень –
работа по совершенствованию фонетической стороны речи;
2 уровень – словарная работа,
развитие фонематического анализа и синтеза;
3 и 4 уровни – элементы, направленные на коррекцию предметно-практической, игровой и познавательной деятельности