Разделы презентаций


Культура как понятие и феномен

Содержание

Этимология (происхождение) словаот лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание.Исходная форма заменяла понятие Агрикультура. Именно в этом смысле слово впервые встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) —

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура как понятие и феномен
Лектор –
кандидат искусствоведения
Чащина С.В.

Культура  как понятие  и феноменЛектор – кандидат искусствоведенияЧащина С.В.

Слайд 2Этимология (происхождение) слова
от лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание.
Исходная форма заменяла понятие

Агрикультура. Именно в этом смысле слово впервые встречается в трактате

о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) 
De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) 
— самом раннем памятнике латинской прозы.
Этимология (происхождение) словаот лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание.Исходная форма заменяла понятие Агрикультура. Именно в этом смысле слово впервые

Слайд 3Протовопоставление Cultura  - Natura
Трактат посвящен не просто обработке земли, а

уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и

особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Если не будет душевного отношения к земле, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.
Протовопоставление  Cultura  - NaturaТрактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не

Слайд 4География и хронология использования термина
Древний Рим – не позднее 2

в. до н.э.
Древняя Греция – собственное слово «Пайдейя» (греч. παιδεία —

«воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания.
География и хронология использования терминаДревний Рим – не позднее 2 в. до н.э.Древняя Греция – собственное слово

Слайд 5Эволюция смыслового поля
Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже,

то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с

чем сочеталось:
- «culture juries» — выработка правил поведения,
- «culture lingual» — совершенствование языка и т.д
Используется ли подобная практика сегодня? Приведите примеры
Эволюция смыслового поляРимляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование,

Слайд 6Когда и как начал формироваться современный смысл
Рим, 1 в. до

н.э. -  
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), римский оратор и философ

в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»).
Когда и как начал формироваться современный смыслРим, 1 в. до н.э. -  Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), римский

Слайд 7Формирование современного значения
18 век – эпоха Просвещения.
1782 -  немецкий

филолог, деятель Просвещения Иоганн Кристоф А́делунг выпустил книгу «Опыт истории культуры

человеческого рода», где сформулировал просветительское определение культуры как деятельности по облагораживанию склонностей и способностей человека и народа, их самовоспитанию (точнее — само-образованию, приданию им идеального образа).

Формирование современного значения18 век – эпоха Просвещения. 1782 -  немецкий филолог, деятель Просвещения Иоганн Кристоф А́делунг выпустил книгу

Слайд 8Переходное звено
есть предшественник в 17 в. - немецкий юрист и

историк 
Самуэль Пуфендрф (1632—1694),
Употреблял термин культура противопоставляя
«человека искусственного» (воспитанного

в обществе) –
человеку «естественному», необразованному.

Переходное звеноесть предшественник в 17 в. - немецкий юрист и историк Самуэль Пуфендрф (1632—1694), Употреблял термин культура противопоставляя

Слайд 9Закрепление современного смысла
Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803),
8-я книга своего труда

«Идеи к философии истории человечества» (1784—1791): характеризует «воспитание человеческого рода»

как «процесс
и генетический,
и органический», писал:
«Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его
культурой, то есть возделыванием почвы,
а можем вспомнить образ света и назвать 
просвещением...»
Закрепление современного смыслаИоганн Готфрид Гердер (1744—1803), 8-я книга своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791): характеризует

Слайд 10Россия XVIII - XIX в.
В XVIII – первой четверти

XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, вместо нее

использовался термин «просвещение».
Слово «культура» вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века, а выросло до научного термина и в России, и за рубежом – на рубеже XIX-XX веков.
Россия XVIII - XIX в. В XVIII – первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка

Слайд 11Современное смысловое поле
Существует более 2.000 различных подходов к интерпретации термина

«культура».

Современное смысловое полеСуществует более 2.000 различных подходов к интерпретации термина «культура».

Слайд 12Наиболее значимые смыслы
Мютью Эрнольд «Культура и анархия» (1869) - «the

best that has been thought and said in the world»
«исторически

определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» - БСЭ,
Антропология: «way of life»,
Фрейд: все, что отличает человека от животного,
«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман)
Наиболее значимые смыслыМютью Эрнольд «Культура и анархия» (1869) - «the best that has been thought and said

Слайд 13Волтер Тайлор, 1948: «Соединительная археология» (conjunctive archeology)

Волтер Тайлор, 1948: «Соединительная археология» (conjunctive archeology)

Слайд 14Культура как проекция мышления
Мышление (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека (Л. Рубинштейн.  Бытие и сознание)
Только

ли для человека характерно?
Современные данные приматологии

Культура как проекция мышленияМышление (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека (Л. Рубинштейн.  Бытие и сознание)Только ли для человека характерно?Современные данные приматологии

Слайд 15Чем мы мыслим?
Какой орган человеческого тела отвечает за мышление?


Только ли у человека существует данный орган?
Чем отличается мышление

человека от мышления животного?
Чем мы мыслим? Какой орган человеческого тела отвечает за мышление? Только ли у человека существует данный орган?

Слайд 16От философии к …
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно:

любовь к мудрости) 
— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и

фундаментальные принципы реальности (бытия) и человека, отношения человека и мира, познания.
Какие разделы философии изучали человеческого мышление?
Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь»); 
гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») — теория познания;
раздел философских знаний, в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами.
Специфика методологии философии – опора на логические аргументы


От философии к …Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие

Слайд 17… к психологическим подходам …
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «дыхание», «душа»; λόγος — „знание“)
— наука о

душе,
наука о психике.
Пси́хика  — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их

взаимодействия с окружающей средой.
Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)
… к психологическим подходам …Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «дыхание», «душа»; λόγος — „знание“) — наука о душе, наука о психике. Пси́хика  — сложное понятие

Слайд 18Мышления (псих.)
Мышление —процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на

двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса

понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Мышления (псих.)Мышление —процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и

Слайд 19Патопсихология
Какие разделы психологии изучали процесс мышления?
Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь)— практическая

отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[и состояний

психологическими методами.

ПатопсихологияКакие разделы психологии изучали процесс мышления? Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь)— практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например,

Слайд 20… к нейробиологии и когнитивистике
Нейробиология — наука, изучающая устройство,
функционирование, развитие, млекулярную

генетику, биохимию, 
физиологию и патологию нервной системы.
Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) 
— междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию

познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.
В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга.
… к нейробиологии и когнитивистикеНейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, млекулярную генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы.Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное

Слайд 21Эволюция форм мышления
К. Анохин. Эволюция мозга и человека.
23-29

минуты.
Эволюция тканей.

Эволюция форм мышления К. Анохин. Эволюция мозга и человека. 23-29 минуты. Эволюция тканей.

Слайд 22Разные формы мышления
Способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе

усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры.
Почему мозг человека

лучше предрасположен к абстрактному мышлению, чем мозг животных?
К. Анохин.

Разные формы мышленияСпособность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики,

Слайд 23Функции культуры

Функции культуры

Слайд 24Структура культуры

Структура культуры

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика