Слайд 1Курс лекций по дисциплине
«Государственная и муниципальная служба
Автор:
Пилявский Анатолий Прокофьевич
к.ф.н.,
доцент
Екатеринбург
2013
Слайд 2Тема 1
Государственная служба в системе власти и государственного управления
Вопрос 1.
Концепция
дихотомии государственной власти
Слайд 3Какой тип государственной службы нам строить?
Активного служения обществу и государству?
Или
Пассивного
обслуживания полномочий государственно-политической элиты?
Слайд 4Роль государственной службы
Государство
(руководство и управление)
Гражданское общество
Государственная
служба
Слайд 5В России на современном этапе складываются новые отношения между политиками
и государственными служащими
Слайд 6Власть
Это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и
направления в деятельности и поведении людей
Сущностью власти являются отношения руководства
и подчинения
Слайд 7Структура власти
Субъект –это управляющий элемент
Объект – управляемый элемент
Средства (ресурсы)
Слайд 8Виды власти
Политическая
Экономическая
Финансовая
Военная
Духовная и иная
Слайд 9Политическая власть
Это система социально-политических отношений, выражающих возможность, способность и право
кого-либо решающим образом влиять на поведение и действия других людей
или групп.
Слайд 10Государство
Это механизм осуществления политической и иной власти в обществе
Руководство –
выработка и принятие принципиально важных решений
Управление – это деятельно-практическое воздействие
на общество в целях обеспечения его эффективного функционирования и развития
Слайд 11Государственное управление
Это непосредственная практическая деятельность по осуществления принятых политических решений
Данным
видом деятельности занимается государственный аппарат называемый государственной службой
Слайд 12Диалектика взаимоотношений государства, общества и государственного управления
Государство представляет собой государственную
(политическую) власть
Государственное управление – способ осуществления государственной власти
Государственная служба –
это механизм государственного управления, государственной власти
Слайд 13Государственная служба
является частью государственной власти не политической, а административной
Идея
разделения власти на политическую и административную – теория
дихотомии
Слайд 14Концепция дихотомии (раздвоения)государственной власти
На
политическую
административную
Слайд 15Теория дехотомии
Государство выполняет
две функции
политическую
административную
Слайд 16До второй мировой войны признавалась почти всеми.
Современные взгляды
1.-В Англии реформы
с целью преодолеть излишнюю политизированность государственной службы
2. В США чиновники
не лишены права быть членами партий
3.В Швеции, Дании политические и должности гос. службы строго разделены
Слайд 17В России
ФЗ№119 от 1995г.закреплен принцип внепартийности госслужбы
ФЗ№79 от 2004 г.не
запрещают заниматься политической деятельности, но ставят массу ограничений
Слайд 18В России строгое правовое разделение политики и администрирования отсутствует.
Государственная служба
политизируется –
это институт административно-политический
Слайд 19Вопрос 2. Политическая власть и государственная служба
Сущность политической власти заключается
в определении государственной политики, целей и задач развития государства и
общества
Для ее реализации необходима административная деятельность
Слайд 20Крайности
Государственная служба:
А). должна быть вне политики.
В). должна активно участвовать в
политической жизни
Слайд 21Взаимодействие политики и государственной службы
Политики принимают все решения о государстве
(типе, устройстве, ценностях )
Государственные служащие участвуют в подготовке и принятии
государственных решений
Слайд 22Правовые основы регулирования отношений между политиками и администраторами
Конституция РФ
№58-ФЗ; №79-ФЗ
-разграничивают
государственные (политические) должности и
-должности государственной гражданской службы
Слайд 23Государственную власть наряду с политиками осуществляет значительная часть государственных служащих
– должностных лиц
Слайд 24Общие черты политической и административной власти
Во-первых, это два вида общественно
полезной деятельности
Во-вторых, это два взаимосвязанных процесса – политика без администрирования
бессильна, администрирование без политики бессодержательно.
В-третьих, эффективность тогда когда между ними сопряжение, гармония
Слайд 25Объединяет государственную власть и государственную службу
прежде всего отношение к
государству
и та и другая является государственной.
Слайд 26Функции политической власти
Определяет правовые основы и статус государственной службы.
Формирует ее
кадровый состав
Организует и контролирует ее деятельность
Обеспечивает единство требований к ней
Слайд 28Опыт показывает, что влияние политиков на государственную службу должно быть
оптимальным
Оно не должно быть чрезмерным
и не должно быть пассивным
Слайд 29М.Вебер о различиях между политиками и чиновниками
Разный источник власти
Разные сферы
ответственности
Разные формы контроля
Разные технологии деятельности
Различия не должны заслонять главного их
партнерства
Слайд 30Вопрос 3. Государственное управление как основная функция государственной службы
Слайд 31Государственная служба – механизм государственного управления
Политическая власть делегирует гражданской службе
часть своих властно-управленческих полномочий и передает в ее руки всю
административную власть
Слайд 32Уровни государственного управления
Первый – концептуальная, научно- теоретическая база
Второй – нормативно-правовая
база;
Третий – организационные основы;
Четвертый – технологический – формы, способы и
методы государственного управления
Слайд 33Государственная служба занимает в этой пирамиде власти и государственного управления
центральное (срединное) место, пронизывая своим влиянием все уровни управления
Поэтому государственные
служащие должны обладать управленческими знаниями, навыками, умениями и способностями
Слайд 35Тема 2
Теоретические и методологические основы государственной службы
Вопрос 1.
Понятие «государственная служба»
Слайд 36Концепции государственной службы
Политическая.
Социальная.
Правовая.
Т.е. теория государственной службы имеет комплексный и межпредметный
характер
Слайд 37«Государственная служба»:
Механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и
управления.
Инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства.
Публичный институт реализации
государственной власти.
Слайд 38Система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач.
Способ и
форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и
человеком.
Слайд 39Сущность «государственной службы»
(подходы):
1. Деятельный – это профессиональная служебная деятельность
по обеспечению полномочий государственных органов и должностных лиц.
Слайд 402. Институциональный – совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил,
стандартов по реализации Конституции РФ и законов.
3. Правовой – публично-
правовые отношения между государством и государственными служащими
Слайд 41Государственная гражданская служба РФ– вид государственной службы, представляющий собой профессиональную
служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ
по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ , лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектовРФ.
Слайд 42Сущностные признаки государственной службы
1. Это государственная деятельность
2.Это профессиональная служебная деятельность
3.Это
обеспечение исполнения полномочий
4.Это публичная деятельность
5.Только в государственных органах
6. За денежное
вознаграждение из бюджета
Слайд 43Вопрос 3. Характер, цели и функции государственной службы
Слайд 44Сущность и предназначение государственной службы
Два подхода:
1. Институционально-правовой
2. Административно-политический
Слайд 45Стратегические цели государственной службы
Служение государству и обществу
Качественное обеспечение исполнения функций
и задач государства и его органов
Повышение эффективности работы государственного механизма
Слайд 46Функции государственной службы
1. Профессиональной служебной деятельности;
2. Правового института;
3. Социального института;
4.
Публично-правового института.
Слайд 47Вывод
В рамках государственной власти государственная служба представляет собой вторичную, административную
власть наряду с первичной политической властью (принцип дихотомии власти)
Слайд 49Тема 3. Государственная служба как социально-правовой институт и профессиональная деятельность
1
Вопрос
Государственная служба как социальный институт.
Слайд 50Государственная служба – это прежде всего общественное явление , имеющее
не только правовую, организационную, но и собственно социальную природу
Слайд 51Социальное понятие «государственная служба»
Исторически сложившаяся, устойчивая форма организации деятельности людей
находящихся на службе государству.
Особый вид социальной практики, нацеленный в конечном
итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан
Слайд 52Чем определяется социальный характер государственной службы?
1.Сущнстью политического строя и политическим
режимом в стране
2.Процедурами и технологией управленческой деятельности чиновников.
3.Профессиональным уровнем развития
государственных служащих
Слайд 53Особенности государственной службы как социального института
1) социальный характер
2) социальную ориентацию
3)
социальную природу
4) защита прав и свобод человека и гражданина
5) служба
чиновников социуму
Слайд 54Чем определяется социальный характер гос. Службы?
Сущностью политического строя и политическим
режимом
Процедурами технологией управленческой деятельности чиновников
Профессиональным уровнем государственных служащих, их деловыми
и нравственными качествами
Слайд 55Стратегические социальные цели гос. службы
1. Построение социального государства
2. Качественная реализация
социальной функции государства
Слайд 56Проявление социального характера государственной службы (уровни)
Высший – это уровень гражданского
общества и государства
Средний – уровень государственной службы как института государства
Нижний
– уровень социального статуса государственного служащего
Слайд 57Проблемы государственной службы РФ
Неэффективность государственной кадровой политики в государственной службе
Недостаточный
уровень профессионализма
Непрозрачность, закрытость
Отсутствие федерального органа управления
Высокий уровень коррупции
Слайд 58Вопрос 2.Государственная служба как правовой институт
Правовое регулирование осуществляется на двух
уровнях:
Федеральном и
Региональном
Слайд 59Государственная служба как правовой институт
Есть совокупность юридических норм, регулирующих становление,
организацию, и функционирование государственных структур игосударственных служащих, их деятельность по
реализации Конституции и законов РФ, а также личный правовой статус этих служащих
Слайд 60Особенности государственной службы как правового института
Главная задача и цель –
реализация Конституции и законов РФ
Осуществляется на основе закона
Имеет правовой статус
Лицо,
состоящее на гос. Службе, служит государству и выполняет по его поручению функции государства
Главное назначение соблюдение и защита прав и свобод граждан
Слайд 61Функции гос. службы как правового института
1.Правоприменительная
2.Правотворческая
3.Правозащитная.
Слайд 62Вопрос 3. Гос. Служба как профессиональная служебная деятельность
Цели гос. Службы:
Социальные,
экономические, политические, организационные, правовые, идеологические и др.
Слайд 63Направления становления личности госслужащего-профессионала
1. Изменение системы деятельности человека
2. Трансформация личности
3.
Изменяются установки управляющего субъекта
Слайд 64Отличительные признаки государственной службы
1. Выполняет управленческую функцию
2. Госслужащий представляет государство
и выступает от его имени
3. Наделены особым правовым статусом
4. Наличие
правоограничений и запретов
5. Гос. Служба строго субординирована и ранжирована
Слайд 65Категории должностей государственной гражданской службы
1) руководители - должности руководителей и
заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также
- подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
Слайд 662) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим
государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
Слайд 673) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными
органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока
полномочий;
Слайд 684) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые
без ограничения срока полномочий.
Слайд 69Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы
1) высшие должности гражданской
службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие
должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.