Слайд 1ЛЕКЦИЯ 1
Введение в предмет. Цели, задачи, методы изучения общественного здоровья.
Преподаватель:
Музычак Виктория Руслановна
Слайд 2Здравоохранение —это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на
предупреждение и лечение болезней, укрепление здоровья населения
Слайд 4Здоровье —это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Общественное здоровье ---- здоровье
населения, обусловленное комплексным воздействием социальных, биологических факторов и факторов окружающей среды.
Слайд 5Общественное здоровье и здравоохранение --это наука, изучающая воздействие социальных условий
и факторов внешней среды на здоровье населения.
Слайд 6Объектом изучения дисциплины является не отдельный человек, а коллектив, социальная
группа, общество в целом, а также обслуживающая их система здравоохранения.
Слайд 7Предметом изучения является здоровье населения в целом, отдельных коллективов, социальных
групп в зависимости от условий внешней, прежде всего социальной среды,
а также комплекс конкретных мероприятий, направленных на его укрепление (способы, формы, методы работы системы здравоохранения).
Слайд 8Задачи общественного здоровья и здравоохранения:
изучение состояния здоровья населения и влияния
на него социальных факторов;
разработка методик и методологии изучения здоровья населения;
теоретическое
обоснование социальной политики государства в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в стране;
разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских учреждений;
подготовка и воспитание медицинских работников как руководителей органов и учреждений здравоохранения, организаторов работы по своей специальности, общественников, проводников медицинских знаний, идеологии здорового образа жизни среди населения.
Слайд 11ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Статистический (санитарно-статистический) метод.
Этот метод позволяет:
-количественно определить показатели
здоровья и результаты деятельности медицинских учреждений;
-выявить влияние различных факторов на
здоровье человека (сильная, слабая, прямая и обратная зависимости);
-определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий (в том числе экономическую);
-оценить динамику показателей здоровья и прогнозировать их;
-получить необходимые данные для разработки норм и нормативов в здравоохранении
Слайд 132) Исторический метод.
При изучении социальной гигиены и организации здравоохранения,
как и всякой другой науки, следует пользоваться историческим подходом, исследовать
прошлое, сопоставлять его с настоящим и перспективами на будущее. Исторический опыт позволяет более эффективно решать современные проблемы охраны здоровья. За прошедшие века накоплены огромные знания, которые следует в полной мере использовать в интересах сохранения здоровья человека.
Слайд 153) Метод эксперимента и моделирования. Это метод организационного эксперимента, так
как он направлен на разработку наиболее рациональных форм и методов
работы, проведя эксперимент(испытание российской вакцины от коронавирусной инфекции).
Слайд 164) Метод экспертных оценок.
Суть метода состоит в том, что
экспертами, как правило, выступают специалисты -признанные авторитеты в конкретной области
медицинской науки и практики . Они дают свое экспертное мнение по ряду проблем здравоохранения, непосредственно по которым точную достоверную информацию по ряду причин получить невозможно из- за недостаточного количества информации. (предположение о второй волне Cov-19).
5) Метод экономических исследований.
Он дает возможность установить влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику.
6) Метод системного анализа.
Метод обеспечивает учет взаимосвязи бытовых, производственных, экологических факторов, особенностей организации медицинской помощи населению с его здоровьем.
Слайд 177)Медико-географический метод.
Предусматривает изучение каких-либо явлений в различных территориальных зонах
и географических регионах в целях обоснования региональных особенностей потребности населения
в медицинской помощи.
Слайд 188) Социологический (медико-социологический) метод.
Используется для получения информации непосредственно от
населения и позволяет:
•определить отношение представителей различных групп населения к своему
здоровью;
•выявить особенности поведения населения в условиях действующей системы лечебно-профилактической помощи;
•выявить особенности образа жизни, с которыми связано состояние здоровья;
Слайд 19Выявление степени осведомленности молодежи по вопросам ВИЧ/СПИДа
Характеристика выборки: в исследовании
приняли участие 118 респондентов в возрасте от 18 до 30
лет.
Слайд 20Результаты исследования:
Пути передачи:
Самыми распространенными стали ответы: незащищенный половой контакт (99%),
повторное использование шприцов (96%), переливание крови, без предварительной проверки на
ВИЧ (94%), введение наркотиков через нестерильную иглу (85%), драка с ВИЧ-инфицированным (75%), при поцелуе (10%).
Способы распространения:
99% респондентов ответили, что нужно избегать случайных половых связей, 98% подчеркнули необходимость использования только стерильных и одноразовых игл и медицинских инструментов, 95 % отметили, что нужно принимать терапию во время беременности.
Излечение:
Излечимость ВИЧ-инфекции тоже вызывает вопросы у респондентов, 47% ответили, что излечение полностью невозможно, 32% ответили, что излечиться можно, но не полностью, у 21 % респондентов этот вопрос вызвал затруднения.
Толерантность:
Для определения толерантности и гуманности по отношению к ВИЧ-инфицированным, респондентам был предложен вопрос об изолированности ВИЧ-инфицированных от общества. 55% ответили, что ВИЧ-положительных не нужно изолировать, 34% – что необходимо изолирование, для 11% вопрос оказался затруднительным. На вопрос об эмоциях, испытываемых по отношению к ВИЧ-инфицированным, 79% респондентов испытывают жалость и сострадание, 35% – страх, и 11% – отвращение. На вопрос о том, что, если бы респондент узнал, что его знакомый ВИЧ-положительный, как бы изменилось его отношение к знакомому, у 45% респондентов отношение и поведение с ВИЧ-инфицированным знакомым не изменилось бы, 26% старались бы держаться от него подальше, 13% прекратили бы общение. Для определения рискового поведения респондентам были предложены вопросы, которые касаются основных путей заражения и распространения инфекции.
Случайные половые связи:
По результатам анализа ответов выявлено, что вступали в случайные половые связи 29% респондентов, 55% не вступали, 13% не ведут половую жизнь и 3% отказались отвечать на поставленный вопрос. Среди сексуально активных респондентов 41% всегда используют контрацептивы, практически всегда – 30%, никогда не используют 9%, редко – 9%, очень часто – 9%, очень редко – всего 2% респондентов. Из 118 опрошенных респондентов 98% никогда не употребляли наркотические вещества инъекционно, 2% – употребляли.
Тестирование на ВИЧ:
61% респондентов хотя бы раз в год проходят обследование, 10% – раз в полгода, 8% – раз в три месяца, 16% респондентов никогда не проходили обследование, другие варианты предпочли 5%.
ВЫВОД?