Слайд 1Критика марксизма в 19 веке. М.А. Бакунин
Слайд 3М.А. Бакунин
М.А.Бакунин в своих работах не стремился к систематичности
и законченности, всегда был весьма полемичен и, отталкиваясь от суждений
своих оппонентов, формулировал собственную позицию. Нередко принимал желаемое за действительное, преувеличивал степень готовности масс к революции, допускал неразборчивые поступки, явно увлекался конспиративно-заговорщической стороной революционной работы.
Слайд 5Ранние годы
Родился в 1814году в родовом тверском имении Прямухино в семье губернского
предводителя дворянства. В 1829 году стал юнкером Петербургского артиллерийского училища. В январе
1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Был направлен на службу в армию в одну из батарей. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию
Слайд 6Кружок Станкевича
Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в
отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в
дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.
Слайд 7Отъезд за границу
С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей,
куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где
он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против гегелевской философии в защиту христианского откровения. Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).
Слайд 8 Начало революционной деятельности
В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими
революционерами-коммунистами. Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин
познакомился с Иохимом Лелевелем — историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвёл большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.
Слайд 9Пражское восстание
В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в
Пражском народном восстании на которое он попал, прибыв первоначально в
Прагу на Пражский славянский съезд. После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к славянам», направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации европейских республик»
Слайд 10В эмиграции
В 1862—1863 годах принимал участие в польском восстании. 24 февраля 1863
года приехал в Стокгольм для подготовки польского десанта (под командованием Лапинского), кончившегося неудачей.
С 1864 по 1868 год жил в Италии, где организовал целый ряд социалистических организаций, направленных одновременно и против всех существующих исторически сложившихся государств, и против христианского республиканизма Мадзини. В 1865—1866 годах написал свой программный документ — «Революционный катехизис»
Слайд 11В эмиграции
В 1867 году участвовал в конгрессе демократической «Лиги мира
и свободы» в Женеве и выступил с речью, в которой
доказывал невозможность мирной конфедерации существующих государств, основанных на насилии и централизации управления, и требовал их разрушения и замены свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх».
Слайд 12В эмиграции
В сентябре 1864 года на конференции в Лондоне Карлом
Марксом было учреждено Международное товарищество рабочих — I Интернационал. В
1868 году Бакунин вступил в основанный Марксом интернациональный союз рабочих и хлопотал о присоединении к нему «Лиги мира и свободы», но это оказалось невозможным, так как в ней большинство членов не были даже социалистами
Слайд 13Смерть
Михаил Александрович Бакунин умер 19 июня (1 июля) 1876 года
в Берне, в Швейцарии. Михаил Бакунин похоронен на Бремгартенском кладбище
в Берне (участок 9201, могила 68), и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень.
Слайд 14Социализм и марксизм в России XIX века
Маркси́зм — философское, политическое
и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине
XIX века
Социализм — широкое общественно-политическое движение, которое включало в себя различные течения, группы, партии. Социализм выступил в качестве альтернативной концепции развития европейской цивилизации.
Слайд 15Теоретические, социологические и политические взгляды М.А. Бакунина
Социологическая концепция Бакунина окончательно
сложилась в конце 60-х - начале 70-х годов. Центральным элементом
социальной доктрины является концепция закономерностей возникновения государства, его роли и путей к его разрушению и установлению безгосударственного общественного самоуправления. Он выделяет три элемента, составляющих существенные условия всякого человеческого проявления, как индивидуального, так и коллективного: человеческую животность, мысль, бунт. .. Бакунин выступал с критикой крепостного права, законов Российской империи вообще, их применения деятельности судов, произвола царской власти и правительства; взяточничества, беззакония и т.д
Слайд 16Бакунин против Маркса. Битва за Интернационал
В 1863 году в польских
землях Российской империи вновь вспыхнуло восстание, которое снова было подавлено.
28 сентября 1864 года в Лондоне был созван международный митинг против репрессий в Польше. На нём один из ораторов высказал мысль, что кроме поляков, гораздо более угнетённой нацией является пролетариат, и надо бы ему объединяться ради борьбы за свои права. Французские делегаты уже давно разрабатывали проекты устава и программы Интернационала и перед поездкой в Лондон прихватили их с собой. Недолго думая, они огласили проекты на митинге. Инициатива была поддержана, и так стихийно началась история Первого интернационала.
Слайд 17Бакунин против Маркса. Битва за Интернационал
Бакунин не единожды пытался оформить
из своих сторонников какую-то организацию. Это были и «Международный альянс
социалистической демократии», и полумифическое тайное «Интернациональное братство». На конгрессе «Лиги мира и свободы» Бакунин склонял движение к социалистическому пути, но не вышло — в итоге он и его сторонники из «Лиги мира и свободы» в 1868 году перешли в Интернационал, где также образовали особое крыло.
Слайд 18Бакунин против Маркса. Битва за Интернационал
На 3-м конгрессе Интернационала в
Брюсселе в 1868 году «антиавторитарные коллективисты» ещё кооперировались с марксистами,
приняв вместе резолюцию о коллективизации шахт и рудников, железных дорог, пахотных земель и других средств производства. Они тогда ещё вместе противостояли прудонистам, а вот на следующем конгрессе в Базеле в 1869-м уже началась конфронтация: Бакунин предложил резолюцию об отмене права наследования, Маркс выступил против.
Слайд 19Бакунин против Маркса. Битва за Интернационал
Конфликт вступил в личную фазу.
Даже внешне похожие друг на друга Маркс и Бакунин не
могли ужиться в одном Интернационале. Поражение Парижской Коммуны позволило Марксу провести в 1872г Гаагский конгресс, который исключил из Интернационала Бакунина. Такие решения взорвали Интернационал изнутри. Общее недовольство давлением Маркса было плохим фундаментом для объединения, а заразить рабочее движение анархизмом и поднять массовые восстания за несколько лет так и не вышло.
Слайд 20Критика марксизма. К. Маркс и М. Бакунин. Сходство и различие
их взглядов
Слайд 21Критика марксизма. К. Маркс и М. Бакунин. Сходство и различие
их взглядов
Бакунин призывал к освобождению личности, что приведет к освобождению
масс. Марксизм же призывал к освобождению масс, так как без этого не личность не может стать свободной. Лозунг Бакунина «Все для личности» столкнулся с лозунгом Маркса и Энгельса «Все для масс». Другим наиболее явным расхождением во взглядах Бакунина и Маркса было их отношение к методам непосредственного проведения социальной революции. В наиболее принципиальном вопросе - о цели их политической борьбы (социальном идеале) они придерживались практически идентичных взглядов. Оба выступали за то, чтобы это общество было основано на идеалах социального равенства, справедливости и свободы. Оба были едины в признании особой роли пролетариата в современном обществе и в качестве главной силы революции.
Слайд 22Критика марксизма. К. Маркс и М. Бакунин. Сходство и различие
их взглядов
Бакунин несмотря на неоднократно декларировавшийся им материализм, в
оценке роли государства в истории человечества исходил, фактически, из идеалистической концепции. Маркс же в этом вопросе оставался на последовательно материалистических позициях