Разделы презентаций


Лекция 1. Продолжение

Содержание

ВведениеИстория развития культурологической мысли можно проследить, начиная с периода Античности. Однако, современное понимание культуры как особого явления, его исследование и формирование самостоятельных культурологических школ относится к XIX – XX вв. Большой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. Продолжение.
История культурологической мысли

Лектор – Ольга Сергеевна Сорокина
2013

год

Лекция 1. Продолжение. История культурологической мыслиЛектор – Ольга Сергеевна Сорокина2013 год

Слайд 2Введение
История развития культурологической мысли можно проследить, начиная с периода Античности.

Однако, современное понимание культуры как особого явления, его исследование и

формирование самостоятельных культурологических школ относится к XIX – XX вв.
Большой вклад в формирование науки о культуре был внесен в эпоху Просвещения.
ВведениеИстория развития культурологической мысли можно проследить, начиная с периода Античности. Однако, современное понимание культуры как особого явления,

Слайд 3Джамбаттиста Вико (1668-1744)
1725 г. – труд «Основания новой науки об

общей природе наций».
Цель исследования – понять законы развития культур, создать

систему имеющегося знания о культуре, применить полученные выводы к анализу современного состояния культур.
Рассмотрение истории как череды культур, каждая из которых целостна и обладает своей ментальностью и своими ценностями.
Циклическая периодизация развития культур: век Богов, век Героев, век Людей и век Варварства.
Метод культурологического анализа – проникновение, расшифровка художественных образов и мифов.

Джамбаттиста Вико (1668-1744)1725 г. – труд «Основания новой науки об общей природе наций».Цель исследования – понять законы

Слайд 4Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века)
Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе – известные

просветители
Культура – совокупность достижений человеческого разума.
Жан-Жак Руссо Дени Дидро

Вольтер



Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века)Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе – известные просветителиКультура – совокупность достижений человеческого разума.Жан-Жак Руссо

Слайд 5Преобладающие идеи и подходы к изучению культуры в эпоху Просвещения
Полный

отказ от прошлого, идея формирования нового совершенного общества.
Идея восходящей линии

развития человечества. Прогресс как цель.
Применение механических методов изучения культуры
Энциклопедичность, систематизация знания.
Европоцентризм
Вера в существование абсолютных образцов искусства
Преобладающие идеи и подходы к изучению культуры в эпоху ПросвещенияПолный отказ от прошлого, идея формирования нового совершенного

Слайд 6Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)
1784-1791гг. – «Идеи к философии истории человечества».
История

– многовариантный процесс. Ценности отдельных культур несоизмеримы.
Формирование культуры зависит от

творческой активности её носителей
Преемственность культур
Осуждение европоцентризма. У каждого народа – свой путь к счастью.
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)1784-1791гг. – «Идеи к философии истории человечества».История – многовариантный процесс. Ценности отдельных культур несоизмеримы.Формирование

Слайд 7Основные направления или школы в культурологии в XIX-XX веках:
эволюционизм (Л.

Морган, Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер)
диффузионизм (Ф. Гребнер,

Л. Фробениус, Ф. Ратцель)
структурный функционализм (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида)
психологическое направление, психоаналитическая антропология (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Юнг, В. Вундт)
игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Г. Гессе)
семиотическое направление (Э. Кассирер, Ю. Лотман)
методологическое направление (А. Л. Кребер, К. Клакхон)
культурная антропология
религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер)
историческая типология культур или теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

Основные направления или школы в культурологии в XIX-XX веках: эволюционизм (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер, Дж.

Слайд 8XIX-XX век. Теоретические идеи эволюционистов
Культура – необходимое условие жизнедеятельности и

творчества человека.
При всем многообразии и самобытности жизни народов, культуры разных

народов понятны людям, так как состоят из единообразных элементов.
Существуют универсальные элементы культуры, среди них: хозяйственный уклад жизни, создание орудий труда, образование семьи для продолжения рода, передача из поколения в поколение легенд, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы.
Эдуард Тайлор (1832-1917) – яркий представитель эволюционной теории. Автор книги «Первобытная культура». Создал теорию «пережитков».
XIX-XX век. Теоретические идеи эволюционистовКультура – необходимое условие жизнедеятельности и творчества человека.При всем многообразии и самобытности жизни

Слайд 9Теоретические идеи эволюционистов
Все культуры не только равноправны, но и равноценны,

среди них нет высоких или низких, достойных и ли презренных

- каждая неповторима, уникальна.
Культуры эволюционируют, развиваются, народы могут находиться на разных ступенях или стадиях этого процесса. Можно воспроизвести путь культурных изменений, найти их проявления в настоящем. В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбрасывается полностью.
Древние формы традиционной культуры используются и в последующие эпохи
Эволюционизм, во многом, понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению.

Теоретические идеи эволюционистовВсе культуры не только равноправны, но и равноценны, среди них нет высоких или низких, достойных

Слайд 10Диффузионизм
Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – направление в социальной или культурной антропологии,

исходящей из того, что в основе общественного развития лежит процесс

заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация, иммиграция, добровольное подражание, а также внутренние факторы развития.

ДиффузионизмДиффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – направление в социальной или культурной антропологии, исходящей из того, что в основе общественного

Слайд 11ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Историческая типология культур представляет выявление

определенных исторических периодов ее развития и классификации по различным основаниям.


Исторический (диахронный) подход к периодизации развития культуры.

Развитие культуры в пространственном (синхронном) измерении.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.  ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙИсторическая типология культур представляет выявление определенных исторических периодов ее развития и

Слайд 12Циклические концепции культуры (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин)
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) ,

русский ученый, биолог, философ, автор оригинальной концепции развития культуры как

культурно-исторических типов.
Идея о разнородности цивилизаций, наличии множества несхожих, «своеземных» культурно-исторических традиций.
Свои взгляды Данилевский подробно излагает в книге «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому».
Циклические концепции культуры (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин)ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) , русский ученый, биолог, философ, автор оригинальной

Слайд 13Данилевский считает, что не все народы способны создать собственную самобытную

культуру. В истории выработалось только десять культурно-исторических типов:
1-египетский, 2- китайский,

3- ассирийско - вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, 4- индийский, 5- иранский, 6- еврейский, 7- греческий, 8 - римский, 9- ново-семитский или аравийский, и 10- германо-романский, или европейский.

Первые пять цивилизаций квалифицировались Данилевским как культуры подготовительные.

Данилевский считает, что не все народы способны создать собственную самобытную культуру. В истории выработалось только десять культурно-исторических

Слайд 14Другие народы не оставили после себя «положительного» следа; они либо

действовали в качестве «бичей Божьих», разрушителей дряхлых цивилизаций» (таковы гунны,

монголы, турки), либо составляли «этнографический материал» для других культурно-исторических типов (как, например, финны).
Жизнь и развитие народов Данилевский сравнивает с развитием человека: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, дряхлость. Каждый культурно-исторический тип проходит стадиальные фазы развития – древний, средний и новый период. По истечении определенного срока наступает смерть культуры.


Другие народы не оставили после себя «положительного» следа; они либо действовали в качестве «бичей Божьих», разрушителей дряхлых

Слайд 15Виды культурной деятельности.
Данилевский выделяет четыре вида культурной деятельности.
Первая – религиозная,

объединяющая собой отношение человека к Богу, наличие твердой веры, понятия

о судьбе и определяющая нравственность народа.
Вторая – культурная, включающая отношения теоретические, научные, эстетические, художественные, технические и промышленные.
Третья – деятельность политическая.
Четвертая – общественно-экономическая.
Виды культурной деятельности.Данилевский выделяет четыре вида культурной деятельности.Первая – религиозная, объединяющая собой отношение человека к Богу, наличие

Слайд 16
Освальд ШПЕНГЛЕР (1880 – 1936) - немецкий ученый, историк и

математик, автор книги «Закат Европы» (1914), которая выдержала за короткий

срок более 30 изданий.
Шпенглер обсуждает те же вопросы, что и Данилевский: о дискретном характере истории, о судьбе и своеобразии великих культур, о причинах их расцвета и гибели.

Освальд ШПЕНГЛЕР (1880 – 1936) - немецкий ученый, историк и математик, автор книги «Закат Европы» (1914), которая

Слайд 17Культуры развиваются в разных условиях и совершенно отличаются друг от

друга формами: пластикой, живописью, религией, наукой, хозяйством и укладом жизни.

В каждой культуре свой образ, который создают символы и знаки.
Культура – антитеза жизни - возникает из стремления самовыражению коллективной души народа. Она рождается на фоне определенного ландшафта и выбирает свой «первосимвол» (прасимвол), из которого как из эмбриона, формируются затем все её органы и ткани.
Шпенглер предлагает свою классификацию культур.
Он насчитывает в истории 8 культурных типов:
египетский, 2) вавилонский, 3) индийский,
4) китайский, 5) греко-римский «аполлониевский»
6) византийско-арабский (магический),
7) западноевропейский – «фаустовский»,
8) культуру майя в Центральной Америке
.
Культуры развиваются в разных условиях и совершенно отличаются друг от друга формами: пластикой, живописью, религией, наукой, хозяйством

Слайд 18Душа культуры
Шпенглер создает портреты великих культур, каждая из которых имеет

свою душу:
аполлоновская – античная;
фаустовская – западноевропейская;
магическая – арабская.

Шпенглер считает, что постичь культуру можно только путем проникновения в ее смысл, значения, символы.
Душа культурыШпенглер создает портреты великих культур, каждая из которых имеет свою душу:аполлоновская – античная; фаустовская – западноевропейская;

Слайд 19Каждая культура – цивилизация живет 1000 – 1500 лет от

рождения до смерти. Культура и цивилизация отличаются друг от друга

«как живое тело и мумия». Человек культуры живет внутренней жизнью, ощущает мир как судьбу.
Чёткое различие между культурой и цивилизацией. У каждой культуры свои собственные уникальные признаки. Цивилизация же – завершающий этап развития. «Греческая душа и римский интеллект» - так различаются культура и цивилизация.
Каждая культура – цивилизация живет 1000 – 1500 лет от рождения до смерти. Культура и цивилизация отличаются

Слайд 20Шпенглер, подобно Данилевскому, выступает против «европоцентризма», признавая, однако, за европейцами

одно преимущество. Для европейца – интеллигента и философа, культура не

может представать с одной-единственной точки зрения.
Шпенглер считает, что история не должна больше «вращаться вокруг Европы», как Солнце не должно вращаться вокруг Земли.
Культурология Шпенглера имеет высокую познавательную ценность, обладает яркостью и живостью изложения и весьма привлекательна, однако его философско-мировоззренческая основа еще более пестра и эклектична, чем у Данилевского.
Шпенглер, подобно Данилевскому, выступает против «европоцентризма», признавая, однако, за европейцами одно преимущество. Для европейца – интеллигента и

Слайд 21Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги (1872-1945)
Главная работа - книга «Человек

играющий» (Homo ludens).
Игра – структура, по которой функционирует культура.
Игра –

свободная деятельность, здесь нет обязанностей. Она имеет дух соревновательности.
Игра рациональна, избыточна, непрактична.
Религия и ритуалы, искусство, мораль, нормы, законы и т.д. – всё произошло из игры.

Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги (1872-1945)Главная работа - книга «Человек играющий» (Homo ludens).Игра – структура, по которой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика