Разделы презентаций


Лечебная физическая культура (ЛФК) — научно-практическая дисциплина, изучающая

Содержание

Лечебная физкультура является методом функциональной терапии, так как в качестве основного лечебно-профилактического средства использует физические упражнения (движение), при этом происходит воздействие не только на патологически измененные органы и ткани, но и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лечебная физическая культура (ЛФК) — научно-практическая дисциплина, изучающая использование средств

физического воспитания с лечебной и профилактической целью. ЛФК базируется на

современных достижениях педиатрии, анатомии, физиологии, морфологии, биохимии, биомеханики, педагогики, психологии.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — научно-практическая дисциплина, изучающая использование средств физического воспитания с лечебной и профилактической целью.

Слайд 2Лечебная физкультура является методом функциональной терапии, так как в качестве

основного лечебно-профилактического средства использует физические упражнения (движение), при этом происходит

воздействие не только на патологически измененные органы и ткани, но и на организм в целом.
Лечебная физкультура является методом функциональной терапии, так как в качестве основного лечебно-профилактического средства использует физические упражнения (движение),

Слайд 3СРЕДСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Физические упражнения
Массаж
Закаливание

СРЕДСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫФизические упражненияМассажЗакаливание

Слайд 4Механизмы лечебного действия физических упражнений
Стимулирующее действие тонизирующее
Трофическое действие
Компенсаторное
Нормализующее.



Механизмы лечебного действия физических упражненийСтимулирующее действие тонизирующееТрофическое действие Компенсаторное Нормализующее.

Слайд 5Физические упражнения:
общеразвивающие упражнения
Упражнения в расслаблении
Упражнения в растягивании
Упражнения

дыхательные
Упражнения в статическом напряжении
Упражнения корригирующие
упражнения прикладного характера


Подвижные игры.

Физические упражнения:общеразвивающие упражнения Упражнения в расслаблении Упражнения в растягивании Упражнения дыхательные Упражнения в статическом напряжении Упражнения корригирующие

Слайд 6Гимнастические упражнения делят на:
• общеразвивающие для определенных мышечных групп (мышц

верхних конечностей, нижних конечностей, мышц брюшного пресса, спины);
• упражнения

с предметами и без предметов;
• рефлекторные упражнения — для детей первого года жизни, основанные на безусловных рефлексах;
• пассивные упражнения — выполняемые инструктором без усилий со стороны ребенка
активные — выполняемые ребенком самостоятельно:
• пассивно-активные — выполняемые частично с помощью инструктора, частично самостоятельно;
• упражнения в расслаблении — выполняемые с максимальным сни­жением тонуса мускулатуры;

Гимнастические упражнения делят на:• общеразвивающие для определенных мышечных групп (мышц верхних конечностей, нижних конечностей, мышц брюшного пресса,

Слайд 7дыхательные — упражнения с изменением характера или продолжительности фаз дыхательного

цикла; при этом выделяются статические и динамические дыхательные упражнения: а)

статические дыхательные упражнения с изменением ритма, глубины дыхания, с произнесением звуков, с сопротивлением;
б) динамические — дыхательные упражнения, сочетающиеся с движением конечностей или туловища;
дыхательные — упражнения с изменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла; при этом выделяются статические и динамические

Слайд 8изометрические упражнения — гимнастические упражнения, выполняемые в статическом режиме, без

изменения длины мышечного волокна;
корригирующие упражнения — специальные гимнастические упражнения,

направленные на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата, коррекцию осанки и стоп;
упражнения на координацию;
упражнения в равновесии;
упражнения прикладного характера — в основных двигательных действиях естественного типа (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания);
спортивные виды физических упражнений — элементы спортивных игр, плавание, велосипед, лыжи и др.;
подвижные игры — занимают особое место в физическом воспитании ребенка, комплексно воздействуя на организм, развивая двигательные навыки, обеспечивая высокую эмоциональную насыщенность занятия.

изометрические упражнения — гимнастические упражнения, выполняемые в статическом режиме, без изменения длины мышечного волокна; корригирующие упражнения —

Слайд 9Общие методические требования к занятиям

Общие методические требования к занятиям

Слайд 101. Занятия проводятся с группой примерно из 10-12 человек в

зависимости от пропускной возможности зала ЛФК.
2. Продолжительность занятий для

школьников 45 минут, для дошкольников — 20—30 минут.
3. Девочки должны заниматься в открытых гимнастических купальниках, мальчики— в трусах, чтобы методист видел спину и ноги ребенка и мог контролировать положение лопаток.
1. Занятия проводятся с группой примерно из 10-12 человек в зависимости от пропускной возможности зала ЛФК.2.

Слайд 114. В занятия следует включать как общие, так и индивидуальные

упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, так как ряд

требований, например укрепление мускулатуры спины и живота, увеличение подвижности позвоночника, важны для кор­рекции деформаций позвоночника при разных типах нарушения осанки.
5. В каждом занятии необходимо стремиться к созданию положи­тельного эмоционального фона, бодрого и радостного настроения, чтобы способствовать освоению необходимых навыков, поэтому желательно чаще давать игровые задания и вводить музыкальное сопровождение.
6. Занятие ЛФК должно состоять из трех частей. Задача первой части — организация детей для предстоящих занятий: используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и уп­ражнения по коррекции осанки. Во второй части занятия основной задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформации позвоночника. Третья часть занятия пред­усматривает совершенствование психофизических качеств, двигательных навыков, закрепление правильной осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние, для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Первая часть занятия длится 7—10 минут, вторая — 20-30 минут и третья — 5-7 минут.
7. Лечебная гимнастика включает три периода реабилитации: началь­ный, основной и заключительный
4. В занятия следует включать как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени,

Слайд 12Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения

упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Начальный период длится около

восьми недель.
Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Начальный

Слайд 13Основной период — тренирующий: выполняются упражнения с предметами (отягощениями), на

координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на самовытяжения, с индивидуальным

подходом к особенностям деформации позвоночника. Основной период длится с девятой по 15-ю неделю занятий.
Основной период — тренирующий: выполняются упражнения с предметами (отягощениями), на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на

Слайд 14Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений, он

длится с 16-й до 18-й недели.

Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений, он длится с 16-й до 18-й недели.

Слайд 15Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие

дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами.

Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами.

Слайд 16Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний.

Применяется чаще всего в виде общего массажа.
Спортивный массаж применяется с

учетом особенностей отдельных видов спорта с целью физического совершенствования спортсменов в данном виде и для быстрейшего снятия утомления и восстановления сил в процессе тренировки и при проведении соревнований.

В практике гигиенического и спортивного массажа используется также самомассаж, производимый с ограниченным числом приемов и под наблюдением врача.
Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа.Спортивный

Слайд 17Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях

при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения.
Каждая разновидность лечебного

массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его опти­мальную эффективность при тех или иных заболеваниях.
Общий лечебный массаж: (классический) — с использованием основных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация) с их вспомогательными вариантами. Он применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами лечебной физкультуры.
Сегментарный массаж с включением дополнительных специальных приемов на рефлексогенные зоны (шейно-затылочная и грудная, пояснично-крестцовая область, паравертебральная и др.).
Точечный массаж — общие приема массажа, их разновидности, а также дополнительные специальные приемы торможения и возбуждения воздействием на биологически активные точки тела (БАТ) в определенных сочетаниях и последовательности.
Аппаратный массаж — с использованием различных приспособлений (вибраторы, аппараты подводного массажа и др.).
Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного

Слайд 21Функциональные пробы для мышц передней брюшной стенки

Функциональные пробы для мышц передней брюшной стенки

Слайд 22Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата и показателей физического развития
Оценка функционального

состояния опорно-двигательного аппарата включает в себя оценку состояния позвоночника и

мышечного корсета туловища, а также определение основных физических качеств (выносливость, гибкость, сила, ловкость и быстрота), тесно связанных с уровнем физического развития.
Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата и показателей физического развитияОценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата включает в себя оценку

Слайд 23Оценка функционального состояния позвоночника

Оценка функционального состояния позвоночника

Слайд 24Оценка активной гибкости из положения сидя

Оценка активной гибкости из положения сидя

Слайд 25Оценка функционального состояния мышечного корсета Определение силовой выносливости мышц спины и

передней брюшной стенки

Оценка функционального состояния мышечного корсета Определение силовой выносливости мышц спины и передней брюшной стенки

Слайд 26Оценка динамической силовой выносливости мышц передней брюшной стенки

Оценка динамической силовой выносливости мышц передней брюшной стенки

Слайд 27Нормативы по уровню физической подготовленности для получения президентской награды для

мальчиков и девочек США 6— 17 лет

Нормативы по уровню физической подготовленности для получения президентской награды для мальчиков и девочек США 6— 17 лет

Слайд 28ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ (СЕКУНДЫ) НА ВДОХЕ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ

6-14 ЛЕТ (ПРОБА ШТАНГЕ)

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ (СЕКУНДЫ) НА ВДОХЕ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 6-14 ЛЕТ (ПРОБА ШТАНГЕ)

Слайд 29Классификация видов нарушения осанки (1962 г.):

1. Нарушения осанки во фронтальной

плоскости.
2. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости:
• сутулая спина;

круглая спина;
• кругловогнутая спина;
• плоская спина;
плосковогнутая спина.

При нарушениях осанки во фронтальной плоскости происходит отклонение позвоночной оси, дугой направленной вправо или влево.
Классификация видов нарушения осанки (1962 г.):1. Нарушения осанки во фронтальной плоскости.2. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости:•

Слайд 30При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости происходят следующие изменения:
• сутулая

спина — увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного

отдела позвоночника при одновременном сглаживании поясничного лордоза;
• круглая спина — увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника, плечи сведены, сглажен поясничный лордоз;
• кругловогнутая спина— увеличены все физиологические изгибы позвоночника, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер, увеличен угол наклона таза;
• плоская спина — сглажены все физиологические изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, спина ребенка производит впечатление доски;
• плосковогнутая спина — грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, мышцы живота ослаблены, увеличен угол наклона таза. Нарушений в горизонтальной плоскости не выделяют, так как при деформации позвоночника в горизонтальной плоскости, то есть при скручивании, вращении его по часовой или против часовой стрелки, выявляется не нарушение осанки, а сколиотическая деформация.

При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости происходят следующие изменения:• сутулая спина — увеличен грудной кифоз на уровне

Слайд 311. Силовая выносливость мышц спины — в исходном положении

лежа на животе ребенок разгибает и удерживает верхнюю часть туловища.

Тест проводится лежа на кушетке на уровне гребней подвздошных костей. Туловище находится на весу, ноги фиксируются, руки на поясе. Время удержания туловища определяется по секундомеру и равно для детей 7-11 лет 1-1,5 минуты, для детей старше 11 лет — 1,5—2 минуты.
2. Силовая выносливость мышц брюшного пресса:
динамический тест — лежа на спине, ноги фиксированы, руки на поясе, определяется количество переходов из положения лежа на спине в положение сидя в темпе 16—20 раз в мин (норматив для детей 7—11 лет— 15-20раз, старше 11 лет —25-30раз);
статический тест — из исходного положения сидя на полу с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, с опорой стопами на пол, ребенок отклоняет туловище под углом 60°, руки на затылке, согнутые в локтевых суставах. Определяют время удержания туловища в этом положении до появления покачивания или самостоятельного прекращения теста (норматив для детей 7—11 лет— 1-1,5 минуты, старше 11 лет— 1,5-2 минуты).
Для объективной оценки функционального состояния мышц туловища измерения должны проводиться одним лицом в одних и тех же условиях.
1.  Силовая выносливость мышц спины — в исходном положении лежа на животе ребенок разгибает и удерживает

Слайд 32СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Слайд 33Сутулая и круглая спина

1. Исходное положение — основная стойка, в руках

гимнастическая палка. 1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот;
3-4 —

исходное положение.
2. Исходное положение — основная стойка. 1-4 — «крылышки» руками.
3. Исходное положение — лежа на животе. 1-2 — руки в «крылышки»; 3-4 — держать.
4. Исходное положение — лежа на животе.
1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»;
3-4 — исходное положение.
5. Исходное положение — лежа на животе, в руках гимнастическая палка. 1-4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.
6. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3-4 — держать.
7. Исходное положение — лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик.
1-4 — приподняться на предплечьях над валиком; 5-8 — вернуться в исходное положение.
8. Исходное положение — лежа на спине.
1-4 — круговые движения ногами по- и против часовой стрелки.
9. Исходное положение — на четвереньках.
1-4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5-8 — вернуться в исходное положение.
То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.
10. Исходное положение — на четвереньках.
1-2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника;
3-4 — возвратиться в исходное положение;
5-6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись;
7-8 — исходное положение.
11. Исходное положение — тоже.
1-2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно;3-4 — исходное положение; 5-6 — поднять левую руку и левую ногу;7-8 — исходное положение.
Сутулая и круглая спина1.	Исходное положение — основная стойка, в руках гимнастическая палка. 1-2 — палку завести за

Слайд 34Кругловогнутая спина
1. Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен

валик. 1-2 — поднимание головы;
3-4 — возврат в исходное положение.
2. Исходное положение

— то же.
1-2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки при­близить к позвоночнику; 3-4 — держать.
3. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять голову, вытянуть руки вперед; 3-4 — поднять голову, руки в стороны; 5-6 — поднять голову, руки на пояс; 7-8 — вернуться в исходное положение.
4. Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка.
1-2 — вытянуть палку вперед;
3-4 — согнуть руки с палкой перед грудью.
5. Исходное положение — то же, палка в вытянутых руках, руки на сере­ дине палки.
1-4 — перехват рук к концам палки и обратно до середины.
6. Исходное положение — то же, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых впереди руках.
1-4—палку за голову на лопатки, с переносом обратно через голову вперед.
7. Исходное положение — лежа на спине. 1-2 — поднять голову, носки на себя; 3-4 — вернуться в исходное положение.
8. Исходное положение — то же.
1 -2 — поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо.
9. Исходное положение — то же
1-4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 5-8 — медленно вернуться в исходное положение,
10. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3-4 — согнуть к колене левую ногу, прижать к груди.
11. Исходное положение — то же.
1-4 — поочередно поднять прямые ноги под углом более 45° с возвра­том в исходное положение в быстром темпе.
12. Исходное положение — то же.
1-4 — сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».
13. Исходное положение — лежа на спине. Ноги, согнутые в коленных суставах, в опоре на полу.
1-2 — сесть, руки на пояс; 3-4 — вернуться в исходное положение.
Кругловогнутая спина1.	Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен валик. 1-2 — поднимание головы;	3-4 — возврат

Слайд 35Плоская спина
1. Исходное положение — лежа на животе.1-2 —

поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок

и позвоночник находились на одной линии); 3-4 вернуться в исходное положение
2. Исходное положение — лежа на спине, под грудным отделом валик. 1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника, прижимая при этом поясницу к полу.
3. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять голову, руки вперед, хлопки руками; 3-4 — исходное положение.
4. Исходное положение — то же. 1-4 — «брасс» руками.
Исходное положение — то же. 1-4 — «бокс» руками.
5. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять руки и прямые ноги одновременно; 3-4 — держать.
6. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 — держать ноги, руки в «крылышки»; 5-6 — держать ноги, руки на поясе; 7-8 — возврат в исходное положение.
7. Исходное положение — то же.
1-4 — руки в замок, поднять руки и прямые ноги;
5-8 — ползание на животе, путем бокового движения туловища.
8. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — поднять голову и руки, носки ног на себя; 3-4 — вернуться в исходное положение.
9. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо.

Плоская спина1.  Исходное положение — лежа на животе.1-2 — поднять голову, руки в «крылышки» (голову не

Слайд 3610. Исходное положение — то же.
1-4 — поднять ноги под углом

менее 45°;
5-8 — медленно вернуться в исходное положение.
11. Исходное

положение — лежа на спине. 1-4 — «велосипедные» движения ногами.
12. Исходное положение — то же.
1-4 — ногами горизонтальные ножницы (ноги поднимать не выше 45°).
13. Исходное положение — то же.
1-4 — вертикальные ножницы ногами (ноги — не выше 45°).
14. Исходное положение — на четвереньках.
1-2 — «кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отде­лах позвоночника, голову поднять); 3-4 — «кошечка сердитая» (согнуть грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).
15. Исходное положение — то же.
1-4 — «кошечка под забором» (медленно поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейдя в исходное положение — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в исходное положение).

10.	Исходное положение — то же.	1-4 — поднять ноги под углом менее 45°;	5-8 — медленно вернуться в исходное

Слайд 37Плосковогнутая спина

Плосковогнутая спина

Слайд 38Исходное положение — лежа на животе, под животом небольшой валик. 1-2

— приподнять голову, руки вперед, сжимание и разжимание пальцев рук.
Исходное

положение — то же.
1-2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.
3. Исходное положение — то же. 1-4 — руками «брасс».
4. Исходное положение — то же.
1-4 — руками «брасс» с выдержкой.
5. Исходное положение — то же.
1-4 — «рыбка» — поднять руки, поднять прямые ноги и держать одно­временно.
6. Исходное положение — то же.
1-2 — ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»; 3-4 — ноги держать, руки в стороны; 5-6 — ноги держать, руки вверх; 7-8 — исходное положение.
7. Исходное положение — лежа на спине.
1-2 — приподнять голову, носки ног на себя; 3-4 — исходное положение.
8. Исходное положение — то же.
1-2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди; 3-4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.
9. Исходное положение — то же.
1-4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно, прижать к груди, голову согнуть.
10. Исходное положение — то же.
1-2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°; 3-4 — вернуться в исходное положение.
11. Исходное положение — лежа на спине.
1-4 — велосипедные движения ногами (поясницу прижимать к полу).
12. Исходное положение — то же.
1-4 — горизонтальные ножницы ногами под углом выше 45°.
13. Исходное положение — то же.
1 -4 — вертикальные ножницы ногами (поясницу прижимать к полу).
14. Исходное положение — то же. 1-4 — сесть с махом рук вперед;
5-8 — вернуться в исходное положение.
15. Исходное положение — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы опираются на пол. 1-4 — сесть, руки в «крылышки»; 5-8 — исходное положение.
Исходное положение — лежа на животе, под животом небольшой валик. 1-2 — приподнять голову, руки вперед, сжимание

Слайд 39Лечебная гимнастика при сколиотической болезни

Лечебная гимнастика при сколиотической болезни

Слайд 40Основным средством физической реабилитации при сколиотической болезни является лечебная физкультура.

При I степени сколиоза выполняются симметричные гимнастические упражнения. Основными исходными

положениями являются положения лежа на спине и лежа на животе в разгрузке позвоночника. Цель ЛФК - остановить деформацию и закрепить полученные результаты лечения. Задачи: 1. Формирование навыка правильной осанки; 2. Создание мышечного корсета (укрепление разгибателей спины, ягодичных мышц, мышц брюшного пресса); 3. Улучшение дыхательной функции; 4. Тренировка равновесия, баланса, координации; 5. Повышение неспецифической сопротивляемости организма. Наряду с использованием общеукрепляющих упражнений симметричного характера, применяются корригирующие упражнения с учетом имеющейся деформации, дыхательные упражнения, а также упражнения на самовытяжение и самовыравнивание.
Основным средством физической реабилитации при сколиотической болезни является лечебная физкультура.  При I степени сколиоза выполняются симметричные

Слайд 41Особенностью ЛФК при сколиотической болезни II-III степени является включение в

занятия асимметричных упражнений, направленных на коррекцию сформировавшихся дуг. Кроме того, активно

применяется ортопедическая коррекция в виде всевозможных корсетов и спинодержателей, а также асимметричный массаж мышц спины № 15 по 3-4 курса в год, лечебное плавание, физиотерапевтическое лечение. Целесообразно использовать в домашних условиях разгрузку позвоночника лежа после занятий в школе.
Для большой эффективности лечебная физкультурой важно заниматься не только в поликлиниках или реабилитационных центрах, но и дома ежедневно, начиная от 30 минут и постепенно доходя до часа по специальной индивидуально разработанной программе.
Для стабилизации сколиотической деформации необходимо длительное и систематическое лечение с постоянным клиническим наблюдением и рентгенологическим сравнительным контролем. Костно-мышечная деформация с трудом поддается лечению и может быть несколько уменьшена только в процессе роста за длительный промежуток времени. Закрепить полученные результаты можно лишь в том случае, если ребенок будет точно выполнять намеченный план лечения и соблюдать режим, активно сочетая его с лечебной гимнастикой.
Особенностью ЛФК при сколиотической болезни II-III степени является включение в занятия асимметричных упражнений, направленных на коррекцию сформировавшихся

Слайд 42Необходимые физические упражнения, используемые для коррек­ции сколиотической деформации:
Упражнения для формирования

навыка правильной осанки, которые изложены выше, в разделе «Физическая реабилитация

при нарушениях осанки».
Упражнения на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса), также изложенные выше.
Упражнения в балансировке, которые способствуют правильному положению туловища, равномерной нагрузке на позвоночник, тренировке координации движений.
Упражнения в разгрузке позвоночника, т. е. лежа на спине на животе и стоя на четвереньках - при выполнении этих упражнений уменьшается напряжение мышц, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Разгрузка позвоночник является необходимым условием для специального общего и локального воздействия на него. Освобождение позвоночника от тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц и внутренних органов уменьшает нагрузку на связочно-мышечный аппарат, обеспечивает мобилизацию всей двигательной системы позвоночника. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшает крово— и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.
Корригирующие упражнения — упражнения, направленные на коррекцию имеющейся деформации с помощью специальных активных и пассивных упражнений. Особенно важно сочетать эти упражнения с активной волевой коррекцией осанки и с упражнениями, корригирующими деформацию в сагиттальной плоскости. Специальные упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными, направленными на укрепление мышц на выпуклой стороне дуги и расслабление, растягивание мышц на вогнутой стороне.
Игры и элементы спорта используются для положительного психо­эмоционального воздействия на ребенка, повышения интереса к занятиям, самостоятельности, инициативы, настойчивости.
Необходимые физические упражнения, используемые для коррек­ции сколиотической деформации:Упражнения для формирования навыка правильной осанки, которые изложены выше, в

Слайд 437. Дыхательные упражнения - воспитание правильного дыхания является обязательным звеном

в цепи корригирующих упражнений, а также способствует общему укреплению организма.
Выработка

правильного дыхания ведет к усилению процессов окисления - в большем количестве доставляется кислород тканям и органам, удаляется углекислый газ. Глубокое дыхание регулирует процессы крово­обращения, повышает обмен веществ, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы. При вдохе, благодаря сокращению дыхательной мускулатуры, объем грудной клетки увеличивается в трех направлениях: горизонтальном, боковом и вертикальном.
При вдохе, благодаря сокращению дыхательной мускулатуры, объем грудной клетки увеличивается в трех направлениях: горизонтальном, боковом и вертикальном.
При выдохе происходит напряжение мышц брюшного пресса, диафрагма поднимается, а мышцы грудной клетки расслабляются.
Сила дыхательной мускулатуры в состоянии покоя используется в небольшой степени, но при выполнении различных физических упражнений наступает усиление дыхания, вызывая работу межреберных мышц, в результате чего они укрепляются. Наиболее физиологичным является дыхание через нос. Вдох должен происходить постепенно, плавно, не допуская рывков и быть короче выдоха. При вдохе несколько выравнивается грудной кифоз, а при выдохе немного сглаживается поясничный лордоз. Таким образом, тренировка правильного дыхания ведет к активной коррекции деформаций позвоночника и грудной клетки.
При выраженной торсии позвонков, наступает смещение внутренних органов в сторону выпуклости, нарушается дыхательная функция и сердечная деятельность. В легочной ткани на выпуклой стороне сколиоза наблюдаются эмфизематозные изменения, а на вогнутой — явления бронхоэктазии и ателектаза, что приводит к нарушению кровообращения, у больных часто бывает тахикардия. Жизненная емкость легких у школьников уменьшается до 1000-1600 см3, экскурсия грудной клетки ограничивается до 2-3 см; дыхание у таких больных поверхностное, не согласуется с ритмом движения, пульс лабилен. Используя полное правильное дыхание, можно значительно улучшить функциональные показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшить субъективное состояние больных. Во всех периодах лечения развитие дыхательной функции всегда должно находиться в поле зрения методиста.
7. Дыхательные упражнения - воспитание правильного дыхания является обязательным звеном в цепи корригирующих упражнений, а также способствует

Слайд 448. Упражнения в самовытяжении снимают нагрузку с позвоночно-двигательных сегментов, растягивают

связки, освобождают от сдавления межпозвонковые диски, увеличивают объем движений позвоночника,

способствуют формированию правильной осанки.
Позвоночник нередко сравнивают с мачтой, которая удерживается, как канатами, натяжением мышц. В положении лежа снимается натяжение мышц, изменяется центр тяжести, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Освобождение позвоночника от тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц, внутренних органов, в сочетании с самовытяжением и самовыравнивани­ем, улучшает крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках, препятствует развитию патологической ротации и торсии.
8. Упражнения в самовытяжении снимают нагрузку с позвоночно-двигательных сегментов, растягивают связки, освобождают от сдавления межпозвонковые диски, увеличивают

Слайд 459. Общеукрепляющая гимнастика необходима для оздоровления, укрепления опорно-двигательного аппарата и

общего физического состояния детей. Для решения этих задач важно соблюдение

режима (общего и статико-динамического), включения в режим дня физических упражнений, а также использования естественных факторов природы.
При сколиозах обычно отмечается ослабление мышц туловища и конечностей, которые рекомендуется вначале укреплять, а затем развивать их выносливость.
Для развития выносливости мышц используются динамические и статические упражнения с сопротивлением, отягощением и последующим расслаблением в положении разгрузки позвоночника (лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках). Нагрузка может увеличиваться за счет количества повторений, изменения темпа и амплитуды выполнения упражнений, веса отягощений, времени занятий, пауз отдыха. Расслабле­ние мышц, применяемое после упражнения на силовую выносливость, обеспечивает мышцам необходимый отдых, снимает напряжение, улучшает кровообращение и дыхание.
Повышение выносливости мышц, усиление их тонуса и увеличение силы приведут к созданию мышечного корсета, который будет препятствовать дальнейшему искривлению позвоночника, улучшит осанку и создаст условия для более правильного роста позвонков.
9. Общеукрепляющая гимнастика необходима для оздоровления, укрепления опорно-двигательного аппарата и общего физического состояния детей. Для решения этих

Слайд 46Методические рекомендации к занятиям ЛФК
Перед началом занятий ЛФК с детьми,

имеющими сколиотическую болезнь, необходимо уточнить наличие и локализацию искривления, количество

и вершины дуг, торсию позвонков, состояние окружающих мышц, функцию сердечно-сосудистой системы, и на основе полученных данных составить план лечения.
Подбор упражнений должен базироваться на принципе их целесообразности, соблюдая основное правило: «прежде всего, не вредить». Эти упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными, но они должны быть строго дифференцированы и показаны в каждом конкретном случае.
При близко расположенных вершинах искривления, когда дуги очень короткие, лучше отказаться от корригирующих асимметричных упражнений и перейти на симметричные движения, чтобы не увеличить искривление.
При близком расположении вершин искривления можно усилить действие упражнений за счет волевой коррекции, укороченного рычага конечностей при хорошей фиксации выше— и ниже лежащих отделов позвоночника.
При выполнении корригирующих упражнений для поясничного отдела, грудной отдел позвоночника фиксируют с помощью рук (руки в упоре или в стороны, с гантелями и пр.); для придания тазу большей устойчивости необходимы разведение и фиксация ног.
Методические рекомендации к занятиям ЛФКПеред началом занятий ЛФК с детьми, имеющими сколиотическую болезнь, необходимо уточнить наличие и

Слайд 476. Не рекомендуется выполнять упражнения, усиливающие пояснич­ ный лордоз, допускается только

умеренное понимание головы, плечево­ го пояса и ног в исходном положении

лежа на животе и прижимать пояс­ ницу к полу в исходном положении лежа на спине.
7. Задачи создания мышечного корсета и формирования навыка пра­ вильной осанки необходимо решать параллельно, не отдавая приорите­ та ни одной из них.
8. При выполнении упражнений в любых исходных положениях, всегда надо обращать внимание на ровное положение туловища (самовыравни­ вание), обучать овладению своими мышцами, выполняя при необходи­ мости волевое напряжение и расслабление мышц, а также самовытяже­ ние.
9. Важно, чтобы все упражнения дети делали не автоматически, а осоз­ нанно, с пониманием смысла движений.
10. В подготовительной части урока необходимо устранить скованность движений, улучшить функцию кардио-респираторной системы, сформи­ ровать навык правильной осанки.
11. В основной части урока упражнения проводятся вначале в вертикаль­ном положении (около 5-7 минут), затем в горизонтальном. В исходном положении лежа на спине и лежа на животе упражнения начинаются с вы­равнивания туловища с помощью активной коррекции. Специальные уп­ражнения направлены на укрепление мышц и создание мышечного корсе­та, а также на воспитание правильного дыхания и тренировку вестибуляр­ного аппарата и равновесия. В середине основной части урока можно так­же включать упражнения со снарядами и на снарядах (наклонная плос­кость, гимнастическая скамейка, мячи, гимнастические палки, утяжелите­ли, гантели). В конце основной части урока с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры, повышающие настроение, актив­ность, усиливающие работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшающие координацию движений, ритмичность, быстроту реакции.
12. В заключительной части урока должна быть снижена нагрузка на кардио-респираторную систему и нервно-мышечный аппарат, уже не требуется выполнение специальных упражнений. Упражнения состоят из ды­хательных в сочетании со спокойной ходьбой, выравниванием осанки, проверкой ее у зеркала и малоподвижных игр.
6. Не рекомендуется выполнять упражнения, усиливающие пояснич­ ный лордоз, допускается только умеренное понимание головы, плечево­ го пояса

Слайд 48ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Слайд 50Функции стопы:
плоскостопием страдает от 20 до 40% детей.

опорную;
рессорную (амортизационную);
двигательную;
балансировочную.
В организме рессорную функцию опорно-двигательного аппарата обеспечивают:
физиологические изгибы;
межпозвонковые

диски;
продольный и поперечный своды стоп.
Функции стопы: плоскостопием страдает от 20 до 40% детей. •  опорную;рессорную (амортизационную);двигательную;балансировочную.В организме рессорную функцию опорно-двигательного

Слайд 51Продольное плоскостопие Внутренний свод - образуют таранная, ладьевидная, клиновидные и 1,2 плюсневые

кости. Центр внутреннего свода стопы находится в области таранно-ладьевидного сустава. Наружный

свод стопы образован: пяточной, кубовидной, 4 и 5 плюсневыми костями. При стоянии и ходьбе он прилегает непосредственно к плоскости опоры.

При плосковальгусной стопе пятка и передний отдел стоп отклоняются кнаружи в виде буквы X, появляются болевые точки:
на подошве, в центре внутреннего продольного свода;
на тыльной поверхности стопы между ладьевидной и таранной костями;
под лодыжками;
в мышцах голени, вследствие их перегрузки;
в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;
в области поясницы, вследствие компенсаторно усиленного лордоза.

Продольное плоскостопие Внутренний свод - образуют таранная, ладьевидная, клиновидные и 1,2 плюсневые кости. Центр внутреннего свода стопы находится

Слайд 52Поперечное плоскостопие

Поперечное плоскостопие

Слайд 53Поперечное плоскостопие – происходит распластывание переднего отдела стопы, веерообразное расхождение

плюсневых костей, на подошвенной поверхности стопы появляются болезненные омозолелости, I

палец стопы оттесняется кнаружи, III палец стопы молокообразно деформируется.    Клиническая картина   Быстрая утомляемость при ходьбе.    Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня.    Пастозность стопы, отечность в области латеральной лодыжки.    При статистическом плоскостопии появляются болевые участки.    1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки.    2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями.    3. Под внутренней и наружной лодыжками.    4. Между головками предплюсневых костей.    5. В мышцах голени (перегрузка).    6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики).    7. В бедре (перенапряжение широкой фасции).    8. В области поясницы (компенсаторное усиление лордоза). 
Поперечное плоскостопие – происходит распластывание переднего отдела стопы, веерообразное расхождение плюсневых костей, на подошвенной поверхности стопы появляются

Слайд 54Способ 1

Способ 1

Слайд 55Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных исходных положениях
1.

Упражнения в ходьбе
ходьба на носках,
ходьба на наружном своде,
ходьба «гусиным шагом»,
ходьба

на носках в полуприседе,
ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь,
ходьба на носках с высоким подниманием бедер,
ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев,
ходьба по ребристой доске,
ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек,
ходьба по наклонной плоскости на носках,
ходьба по бревну на носках,
ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы,
2. Танцевальные шаги на носках,
ходьба по набивным мячам.
3. Упражнения в исходном положении стоя
приподнимание на носках вместе и попеременно,
перекат с пятки на носок и обратно,
полуприсед и присед на носках,
полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе,
поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног,
присед, стоя на гимнастической палке,
полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди,
присед, стоя на медицинболе,
балансировка, стоя на мяче.
Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных исходных положениях 1. Упражнения в ходьбеходьба на

Слайд 56Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных

исходных положениях
Упражнения в ходьбе:

ходьба на носках;
• на наружном своде;
• «гусиным шагом»;
• на носках в полуприседе;
• с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;
• на носках с высоким подниманием бедер;
• скользящим шагом со сгибанием пальцев;
• по ребристой доске;
• по гимнастической палке вдоль и поперек;
• по наклонной плоскости на носках;
• по бревну на носках;
• скрестным шагом на наружном крае стопы;
• танцевальные шаги на носках;
• ходьба по набивным мячам.
Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных исходных положениях Упражнения в ходьбе:•

Слайд 57Упражнения в исходном положении стоя:
приподнимание на носках вместе и попеременно;
перекат

с пятки на носок и обратно;
полуприсед и присед на носках;
полуприсед

и присед, пятки врозь, носки вместе;
поднимание пяток без отрыва от пола пальцев ног;
присед на гимнастической палке;
полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди;
Балансироваие на медицинболе;
балансировка на мяче.

Упражнения в исходном положении стоя:приподнимание на носках вместе и попеременно;перекат с пятки на носок и обратно;полуприсед и

Слайд 58Упражнения в исходном положении сидя:
ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и

попеременно;
тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
поднимание пятки одной ноги и

носка другой;
захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;
сед по-турецки;
подгребание пальцами матерчатого коврика;
перебрасывание друг другу мячей ногами.
Упражнения в исходном положении лежа:
оттягивание носков;
стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;
поочередное приподнимание пяток от опоры;
ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга;
отведение и приведение стоп в области пяток с упором на перед­нюю часть стопы;
круговое движение стоп;
скольжение стопой по голени другой ноги;
лежа на животе — отжимание от пола, ноги на носках;
лежа на спине — поднимание прямых ног, носки на себя;
имитация плавания стилем «кроль».
Упражнения в исходном положении сидя:ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;поднимание пятки

Слайд 59Кроме того, необходимо включать в занятия лазание по канату и

гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп,

прыжки на носках на одной и двух ногах одновременно,
упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп и так далее.
Занятия лечебной гимнастикой должны проводиться в поликлиниках, реабилитационных центрах, детских садах и школах систематически два— три раза в неделю, а дома ежедневно.
Критерием эффективности лечения будут служить субъективные ощущения, а также подометрические, плантографические и рентгенографические показатели, нормативы которых описаны выше.
— сборщик;— гусеница;— художник;— барабанщик;— эквилибрист; кораблик;-маляр.
Наряду, с лечением плоскостопия, важно дать больным некоторые советы и рекомендации по профилактике: летом чаще ходить босиком по песку, мелкому гравию, глине скошенной траве. Плавать преимущественно способами «кроль на груди» и кроль на спине. Кататься на велосипеде. Зимой кататься на лыжах. Из видов спорта заниматься плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом. Уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму. Носить рациональную обувь. Воспитывать навык правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.

Кроме того, необходимо включать в занятия лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика