Слайд 1Культура
как понятие
и феномен
Лектор –
кандидат искусствоведения
Чащина С.В.
Слайд 2Этимология (происхождение) слова
от лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание.
Исходная форма заменяла понятие
Агрикультура. Именно в этом смысле слово впервые встречается в трактате
о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э)
De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.)
— самом раннем памятнике латинской прозы.
Слайд 3Протовопоставление
Cultura - Natura
Трактат посвящен не просто обработке земли, а
уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и
особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Если не будет душевного отношения к земле, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.
Слайд 4География и хронология использования термина
Древний Рим – не позднее 2
в. до н.э.
Древняя Греция – собственное слово «Пайдейя» (греч. παιδεία —
«воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания.
Слайд 5Эволюция смыслового поля
Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже,
то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с
чем сочеталось:
- «culture juries» — выработка правил поведения,
- «culture lingual» — совершенствование языка и т.д
Используется ли подобная практика сегодня? Приведите примеры
Слайд 6Когда и как начал формироваться современный смысл
Рим, 1 в. до
н.э. -
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), римский оратор и философ
в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»).
Слайд 7Формирование современного значения
18 век – эпоха Просвещения.
1782 - немецкий
филолог, деятель Просвещения Иоганн Кристоф А́делунг выпустил книгу «Опыт истории культуры
человеческого рода», где сформулировал просветительское определение культуры как деятельности по облагораживанию склонностей и способностей человека и народа, их самовоспитанию (точнее — само-образованию, приданию им идеального образа).
Слайд 8Переходное звено
есть предшественник в 17 в. - немецкий юрист и
историк
Самуэль Пуфендрф (1632—1694),
Употреблял термин культура противопоставляя
«человека искусственного» (воспитанного
в обществе) –
человеку «естественному», необразованному.
Слайд 9Закрепление современного смысла
Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803),
8-я книга своего труда
«Идеи к философии истории человечества» (1784—1791): характеризует «воспитание человеческого рода»
как «процесс
и генетический,
и органический», писал:
«Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его
культурой, то есть возделыванием почвы,
а можем вспомнить образ света и назвать
просвещением...»
Слайд 10Россия XVIII - XIX в.
В XVIII – первой четверти
XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, вместо нее
использовался термин «просвещение».
Слово «культура» вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века, а выросло до научного термина и в России, и за рубежом – на рубеже XIX-XX веков.
Слайд 11Современное смысловое поле
Существует более 2.000 различных подходов к интерпретации термина
«культура».
Слайд 12Наиболее значимые смыслы
Мютью Эрнольд «Культура и анархия» (1869) - «the
best that has been thought and said in the world»
«исторически
определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» - БСЭ,
Антропология: «way of life»,
Фрейд: все, что отличает человека от животного,
«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман)
Слайд 13Волтер Тайлор, 1948: «Соединительная археология» (conjunctive archeology)
Слайд 14Культура как проекция мышления
Мышление (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека (Л. Рубинштейн. Бытие и сознание)
Только
ли для человека характерно?
Современные данные приматологии
Слайд 15Чем мы мыслим?
Какой орган человеческого тела отвечает за мышление?
Только ли у человека существует данный орган?
Чем отличается мышление
человека от мышления животного?
Слайд 16От философии к …
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно:
любовь к мудрости)
— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и
фундаментальные принципы реальности (бытия) и человека, отношения человека и мира, познания.
Какие разделы философии изучали человеческого мышление?
Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь»);
гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») — теория познания;
раздел философских знаний, в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами.
Специфика методологии философии – опора на логические аргументы
Слайд 17… к психологическим подходам …
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «дыхание», «душа»; λόγος — „знание“)
— наука о
душе,
наука о психике.
Пси́хика — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их
взаимодействия с окружающей средой.
Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)
Слайд 18Мышления (псих.)
Мышление —процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на
двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса
понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Слайд 19Патопсихология
Какие разделы психологии изучали процесс мышления?
Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь)— практическая
отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[и состояний
психологическими методами.
Слайд 20… к нейробиологии и когнитивистике
Нейробиология — наука, изучающая устройство,
функционирование, развитие, млекулярную
генетику, биохимию,
физиологию и патологию нервной системы.
Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание)
— междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию
познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.
В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга.
Слайд 21Эволюция форм мышления
К. Анохин. Эволюция мозга и человека.
23-29
минуты.
Эволюция тканей.
Слайд 22Разные формы мышления
Способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе
усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры.
Почему мозг человека
лучше предрасположен к абстрактному мышлению, чем мозг животных?
К. Анохин.