Слайд 1Лекции 1-2.
Научные исследования в профессиональной деятельности выпускника
психолого-педагогического направления магистерского
образования
Слайд 2ЛЕКЦИЯ 1
Характеристики научной деятельности.
Научно-исследовательский и научно-методический аспекты подготовки магистра психолого-педагогического
направления.
ЛЕКЦИЯ 2
Мифы о психологии и педагогах-психологах.
Профессиональный педагог-психолог как ученый–исследователь: истоки
и современность.
Профессиональный педагог-психолог как прикладник и практик: научно-исследовательский и научно-методический аспекты.
Слайд 31. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация
(степень) магистр), утв. пр. Минобрнауки РФ № 376 от 16.01.2010.
Слайд 42. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А.
М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.:
Либроком, 2010. – 280 с.
3. Новиков, А. М. Методология (разделы «Методология научного исследования», Методология практической деятельности», «Введение в методологию художественной деятельности», «Методология учебной деятельности») / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.: Синтег, 2007. – С.82-561.
Слайд 54. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты :
учеб.-метод. пособие / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград :
Учитель, 2011. - 142 с.
5. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований. М. Дашков и К, 2012. – 244 с.
6. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2011. - 204 с. [Электронный ресурс, Университетская библиотека online, доступ с сайта : http://www.biblioclub.ru]
Слайд 67. ГОСТ 7.32-2001.
Отчет о научно-исследовательской работе: Межгосударственный стандарт.
Слайд 78. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» // Документ предоставлен Консультант Плюс. Дата сохранения 12.12.2013. [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).
Слайд 8Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников.
– М., 2007. – 464 с.
Варданян, Ю. В.
Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю. В. Варданян; под науч. ред. В. А. Сластенина. – М.: МПГУ, 1998. – 180 с.
Климов, Е. А. Психология как профессия / Е. А. Климов, О. Г. Носкова [Электронный ресурс]. – М., 2010. – 112 с.
Слайд 10индивидуальная научная деятельность (процесс научной работы отдельного исследователя);
коллективная научная деятельность
(1 значение – деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли
науки;
2 значение – работа научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д.).
Слайд 111. Четко определить цели своей научной работы (не заниматься «наукой вообще»),
и последовательно идти к ее достижению.
2. Изучить по научной литературе,
что было сделано в данной области предшественниками.
3. Освоить научную терминологию и строго выстроить свой понятийный аппарат.
4. Провести научное исследование.
5. Оформлять результаты научной работы (промежуточные и итоговый) в «письменном» виде (печатном или электронном): в виде научного отчета, научного доклада, реферата, тезисов выступления, статьи, монографии, книги и т.д.
Слайд 121. Плюрализм научных точек зрения, взглядов, подходов.
2. Коммуникации в науке (через
конференции, семинары, симпозиумы (непосредственное или виртуальное общение) и через научную
литературу – статьи в печатных и электронных журналах, сборниках, книги и т.д. (опосредованное общение)).
3. Внедрение результатов исследования (один из механизмов внедрения: публикации в тезисах и статьях; обобщение положений в книгах, брошюрах, монографиях как чисто научных публикациях; обобщение, сокращение и систематизация апробированных положений в вузовских учебниках; изложение наиболее фундаментальных результатов в школьных учебниках).
Слайд 13Суть детерминизма:
выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые
предшествуют во времени какому-либо событию и вызывают его; выражает наличие
связи явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие).
Недостатки классического детерминизма:
ограничивался одной непосредственно действующей причинностью (объективная природа случайности отрицалась, вероятностные связи выводились за пределы детерминизма и противопоставлялись материальной детерминации явлений).
Слайд 14Современное понимание детерминизма:
предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи
явлений (выражаются в виде соотношений: пространственные и временные корреляции, функциональные
зависимости, в т. ч. соотношения неопределенностей, формулируемые на языке вероятностных законов, соотношения нечетких множеств, интервальных величин и т.д.);
признает существование всех форм реальных взаимосвязей явлений на основе всеобщей действующей причинности (в т.ч. случайные события возникают как действие статистических законов, выявляемых теорией вероятностей, математической статистикой и т.д.).
Слайд 15Суть: теории, справедливость которых экспериментально установлена, с появлением новых теорий
сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма
и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы классической теории.
Современное понимание соответствия:
соответствие имеет место в рамках эволюционного развития науки;
несоответствие возможно в ситуации «научных революций», когда новая теория опровергает предшествующую и замещает ее;
соответствие означает преемственность научных теорий.
Слайд 16Суть:
воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных»
классов понятий.
Общее понимание принципа дополнительности:
с помощью дополнительности устанавливается
эквивалентность между классами понятий, комплексно описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания.
Слайд 17Современное понимание дополнительности:
включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки изменило
понимание предмета знания: им стала не реальность, а ее срез,
заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом;
взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) приводит к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с субъектом в различных условиях (возникает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область);
одна и та же предметная область может описываться разными теориями (существует множество психологий: если за основу берется образ – гештальтпсихология, если поведение – бихевиоризм и т.д.).
Слайд 19образование (дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное)
социальная сфера
здравоохранение
культура
Слайд 20обучение
воспитание
индивидуально-личностное развитие обучающихся
психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей
в учреждениях различного типа и вида
социализация
Слайд 21психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования
психолого-педагогическое сопровождение детей
с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании
педагогическая деятельность
научно-исследовательская
деятельность
научно-методическая деятельность
организационно-управленческая деятельность
Слайд 22общие для всех видов профессиональной деятельности
в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного,
общего, дополнительного и профессионального образования
в области психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании
в области педагогической деятельности
в области научно-исследовательской деятельности
в области научно-методической деятельности
в области организационно-управленческой деятельности
Слайд 23Профессиональная компетентность (профессионализм)
педагога-психолога –
это интегративное свойство личности, которое
обеспечивает единство теоретической и практической готовности и возможности решать задачи
изучения, поддержания, коррекции и развития психического здоровья человека и/или групп людей образовательными средствами.
Слайд 24выполнение научно-исследовательской / научно-методической деятельности
научное руководство исследовательской / методической работой
экспертиза
и оценка продукта научно-исследовательской / научно-методической деятельности
Слайд 26Психология — наука, все знающая о человеке и его душе,
а педагог-психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
Педагог-психолог
— человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
Слайд 27Педагог-психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально
этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
Педагог-психолог — человек,
досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
Педагог-психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Слайд 28Педагог-психолог — специально подготовленный профессионал, деятельность которого связана с решением
задач изучения, поддержания, коррекции и развития психического здоровья человека и/или
групп людей образовательными средствами.
Слайд 30Основатель экспериментальной психологии
В 1879 г. создал
первую в мире
лабораторию экспериментальной психологии
(позже преобразована в институт).
ВУНДТ Вильгельм Маркс (1832-1920)
–
немецкий психолог, физиолог, философ
Слайд 31ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ФРЕЙД Зигмунд (1856 – 1939), австрийский психолог, невропатолог, психиатр,
основоположник психоанализа.
ЮНГ Карл Густав (1875 – 1961), швейцарский психолог, психиатр
и психоаналитик, создатель аналитической психологии.
АДЛЕР Альфред (1870 – 1937), австрийский врач и психолог, основал индивидуальную психологию.
Слайд 32БИХЕВИОРИЗМ
Направление в американской психологии, которое изучает поведение.
Формула S (стимул)
R (реакция).
УОТСОН Джон (1878 – 1958) –
американский психолог,
основоположник бихевиоризма.
Представители:
ТОРНДАЙК Эдуард Ли (1874 – 1949),
ТОЛМЕН Эдуард Чейс (1886 - 1959) и др.
Слайд 33ВЕРТГЕЙМЕР Макс
(1880-1943) –
немецко-американский психолог, основатель гештальтпсихологии.
Исследовал фи–феномен
– иллюзию движения двух неподвижных источников света (1912).
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ - изучает
целостные сферы мышления, наличие структур в различных сферах реальности
Слайд 34КЁЛЕР Вольфганг (1887—1967) –
немецко-американский психолог
Испытуемый
М. Вертгеймера
в
экспериментах по исследованию
фи–феномена.
Один из разработчиков основ гештальтпсихологии.
Слайд 35ЛЕВИН Курт (1890— 1947) –
немецко-американский психолог
Вклад:
Автор теории поля.
Автор
концепции групповой динамики.
Слайд 36ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович
(1896-1934)
Разработал учение о высших психических функциях (культурно-историческую
теорию развития психики).
Доказал, что благодаря труду происходит «удвоение опыта» и
человек приобретает способность «строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле».
Слайд 37 РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович
(1889 – 1960)
В работах 1930-х гг. сформулировал основополагающий
теоретический принцип деятельностного подхода — принцип единства сознания и деятельности.
Слайд 38ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич
(1903 – 1979)
и другие члены Харьковской
школы:
теоретически и экспериментально разработали проблему общности строения внешней и внутренней
деятельности.
Слайд 39 УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич
(1875 - 1942)
Вклад:
в 1923 г.
создал учение о доминанте (трактовал доминанту как господствующий очаг возбуждения,
который накапливает импульсы, идущие в нервную систему, и подавляет активность других центров, которые «отдают» свою энергию господствующему центру): психологически доминанта является мотивационным потенциалом поведения.
Слайд 41ПСИХОСАНАЦИЯ (психо- от греч. psychė - душа и санация от
лат. sanatio - лечение, оздоровление) - это психическое и психологическое
оздоровление людей в процессе предоставления/оказания психолого-педагогической услуги (помощи, содействия, поддержки, сопровождения и др.).
Слайд 42психологическая помощь
психологическое содействие
психологическая поддержка
психологическое сопровождение
Слайд 43психопрофилактика и просвещение
психодиагностика
психокоррекция
психоразвивающая деятельность
психологическое консультирование
научно-исследовательский
аспект
научно-методический аспект