Слайд 1Курс: Безопасность жизнедеятельности
факультет ФОПФ, ФПФЭ
курс IV
семестр 8 Простой зачет
лекции 30 часа
контрольные работы – 2
Курс ведет к.б.н. Бондаренко Павел Владимирович
Слайд 2БЖД (безопасность жизнедеятельности)– наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека
и окружающей среды
«Человек есть мера всех вещей» - Протагор
При сохранении
существующих тенденциях развития индустрии здоровье населения
на 50-70% будет зависеть от качества среды обитания.
Слайд 3Чем обусловлено введение в вузах данной дисциплины?
Для формирования идеологии безопасности,
соответствующего мышления и поведения.
По мнению многих исследователей проблем безопасности,
курс Безопасность жизнедеятельности является фундаментом общего образования специалистов.
БЖД – это комплексная дисциплина, в рамках которой изучаются проблемы идентификации опасностей, их профилактика и защита от них. Основные методологические принципы исследования в этой области – принцип системности, взаимосвязи и взаимозависимости, определяющих факторов.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
Объектом защиты является человек.
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
Слайд 4Гиппократ (460-377 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.)
в своих трактатах рассматривали условия труда.
Плиний: проблемы качества образа
жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.
Парацельс (1493-1551 гг.) – родоначальник фармакологии. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством» (идея принципа нормирования).
Б. Ромаццини ( 1633 – 1714) работал в области металлургии; описал проффесионнальные заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.
Бенджамин Франклин (1706 - 1790) изобрел молниеотвод.
Ломоносов М.В. (1711-1765): исследовал условия работы "горных людей", "Работа об условиях движения вольного воздуха" (устройство вентиляции).
Петров В.В. (1761 - 1834) – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.
Сеченов И.М. (1829-1905) "Физиология труда", в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.
В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.).
В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин "техника безопасности".
В 1965 г. был введен предмет "охрана труда" в ВУЗах, а также читались курсы "Охрана окружающей среды", "Гражданская оборона" – предпосылки для создания единого учения.
В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.
Слайд 5Причины возникновения дисциплины БЖД в России:
Высокая смертность (особенно среди мужчин
репродуктивного возраста)
Низкие показатели средней продолжительности жизни.
Слайд 6(Рисунок из учебника по БЖД, автор: Белов, 2010).
Влияние негативных
факторов на смертность людей в течение XX в.
Численность погибших
вследствие: 1 — стихийных бедствий; 2 — воздействия производственных негативных факторов; 3 — загрязненности техносферы и биосферы; 4 — чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Слайд 7«Человек как вид биоты является конечным консументом трофических уровней экосистем".
БЖД изучает техносферную безопасность, которая включает вопросы защиты окружающей среды
в контексте создания комфортных условий для человека и его среды существования (экологической ниши).
Слайд 8Циклический характер движения потоков космической энергии и веществ в экосистеме,
определяемый жизнедеятельностью основных видов живых организмов - растений - продуцентов,
растительноядных, хищников - консументов, микобиотой и др. - редуцентов). Р — потери энергии (движение, дыхание и т. д.).
Слайд 10Фактор — это любое воздействие, оказывающее влияние на организм человека. Как
правило, одновременно на человека влияет не один, а несколько факторов.
Суммарное действие их может усиливаться или ослабляться.
Слайд 11Зона оптимума с точкой комфорта (точка максимума жизненного потенциала) и
зоны допустимых значений фактора воздействия являются областью нормальной жизнедеятельности, а
зоны с большими отклонениями фактора от оптимума называются зонами угнетения. Пределы толерантности по фактору воздействия совпадают со значениями минимума и максимума фактора, за пределами которых существование организма невозможно (это — зона гибели).
Слайд 12Опасность – явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных
условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека.
Свойства опасностей
1. Опасности имеют потенциальный
характер.
Понятие «потенциальный» (от лат. potentia — сила) означает возможность, которая может реализоваться при определенных условиях. Эти условия называются причинами реализации опасностей. Так как причины потенциальных опасностей до их реализации неизвестны, то слово «потенциальный» в контексте нашего анализа имеет еще значение «скрытый», «возможный».
2. Потенциальные опасности реализуются стохастически, то есть случайно, с некоторой вероятностью.
3. Опасности могут находиться в любой точке пространства. Это свойство называется тотальностью.
4. Опасности перманенты, то есть постоянны, непрерывны.
5. Опасности вариабельны, то есть изменяются по величине, что и является объективной предпосылкой управления безопасностью.
6. По определению опасности причиняют ущерб здоровью человека.
Слайд 13Установлено, что у человека существует зависимость от комфортных температур окружающей
среды, от категории тяжести выполняемых работ (легкая, средняя, тяжелая), от
периода года и некоторых других параметров микроклимата.
Так, для человека, выполняющего легкую работу, комфортная температура : летом составляет 23-25 С, зимой - 22-24 ̊С; для человека занимающегося тяжёлым физическим трудом, летом -18-20 ̊С, зимой - 16-18 ̊С.
В естественных условиях поверхности Земли температура атмосферного воздуха изменяется от -88 до +60 ̊С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуляции его организма сохраняется комфортной, близкой к +37 ̊С.
При выполнении тяжелых работ и при высокой температуре окружающего воздуха температура тела человека может повышаться на 12 ̊С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек +43 С, минимальная - +25 ̊С.
При температуре наружного воздуха +30 ̊С и более работоспособность человека значительно падает.
Слайд 14Устойчивое развитие - развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени,
но права будущих поколений на такие возможности не должны находится
под угрозой.
Слайд 15Класс опасности для окружающей природной среды (ОПС) по ГОСТ 12.1.007-76
Слайд 17Аральское море ушло на 100 км от
своей прежней береговой
линии
Слайд 20Потребление воды сельхозкультурами
(кол-во осадков и оросительной воды на сезон, мм)
СОКРАЩЕНИЕ И РОСТ РАЗМЕРОВ УЛОВА (Т)
Слайд 23Инвазия экосистем
Инвазионные заносные виды — это чужеродные организмы,
которые наносят
урон окружающей среде и здоровью человека
Колорадский жук - опасный вредитель
сельского хозяйства накапливает в своих телах токсичные алкалоиды соланины, содержащиеся в побегах и листьях паслёновых, они несъедобны для большинства птиц и животных, а потому у них почти нет природных врагов.
колорадский жук
Слайд 24Инвазия экосистем
Появление в Черном море (1982 году), поедающего зоопланктон, икринки
и личинки рыб и моллюсков, привело к тому, что к
1989 году количество пищи для рыб сократилось в 30 раз по сравнению с периодом 1978—1988 годов, что стало одной из причин «хамсового кризиса».
Количество особей в 1 м³ достигало 400 штук.
В 1999 году мнемиопсис через канал Волго-Дон заселил Каспийское море. В результате было уничтожено 75 % зоопланктона, что сильно повлияло на пищевые цепочки моря.
В 2006 году мнемиопсис был впервые замечен в Северном и Балтийском морях
Гребневик мнемиопсис
Слайд 25Инвазия экосистем
выделяет токсичные фуранокумарины,
которые на солнечном свету вызывают сильные
ожоги
Пыльца амброзии вызывает сенную лихорадку. Наиболее опасный сорняк-аллерген, распространение
её началось в 1960-х—1970-х годах с Крыма.
Амброзия трехраздельная
Борщевик Сосновского
сорняки
Слайд 26Мерой опасности является РИСК
РИСК – это частота (темп) реализации опасности
определенного класса
N сб. — число неблагоприятных событий за определенный промежуток
времени.
N oбщ. — общее число событий за определенный промежуток времени
Rд — допустимый риск