Слайд 2Цели урока:
Выявить особенности русской культуры X – начала XIII вв.
2. Охарактеризовать главные достижения русской культуры
X – начала XIII в.
Слайд 3План урока:
1. Особенности русской культуры X- начала XIII вв.
2. Летописание
и литература.
3. Живопись
4. Художественное ремесло
5. Архитектура.
Слайд 4Задания уроков:
как развитие культуры Руси связано с развитием экономической
и политической жизни страны?
какое влияние на культуру Руси
оказала культура Византии?
можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?
Слайд 6КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в
процессе трудовой деятельности.
Культура МАТЕРИАЛЬНАЯ – орудия труда, жилище,
одежда, предметы домашнего обихода,
материалы и т.д.
Культура ДУХОВНАЯ – научные знания, мораль и
нравственность, обычаи и
традиции, технология производства.
Слайд 7Задание:
Определить факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры и записать
их в тетради в форме тезисов.
Слайд 8 Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры:
Единая русская
культура
Опыт восточного славянства
Иноплеменное международное влияние
Византия
Языческая религия
Христианство
Слайд 9СИНТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА –
культура, находящаяся под влиянием различных культурных
направлений, стилей, традиций.
Слайд 10Русская
Культура
Характерные
черты
Стремление к
монументальности,
масштабности, образности
в летописании
Народность,
цельность, простота
в
искусстве
Изящество, глубокое
гуманистическое
начало в архитектуре
Мягкость, жизнелюбие,
доброта
в живописи
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 11
Открытость и
синтетичность
древнерусской
культуры
Опора культуры на
народные истоки
и восприятие
Переплетение
христианских
и
народно-языческих
влияний
ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 12Задания уроков:
как развитие культуры Руси связано с развитием экономической
и политической жизни страны?
какое влияние на культуру Руси
оказала культура Византии?
можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?
Слайд 13Вывод:
В основе образования единой древнерусской культуры находятся ее открытость и
синтетичность.
Она опирается на народные истоки и народное
восприятие.
Все это в сочетании с переплетением христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют
феноменом русской культуры.
Слайд 14988г.
Крещение Руси
Древняя славянская культура
+ Византийская культура
ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА
Слайд 152. ГРАМОТНОСТЬ, ПИСЬМЕННОСТЬ, НА РУСИ. ЛЕТОПИСАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА.
Слайд 16Задания:
- выписать факты, подтверждающие возникновение письменности
на Руси задолго до принятия христианства;
- выяснить, упоминается
ли в объяснении какое-либо имя (имена) исторического(их) деятеля(ей) и сколько раз.
Слайд 17Высоконравственный человек,
чуждый властолюбию и тщеславию
Связь души и тела
Взаимоотношение духовной
и светской власти
Место Руси в мировой истории,
связи с окружающими
народами
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Слайд 18ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
ЖИТИЯ
ХРОНИКИ
ПОВЕСТИ
ЛЕТОПИСИ
ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА
ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
СЛОВО О
ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Слайд 19Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского монастыря, около
1113 года.
Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и
Глеба.
Слово:
-торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион;
нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание)
Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».
Самый известный литературный памятник домонгольской Руси - «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)
Слайд 20ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ 1056–1057 годов - древнейшая датированная рукописная книга на церковнославянском языке
русского извода.
По содержанию это краткий апракос, т. е. служебное Евангелие,
содержащее чтения (отрывки, читающиеся за богослужением). В конце рукописи вторым (основным) писцом - дьяконом Григорием - сделана большая запись, в которой сообщается, что он писал эту книгу с 21.10.1056 года по 12.5.1057 года для новгородского посадника Остромира при киевском князе Изяславе Ярославиче.
Поскольку на первом листе памятника имеется запись скорописью XVII века [«Еуа(г)e е Софэ йское апрако(с)»], предполагают, что Остромирово Евангелие хранилось в Софийском соборе Новгорода (ныне Великий Новгород). Однако вопрос о том, где была создана рукопись - в Новгороде или Киеве, - остаётся нерешённым.
Слайд 21Спорным также является вопрос ο взаимоотношении и датировке «Слова» и
«Моления». Одни ученые считают первичным «Слово», датируя его XII в., другие
— «Моление», датируя его XIII в. Даниил Заточник.
