Слайд 1Курс лекций по дисциплине:
«Философия»
Лекция 1. Философия, ее проблемы и функции.
Кафедра
гуманитарных дисциплин
Российская таможенная академия
Слайд 2 этимологически
через предмет
через ее метод (домысливание до целого)
через
мудрость
через мировоззрение
через другие виды духовности
через генезис
через историю
через отрицание философии
Определения философии:
Слайд 3Мудрость
Мудрость как особенность философского знания - это постоянная готовность к
новому, открытость к познанию, способность удивляться. Удивляющийся человек размышляет, философствует,
думает обо всем на свете.
Мудрость предполагает, прежде всего, понимание того, что, в общем, известно большинству людей. Мудрость - есть знание общего (Аристотель). Она заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей непреходящей основы.
Для мудрого человека не обязательно знать много, для него главное - понимать многое, то есть не умножать знания, а уметь постигать причины. Многознание, не прибавляет мудрости (Гераклит).
Слайд 4Мировоззрение
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место
в нем человека и его отношение к этому миру, а
также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностную ориентацию
Взгляды – это определенная совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях: они составляют основу мировоззрения.
Взгляды становятся компонентами мировоззрения только когда они становятся убеждениями, т.е. готовность действовать в соответствии с ними
Слайд 5Стороны мировоззрения
Эмоциональная
Рациональная
Убеждения включают в себя настроения, чувства, переживания
Важным компонентом мировоззрения
являются идеалы, в которых содержится высшая цель стремлений человека к
истине, добру, красоте, справедливости.
Слайд 6Типы мировоззрения
Мифологическое
Формируется на первых стадиях развития общества.
Мифология (от греч. Mythos
– повествование) – фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.
Человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа не нуждается в вере
Религиозное
Сформировалось на сравнительно высокой стадии развитии общества. Религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной» и «небесный». Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам.
Философское
Представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы. От мифологии и религии отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира.
Слайд 7Философия - один из видов мировоззрения.
Мировоззрение есть там, где так
или иначе фигурирует вопрос о взаимоотношении равноправных МЫ(Я) и ОНО(мироздание).
Мировоззрение
– результат духовного осознания мироздания с точки зрения взаимосвязи природы и людей.
Мировоззрение – не простая совокупность знаний о мире в целом, но и совокупность заблуждений.
Слайд 8Уровни мировоззрения
Первый уровень – образно-эмоциональный (искусство, мифология, религия).
«плод души»
Второй уровень – средний. Мировоззрение выражается в смеси слов обыденной речи и философской терминологии. «ПЛОД УМА ДУШИ»
Третий уровень – понятийно-бесстрастный. Мировоззрение строится из естественных и общественных наук. «ПЛОД УМА»
Слайд 9«Философия как вид мировоззрения есть попытка разгадать тайны бытия и
небытия интеллектуальными средствами».
Иначе говоря, философия отвечает на вопрос: “что поистине
есть я и каково моё истинное отношение к окружающему меня истинному миру, т.е. к "мы" (общество) и к "оно" (мирозданию) - в отличие от всего неистинного”.
Слайд 10Соотношение науки и философии
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям
общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой
специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира.
Слайд 11Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному
постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет
ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах
Слайд 12Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека,
независимо ни от человека, ни от человечества.
Свои выводы наука
формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие.
Слайд 13Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реальности,
но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены
причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса.
Слайд 14Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Потому-то основной
вопрос философии и формулируется кок вопрос об отношении мышления к
бытию (человека к миру).
Слайд 15Философия всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том
числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных
основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего.
Слайд 16Пограничные области знания
Предметом философии экономики, например, является критика, проблематизация и
тематизация экономической науки:
Критика нынешнего состояния экономики нацелена на выяснение ее
подлинных достижений и избавление от противоречий и изъянов.
Проблематизация обнаруживает «болевые точки» и намечает пути их преодоления.
Тематизация заостряет внимание на новых путях познавательного поиска.
Слайд 17Объектом философии является мир в целом и отношение человека к
нему, все виды жизнедеятельности человека и формы духовного постижения мира.
Философия
поэтому выступает как самосознание эпохи (в историческом плане) и как самосознание личности (в индивидуальном плане), как способность личности отдавать себе ясный отчет в действительности, истинности содержаний своих мыслей, чувств, ценностей,идеалов, убеждений и поступков.
Слайд 18Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности –
природы, общества, человека;
отношения объективной действительности и субъективного мира, материального
и идеального, бытия и мышления;
предельные основания ценностных и смысложизненных ориентаций.
В области диалектики, логики и теории познания философию можно определить как науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Слайд 19
История философии это историко-философский процесс, т.е.
реальная история философских идей и философских систем. История философии –
это, также, научная дисциплина изучающая историко-философский процесс.
Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого.
Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение
Слайд 20
История философии это не просто собрание случайных событий и
мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления.
Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.
В философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату.
Слайд 21Функции философии
Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
Гносеологическая: определяет
путь к истине, логику объективного истинного мышления.
Воспитательная и образовательная
функция (аксиологическая) : участвует в формировании личности, формирует ценностное отношение к миру.
Функция социальной (и в целом) критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей, устоявшихся догм, мифологем и т.п..
Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
Слайд 23Смысл и польза философии
Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею,
навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления.
Одно из объяснений:
культура европейского философского
мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.