Слайд 1Лечебная физическая культура (ЛФК) — научно-практическая дисциплина, изучающая использование средств
физического воспитания с лечебной и профилактической целью.
ЛФК базируется на
современных достижениях педиатрии, анатомии, физиологии, морфологии, биохимии, биомеханики, педагогики, психологии.
Слайд 2Лечебная физкультура является методом функциональной терапии, так как в качестве
основного лечебно-профилактического средства использует физические упражнения (движение), при этом происходит
воздействие не только на патологически измененные органы и ткани, но и на организм в целом.
Слайд 3СРЕДСТВА
ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Физические упражнения
Массаж
Закаливание
Слайд 4Механизмы лечебного действия физических упражнений
Стимулирующее действие тонизирующее
Трофическое действие
Компенсаторное
Нормализующее.
Слайд 5Физические упражнения:
общеразвивающие упражнения
Упражнения в расслаблении
Упражнения в растягивании
Упражнения
дыхательные
Упражнения в статическом напряжении
Упражнения корригирующие
упражнения прикладного характера
Подвижные игры.
Слайд 6Гимнастические упражнения делят на:
• общеразвивающие для определенных мышечных групп (мышц
верхних конечностей, нижних конечностей, мышц брюшного пресса, спины);
• упражнения
с предметами и без предметов;
• рефлекторные упражнения — для детей первого года жизни, основанные на безусловных рефлексах;
• пассивные упражнения — выполняемые инструктором без усилий со стороны ребенка
активные — выполняемые ребенком самостоятельно:
• пассивно-активные — выполняемые частично с помощью инструктора, частично самостоятельно;
• упражнения в расслаблении — выполняемые с максимальным снижением тонуса мускулатуры;
•
Слайд 7дыхательные — упражнения с изменением характера или продолжительности фаз дыхательного
цикла; при этом выделяются статические и динамические дыхательные упражнения:
а)
статические дыхательные упражнения с изменением ритма, глубины дыхания, с произнесением звуков, с сопротивлением;
б) динамические — дыхательные упражнения, сочетающиеся с движением конечностей или туловища;
Слайд 8изометрические упражнения — гимнастические упражнения, выполняемые в статическом режиме, без
изменения длины мышечного волокна;
корригирующие упражнения — специальные гимнастические упражнения,
направленные на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата, коррекцию осанки и стоп;
упражнения на координацию;
упражнения в равновесии;
упражнения прикладного характера — в основных двигательных действиях естественного типа (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания);
спортивные виды физических упражнений — элементы спортивных игр, плавание, велосипед, лыжи и др.;
подвижные игры — занимают особое место в физическом воспитании ребенка, комплексно воздействуя на организм, развивая двигательные навыки, обеспечивая высокую эмоциональную насыщенность занятия.
Слайд 9Общие методические требования к занятиям
Слайд 101. Занятия проводятся с группой примерно из 10-12 человек в
зависимости от пропускной возможности зала ЛФК.
2. Продолжительность занятий для
школьников 45 минут, для дошкольников — 20—30 минут.
3. Девочки должны заниматься в открытых гимнастических купальниках, мальчики— в трусах, чтобы методист видел спину и ноги ребенка и мог контролировать положение лопаток.
Слайд 114. В занятия следует включать как общие, так и индивидуальные
упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, так как ряд
требований, например укрепление мускулатуры спины и живота, увеличение подвижности позвоночника, важны для коррекции деформаций позвоночника при разных типах нарушения осанки.
5. В каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого и радостного настроения, чтобы способствовать освоению необходимых навыков, поэтому желательно чаще давать игровые задания и вводить музыкальное сопровождение.
6. Занятие ЛФК должно состоять из трех частей. Задача первой части — организация детей для предстоящих занятий: используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Во второй части занятия основной задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформации позвоночника. Третья часть занятия предусматривает совершенствование психофизических качеств, двигательных навыков, закрепление правильной осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние, для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Первая часть занятия длится 7—10 минут, вторая — 20-30 минут и третья — 5-7 минут.
7. Лечебная гимнастика включает три периода реабилитации: начальный, основной и заключительный
Слайд 12Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения
упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Начальный период длится около
восьми недель.
Слайд 13Основной период — тренирующий: выполняются упражнения с предметами (отягощениями), на
координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на самовытяжения, с индивидуальным
подходом к особенностям деформации позвоночника. Основной период длится с девятой по 15-ю неделю занятий.
Слайд 14Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений, он
длится с 16-й до 18-й недели.
Слайд 15Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие
дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами.
Слайд 16Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний.
Применяется чаще всего в виде общего массажа.
Спортивный массаж применяется с
учетом особенностей отдельных видов спорта с целью физического совершенствования спортсменов в данном виде и для быстрейшего снятия утомления и восстановления сил в процессе тренировки и при проведении соревнований.
В практике гигиенического и спортивного массажа используется также самомассаж, производимый с ограниченным числом приемов и под наблюдением врача.
Слайд 17Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях
при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения.
Каждая разновидность лечебного
массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях.
Общий лечебный массаж: (классический) — с использованием основных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация) с их вспомогательными вариантами. Он применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами лечебной физкультуры.
Сегментарный массаж с включением дополнительных специальных приемов на рефлексогенные зоны (шейно-затылочная и грудная, пояснично-крестцовая область, паравертебральная и др.).
Точечный массаж — общие приема массажа, их разновидности, а также дополнительные специальные приемы торможения и возбуждения воздействием на биологически активные точки тела (БАТ) в определенных сочетаниях и последовательности.
Аппаратный массаж — с использованием различных приспособлений (вибраторы, аппараты подводного массажа и др.).
Слайд 21Функциональные пробы для мышц передней брюшной стенки
Слайд 22Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата и показателей физического развития
Оценка функционального
состояния опорно-двигательного аппарата включает в себя оценку состояния позвоночника и
мышечного корсета туловища, а также определение основных физических качеств (выносливость, гибкость, сила, ловкость и быстрота), тесно связанных с уровнем физического развития.
Слайд 23Оценка функционального состояния позвоночника
Слайд 24Оценка активной гибкости из положения сидя
Слайд 25Оценка функционального состояния мышечного корсета
Определение силовой выносливости мышц спины и
передней брюшной стенки
Слайд 26Оценка динамической силовой выносливости мышц передней брюшной стенки
Слайд 27Нормативы по уровню физической подготовленности для получения президентской награды для
мальчиков и девочек США 6— 17 лет
Слайд 28ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ (СЕКУНДЫ) НА ВДОХЕ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
6-14 ЛЕТ (ПРОБА ШТАНГЕ)
Слайд 29Классификация видов нарушения осанки (1962 г.):
1. Нарушения осанки во фронтальной
плоскости.
2. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости:
• сутулая спина;
•
круглая спина;
• кругловогнутая спина;
• плоская спина;
плосковогнутая спина.
При нарушениях осанки во фронтальной плоскости происходит отклонение позвоночной оси, дугой направленной вправо или влево.
Слайд 30При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости происходят следующие изменения:
• сутулая
спина — увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного
отдела позвоночника при одновременном сглаживании поясничного лордоза;
• круглая спина — увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника, плечи сведены, сглажен поясничный лордоз;
• кругловогнутая спина— увеличены все физиологические изгибы позвоночника, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер, увеличен угол наклона таза;
• плоская спина — сглажены все физиологические изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, спина ребенка производит впечатление доски;
• плосковогнутая спина — грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, мышцы живота ослаблены, увеличен угол наклона таза. Нарушений в горизонтальной плоскости не выделяют, так как при деформации позвоночника в горизонтальной плоскости, то есть при скручивании, вращении его по часовой или против часовой стрелки, выявляется не нарушение осанки, а сколиотическая деформация.
Слайд 311. Силовая выносливость мышц спины — в исходном положении
лежа на животе ребенок разгибает и удерживает верхнюю часть туловища.
Тест проводится лежа на кушетке на уровне гребней подвздошных костей. Туловище находится на весу, ноги фиксируются, руки на поясе. Время удержания туловища определяется по секундомеру и равно для детей 7-11 лет 1-1,5 минуты, для детей старше 11 лет — 1,5—2 минуты.
2. Силовая выносливость мышц брюшного пресса:
динамический тест — лежа на спине, ноги фиксированы, руки на поясе, определяется количество переходов из положения лежа на спине в положение сидя в темпе 16—20 раз в мин (норматив для детей 7—11 лет— 15-20раз, старше 11 лет —25-30раз);
статический тест — из исходного положения сидя на полу с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, с опорой стопами на пол, ребенок отклоняет туловище под углом 60°, руки на затылке, согнутые в локтевых суставах. Определяют время удержания туловища в этом положении до появления покачивания или самостоятельного прекращения теста (норматив для детей 7—11 лет— 1-1,5 минуты, старше 11 лет— 1,5-2 минуты).
Для объективной оценки функционального состояния мышц туловища измерения должны проводиться одним лицом в одних и тех же условиях.
Слайд 32СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ
В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
Слайд 33Сутулая и круглая спина
1. Исходное положение — основная стойка, в руках
гимнастическая палка.
1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот;
3-4 —
исходное положение.
2. Исходное положение — основная стойка.
1-4 — «крылышки» руками.
3. Исходное положение — лежа на животе.
1-2 — руки в «крылышки»; 3-4 — держать.
4. Исходное положение — лежа на животе.
1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»;
3-4 — исходное положение.
5. Исходное положение — лежа на животе, в руках гимнастическая палка.
1-4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.
6. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3-4 — держать.
7. Исходное положение — лежа на спине, под область грудного кифоза
подложить небольшой валик.
1-4 — приподняться на предплечьях над валиком; 5-8 — вернуться в исходное положение.
8. Исходное положение — лежа на спине.
1-4 — круговые движения ногами по- и против часовой стрелки.
9. Исходное положение — на четвереньках.
1-4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5-8 — вернуться в исходное положение.
То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.
10. Исходное положение — на четвереньках.
1-2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника;
3-4 — возвратиться в исходное положение;
5-6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись;
7-8 — исходное положение.
11. Исходное положение — тоже.
1-2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно;3-4 — исходное положение; 5-6 — поднять левую руку и левую ногу;7-8 — исходное положение.
Слайд 34Кругловогнутая спина
1. Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен
валик.
1-2 — поднимание головы;
3-4 — возврат в исходное положение.
2. Исходное положение
— то же.
1-2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 3-4 — держать.
3. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять голову, вытянуть руки вперед; 3-4 — поднять голову, руки в стороны; 5-6 — поднять голову, руки на пояс; 7-8 — вернуться в исходное положение.
4. Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен валик, в
руках гимнастическая палка.
1-2 — вытянуть палку вперед;
3-4 — согнуть руки с палкой перед грудью.
5. Исходное положение — то же, палка в вытянутых руках, руки на сере
дине палки.
1-4 — перехват рук к концам палки и обратно до середины.
6. Исходное положение — то же, гимнастическая палка в горизонтально
вытянутых впереди руках.
1-4—палку за голову на лопатки, с переносом обратно через голову вперед.
7. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — поднять голову, носки на себя;
3-4 — вернуться в исходное положение.
8. Исходное положение — то же.
1 -2 — поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо.
9. Исходное положение — то же
1-4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 5-8 — медленно вернуться в исходное положение,
10. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3-4 — согнуть к колене левую ногу, прижать к груди.
11. Исходное положение — то же.
1-4 — поочередно поднять прямые ноги под углом более 45° с возвратом в исходное положение в быстром темпе.
12. Исходное положение — то же.
1-4 — сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».
13. Исходное положение — лежа на спине. Ноги, согнутые в коленных
суставах, в опоре на полу.
1-2 — сесть, руки на пояс; 3-4 — вернуться в исходное положение.
Слайд 35Плоская спина
1. Исходное положение — лежа на животе.1-2 —
поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок
и позвоночник находились на одной линии); 3-4 вернуться в исходное положение
2. Исходное положение — лежа на спине, под грудным отделом валик.
1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника, прижимая
при этом поясницу к полу.
3. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять голову, руки вперед, хлопки руками; 3-4 — исходное положение.
4. Исходное положение — то же.
1-4 — «брасс» руками.
Исходное положение — то же.
1-4 — «бокс» руками.
5. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять руки и прямые ноги одновременно; 3-4 — держать.
6. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 — держать ноги, руки в «крылышки»; 5-6 — держать ноги, руки на поясе; 7-8 — возврат в исходное положение.
7. Исходное положение — то же.
1-4 — руки в замок, поднять руки и прямые ноги;
5-8 — ползание на животе, путем бокового движения туловища.
8. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — поднять голову и руки, носки ног на себя; 3-4 — вернуться в исходное положение.
9. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо.
Слайд 3610. Исходное положение — то же.
1-4 — поднять ноги под углом
менее 45°;
5-8 — медленно вернуться в исходное положение.
11. Исходное
положение — лежа на спине.
1-4 — «велосипедные» движения ногами.
12. Исходное положение — то же.
1-4 — ногами горизонтальные ножницы (ноги поднимать не выше 45°).
13. Исходное положение — то же.
1-4 — вертикальные ножницы ногами (ноги — не выше 45°).
14. Исходное положение — на четвереньках.
1-2 — «кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять); 3-4 — «кошечка сердитая» (согнуть грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).
15. Исходное положение — то же.
1-4 — «кошечка под забором» (медленно поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейдя в исходное положение — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в исходное положение).
Слайд 38Исходное положение — лежа на животе, под животом небольшой валик.
1-2
— приподнять голову, руки вперед, сжимание и разжимание пальцев рук.
Исходное
положение — то же.
1-2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.
3. Исходное положение — то же.
1-4 — руками «брасс».
4. Исходное положение — то же.
1-4 — руками «брасс» с выдержкой.
5. Исходное положение — то же.
1-4 — «рыбка» — поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно.
6. Исходное положение — то же.
1-2 — ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»; 3-4 — ноги держать, руки в стороны; 5-6 — ноги держать, руки вверх; 7-8 — исходное положение.
7. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — приподнять голову, носки ног на себя; 3-4 — исходное положение.
8. Исходное положение — то же.
1-2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди; 3-4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.
9. Исходное положение — то же.
1-4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно, прижать к груди, голову согнуть.
10. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°; 3-4 — вернуться в исходное положение.
11. Исходное положение — лежа на спине.
1-4 — велосипедные движения ногами (поясницу прижимать к полу).
12. Исходное положение — то же.
1-4 — горизонтальные ножницы ногами под углом выше 45°.
13. Исходное положение — то же.
1 -4 — вертикальные ножницы ногами (поясницу прижимать к полу).
14. Исходное положение — то же.
1-4 — сесть с махом рук вперед;
5-8 — вернуться в исходное положение.
15. Исходное положение — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы опираются на пол.
1-4 — сесть, руки в «крылышки»;
5-8 — исходное положение.
Слайд 39Лечебная гимнастика при сколиотической болезни
Слайд 40Основным средством физической реабилитации при сколиотической болезни является лечебная физкультура.
При I степени сколиоза выполняются симметричные гимнастические упражнения. Основными исходными
положениями являются положения лежа на спине и лежа на животе в разгрузке позвоночника.
Цель ЛФК - остановить деформацию и закрепить полученные результаты лечения.
Задачи:
1. Формирование навыка правильной осанки;
2. Создание мышечного корсета (укрепление разгибателей спины, ягодичных мышц, мышц брюшного пресса);
3. Улучшение дыхательной функции;
4. Тренировка равновесия, баланса, координации;
5. Повышение неспецифической сопротивляемости организма.
Наряду с использованием общеукрепляющих упражнений симметричного характера, применяются корригирующие упражнения с учетом имеющейся деформации, дыхательные упражнения, а также упражнения на самовытяжение и самовыравнивание.
Слайд 41Особенностью ЛФК при сколиотической болезни II-III степени является включение в
занятия асимметричных упражнений, направленных на коррекцию сформировавшихся дуг.
Кроме того, активно
применяется ортопедическая коррекция в виде всевозможных корсетов и спинодержателей, а также асимметричный массаж мышц спины № 15 по 3-4 курса в год, лечебное плавание, физиотерапевтическое лечение. Целесообразно использовать в домашних условиях разгрузку позвоночника лежа после занятий в школе.
Для большой эффективности лечебная физкультурой важно заниматься не только в поликлиниках или реабилитационных центрах, но и дома ежедневно, начиная от 30 минут и постепенно доходя до часа по специальной индивидуально разработанной программе.
Для стабилизации сколиотической деформации необходимо длительное и систематическое лечение с постоянным клиническим наблюдением и рентгенологическим сравнительным контролем. Костно-мышечная деформация с трудом поддается лечению и может быть несколько уменьшена только в процессе роста за длительный промежуток времени. Закрепить полученные результаты можно лишь в том случае, если ребенок будет точно выполнять намеченный план лечения и соблюдать режим, активно сочетая его с лечебной гимнастикой.
Слайд 42Необходимые физические упражнения, используемые для коррекции сколиотической деформации:
Упражнения для формирования
навыка правильной осанки, которые изложены выше, в разделе «Физическая реабилитация
при нарушениях осанки».
Упражнения на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса), также изложенные выше.
Упражнения в балансировке, которые способствуют правильному положению туловища, равномерной нагрузке на позвоночник, тренировке координации движений.
Упражнения в разгрузке позвоночника, т. е. лежа на спине на животе и стоя на четвереньках - при выполнении этих упражнений уменьшается напряжение мышц, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Разгрузка позвоночник является необходимым условием для специального общего и локального воздействия на него. Освобождение позвоночника от тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц и внутренних органов уменьшает нагрузку на связочно-мышечный аппарат, обеспечивает мобилизацию всей двигательной системы позвоночника. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшает крово— и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.
Корригирующие упражнения — упражнения, направленные на коррекцию имеющейся деформации с помощью специальных активных и пассивных упражнений. Особенно важно сочетать эти упражнения с активной волевой коррекцией осанки и с упражнениями, корригирующими деформацию в сагиттальной плоскости. Специальные упражнения могут
быть как симметричными, так и асимметричными, направленными на укрепление мышц на выпуклой стороне дуги и расслабление, растягивание мышц на вогнутой стороне.
Игры и элементы спорта используются для положительного психоэмоционального воздействия на ребенка, повышения интереса к занятиям, самостоятельности, инициативы, настойчивости.
Слайд 437. Дыхательные упражнения - воспитание правильного дыхания является обязательным звеном
в цепи корригирующих упражнений, а также способствует общему укреплению организма.
Выработка
правильного дыхания ведет к усилению процессов окисления - в большем количестве доставляется кислород тканям и органам, удаляется углекислый газ. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, повышает обмен веществ, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы. При вдохе, благодаря сокращению дыхательной мускулатуры, объем грудной клетки увеличивается в трех направлениях: горизонтальном, боковом и вертикальном.
При вдохе, благодаря сокращению дыхательной мускулатуры, объем грудной клетки увеличивается в трех направлениях: горизонтальном, боковом и вертикальном.
При выдохе происходит напряжение мышц брюшного пресса, диафрагма поднимается, а мышцы грудной клетки расслабляются.
Сила дыхательной мускулатуры в состоянии покоя используется в небольшой степени, но при выполнении различных физических упражнений наступает усиление дыхания, вызывая работу межреберных мышц, в результате чего они укрепляются. Наиболее физиологичным является дыхание через нос. Вдох должен происходить постепенно, плавно, не допуская рывков и быть короче выдоха. При вдохе несколько выравнивается грудной кифоз, а при выдохе немного сглаживается поясничный лордоз. Таким образом, тренировка правильного дыхания ведет к активной коррекции деформаций позвоночника и грудной клетки.
При выраженной торсии позвонков, наступает смещение внутренних органов в сторону выпуклости, нарушается дыхательная функция и сердечная деятельность. В легочной ткани на выпуклой стороне сколиоза наблюдаются эмфизематозные изменения, а на вогнутой — явления бронхоэктазии и ателектаза, что приводит к нарушению кровообращения, у больных часто бывает тахикардия. Жизненная емкость легких у школьников уменьшается до 1000-1600 см3, экскурсия грудной клетки ограничивается до 2-3 см; дыхание у таких больных поверхностное, не согласуется с ритмом движения, пульс лабилен. Используя полное правильное дыхание, можно значительно улучшить функциональные показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшить субъективное состояние больных. Во всех периодах лечения развитие дыхательной функции всегда должно находиться в поле зрения методиста.
Слайд 448. Упражнения в самовытяжении снимают нагрузку с позвоночно-двигательных сегментов, растягивают
связки, освобождают от сдавления межпозвонковые диски, увеличивают объем движений позвоночника,
способствуют формированию правильной осанки.
Позвоночник нередко сравнивают с мачтой, которая удерживается, как канатами, натяжением мышц. В положении лежа снимается натяжение мышц, изменяется центр тяжести, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Освобождение позвоночника от тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц, внутренних органов, в сочетании с самовытяжением и самовыравниванием, улучшает крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках, препятствует развитию патологической ротации и торсии.
Слайд 459. Общеукрепляющая гимнастика необходима для оздоровления, укрепления опорно-двигательного аппарата и
общего физического состояния детей. Для решения этих задач важно соблюдение
режима (общего и статико-динамического), включения в режим дня физических упражнений, а также использования естественных факторов природы.
При сколиозах обычно отмечается ослабление мышц туловища и конечностей, которые рекомендуется вначале укреплять, а затем развивать их выносливость.
Для развития выносливости мышц используются динамические и статические упражнения с сопротивлением, отягощением и последующим расслаблением в положении разгрузки позвоночника (лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках). Нагрузка может увеличиваться за счет количества повторений, изменения темпа и амплитуды выполнения упражнений, веса отягощений, времени занятий, пауз отдыха. Расслабление мышц, применяемое после упражнения на силовую выносливость, обеспечивает мышцам необходимый отдых, снимает напряжение, улучшает кровообращение и дыхание.
Повышение выносливости мышц, усиление их тонуса и увеличение силы приведут к созданию мышечного корсета, который будет препятствовать дальнейшему искривлению позвоночника, улучшит осанку и создаст условия для более правильного роста позвонков.
Слайд 46Методические рекомендации к занятиям ЛФК
Перед началом занятий ЛФК с детьми,
имеющими сколиотическую болезнь, необходимо уточнить наличие и локализацию искривления, количество
и вершины дуг, торсию позвонков, состояние окружающих мышц, функцию сердечно-сосудистой системы, и на основе полученных данных составить план лечения.
Подбор упражнений должен базироваться на принципе их целесообразности, соблюдая основное правило: «прежде всего, не вредить». Эти упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными, но они должны быть строго дифференцированы и показаны в каждом конкретном случае.
При близко расположенных вершинах искривления, когда дуги очень короткие, лучше отказаться от корригирующих асимметричных упражнений и перейти на симметричные движения, чтобы не увеличить искривление.
При близком расположении вершин искривления можно усилить действие упражнений за счет волевой коррекции, укороченного рычага конечностей при хорошей фиксации выше— и ниже лежащих отделов позвоночника.
При выполнении корригирующих упражнений для поясничного отдела, грудной отдел позвоночника фиксируют с помощью рук (руки в упоре
или в стороны, с гантелями и пр.); для придания тазу большей устойчивости необходимы разведение и фиксация ног.
Слайд 476. Не рекомендуется выполнять упражнения, усиливающие пояснич
ный лордоз, допускается только
умеренное понимание головы, плечево
го пояса и ног в исходном положении
лежа на животе и прижимать пояс
ницу к полу в исходном положении лежа на спине.
7. Задачи создания мышечного корсета и формирования навыка пра
вильной осанки необходимо решать параллельно, не отдавая приорите
та ни одной из них.
8. При выполнении упражнений в любых исходных положениях, всегда
надо обращать внимание на ровное положение туловища (самовыравни
вание), обучать овладению своими мышцами, выполняя при необходи
мости волевое напряжение и расслабление мышц, а также самовытяже
ние.
9. Важно, чтобы все упражнения дети делали не автоматически, а осоз
нанно, с пониманием смысла движений.
10. В подготовительной части урока необходимо устранить скованность
движений, улучшить функцию кардио-респираторной системы, сформи
ровать навык правильной осанки.
11. В основной части урока упражнения проводятся вначале в вертикальном положении (около 5-7 минут), затем в горизонтальном. В исходном положении лежа на спине и лежа на животе упражнения начинаются с выравнивания туловища с помощью активной коррекции. Специальные упражнения направлены на укрепление мышц и создание мышечного корсета, а также на воспитание правильного дыхания и тренировку вестибулярного аппарата и равновесия. В середине основной части урока можно также включать упражнения со снарядами и на снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая скамейка, мячи, гимнастические палки, утяжелители, гантели). В конце основной части урока с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры, повышающие настроение, активность, усиливающие работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшающие координацию движений, ритмичность, быстроту реакции.
12. В заключительной части урока должна быть снижена нагрузка на кардио-респираторную систему и нервно-мышечный аппарат, уже не требуется выполнение специальных упражнений. Упражнения состоят из дыхательных в сочетании со спокойной ходьбой, выравниванием осанки, проверкой ее у зеркала и малоподвижных игр.
Слайд 48ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ
Слайд 50Функции стопы:
плоскостопием страдает от 20 до 40% детей.
•
опорную;
рессорную (амортизационную);
двигательную;
балансировочную.
В организме рессорную функцию опорно-двигательного аппарата обеспечивают:
физиологические изгибы;
межпозвонковые
диски;
продольный и поперечный своды стоп.
Слайд 51Продольное плоскостопие
Внутренний свод - образуют таранная, ладьевидная, клиновидные и 1,2 плюсневые
кости. Центр внутреннего свода стопы находится в области таранно-ладьевидного сустава.
Наружный
свод стопы образован: пяточной, кубовидной, 4 и 5 плюсневыми костями. При стоянии и ходьбе он прилегает непосредственно к плоскости опоры.
При плосковальгусной стопе пятка и передний отдел стоп отклоняются кнаружи в виде буквы X, появляются болевые точки:
на подошве, в центре внутреннего продольного свода;
на тыльной поверхности стопы между ладьевидной и таранной костями;
под лодыжками;
в мышцах голени, вследствие их перегрузки;
в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;
в области поясницы, вследствие компенсаторно усиленного лордоза.
Слайд 53Поперечное плоскостопие – происходит распластывание переднего отдела стопы, веерообразное расхождение
плюсневых костей, на подошвенной поверхности стопы появляются болезненные омозолелости, I
палец стопы оттесняется кнаружи, III палец стопы молокообразно деформируется.
Клиническая картина Быстрая утомляемость при ходьбе.
Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня.
Пастозность стопы, отечность в области латеральной лодыжки.
При статистическом плоскостопии появляются болевые участки.
1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки.
2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями.
3. Под внутренней и наружной лодыжками.
4. Между головками предплюсневых костей.
5. В мышцах голени (перегрузка).
6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики).
7. В бедре (перенапряжение широкой фасции).
8. В области поясницы (компенсаторное усиление лордоза).
Слайд 55Упражнения, используемые для коррекции
продольного и поперечного плоскостопия
в различных исходных положениях
1.
Упражнения в ходьбе
ходьба на носках,
ходьба на наружном своде,
ходьба «гусиным шагом»,
ходьба
на носках в полуприседе,
ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь,
ходьба на носках с высоким подниманием бедер,
ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев,
ходьба по ребристой доске,
ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек,
ходьба по наклонной плоскости на носках,
ходьба по бревну на носках,
ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы,
2. Танцевальные шаги на носках,
ходьба по набивным мячам.
3. Упражнения в исходном положении стоя
приподнимание на носках вместе и попеременно,
перекат с пятки на носок и обратно,
полуприсед и присед на носках,
полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе,
поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног,
присед, стоя на гимнастической палке,
полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди,
присед, стоя на медицинболе,
балансировка, стоя на мяче.
Слайд 56Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных
исходных положениях
Упражнения в ходьбе:
•
ходьба на носках;
• на наружном своде;
• «гусиным шагом»;
• на носках в полуприседе;
• с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;
• на носках с высоким подниманием бедер;
• скользящим шагом со сгибанием пальцев;
• по ребристой доске;
• по гимнастической палке вдоль и поперек;
• по наклонной плоскости на носках;
• по бревну на носках;
• скрестным шагом на наружном крае стопы;
• танцевальные шаги на носках;
• ходьба по набивным мячам.
Слайд 57Упражнения в исходном положении стоя:
приподнимание на носках вместе и попеременно;
перекат
с пятки на носок и обратно;
полуприсед и присед на носках;
полуприсед
и присед, пятки врозь, носки вместе;
поднимание пяток без отрыва от пола пальцев ног;
присед на гимнастической палке;
полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди;
Балансироваие на медицинболе;
балансировка на мяче.
Слайд 58Упражнения в исходном положении сидя:
ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и
попеременно;
тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
поднимание пятки одной ноги и
носка другой;
захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;
сед по-турецки;
подгребание пальцами матерчатого коврика;
перебрасывание друг другу мячей ногами.
Упражнения в исходном положении лежа:
оттягивание носков;
стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;
поочередное приподнимание пяток от опоры;
ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга;
отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;
круговое движение стоп;
скольжение стопой по голени другой ноги;
лежа на животе — отжимание от пола, ноги на носках;
лежа на спине — поднимание прямых ног, носки на себя;
имитация плавания стилем «кроль».
Слайд 59Кроме того, необходимо включать в занятия лазание по канату и
гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп,
прыжки на носках на одной и двух ногах одновременно,
упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп и так далее.
Занятия лечебной гимнастикой должны проводиться в поликлиниках, реабилитационных центрах, детских садах и школах систематически два— три раза в неделю, а дома ежедневно.
Критерием эффективности лечения будут служить субъективные ощущения, а также подометрические, плантографические и рентгенографические показатели, нормативы которых описаны выше.
— сборщик;— гусеница;— художник;— барабанщик;— эквилибрист; кораблик;-маляр.
Наряду, с лечением плоскостопия, важно дать больным некоторые советы и рекомендации по профилактике: летом чаще ходить босиком по песку, мелкому гравию, глине скошенной траве. Плавать преимущественно способами «кроль на груди» и кроль на спине. Кататься на велосипеде. Зимой кататься на лыжах. Из видов спорта заниматься плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом. Уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму. Носить рациональную обувь. Воспитывать навык правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.