Автор данной публикации считает, что «Моление» — это литературный отклик на «Слово», своеобразная пародия на него. Однако и публикуемое в настоящем издании «Слово» не является первоначальным авторским текстом. Оно дошло до нас в списках XVI—XVII вв., отражающих, по всей вероятности, поздний этап литературной истории памятника.
Первоначальный, авторский текст «Слова» представлял собой, вероятно, послание опального княжеского дружинника своему князю, Ярославу Владимировичу, с перерывами княжившему в Новгороде в 80-е — 90-е гг. XII в.; в это время и было, очевидно, написано послание.
Оказавшись в опале за свою дерзость, излишнюю прямоту и испытав в изгнании все тяготы нищенской жизни, Даниил обращается κ князю с просьбой помиловать его и вернуть в княжескую дружину, указывая на свои достоинcтва (ум, мудрость, дар художественного слова) и претендуя на роль княжеского советника, посла и ритора.
Слайд 22Художественное произведение, хотя и близко к летописи;
Тема: неудачный поход на
половцев северского князя Игоря в конце апреля – начале мая
1185 года;
Время написания: вскоре после похода;
Другие источники, повествующие об этом походе: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись.
«Слово о полку Игореве»
Слайд 23Северский князь Игорь Святославович;
его брат Всеволод Святославович из Трубчевска;
его сын
Владимир Игоревич из Путивля;
его племянник Святослав Ольгович из Рыльска.
Участники похода:
Слайд 24История «Слова…»
Открыто в конце 18 века Мусиным-Пушкиным
Впервые опубликовано
в 1800
году в Москве
Слайд 26Историческая основа «Слова…»
В 1185 году Новгород-Северский князь Игорь Святославович, не
предупредив Киевского князя Святослава и других князей, отправляется в поход
на половцев в половецкие степи.
Слайд 27Письменность
Славянская азбука, Кирилл и Мефодий (60-е гг. 9 века) (Глаголица
и кириллица)
Материал:
1.береста;
2.пергамент
Слайд 29Мозаика
Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды.
Мозаичными панно
украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии
в Киеве.
В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь».
В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.
Интерьер Киевской Софии
Мозаика Алтаря Киевской Софии
Слайд 30Фрески
Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199
Роспись
растительными красками на сырой штукатурке
Слайд 31Иконы
Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не
была так популярна, как на Руси.
Слайд 324. Художественное ремесло
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди
которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело,
центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.
Гривна Владимира Мономаха
Слайд 33Художественное ремесло
Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга
железных колец.
Воин в доспехах
Сережка-подвеска
ХІ-ХІІІ ст.
Шлем Ярослава Всеволодовича
Слайд 34Художественное ремесло.
Оружейники.
Слайд 36Зернь
Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые
напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру,
игру свето-тени.
Сережка-подвеска
Бусина, украшенная зернью
Слайд 37Скань
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный
или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной
или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Слайд 38Перегородчатая эмаль
Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и
цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII
в.
Слайд 39Кусницина Надежда Степановна, школа №36, Саранск, РМ
5. Архитектура
Киевской
Руси
Киевская
Русь
Киев
Чернигов
оз. Чудское
Новгород
Днепр
оз. Ильмень
Слайд 40Задание:
- определите и выпишите в тетрадь особенности древнерусской архитектуры
Слайд 41Многоярусность
строений
Увенчанность строений
башенками и теремами
Наличие пристроек
Художественная резьба
по
дереву
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ
Слайд 42Крестово-купольные
В основе квадрат,
расчлененный четырьмя
столбцами
Прямоугольные ячейки,
примыкающие к
подкупольному
пространству,
образуют архитектурный крест
КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Слайд 43Многоярусность
строений
Увенчанность строений
башенками и теремами
Наличие пристроек
Художественная резьба
по
дереву
Крестово-купольные
В основе квадрат,
расчлененный четырьмя
столбцами
Прямоугольные ячейки,
примыкающие к
подкупольному
пространству,
образуют архитектурный крест
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Слайд 44Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник); Сооружена церковь была
древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения
Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.
Слайд 45Собор Святой Софии в Новгороде; Софийский собор в Великом Новгороде
— один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник
каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045 — 1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Новгородский Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики.
Слайд 46Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут
в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с
Византией в политическом и религиозном отношениях. Храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.