Разделы презентаций


Кризисный процесс. Суицид. Кризисная интервенция

Содержание

План 17.04.17. Вебинар 1. «Кризисный процесс. Суицидальный процесс.»19.04.17. Вебинар 2. «Методы психологической помощи людям в кризисе, при суицидальных состояниях»27-28.04.17. Семинар «Краткосрочное позитивное консультирование людей, переживающих кризис. Супервизия» в рамках конференции Приложения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кризисный процесс. Суицид. Кризисная интервенция
Юрий Ионов, практикующий психолог.
Апрель 2017 год

Кризисный процесс. Суицид.  Кризисная интервенцияЮрий Ионов, практикующий психолог. Апрель 2017 год

Слайд 2План
17.04.17. Вебинар 1. «Кризисный процесс. Суицидальный процесс.»
19.04.17. Вебинар 2.

«Методы психологической помощи людям в кризисе, при суицидальных состояниях»
27-28.04.17. Семинар

«Краткосрочное позитивное консультирование людей, переживающих кризис. Супервизия» в рамках конференции

Приложения
Информация о I Всероссийской научно-практической конференции 
«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НЕКЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: теория и практика в реальном и виртуальном измерении»
Информация о Московском Волонтёрском Телефоне Доверия Федерации Психологов-Консультантов
Личные контактные данные
План 17.04.17. Вебинар 1. «Кризисный процесс. Суицидальный процесс.»19.04.17. Вебинар 2. «Методы психологической помощи людям в кризисе, при

Слайд 3Самые лучшие специалисты по преодолению кризиса, помогая другим, никогда не

следуют жестким правилам. Оказание помощи в кризисе всегда напоминает странствование

по незнакомой территории, каждый раз вы обнаруживаете, что двигаетесь по новому пути. Поэтому здесь имеет смысл говорить не о некоем алгоритме действия, а об основных принципах и подходах, которые позволят выбрать образ действий в конкретной ситуации

- Гленис Перри

«Как жить с вашей болью. Как справиться с кризисом. Как справиться со стрессом»
(Аннабел Брум Хелен Джеллико, Гленис Перри, Дэвид Фонтана)
Издательство Педагогика-Пресс, 1995

Самые лучшие специалисты по преодолению кризиса, помогая другим, никогда не следуют жестким правилам.  Оказание помощи в

Слайд 4Аспекты кризиса
Кризис имеет чёткое датирование, фиксацию в пространстве и времени.
Кризис

ограничен во времени 2-мя - 6-ю неделями. Безотлагателен.
Всегда имеет причинность:
Кризис

может являться результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.
Кризис может возникнуть, как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу "последней капли").
Кризис вызывает сильнейшие эмоции у человека, в обычной жизни не происходящие, и требует адаптации, вызывает напряжение всех адаптивных сил. Эмоциональные переживания могут быть разных знаков.
Кризис разделяет жизнь на до и после.

Основы кризисной интервенции

Аспекты кризисаКризис имеет чёткое датирование, фиксацию в пространстве и времени.Кризис ограничен во времени 2-мя - 6-ю неделями.

Слайд 5Типы кризисов:
По отношению к перестройке
Обращаемый – обеспечивающий возврат к прежнему

образу жизни.
Требующий перемен образа жизни, перестройки, даже, и когда человек

и хотел бы вернуться к прежнему.

По характеру

Ситуационный (болезнь, травма, авария, катастрофа, теракт…)
Обычные жизненные изменения (беременность, другие события жизни, новая работа, перемена места жительства…)
Депривационный (потери в близком окружении, развод, смерть…)
Интеграционный (позитивные изменения, вызывающие стресс – вступление в брак, новые друзья, повышение…)
Трансформационный (возрастные, экзистенциальные)

Основы кризисной интервенции

Типы кризисов:По отношению к перестройкеОбращаемый – обеспечивающий возврат к прежнему образу жизни.Требующий перемен образа жизни, перестройки, даже,

Слайд 6развитие кризисного процесса
Факторы определяющие скорость и степень нарушения/разрушения:
направление удара/давления,
сила

влияния,
частота ударов/давления,
С другой стороны им противостоящие факторы:
внутренняя устойчивость,

осознанность, адаптивность,
интегрированность в социум, количество и качество социальных связей.

Основы кризисной интервенции

развитие кризисного процессаФакторы определяющие скорость и степень нарушения/разрушения:направление удара/давления, сила влияния, частота ударов/давления, С другой стороны им

Слайд 73 стадии развития кризисного процесса
Находящийся в кризисе человек не видит

выхода из сложившейся проблемной ситуации.
С одной стороны, это ощущение

безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой стороны, в этот момент человек максимально открыт новому опыту.
Кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным жизненным опытом.
Данная классификация имеет важное практическое значение.
1 стадия развития кризиса – человек задействует внутренние адаптационные механизмы.
2 стадия – пробуждается готовность в получении помощи специалиста.
3 стадия развития делает помощь необходимой.

Основы кризисной интервенции

3 стадии развития кризисного процессаНаходящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной

Слайд 8Стадия нормальной адаптации
Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем.

Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтобы с

ней справиться человек использует прошлый опыт. На этой стадии:
используются привычные для человека способы решения проблем и механизмы защиты;
задействуются знакомые ресурсы;
сохраняется гибкость в решении проблемы;
напряжение и релаксация сбалансированы.
Если привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.

Основы кризисной интервенции

Стадия нормальной адаптацииХарактеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем. Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для

Слайд 9Стадия мобилизации
Характеризуется дальнейшим ростом напряжения:
происходит мобилизация новых ресурсов, внешних

и внутренних источников помощи;
пробуждается готовность для новых путей преодоления

ситуации;
ещё больше возрастает напряжение, до преобладания над релаксацией;
растет ощущение неуверенности и страха;
уменьшается гибкость в подходе к проблеме;
На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам человек не может получить помощи, наступает следующая стадия.

Основы кризисной интервенции

Стадия мобилизации Характеризуется дальнейшим ростом напряжения:происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи; пробуждается готовность для

Слайд 10Критическая стадия
Характеризуется повышением тревоги, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией

личности:
разрушаются привычные механизмы преодоления;
возникает эмоциональная дестабилизация и интеллектуальная дезорганизация, ощущение

хаоса;
происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не воспринимаются, как источник помощи);
человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации, как суицид, убийство и другие противоправные действия.
На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора.

Основы кризисной интервенции

Критическая стадияХарактеризуется повышением тревоги, чувствами  беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности:разрушаются привычные механизмы преодоления;возникает эмоциональная дестабилизация и

Слайд 11Психология кризиса
Кризис наносит удар по привычным представлениям человека о себе

и об окружающем мире, утрачивается контроль, сбиваются механизмы саморегуляции, неопределёнными

становятся представления о будущем, теряются устойчивые связи, сознание суживается до переживания беспомощности и безнадежности, отчаяния – верные признаки суицидальных тенденций.
"Но даже когда невозможность существовать в прежней системе представлений очевидна, человек продолжает цепляться за них:
"Хочу, чтобы всё было, как раньше", "Почему это произошло со мной?" - подобные мысли могут принимать характер навязчивости - Гленис Перри

Основы кризисной интервенции

Психология кризисаКризис наносит удар по привычным представлениям человека о себе и об окружающем мире, утрачивается контроль, сбиваются

Слайд 12Характеристика развившегося кризиса:
1. Наличие стрессора
2. Сужение сознания, искажение восприятия


3. Отказ адаптивных механизмов
4. Отказ систем

внешней поддержки

Всё это в целом и обеспечивает востребованность конструктивной помощи и её направленность.

Основы кризисной интервенции

Характеристика развившегося кризиса:1. Наличие стрессора 	2. Сужение сознания, искажение восприятия     3. Отказ адаптивных

Слайд 13Развитие кризиса
Кризис может завершиться на любой стадии, если:
исчезнет

опасность
обнаружится решение.
Развитие кризисного процесса может перейти в хроническое состояние,

усугубляясь привести к суицидальному состоянию.
Или же посредством продуктивно организованной помощи, вывести человека на новый виток его развития

Основы кризисной интервенции

Развитие кризиса Кризис может завершиться на любой стадии, если: исчезнет опасностьобнаружится решение. Развитие кризисного процесса может перейти

Слайд 14Суть основного механизма саморегуляции:
изменять то, что не нравится в желательном

направлении (ресурс – силы);
принимать то, что изменить никак невозможно (ресурс

– мужество);
различать одно от другого (ресурс – мудрость).
Суть основного механизма саморегуляции:изменять то, что не нравится в желательном направлении (ресурс – силы);принимать то, что изменить

Слайд 15Факторы развития кризиса
Давление обстоятельств
Дефицит ресурсов, утрата доступа к ним.
Невозможность

найти оптимальное разрешение.
Возникает «заколдованный круг»…

Неразрешимость кризиса с давлением

обстоятельств непреодолимой силы и утратой устойчивости, адекватного противодействия, имеет все шансы перетечь в невротическое расстройство, психосоматическое расстройство или к суициду.
Факторы развития кризисаДавление обстоятельств Дефицит ресурсов, утрата доступа к ним.Невозможность найти оптимальное разрешение. Возникает «заколдованный круг»… Неразрешимость

Слайд 16Да, я не господин своей судьбы, а лишь нить, вплетённая

в общую ткань жизни! Но если я не могу ткать

сам, то могу обрезать нить

Сёрен Кьеркегор «Афоризмы эстетика»

Да, я не господин своей судьбы, а лишь нить, вплетённая в общую ткань жизни!  Но если

Слайд 17суицид

суицид

Слайд 18Суицид и парасуицид
Является следствием развившегося кризиса, конфликта неудовлетворённой актуальной

потребности и невозможности обойти препятствия, разрешить конфликт на фоне социально-психологической

дезадаптации, развившегося кризиса.
Суицид - это намеренное лишение себя жизни.
Парасуицид (цель не лишение себя жизни, но привлечение внимания).
Амбивалентность – важнейшая характеристика суцидального состояния.

Суицид и парасуицид Является следствием развившегося кризиса, конфликта неудовлетворённой актуальной потребности и невозможности обойти препятствия, разрешить конфликт

Слайд 19«Мы ответственны за свою жизнь – значит, мы можем её

изменять. Отчаяние ведёт к тому, чтобы ничего не делать. Умом

мы понимаем, что обессиливаем себя и надолго застреваем в кризисной ситуации, если виним в нашем несчастье окружающих или судьбу вместо того, чтобы сделать главное для своего спасения – взять ситуацию в свои руки. Пока вы думаете, что причина жизненных проблем лежит вне вас, в вашей жизни не произойдёт благоприятных изменений. Пока вы будете перекладывать ответственность на других, которые якобы плохо с вами обходятся – это может быть и муж-грубиян, и требовательный начальник, не желающий войти в ваше положение, и дурная наследственность, и непреодолимое давление, вы так и останетесь в тупике. Вы и только вы сами ответственны за ключевые стороны жизненной ситуации, и только вы в силах их изменить. Даже испытывая внешние ограничения, вы всё же вольны выбрать, как именно их воспринимать».

Ирвин Ялом
«Вглядываясь в солнце», из книги «Путь к гармонии»
(Эксмо, 2014)

«Мы ответственны за свою жизнь – значит, мы можем её изменять.  Отчаяние ведёт к тому, чтобы

Слайд 20Концепция А.Г. Амбрумовой 1971 г.
Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации

личности в условиях переживаемого микро социального конфликта.
Этот конфликт приобретает

характер неразрешимости и сопровождается крайне тягостными переживаниями.
В этой критической точке дезадаптация и конфликт с высокой вероятностью могут перейти в суицидальную фазу, то есть принимается решение о суициде, как единственном способе ликвидировать конфликт путем самоуничтожения. 
Концепция А.Г. Амбрумовой 1971 г.Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта.

Слайд 21Суицид. Психологический смысл Суицида
Суицид – это попытка прекращения негативного, крайне

болезненно переживаемого потока самосознания. 
Т.е. суицид определяется, как сознательный волевой акт,

направленный на самоуничтожение, как средство прекратить непереносимые переживания, ликвидировать неразрешимый конфликт.
Человек в суицидальном состоянии стремится к отреагированию аффекта, снятию эмоционального напряжения, уходу от той ситуации, в которой волей неволей он оказался.

Суицид. Психологический смысл Суицида Суицид – это попытка прекращения негативного, крайне болезненно переживаемого потока самосознания. Т.е. суицид определяется, как

Слайд 22Суицидальный риск
Суицидальные (антивитальные) переживания, чувства безнадежности, беспомощности, отчаяния.
Размышления,

высказывания… замыслы. Подготовка (завершение дел, передача, дарения вещей на память,

составление завещания, завершение отношений, прощания, составление записки, предсуицидальный разговор). Планирование (время, место, способ).
Намерения – детальное подготовка - установление времени, выбор места, выбор средства, приобретение средств, сценарий суицида.
Оценка силы намерения – осознанность, решимость, готовность, воля, силы, превышение степени выраженности суицидальных переживаний над витальными, продуманность плана, доступность и летальность средств,.
Суицидальный акт.
Постсуицид (в случае срыва попытки).
Суицидальный риск Суицидальные (антивитальные) переживания, чувства безнадежности, беспомощности, отчаяния. Размышления, высказывания… замыслы. Подготовка (завершение дел, передача, дарения

Слайд 23Суицидальная готовность. Повод
СГ возникает на фоне длительных ударов судьбы, психотравмирующих

переживаний.
У подростка повышается чувствительность к боли – теперь самая

малость может вызвать невероятно бурную реакцию, нарастает агрессивность, обнаруживается неспособность противостоять житейским невзгодам.
Он, как бы, возвращается в детство.
Поводом для самоубийства могут послужить и вполне безобидные вещи.


Суицидальная готовность. ПоводСГ возникает на фоне длительных ударов судьбы, психотравмирующих переживаний. У подростка повышается чувствительность к боли

Слайд 245 типов ведущих мотивов
1. Суицидальное поведение по типу "протеста" 
– возникают в ситуации

конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению

к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено.
Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности. 
Встречается чаще у мужчин молодого возраста (от 18 до 30 лет), мотивируется интерперсонально, конфликты чаще в жилищно-бытовой сфере и носят острый характер.
Пресуицидальный период короткий, попытка совершается в виде самопорезов на глазах окружающих, причем до 80% случаев в состоянии алкогольного опьянения.
Суицид чаще совершают лица, злоупотребляющие алкоголем или страдающие органическими заболеваниями ЦНС, а так же подростки «нарциссы».
5 типов ведущих мотивов1. Суицидальное поведение по типу

Слайд 255 типов ведущих мотивов
2.Суицидальное поведение по типу "призыва" 
– смысл состоит

в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция

личности менее активна.  
Также встречается чаще у молодых людей от 18 до 30 лет, но преобладают женщины.
Суицид обычно совершается в вечерние часы, чаще способом самоотравления.
Возникает остро или подостро, психический статус суицидента определяется, как реактивная депрессия с переживанием обиды, жалости к себе, отчаянием.
Как и протестное, призывное суицидальное поведение обычно характерно для лиц с инфантильным личностным складом, которому присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.

5 типов ведущих мотивов2.Суицидальное поведение по типу

Слайд 265 типов ведущих мотивов
3. Суицидальное поведение по типу "избегания"
 – проявляется в

ситуациях угрозы наказания, угрозы личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая

самоценность, а смысл суицида заключается в попытках избегания угрозы или при ожидании психического или физического страдания путем самоустранения.
Характерен для более старших возрастных групп, суицид совершают мужчины и женщины старше 30 лет – обычно инвалиды, разведенные и вдовые, чаще в трезвом состоянии в утренние часы путем самоповешения, самоотравления.
Если алкоголь и принимается, то после решения о суициде.
Пресуицидальный период более растянут во времени.
5 типов ведущих мотивов3. Суицидальное поведение по типу

Слайд 275 типов ведущих мотивов
4. Суицидальное поведение по типу "самонаказания" 
– определяется переживаниями

вины реальной, или это патологическое чувство вины. Самонаказание можно обозначить

как протест во внутреннем плане личности при своеобразном расщеплении «Я», где есть «Я» подсудимый и «Я» судья. 
Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтожения в себе врага» (так сказать, «от судьи», «сверху») и «искупления вины» («от подсудимого», «снизу»). 
Среди суицидентов преобладают женщины с достаточно высоким образовательным и общественно-социальным уровнем, состоящие в браке.
Суицид совершается чаще в утренние часы и совсем редко в опьянении.
Пресуицидальный период длительный, а само самоубийство совершается жестоким способом.
5 типов ведущих мотивов4. Суицидальное поведение по типу

Слайд 285 типов ведущих мотивов
  5.  Суицидальное поведение по типу "отказа" от

жизни 
– здесь цель и мотивы деятельности полностью совпадают. Мотивом является

отказ от существования, а целью является лишение себя жизни: "Я умираю, чтобы умереть".
Этот тип суицида связан с потерей личностного смысла своего существования (например, в связи с потерей значимого близкого человека, в связи с тяжелым заболеванием, особенно неизлечимым) и невозможностью исполнять прежние, высоко значимые роли.
Такой мотив, как отказ, часто характерен для весьма зрелых, глубоких личностей и может выражать не только отношение к лично невыносимой ситуации, но и философски пессимистическое отношение к миру в целом.
Такой суицид чаще совершают мужчины старше 40 лет, в трезвом состоянии, в ранние утренние часы.
Этот тип суицидального поведения наблюдается также при субдепрессиях, циклотимии, шубообразной шизофрении и у лиц с психопатиями астенического круга.
5 типов ведущих мотивов  5.  Суицидальное поведение по типу

Слайд 29Личностный смысл суицидальных актов
Протест – «Так вам и надо!»

- вызов – «Смотрите до чего вы меня довели!»
Призыв

– «Помогите!» - беспомощность;
Избегание – «Я больше не могу этого выносить…» - беспомощность и безнадёжность;
Самонаказание – «Так мне и надо» - облегчение, торжество справедливости под давлением чувства вины;
Отказ – «Я ухожу» - спокойное решение.
Личностный смысл суицидальных актов Протест – «Так вам и надо!» - вызов – «Смотрите до чего вы

Слайд 30Психологический смысл подросткового суицида
– крик о помощи.
Смерть представляется в

виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в

иной мир (рай), она также видится способом наказать обидчиков - отмстить.
Сам суицид у подростков регулируется скорее порывом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета.
Суицид воспринимается подростками в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как мужественное решение – «Смотрите, какой я молодец! Помните меня, скорбите обо мне! Так вам и надо, что вы меня потеряли!»
Психологический смысл подросткового суицида– крик о помощи. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод,

Слайд 31социально-психологическая адаптациия
Объективным критерием её успешности служит поведение человека в обычных

и экстремальных ситуациях. 
Понятие социально-психологической дезадаптации шире понятия психологической патологии.
Различают

объективные и субъективные стороны дезадаптации.
Объективная дезадаптация проявляется в поведении;
субъективная же сторона, субъективное выражение – широкая гамма психоэмоциональных сдвигов.
социально-психологическая адаптациияОбъективным критерием её успешности служит поведение человека в обычных и экстремальных ситуациях. Понятие социально-психологической дезадаптации шире понятия

Слайд 32Социально-психологическая дезадаптация
является общей предпосылкой суицидального поведения, проявляющаяся в каждом

случае в своих специфических формах.
К моменту зарождения суицидального поведения

и далее, по мере его развертывания, вплоть до покушения на свою жизнь, дезадаптационный процесс идёт по общему конечному пути, сводящему к нулю все исходные уровни и выработанные ранее формы адаптации. 
Т.е. человек оказывается в состоянии беспомощности, безнадёжности, он переживает отчаяние.

«Отчаяние ведёт к тому, чтобы ничего не делать.» И.Ялом

Социально-психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения, проявляющаяся в каждом случае в своих специфических формах. К моменту

Слайд 33фазы: предиспозиционная и суицидальная
Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой и

единственной детерминантой суицидального поведения.
Решающее значение для перехода этой фазы

в суицидальную играет конфликт, который занимает центральное, стратегическое значение в структуре рассматриваемого акта. 
Конфликт, переживаемый личностью образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую – тенденция, препятствующая ее удовлетворению. 
Нарушение значимых отношений, социальной ситуации, психологическая травма – общая причина суицида.
Основную роль в генезисе суицидальной предиспозиции играет относительная глубина социально-психологической дезадаптации.
У практически здоровых лиц генезис суицидального поведения определяется соотношением средовых факторов при ведущем значении микро социальных конфликтов. 
фазы: предиспозиционная и суицидальнаяПредиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой и единственной детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для

Слайд 34Предпосылка суицида
апатия,
социальная изоляция,
отсутствие смысла в

жизни,
неверие в личные перспективы,
снижение творческой активности

в результате психологической травмы.
Предпосылка суицида апатия, социальная изоляция, отсутствие смысла в жизни, неверие в личные перспективы, снижение творческой активности в

Слайд 35Особенности склада суицидальной личности
напряжение потребностей и желаний при неумении

найти подходящие способы их удовлетворения,
психическая дезорганизация;
отказ

от поиска выхода;
изолированность от своей группы,
слабое владение собой,
импульсивность,
повышенная внушаемость,
чувствительность,
чувство неполноценности, непонятости,
неустойчивость интересов,
ощущение бесцельности жизни, утрата смыслов
бескомпромиссность
неразвитая (разрушенная) система ценностей,
отсутствие жизненного опыта в возникшей трудной жиз-ной ситуации.
Особенности склада суицидальной личности напряжение потребностей и желаний при неумении найти подходящие способы их удовлетворения, психическая дезорганизация;

Слайд 36кризисная интервенция
Это адекватная помощь человеку, переживающему кризисное состояние. Цель –

достижение лучшей адаптации, баланса, как минимум – предотвращение катастрофы. Развитие

– в перспективе.
Это особый метод психологической помощи при кризисе, это работа с интенсивными чувствами и актуальными проблемами.
Помощь при кризисе центрирована на проблеме, а не на личности человека.
Этим кризисная интервенция отличается от консультирования или психотерапии. В К.И. допустим физический контакт. К.Т. активен, ведёт.
Восстановление идентичности стоит в ряду задач, но самым последним этапом

Основы кризисной интервенции

кризисная интервенцияЭто адекватная помощь человеку, переживающему кризисное состояние. Цель – достижение лучшей адаптации, баланса, как минимум –

Слайд 37Кризисная интервенция характеризуется
направленностью работы на выражение сильных эмоций,
уменьшением смятения благодаря

процессу повторения,
открытием доступа к исследованию острых проблем,
формированием понимания текущих проблем

для поддержки клиента,
созданием фундамента для принятия людьми пережитого опыта.

Основы кризисной интервенции

Кризисная интервенция характеризуетсянаправленностью работы на выражение сильных эмоций,уменьшением смятения благодаря процессу повторения,открытием доступа к исследованию острых проблем,формированием

Слайд 38Основные принципы кризисной интервенции (К.И.)
КИ центрирована на проблеме, а не

на личности;
КИ - это не консультирование и не психотерапия, при

КИ не нужно вскрывать старые раны, потому что у человека нет сил с ними справиться;
КИ сосредоточена на актуальной ситуации;
нерешенные "исторические" проблемы вплетены в кризисную ситуацию, эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный конфликт. Иногда клиент осознает это, иногда - нет. Важно выявить эти "исторические" проблемы, обозначить их место в нынешней ситуации, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме;
для эффективной КИ важно четко определить проблему;
навыки активного слушания позволяют уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля.

Основы кризисной интервенции

Основные принципы кризисной интервенции (К.И.)КИ центрирована на проблеме, а не на личности;КИ - это не консультирование и

Слайд 39Этапы и Особенности кризисной интервенции (К.И.)
Этапы:
Поддержка. Никакого анамнеза, конфронтации, самораскрытия!
Интервенция.


Повышение уровня адаптации
Восстановление личностной идентичности

К.И. возможна на бесплатной основе, при

оплате третьими лицами, при их содействии и участии.
Продолжительность сессии большая.
Границы шире.
Терапевт активнее, до директивности.

Основы кризисной интервенции

Этапы и Особенности кризисной интервенции (К.И.)Этапы:Поддержка. Никакого анамнеза, конфронтации, самораскрытия!Интервенция. Повышение уровня адаптацииВосстановление личностной идентичностиК.И. возможна на

Слайд 407 нот психо-консультирования:
Перефразирование.
Использование вводных слов (ИМХО).
Отражение чувств клиента.
Присоединение чувства к

содержанию (установление связей ситуации и переживаний).
Прояснение проблемной ситуации ,.
Отражение собственных

чувств.
Прояснение – углублённое исследование развития жизненной ситуации контексте развития личности.
7 нот психо-консультирования:Перефразирование.Использование вводных слов (ИМХО).Отражение чувств клиента.Присоединение чувства к содержанию (установление связей ситуации и переживаний).Прояснение проблемной

Слайд 41Активное слушание это:
Отражение
Разъяснение
Поддержка (понимание и переживание)
Развитие
Разделённое молчание
Подведение итогов
вместо оценки
вместо оспаривания
вместо

разрешения проблем
вместо анализа
вместо заполнения пауз
вместо интерпретаций

Основы кризисной интервенции

Активное слушание это:ОтражениеРазъяснение		Поддержка (понимание и переживание)	Развитие			Разделённое молчание	Подведение итогов		вместо оценкивместо оспариваниявместо разрешения 			проблемвместо анализавместо заполнения паузвместо интерпретацийОсновы кризисной

Слайд 425 условий успешного слушания:
Сосредоточение на говорящем.
Отказ от использования чужих и

предвзятых оценок.
Отказ от любых предубеждений в отношении к говорящему.
Свобода в

отношении любых тем, разрешены любые вопросы, приносящие пользу партнеру.
Ободрение и поддержка самых малых шагов на пути к лучшему, заинтересованное внимание и подбадривание.
Принцип обратной связи (дать знать партнеру, что он услышан и понят смысл сказанного, и, возможно, и подтекст).
Предоставление информации о том как это бывает у других «нормирование»,
Психологический нотариат.

Основы кризисной интервенции

5 условий успешного слушания:Сосредоточение на говорящем.Отказ от использования чужих и предвзятых оценок.Отказ от любых предубеждений в отношении

Слайд 43Контракт на сотрудничество
Цель работы – прояснение опыта, понимание состояния в

контексте актуальных событий, бережное исследование тягостных областей с ресурсом, поиск

и актуализация ресурсов для продолжения жизни, оптимизация адаптации, оптимальное проживание текущего…
Время – большая продолжительность встречи, большая частота.
Регулярность встреч не требование, но цель.
Общая продолжительность в пределах 3-5-7-9 встреч.
Чтобы эта работа состоялась, нужно поддерживать жизнь и приходить на встречи.
«Вы могли бы пожить ради меня? Пока Вы открываете личные смыслы…»
Компенсация оговаривается с сопровождающими лицами.

Основы кризисной интервенции

Контракт на сотрудничествоЦель работы – прояснение опыта, понимание состояния в контексте актуальных событий, бережное исследование тягостных областей

Слайд 44Общие Этапы сессии психологического консультирования
Установление контакта и оценка текущего состояния

клиента, особенностей его ситуации. Заключение психологического контракта.
Психологическая работа.
Завершение работы:

подведение итогов и решение о дальнейшей работе.
Общие Этапы сессии психологического консультированияУстановление контакта и оценка текущего состояния клиента, особенностей его ситуации. Заключение психологического контракта.

Слайд 45Три стадии работы с кризисом
Сбор информации о проблеме, идеях о

возможных реалистичных целях и ресурсах клиента.
Формулирование и переформулирование проблемы.
Альтернативы и

решения.

КИ направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить её.
Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.

Основы кризисной интервенции

Три стадии работы с кризисомСбор информации о проблеме, идеях о возможных реалистичных целях и ресурсах клиента.Формулирование и

Слайд 46Консультативная помощь, КИ
Обращена к человеку, к его сознанию, к его

способности реагировать, мыслить, устанавливать и развивать отношения, сначала с одним

консультантом, затем и с другим консультантом, и затем и с другими людьми.
Направлена на отреагирование эмоций, расширение сознания, восстановление разрушенных кризисом адаптивных механизмов, и развитие отношений с миром через диалогическую беседу, осмысление и переосмысление событий, к принятию пережитого опыта и открытости новому.
Всё это равно возможно как в контакте лицом к лицу, так и посредством интернет-технологий, телефона.

Основы кризисной интервенции

Консультативная помощь, КИОбращена к человеку, к его сознанию, к его способности реагировать, мыслить, устанавливать и развивать отношения,

Слайд 47Восстановление личностной идентичности
Психотерапия идентичности – это краткосрочная экзистенциальная психотерапия.
Идентичность связана

с наличием у человека чёткого самоопределения, включающего в себя рефлексию

и формирование:
Целей, позволяющих конструирование планов развития, которые основываются на
Ценностях, актуализирующихся в жизнедеятельности, которые в свою очередь определяются
Системой убеждений, которыми человек руководствуется в своей жизни и деятельности
(А. Ватерман и О. Н. Дериси)
Восстановление личностной идентичностиПсихотерапия идентичности – это краткосрочная экзистенциальная психотерапия.Идентичность связана с наличием у человека чёткого самоопределения, включающего

Слайд 48Восстановление личностной идентичности
Психотерапия идентичности – это краткосрочная экзистенциальная психотерапия:
Кто Я?
Какой

смысл в моей жизни? Как выносить экзистенциальную тревогу?
В чём моя

уникальность, ценность, предназначение?
Что зависит от меня, какова моя свобода и ответственность?
Кто Ты, кто эти люди, что меня окружают и как мне выстроить с ними удовлетворяющие меня взаимоотношения? Как прийти к истинной близости?
Что есть Моя жизнь? …
В период столкновения с событиями, обостряющими экзистенциальную тревогу, мы вольно или невольно задумываемся об этом, и хорошо, когда есть заинтересованный собеседник, который может разделить мой поиск.
Восстановление личностной идентичностиПсихотерапия идентичности – это краткосрочная экзистенциальная психотерапия:Кто Я?Какой смысл в моей жизни? Как выносить экзистенциальную

Слайд 49Задачи телефонного консультирования
Международные нормы, принятые Генеральной Ассамблеей Международной федерации телефонной

экстренной помощи (IFOTES, Израиль, июль 1994г.) предусматривают, что телефонные службы

предлагают временную, мгновенно доступную поддержку любому из тех, кто одинок, отчаялся, переживает стресс или близок к самоубийству. Слушающие стремятся помочь абонентам прояснить свой опыт и осознать собственные ресурсы для продолжения жизни.
Из обзора логично вытекает задача обеспечения возможностью уважительного диалога каждого, кто в нём нуждается.
Такой диалог отвечает потребности человека в разделении его тягот, душевных страданий, внимании к его нуждам, получении опыта сострадания и деятельного участия.
Копьев А.Ф. предлагает рассматривать психологическое консультирование как помощь человеку в переживании его состояния (Копьев А.Ф., 1990.)
Василюк Ф.Е. утверждает, что задача психолога заключается в оказании посильной помощи клиенту в переживании актуальных жизненных затруднений (Василюк Ф.Е., 1984).

Задачи телефонного консультированияМеждународные нормы, принятые Генеральной Ассамблеей Международной федерации телефонной экстренной помощи (IFOTES, Израиль, июль 1994г.) предусматривают,

Слайд 50“Befriending”, “терапия выслушивания”
В практике телефонного консультирования принят подход, получивший название

“Befriending”, или “терапия выслушивания”, как разновидность роджерианского интервью. Он был

открыт на заре существования “Самаритян” вследствие наблюдения посещения людей, обращавшихся за помощью к священнику Чаду Варе.
Е.Г. Лешукова: «…это похоже на внутренний диалог, вынесенный вовне, консультант выполняет роль честного доброжелательного зеркала».
Цель работы – взаимопонимание, открытость между собеседниками, особая атмосфера доверия, способствующая диалогу двух уважающих и принимающих друг друга людей, возникновение «очищающей исповеди».
Довольно редкое явление в обычной жизни, которое предполагает полную погружённость в собеседника, максимальную искренность и честность (Лешукова Е.Г., 1995. Вестник РАТЭПП)
“Befriending”,  “терапия выслушивания”В практике телефонного консультирования принят подход, получивший название “Befriending”, или “терапия выслушивания”, как разновидность

Слайд 51Особенности телефонной помощи
К специфике телефонной связи, как средства общения специалисты

относят анонимность, возможность прервать контакт, эффект ограниченной коммуникации, эффект доверительности

(Сост.: А.Г. Амбрумова, А.М. Полеев. — М., 1988.).
Максимальная доступность (организационная часть)
Анонимность
Возможность прервать контакт
Эффект ограниченной коммуникации
Эффект доверительности
Отношение к абоненту, как здоровому человеку
Особенности телефонной помощиК специфике телефонной связи, как средства общения специалисты относят анонимность, возможность прервать контакт, эффект ограниченной

Слайд 52Специфика телефонной помощи
Настаивая на специфичности и уникальности телефонного консультирования по

сравнению с очным, А. Скворцов и Е. Елизаров (А.В. Скворцов,

В.Ю. Меновщиков, Л.С. Алексеева, А.Ф. Шадура; М. 1999г.), указывают на ряд эмпирических феноменов, присутствующих в телефонном взаимодействии:
«принципиальную разноплановость и вариабельность обращений – «на «Телефон Доверия» может позвонить кто угодно, когда угодно и с чем угодно»;
форсированный характер установления эмоционально-насыщенных отношений уже на первых фазах беседы;
задача экспресс-диагностики эмоционального состояния абонента на первых фазах беседы;
специальный контроль за уровнем контакта на протяжении всей беседы, при этом большое значение придается паравербальным компонентам речи, специальному статусу такой психотерапевтической техники, как выдерживание пауз, обилие так называемых угу-реакций (“мгм”);
контроль за проникновением в глубинные пласты переживаний абонента, обусловленный объективной лимитированностью телефонной беседы, ее краткосрочностью;
акцент на актуальных переживаниях абонента;
ориентация на актуальную проблемную ситуацию, выраженную в плоскости межличностных отношений; выстраивание обсуждения актуальной проблемной ситуации сквозь призму временной перспективы (прошлое — настоящее — будущее);
специальная установка консультанта на придание беседе элемента завершенности к ее окончанию».

Специфика телефонной помощиНастаивая на специфичности и уникальности телефонного консультирования по сравнению с очным, А. Скворцов и Е.

Слайд 53телефонная психологическая беседа
Телефонное психологическое консультирование является нетрадиционной областью оказания психологической

помощи.
Оно интегрирует в себе различные теоретические и эмпирические подходы

к его реализации.
Основной формой, способом и методом оказания психологической помощи на ТД является телефонная психологическая беседа с абонентом.

Основы кризисной интервенции

телефонная психологическая беседаТелефонное психологическое консультирование является нетрадиционной областью оказания психологической помощи. Оно интегрирует в себе различные теоретические

Слайд 54Метод беседы на телефоне доверия Елизарова-Скворцова
состоит в прояснении и интерпретации

различных аспектов опыта в диаде “консультант — абонент” посредством следующих

измерений:
— измерение психологического времени личности в контексте проблемной ситуации;
— измерение, состоящее из трех базовых конструктов описания и обсуждения проблемы.
В качестве базовых конструктов выступают:
— эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации;
— рационально-рефлексивное отношение к проблемной ситуации;
— поведенческий аспект в контексте проблемной ситуации.
Для лучшего понимания логики беседы и некоторых психотерапевтических возможностей консультанта обратимся к схеме (сл.слайд).
Основная идея – внутреннюю логику построения беседы можно выразить следующим образом: беседа начинается с терпеливого некритичного выслушивания, в ходе которого происходит эмоциональное реагирование на значимые аспекты проблемной ситуации, что создает предпосылки для когнитивного овладения проблемной ситуацией и в дальнейшем – планирования действий.
Эту идею можно выразить алгоритмически: блок 1 -> блок 5 -> блок 9, то есть эмоциональное реагирование -> когнитивное овладение -> планирование действий.


Метод беседы на телефоне доверия Елизарова-Скворцовасостоит в прояснении и интерпретации различных аспектов опыта в диаде “консультант —

Слайд 55Блок-Схема Елизарова-Скворцова

Блок-Схема Елизарова-Скворцова

Слайд 56Важное правило краткосрочной терапии от Джея Хейли
«Всегда определять проблему

клиента таким образом, чтобы она имела решение»
SFBT/КПК/ОРКТ
Мы же переопределяем это

в задачу терапевта помогать клиенту определять свою проблему таким образом, чтобы она имела решение.
И для этого у нас есть техника «Хороших наименований»
Важное правило краткосрочной терапии от Джея Хейли «Всегда определять проблему клиента таким образом, чтобы она имела решение»SFBT/КПК/ОРКТМы

Слайд 57Назначение и применение
Предмет КПКонсультирования – не дисфункции, не симптомы, синдромы

заболевания, а нарушение психо-социального функционирования.
Ориентировано на поиск нового пробного решения для

разрешения сложившейся (возникшей) сложной жизненной ситуации, формулирование которого, и решимость его опробовать, и является показателем эффективности психологической работы. 
Клиент – это человек, чьё решение относительно возникшей трудной или сложной (проблемной), или и трудной, и сложной (кризисной) ситуации, является либо неэффективным, либо оно вовсе отсутствует.
Это человек, переживающий состояние тупика, замешательства, нередко отчаяния.., и, вместе с тем, стремящийся найти эффективное, подходящее решение относительно своей проблемной (кризисной) жизненной ситуации.

SFBT/КПК/ОРКТ

Назначение и применениеПредмет КПКонсультирования – не дисфункции, не симптомы, синдромы заболевания, а нарушение психо-социального функционирования. Ориентировано на поиск

Слайд 58Основные идеи:
Каждый человек является экспертом, автором своей жизни.
Психотерапевт является экспертом

в области помогающих взаимоотношений и выполняет функцию организатора мыслительного процесса

человека для обеспечения доступа к ресурсам и по разрешению им своей проблемной ситуации.
Проблемы, кризисы возникают в силу утраты доступа человека к своим ресурсам.
Главными задачами психотерапии являются: помощь человеку в чётком формулировании собственной экологичной цели, переоценка ситуации, имеющихся возможностей, ресурсов, установлении им связи со своими ресурсами, необходимыми ему для продуктивного и конструктивного разрешения сложившейся (возникшей) проблемной (кризисной) ситуации и выработки альтернативных решений, которые позволят человеку достигать желаемые им цели, и настройку на решимость опробовать найденные решения, готовность экспериментировать.

SFBT/КПК/ОРКТ

Основные идеи:Каждый человек является экспертом, автором своей жизни.Психотерапевт является экспертом в области помогающих взаимоотношений и выполняет функцию

Слайд 59Философские правила SFBT от Инсу Ким Берг:
1. Не чините то,

что не сломано.
Определение того, что «не сломано» очень субъективно,

и психотерапевт должен обладать очень широкими взглядами относительно того, что «подходит» и «не подходит», так как многие отличия связаны с отличиями в культуре и образе жизни.
2. Узнав, что работает, делайте это ещё. Увеличить период существующего успеха намного легче, чем овладевать новыми и непривычными формами поведения.
3. Если что-то не подходит, то не повторяйте это опять. Делайте что-нибудь другое.

Народная мудрость гласит: «Если не добился успеха, делай новые попытки», оставляя выбор между упорством и поиском новых путей.

SFBT/КПК/ОРКТ

Философские правила SFBT  от Инсу Ким Берг:1. Не чините то, что не сломано. Определение того, что

Слайд 60Схема работы с клиентом
SFBT/КПК/ОРКТ

Схема работы с клиентомSFBT/КПК/ОРКТ

Слайд 61Движение в КПК
SFBT/КПК/ОРКТ

Движение в КПКSFBT/КПК/ОРКТ

Слайд 62Содержательный аспект работы
SFBT/КПК/ОРКТ

Содержательный аспект работыSFBT/КПК/ОРКТ

Слайд 63Проблемы И объяснения клиента
Определение актуальной (ведущей, пусковой) проблемы для обсуждения

(«Изоляция проблем»).
Общая характеристика текущего состояния. Распознавание актуальных потребностей («Хорошие наименования»).
Оценка

тяжести, переносимости состояния (описание и шкалирование).
Выявление связи состояния и травмирующей ситуации.
Оценка прежних пробных решений («Инвентаризация»).
Контакт через обеспечение понимания и организация поиска выхода из сложной жизненной ситуации.
Исследование объяснений клиента для расшатывания его причинной связи, с предложением альтернативных взглядов на понимание ситуации (Метапозиция терапевта и конструирование фраз с «А если бы это было так..?»).
Определение средств и методов этого выхода («А ещё?»).
Предложение домашних заданий – дневник наблюдений, опрос людей из социальной сети и другие действия в направлении к достижению цели.

SFBT/КПК/ОРКТ

Проблемы И объяснения клиентаОпределение актуальной (ведущей, пусковой) проблемы для обсуждения («Изоляция проблем»).Общая характеристика текущего состояния. Распознавание актуальных

Слайд 64Исследование желаемого положения клиента и ресурсов
Исследование альтернатив («Исключения»). Повышенный интерес

к удовлетворяющим аспектам опыта.
Образ желаемого положения (в позитивных терминах, детальная

конкретизация («Знаки улучшения», «Воспоминания из будущего», «Фантазии о желаемом будущем»).
Оценка ресурсов, их доступности клиенту. Выявление ресурсов, помогающих человеку видеть возможные способы разрешения проблемы, дающих ему выбор и возможности двигаться к поставленным целям и раскрывающим доступ к внутренним резервам личности. («Шкала прогресса», «Ревизия прошлого – переоценка», «Что хорошего, ценного, компетенции», «Жизненный опыт», «Весы», «Проблема, как учитель – переосмысление»).
Поиск и оценка внешних ресурсов. Социальная сеть. («Благодарение» - усиление сотрудничества).
Эмоциональный фон беседы – искренняя заинтересованность и радостное удивление открытиям, поддержка позитива.

SFBT/КПК/ОРКТ

Исследование желаемого  положения клиента и ресурсовИсследование альтернатив («Исключения»). Повышенный интерес к удовлетворяющим аспектам опыта.Образ желаемого положения

Слайд 65 Цитаты Виктора Ефимовича Каган
«Психотерапия – это зона потрясающей неопределенности. Принятие неопределенности

делает нас более уверенными. 360 градусов неопределенности открытой для открытий.
Уважение и

принятие права пациента на то, что с ним происходит. Быть живым человеком рядом с живым человеком. 
Пациент приходит за возможностью побыть собой. Человек не лжёт – он так переживает.  Знак присутствия терапевта, когда пациент становится красив и интересен.
Отзываться не на сами слова, а на смыслы, отзываться на то, что говорит его душа. К чувству обращаться не как к фурункулу, а как к сигналу»

Быть психотерапевтом

Цитаты  Виктора Ефимовича Каган«Психотерапия – это зона потрясающей неопределенности. Принятие неопределенности делает нас более уверенными. 360 градусов неопределенности

Слайд 66Самые лучшие специалисты по преодолению кризиса, помогая другим, никогда не

следуют жестким правилам. Оказание помощи в кризисе всегда напоминает странствование

по незнакомой территории, каждый раз вы обнаруживаете, что двигаетесь по новому пути. Поэтому здесь имеет смысл говорить не о некоем алгоритме действия, а об основных принципах и подходах, которые позволят выбрать образ действий в конкретной ситуации

- Гленис Перри

«Как жить с вашей болью. Как справиться с кризисом. Как справиться со стрессом»
(Аннабел Брум Хелен Джеллико, Гленис Перри, Дэвид Фонтана)
Издательство Педагогика-Пресс, 1995

Самые лучшие специалисты по преодолению кризиса, помогая другим, никогда не следуют жестким правилам.  Оказание помощи в

Слайд 67В Продолжение вебинаров
Мастер-класс «Краткосрочное позитивное консультирование людей, переживающих кризис. Супервизия»

состоится в ходе
I Всероссийской научно-практической конференции 
«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НЕКЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: теория

и практика в реальном и виртуальном измерении»
27-28 апреля 2017 г.
Российский государственный социальный университет, Факультет психологии, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 24
В Продолжение вебинаровМастер-класс «Краткосрочное позитивное консультирование людей, переживающих кризис. Супервизия» состоится в ходе I Всероссийской научно-практической конференции «КОНСУЛЬТАТИВНАЯ

Слайд 68I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НЕКЛИНИЧЕСКАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ: теория и практика в реальном и виртуальном измерении»
К участию в

конференции приглашаются практические психологи и психотерапевты, преподаватели, аспиранты, студенты вузов, представители Департамента образования города Москвы, Департамента социальной защиты города Москвы, представители общественных и некоммерческих организаций.
На конференции планируются телемосты и другие мероприятия с участием представителей научных и психологических организаций США и Израил
Время работы: 27-28 апреля 2017 г.
I Всероссийская научно-практическая конференция  с международным участием «КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НЕКЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: теория и практика в

Слайд 69«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НЕКЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: теория и практика в реальном и

виртуальном измерении»
Заявки на участие в конференции принимаются до 25 апреля

2017 г.
Обязательна электронная регистрация заявки: http://agora.guru.ru/display.php?conf=1conf_counseling2017
Организационный взнос за участие в конференции не предусмотрен.
 
Место проведения конференции: Российский государственный социальный университет, Факультет психологии, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 24
 
Дополнительную информацию о конференции можно получить у представителей организационного комитета: тел. 8 (495) 255-67-67 (доб.3087) (Павел Александрович Кисляков,
E-mail: helpletter@mail.ru (Виктор Юрьевич Меновщиков)


«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НЕКЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: теория и практика в реальном и виртуальном измерении»Заявки на участие в конференции

Слайд 70Основные направления работы конференции
Консультативная психология: границы понятия, границы компетентности; проблемы

и перспективы развития психологического консультирования.
Неклиническая интегративная и эклектическая психотерапия: транстеоретическая

модель психотерапии, учитываюшая как сущностное единство, так и своебразие каждого из психотерапевтических подходов.
Уровни применения психотерапевтических подходов: симптоматическая психотерапия, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, интерперсональный и системный уровни, интраперсональная психотерапия: адаптация зарубежного опыта транстеоретической психотерапии, новые отечественные разработки.
Интернет-психотерапия и телефонное консультирование: создание виртуальной среды, контролируемой и программируемой психотерапевтом, дистанционная консультативная помощь.
Супервизия в психологиченском консультировании и неклинической психотерапии: формы и методы, возможности супервизии лицом к лицу и на дистанции.

Основные направления работы конференцииКонсультативная психология: границы понятия, границы компетентности; проблемы и перспективы развития психологического консультирования.Неклиническая интегративная и

Слайд 71Волонтерский Телефон Доверия!
На базе Института консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Института)

и Федерации Психологов-Консультантов (ФПК) открыт ВТД
Служба оказывает психологическую помощь

взрослым. Каждый может свободно обращаться за консультацией и беседовать о том, что его беспокоит. Волонтёры принимают обращения, связанные с такими проблемами, как:
трудности в общении и взаимоотношениях;
одиночество, поиск смысла жизни;
тяжелая жизненная ситуация;
сильная душевная боль;
желание разобраться в своих чувствах и понять, что же делать?
и многое другое...

ВТД. Москва

Волонтерский Телефон Доверия!На базе Института консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Института) и Федерации Психологов-Консультантов (ФПК) открыт ВТД Служба

Слайд 72Волонтерский Телефон Доверия!
К участию в проекте приглашаются студенты старших курсов

и психологи-выпускники!
Для тех, кто осваивает профессию и нуждается в

практическом опыте, участие в проекте — хорошая возможность попробовать себя в телефонном консультировании, пройти практику с супервизией, как поддержки в своей работе, приобрести навыки работы не в учебной ситуации, а в контакте с реальными клиентами. (Стоит отметить, что баз для подобной практики почти не существует, поскольку ТД – закрытые организации.)
Все волонтеры автоматически попадают в кадровый резерв Московской службы психологической помощи населению – телефон 051. Это не гарантия трудоустройства, в МСППН жесткий ОТБОР!
Но реальная возможность получить рекомендацию супервизора МСППН 051 и соответствующую СПРАВКУ, о работе волонтерами, с указанием кол-ва часов!

ВТД. Москва

Волонтерский Телефон Доверия!К участию в проекте приглашаются студенты старших курсов и психологи-выпускники! Для тех, кто осваивает профессию

Слайд 73Волонтерский Телефон Доверия!
Условия участия в проекте в качестве волонтёра:
прохождение

профессионального отбора или обучение в Институте консультативной психологии и консалтинга

(ФПК-Институте);
возможность приезжать на дежурства по графику 1 раз в неделю на три часа (территориально м. Марьино) или работать дистанционно);
готовность и желание развиваться в профессии и войти в кадровый резерв Московской службы психологической помощи населению (телефон 051)
Стать членом ФПК-Онлайн.
По вопросам участия в проекте, в качестве волонтера, обращаться: http://counseling.su/
Тел./факс (495) 778-90-34
Тел.: 8-905-552-85-41 (Мария)
E-mail: helpletter@mail.ru (Виктор Юрьевич Меновщиков)

ВТД. Москва

Волонтерский Телефон Доверия!Условия участия в проекте в качестве волонтёра: прохождение профессионального отбора или обучение в Институте консультативной

Слайд 74Волонтерский Телефон Доверия!
Условия сотрудничества:
Работа ТД осуществляется посредством виртуальной АТС, это

значит, что дежурство может идти из любого места!
Переадресация звонка или

установка спец. программы на личный компьютер.
Для принимающего звонок – это ничего не стоит, если у него обычный тариф (входящие бесплатно). Звонящий оплачивает услугу по тарифу оператора связи…
Работа осуществляется на основе волонтёрства!
Практика и Супервизия бесплатна.
График работы с 9.00 до 21.00.
Всего 4 смены: 9-12, 12-15, 15-18, 18-21.
В праздничные и выходные волонтеры не работают!
Приглашаются только живущие в Москве и области.

ВТД. Москва

Волонтерский Телефон Доверия!Условия сотрудничества:Работа ТД осуществляется посредством виртуальной АТС, это значит, что дежурство может идти из любого

Слайд 75Юрий Ионов
Практикующий психолог с 1994 г.
Клинический психолог ГБУЗ «Центр

профилактики и борьбы со СПИД №2» Туапсе.
Практик кризисного телефонного консультирования,

системной семейной психотерапии, семейных расстановок, КЦПт, интегративной гипнотерапии, SFBT, тренинга, супервизии, балинтовских групп.
1994-2004 г. руководил службой «Телефон Доверия».
Организовал службу, координировал деятельность, дежурил на линии, готовил консультантов (автор и ведущий Школы консультанта для взрослых и юношества).
2002 г. – по настоящее время вице-президент РАТЭПП. Членство с 1996 г.
1999 – 2009 г. участник и ведущий мастерских конференций и летних школ РАТЭПП.
Проводил обучающие тренинги по телефонному консультированию в городах Когалым, Нягань, Лангепас, Владимир, Оренбург, Самара.
2015 г. членство в ОО «Федерация психологов консультантов России».
Преподаватель Факультета психологического консультирования и психотерапии (ФПК) Института Консультативной Психологии и  Консалтинга:
http://counseling.su/prepodavateli-instituta
Интернет-консультант http://www.b17.ru/ionov/
Публикации в сети http://www.b17.ru/articles/ionov/
Группа «Краткосрочное позитивное консультирование (SFBT)»: https://vk.com/sfbt.therapy.supervision
+7 (938) 405 87 17 (Viber); +7 (988) 183 78 55 (WhatsApp);
Skype: ionov-ya;
Hangouts a9384058717@gmail.com
e-mail: ionov-ya@ya.ru
https://vk.com/ionov_ya
https://www.facebook.com/profile.php?id=100000008493829
Юрий Ионов Практикующий психолог с 1994 г.Клинический психолог ГБУЗ «Центр профилактики и борьбы со СПИД №2» Туапсе.Практик

Слайд 76Сессия групповой интегративной супервизии
Добро пожаловать на сессию групповой интегративной супервизии!
Я

вижу это пространство, как такое, где каждый может иметь свой

голос, и где каждый может быть услышан, где каждый может рассчитывать на понимание и поддержку в поиске решений конкретных сложных случаев, увеличении конструктивности и продуктивности, оптимизации своей практики, наращивании эффективности, расширении профессионального самосознания, развития профидентичности, и двигаться в своём темпе. Т.е., это такое пространство, в котором каждый может, реализуя свои цели, переживать большую удовлетворённость своей практикой.
Приглашаются все заинтересованные, практикующие специалисты! 
Обязательные требования - предварительная подготовка в области психологического консультирования, психотерапии и опыт консультирования.
В группе можно опираться на её потенциал. Мозговой штурм по направлениям заказчика, дискуссия, отклики и поддержка группы, возможности ролевой игры, расстановка терапевтического пространства, обмен идеями и видениями с разных сторон, но в фокусе – интересы терапевта по его профессиональному развитию, расширению и углублению профессионального самосознания.
По времени сессия может быть в пределах 6 часов. С учётом того, что участникам группы потребуется познакомиться друг с другом (даже когда люди знакомы друг с другом, важно найти доверие для раскрытия в новом пространстве – пространстве супервизии – считается, что в супервизии раскрываться, порою, сложнее, чем в личном). Войти в поле работы, почувствовать безопасность и раскрыть интерес к исследованию своих компетенций и их границ, возможностей роста...
Представлю 3 метода работы и по выбору опробуем 2-3 из них.
Время выбрано условно. Можем подобрать более удобное, например, вторая половина дня, вечер.
Количество – оптимально 12 человек.
Сообщайте о своём интересе к участию: +7 (938) 405 87 17 (Viber); +7 (988) 183 78 55 (WhatsApp).
Участники сертифицируются Институтом консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт).
Цена участия 1800 руб. С сертификатом 2900. Регистрация по ссылкам:
в ФБ - https://www.facebook.com/events/152371598628622/ 
на сайте - https://www.b17.ru/trainings/integrative_group_supervision/ 
Сессия групповой интегративной супервизииДобро пожаловать на сессию групповой интегративной супервизии!Я вижу это пространство, как такое, где каждый

Слайд 77Рекомендуемая Литература
Ахола Т. И Фурман Б. «Беседа, фокусированная на решении»


Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в

детском и подростковом возрасте. М.: МЦ СССР, 1978.
Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов ... - 1995. - №3. - с. 38 - 45.
Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоц. и психокоррекц. работы, № 1. 1994. С. 44-52.
Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. 1-е в Восточной Европе руководство по теории и практике телефонной психологической помощи. 
Полищук Ю.Н. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. № 1. 1994. С. 128-130.
Плюс минус жизнь / Сост. Л.А.Сладков. М.: Молодая гвардия, 1990.
Содержание и организация деятельности центров экстренной психологической помощи «Телефон доверия»: Науч.-метод. пособие / А.В. Скворцов , В.Ю. Меновщиков, Л.С.Алексеева, А.Ф. Шадура; Гос. НИИ семьи и воспитания. М., 1999.
Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах / Сост. А.Н.Моховиков. М.: Когито-центр, 2001.
Три взгляда на случай Эллен Вест: Л.Бинсвангер, Р.Мэй, К.Роджерс // Моск. психотерапевтич. журн., 1993. № 3. С. 25-74. 
Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer17.php ВЕК, ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОФЕССОРА АМБРУМОВОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СУИЦИДОЛОГИ. Любов Е.Б., Цупрун В.Е. (Москва) Медицинская психология в России 2(19) 2013г.
Предотвращение самоубийств. Глобальный императив. Доклад ВОЗ, Европейское региональное бюро.2014г.
Рекомендуемая ЛитератураАхола Т. И Фурман Б. «Беседа, фокусированная на решении» Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика