Разделы презентаций


Лекция 1. Введение в статистику

Содержание

План лекции:Понятие статистики как науки.Предмет и метод статистики.Категории статистики.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. Введение в статистику.

Лекция 1. Введение в статистику.

Слайд 2План лекции:
Понятие статистики как науки.
Предмет и метод статистики.
Категории статистики.

План лекции:Понятие статистики как науки.Предмет и метод статистики.Категории статистики.

Слайд 31.1. Понятие статистики как науки
Статистика отражает и исследует процессы воспроизводства

трудовых ресурсов, природопользования, национальной экономики страны, изучает развитие интеграционных процессов

в мировой экономике и много других проблем.
Слово "статистика" происходит от латинского "status" (статус), что означает состояние, положение вещей. В середине 18 века это слово употреблялось в значении политического состояния страны. От корня этого слова было образовано итальянское слово "stato" - (стато), под которым понималось государство или управляемая область, а также знания об устройстве и состоянии дел в различных государствах. В Италии лиц, владеющих этими знаниями, т.е. государственных деятелей, политиков, называли "statista" (статиста). От того же корня образовалось существительное "statistica" (статистика). Первоначально под статистикой понималось совокупность знаний о государстве.
1.1. Понятие статистики как наукиСтатистика отражает и исследует процессы воспроизводства трудовых ресурсов, природопользования, национальной экономики страны, изучает

Слайд 4Первые попытки установить закономерности общественной жизни на основе статистических данных

были сделаны в 17 веке в Англии Джоном Граунтом и

Вильямом Петти. В. Петти (1627-1687 гг.) назвал свои статистические исследования "политической арифметикой".
Впервые определение статистики как описательной науки о государстве и его "достопримечательностях" дал профессор Геттингенского университета Г. Ахенваль, автор сочинения "Очерк государственной науки европейских государств" (1749), получившего затем, начиная с третьего издания (1756) название "Государственное устройство современных главнейших европейских государств и народов", предпослал к нему предисловие с заголовком "Общее введение в статистику" (Vorbereitung zur Statistik überhanpt).

Первые попытки установить закономерности общественной жизни на основе статистических данных были сделаны в 17 веке в Англии

Слайд 5Г. Ахенваль и его последователи - государствоведы придерживались преимущественно словесного

описания достопримечательностей страны - описание климата, естественных условий, населения, государственного

управления, финансов, армии и т.д. Однако государствоведение, или описательная статистика едва ли могла быть призвана наукой.

Готфрид Ахенвалль 
(нем. Gottfried Achenwall; 1719—1772) — немецкий философ, статистик, экономист, педагог, историк,
 юрист и один из основоположников статистики.

Г. Ахенваль и его последователи - государствоведы придерживались преимущественно словесного описания достопримечательностей страны - описание климата, естественных

Слайд 6Развитие статистики как науки шло по трём направлениям:
1. Развития статистики

получило название описательного, возникло в Германии во второй половине XVII

столетия и известно как государствоведение, или описательная школа. Ее основателем был немецкий ученый Герман Конринг (1606-1681), который разработал систему описания государственного устройства. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены.
2. Второе направление развитие статистики как науки возникло в Англии и известно под названием школа политических арифметиков, это направление гораздо ближе к сегодняшнему пониманию статистики. Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1678) известный английский политэконом, который как считается, заложил основы статистической науки.
3. В первой половине ХIХ в. возникло третье направление статистической науки. Оно получило название статистико-математического. Приверженцы этого направления представителей государствоведения и представителей политической арифметики дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ. Особый вклад в развитие этого направления внес известный бельгийский статистик Адольф Кетле (1796-1874) математик по образованию, много лет возглавлявший национальную статистику Бельгии, основоположник учения о средних величинах.
Развитие статистики как науки шло по трём направлениям:1. Развития статистики получило название описательного, возникло в Германии во

Слайд 7В настоящее время термин "статистика" употребляется в различных значениях:
Итоговые показатели,

которые в количественном выражении характеризуют различные стороны общественной жизни: производство,

распределение, перераспределение созданного продукта, отношения собственности, культуру, воспроизводство населения, благосостояние населения, инфляционные процессы и т.д.
Практическая деятельность по сбору и обобщению соответствующих данных.
В настоящее время термин

Слайд 8С научно теоретической точки зрения в современном понимании статистикой является

наука, которая разрабатывает приемы и методы сбора и обработки информации

о каких-либо массовых явлениях или процессах, происходящих в общественной жизни.
С научно теоретической точки зрения в современном понимании статистикой является наука, которая разрабатывает приемы и методы сбора

Слайд 9В статистике, как в научной дисциплине выделяют три уровня (этапа):

общая теория статистики, которая занимается разработкой понятийного аппарата и системы

категорий статистической науки, общих принципов и правил проведения статистических исследований, универсальных методов обработки информации, то есть разработкой общей методологии статистического исследования массовых общественных явлений;

В статистике, как в научной дисциплине выделяют три уровня (этапа): общая теория статистики, которая занимается разработкой понятийного

Слайд 10 экономическая и социальная статистики.
Экономическая статистика - занимается исследованием экономических

явлений и процессов, их количественной оценкой и разработкой синтетических экономических

показателей, таких как валовое национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход и др.
Социальная статистика – соответственно исследованиями и разработкой обобщающих показателей в различных областях общественной жизни: культура, политика, наука и т.д.
отрасли экономической и социальной статистики
В экономической статистике выделяются такие ее отрасли как статистика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли, связи, природных ресурсов, и т. д., в социальной статистике - статистика науки, права, здравоохранения, политическая статистика, населения и т.д.
экономическая и социальная статистики.Экономическая статистика - занимается исследованием экономических явлений и процессов, их количественной оценкой и

Слайд 11Задачами отраслевых статистик является изучение массовых явлений, имеющих место в

соответствующих отраслях и сферах общественно-экономической жизни, разработка обобщающих показателей этих

отраслей, выявления тенденций и закономерностей развития указанных сфер общественно-экономической жизни.
Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Задачами отраслевых статистик является изучение массовых явлений, имеющих место в соответствующих отраслях и сферах общественно-экономической жизни, разработка

Слайд 12Задачи статистики:
статистика дает численное и содержательное освещение изучаемых явлений и

процессов, служит надежным способом оценки действительности;
статистика дает доказательную силу экономическим

выводам позволяет проверить выдвигаемые гипотезы, отдельные теоретические положения;
статистика раскрывает взаимосвязи между явлениями, показывает их конкретную форму и силу;
статистика первой обнаруживает новые явления, процессы и закономерности, дает их количественную и качественную характеристику.
Задачи статистики:статистика дает численное и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов, служит надежным способом оценки действительности;статистика дает

Слайд 13Таким образом, анализ истории развития статистики свидетельствует о том, что

статистическая наука создавалась в результате теоретического обобщения передового опыта учетно-статистических

работ и описательной статистики, которые были вызваны потребностями управления государства и общества.
Таким образом, анализ истории развития статистики свидетельствует о том, что статистическая наука создавалась в результате теоретического обобщения

Слайд 141.2. Предмет и метод статистики.
Предметом статистики являются массовые случайные явления

и процессы, происходящие в общественной жизни. Причем величина отдельных единиц

этих явлений и процессов и их признаков зависит от множества факторов, действующих во взаимной комбинации, с различной степенью интенсивности, а нередко в различных направлениях. Это и является особенностью предмета статистики, которая определяет место статистики и ее взаимосвязь с другими науками.

1.2. Предмет и метод статистики.Предметом статистики являются массовые случайные явления и процессы, происходящие в общественной жизни. Причем

Слайд 15Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи

с их социально-экономическим содержанием. В отличие от математики, которая изучает

количественную сторону явлений в отвлеченной форме, статистика изучает размеры определенных социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Статистика опирается на закон больших чисел, согласно которому при большем числе наблюдений выявляются закономерности, скрытые за массой случайных явлений. Чем больше число единичных явлений, тем лучше выявляется закономерность, присущая данному явлению.
Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их социально-экономическим содержанием. В отличие от

Слайд 16Связь статистики с другими науками:
1. Философия (Статистика призвана выявить необходимость,

отыскать и расширить закономерность, за массой случайностей как формой проявления

необходимости. Таким образом, выявление необходимого, как внутреннего содержания, через массу случайностей, как внешней формы, и является общефилософской методологической основой статистики);
2. Математика;
3. Экономическая теория;
4. Экономика предприятия.
Область применения статистики многообразна: в любых областях техники, агрономии, медицине, фармакологии, экономики и т.д. Статистика изучает влияние среды при помощи количественных характеристик на жизнедеятельность общества, природных факторов на изменение социально-экономических явлений и процессов.
Связь статистики с другими науками:1. Философия (Статистика призвана выявить необходимость, отыскать и расширить закономерность, за массой случайностей

Слайд 17Для изучения предмета статистики разработана и используется статистическая методология исследования,

которая включает три этапа:
Первый этап (сбор информации) состоит из статистического

наблюдения, который осуществляет сбор статистической информации по изучаемым признакам и по определенному плану.
Для изучения предмета статистики разработана и используется статистическая методология исследования, которая включает три этапа:Первый этап (сбор информации)

Слайд 18Второй этап (обобщение-сводка) включает статистическую сводку, первым шагом которой является

статистическая группировка первичной информации с выделением социально-экономических типов. Далее составляются

статистические таблицы, которые систематизируют единицы совокупности и получают итоги. Важным требованием образования статистической группировки является правильный выбор группировочного признака для получения качественно-однородной совокупности.
Второй этап (обобщение-сводка) включает статистическую сводку, первым шагом которой является статистическая группировка первичной информации с выделением социально-экономических

Слайд 19Третий этап (обработка первичной информации, анализ статистической информации) статистического исследования

заключается в обработке статистической информации при помощи обобщающих статистических показателей:

абсолютных, относительных величин, средних характеристик, показателей рядов динамики, статистических индексов, изучение корреляционной связи между изучаемыми явлениями и др. Анализ статистической информации позволяет изучить связи между изучаемыми явлениями, выявить влияние отдельных факторов и их взаимосвязь, оценить резервы, эффективности экономических процессов.

Третий этап (обработка первичной информации, анализ статистической информации) статистического исследования заключается в обработке статистической информации при помощи

Слайд 20Статистические методы используются комплексно. Применение конкретно тех или иных статистических

методов определяется поставленной перед исследователем задачей и исходной информацией.

Статистические методы используются комплексно. Применение конкретно тех или иных статистических методов определяется поставленной перед исследователем задачей и

Слайд 21Статистическая методология включает следующие статистические методы:
- Статистическое наблюдение.
- Статистические группировки

и статистические таблицы.
- Абсолютные и относительные величины.
- Средние величины и

показатели вариации.
- Ряды динамики.
- Статистические индексы.
- Корреляция.
- Выборочный метод.

Статистическая методология включает следующие статистические методы:- Статистическое наблюдение.- Статистические группировки и статистические таблицы.- Абсолютные и относительные величины.-

Слайд 221.3. Категории статистики
К основным категориям статистики относятся:
статистическая совокупность;
статистическая единица;


статистические признаки;
статистический показатель;
статистическая закономерность.

1.3. Категории статистикиК основным категориям статистики относятся: статистическая совокупность;статистическая единица; статистические признаки;статистический показатель; статистическая закономерность.

Слайд 231. Статистическая совокупность - совокупность элементов, образованных по значению какого-либо

группировочного признака. Статистическая совокупность должна быть качественно однородна. Количественная характеристика

массовых явлений не может быть основана на механическом образовании совокупности. Важным требованием при сборе статистических данных об объектах является их однородность и сопоставимость. Для этого необходимо правильно выбрать группировочный признак, характерный для всех элементов совокупности. При образовании статистической совокупности должна соблюдаться одинаковая методология сбора информации, единые единицы измерения, сравниваемые во времени и в пространстве.
Статистическая совокупность, образованная по тем или иным признакам представляет предмет статистики.
1. Статистическая совокупность - совокупность элементов, образованных по значению какого-либо группировочного признака. Статистическая совокупность должна быть качественно

Слайд 242. Единицами статистической совокупности являются элементы, из которых состоит статистическая

совокупность. Единицы той или иной совокупности объединены по определенному признаку

и взаимосвязаны друг с другом. Например, характеризуя студента могут быть названы следующие признаки: успеваемость, посещаемость, участие в работе научно-студенческого кружка, имеет ли среднеспециальное образование, возраст, семейное положение и т.д.
3. Чем больше общих признаков имеют единицы статистической совокупности, тем меньше варьируют их значения и более однородна рассматриваемая совокупность. Статистические признаки классифицируются по четырем направлениям.
2. Единицами статистической совокупности являются элементы, из которых состоит статистическая совокупность. Единицы той или иной совокупности объединены

Слайд 263.1 По характеру выражения:
Качественные признаки представляют собой смысловое значение и

не имеют цифрового выражения, это качественно-атрибутивные признаки, нельзя выразить цифрами,


Количественные признаки можно выразить цифрами, их можно суммировать. Они делятся на:
- прерывные (дискретные) выражаются целыми числами (число студентов в группе, число факультетов в институте, число строительных организаций в городе и т.д.).
- непрерывные признаки выражаются любыми целыми или дробными значениями (объем продукции предприятия может быть выражен в миллионах, тысячах рублей, в рублях и т.д.).
3.1 По характеру выражения:Качественные признаки представляют собой смысловое значение и не имеют цифрового выражения, это качественно-атрибутивные признаки,

Слайд 273.2 По характеру измерения:
Первичные признаки - это такие абсолютные размеры

единиц статистической совокупности, которые можно сосчитать, взвесить, измерить. Причем их

численные значения можно суммировать. Например, объем продукции, численность рабочих завода, количество студентов, обучающихся в вузах, число малых предприятий по отраслям и т.д.
Вторичные признаки - это признаки, которые не характеризуют непосредственную единицу совокупности, а какой-то другой ее признак. Эти признаки образуются от первичных. Так, например, "плотность населения страны" рассчитывается как частное от деления двух первичных признаков "численности населения страны и ее территории".
3.2 По характеру измерения:Первичные признаки - это такие абсолютные размеры единиц статистической совокупности, которые можно сосчитать, взвесить,

Слайд 283.3 По форме выражения признаки классифицируются на прямые и косвенные.
Прямые

признаки характеризуют непосредственно, прямо изучаемый объект. Так, объем товарной продукции

непосредственно характеризует размеры предприятий.
Косвенные признаки определяют качество единиц статистической совокупности косвенно через другие признаки. Так, при изучении финансовой устойчивости предприятия важной характеристикой является показатель платежеспособности.

3.3 По форме выражения признаки классифицируются на прямые и косвенные.Прямые признаки характеризуют непосредственно, прямо изучаемый объект. Так,

Слайд 293.4 По времени признаки бывают моментные и интервальные.
Моментные признаки характеризуют

изучаемый объект на какой-то момент времени, установленный планом статистического наблюдения.

Численность населения на определенную дату, стоимость основного капитала предприятия на момент переоценки и т.д.
Интервальные признаки - признаки за определенный промежуток времени: сутки, месяц, год и т.д.
3.4 По времени признаки бывают моментные и интервальные.Моментные признаки характеризуют изучаемый объект на какой-то момент времени, установленный

Слайд 304. Статистический показатель - обобщающая характеристика статистической совокупности или какого-то

свойства группы единиц совокупности. Например, средний балл студентов группы, среднегодовой

темп роста производства продукции и т.д. Виды статистических показателей: абсолютные и относительные величины, средние величины, показатели вариации и динамики, показатели связи, индексы и т.д.
5. Статистическая закономерность – объективная закономерность сложного массового процесса, она является формой проявления причинной связи. Статистические закономерности изучают распределение единиц статистической совокупности по отдельным признакам под воздействием множества факторов. Статистическая закономерность с определенной вероятностью гарантирует устойчивость средних величин при сохранении постоянного комплекса условий, порождающих данное явление.
4. Статистический показатель - обобщающая характеристика статистической совокупности или какого-то свойства группы единиц совокупности. Например, средний балл

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика