Разделы презентаций


Лекция 21

Содержание

Экономическое развитие Европы в XVII векеНа развитие науки и медицины, в том числе комплекса фармацевтических науки и аптечной практики, существенное влияние оказали мощные экономические процессы, начавшиеся в Западной Европе в XVII

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 21
Медицина и фармация Нового времени (XVII век)

Лекция 21Медицина и фармация Нового времени (XVII век)

Слайд 2Экономическое развитие Европы в XVII веке
На развитие науки и медицины,

в том числе комплекса фармацевтических науки и аптечной практики, существенное

влияние оказали мощные экономические процессы, начавшиеся в Западной Европе в XVII в.
Они были связаны, прежде всего, с продолжавшимся развитием ремесел и торговли. Это развитие было, с одной стороны, инерционным продолжением процессов, начавшихся еще в эпоху позднего Средневековья, получивших мощный импульс в эпоху Возрождения. С другой стороны, эти процессы стали испытывать влияние новых факторов.
Во-первых, это было формирование торгово-ростовщических капиталов и возникновения банкирских домов. Этот процесс привел к развитию системы кредитования, причем в значительно больших масштабах сделок и их размерах.
Во-вторых, это было возникновение колониальных империй, сопровождавшихся потоком новых товаров, а затем и процессами начавшегося передела мира. Эти процессы привели к возникновению и быстрому укреплению сначала европейского, а затем и мирового рынка.
В-третьих, в европейских государствах стала формироваться новая экономическая политика, – прежде всего это был меркантилизм, и появление новых приоритетов в государственной политике ряда стран (поощрение роста населения, поддержка предпринимательства и, особенно внешней торговли).

Экономическое развитие Европы в XVII векеНа развитие науки и медицины, в том числе комплекса фармацевтических науки и

Слайд 3Формирование колониальных империй
Эти процессы накладывались на создание колониальной системы,

которая за XVI-XVIII вв. изменила Западный мир. Первыми колониальными державами

стали Испания и Португалия, которые поделили между собой Новый Свет, заключив Тордесильясский (1494 г.) и Сарагосский (1529 г.) договора. К Испании отошла вся территория Америки, кроме Бразилии, а также Филиппинские острова. К Португалии – побережье Африки, Индии и Юго-Восточной Азии.
Торговля пряностями оказалась сосредоточенной в руках португальцев, захвативших Молуккские острова. Началась колонизация Португалией Бразилии.
Формирование колониальных империй Эти процессы накладывались на создание колониальной системы, которая за XVI-XVIII вв. изменила Западный мир.

Слайд 4Формирование колониальных империй
Испанские колонии стали источником дешевого золота и

серебра, что, в конце концов, вместе с вооруженными конфликтами, в

которые была втянута Испания, подорвало её экономическое могущество. Однако, её колонии в Америке (поделенные на два вице-королевства) начали развиваться по образцу европейской монополии. Открытие залежей серебра в Южном Перу в 40-х гг. XVI в. привело к строительству городов. В Лиме в 1551 г. был основан первый в Америке университет.
Соперничество Испании и Португалии привело к тому, что в 1580 г. произошла аннексия Португалии и её колоний Испанией. Но удержать Португалию испанцам не удалось, и в 1640 г. её независимость была восстановлена.
Политическое и экономическое ослабление Испании и Португалии привело повышению активности других европейских государств в Америке и на Востоке. В 1535 г. Жак Картье объявил территорию Канады владениями французского короля. В XVI в. французы освоили все побережье Северной Америки до Мексики и захватили ряд островов в Карибском море.
Формирование колониальных империй Испанские колонии стали источником дешевого золота и серебра, что, в конце концов, вместе с

Слайд 5Торговые компании
В конце XVI в. усиление Голландии привело к её

колониальной экспансии. В 1600 г. Ост-Индская компания, основанная лондонскими купцами,

получила королевскую привилегию на торговлю с Восточной Индией, а через два года Генеральные штаты Голландии утвердили с ней договор. Голландия стала постепенно изгонять португальцев из колоний, захватив Яву, затем (в 1641 г.) Малакку. Они потеснили португальцев в Африке.
После создания в 1621 г. Вест-Индской компании, голландские колонии появились и в Америке, где укрепились в Суринаме на побережье Бразилии. В 1626 г. Петер Минневит, первый губернатор колонии Новые Нидерланды, купил за 60 гульденов у индейцев Манхеттен и основал новый Амстердам (Нью-Йорк).
Ост-Индская компания стала инструментом создания английских колоний. Когда голландцы вытеснили её из Юго-Восточной Азии, она содействовала тому, что Англия стала безраздельной владычицей Индии. В XVII в. Англия начала проявлять активность и в Северной Америке, где с 1607 г. по 1733 г. появилось 13 английских колоний, который в 1776 г. отделились от метрополии и основали новое государство – Соединенные Штаты Америки. 13 красно-белых полос на американском флаге символизируют число первых объединившихся штатов, которыми стали бывшие колонии Англии.
Торговые компанииВ конце XVI в. усиление Голландии привело к её колониальной экспансии. В 1600 г. Ост-Индская компания,

Слайд 6Биржи и торговля
Рост колониальных империй привел к принципиальным изменениям в

торговле. В XVI в. возникли первые биржи, Амстердамская, а затем

Лондонская.
Экономические изменения требовали формирования новых инфраструктур, первой их которых стала почта. Она была создана в 1488 г. Почта также влияла на развитие фармации и аптечной торговли, так как значительная часть мелких посылок составляли лекарства или лекарственные травы.
Развитию медицины и фармации содействовало также расширение издательского дела, его технический и экономический прогресс. Особую роль здесь сыграл Лодейвик Эльзевир, который в 1593 г. основал в Лейдене одно из самых известных поныне издательств, много внимания уделявшего медицинской и фармацевтической литературе.
Биржи и торговляРост колониальных империй привел к принципиальным изменениям в торговле. В XVI в. возникли первые биржи,

Слайд 7Политические теории и образование
Взаимоотношения государства и общества получили также новое

развитие. Идея о том, что государство должно быть инструментом благосостояния

общества, привела к формированию теории теория гражданского государства. Это сделал в 1651 г. английский философ Томас Гоббс, написавший трактат «Левиафан». По Гоббсу, высшим законом государства является благо народа, а учреждение государства имеет целью обеспечение мира и благоденствия. Сильное государство, по Гоббсу, должно было обеспечить мир и оградить безопасность, при этом права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, переносились на государя.
Регулирование взаимоотношений общества и государства стало обретать законодательные формы – стали предлагаться гарантии гражданских прав. В 1679 г. английский король Карл II издал принятый парламентом акт, призванный гарантировать личную свободу граждан. В соответствии с этим актом никто не мог быть арестован без предъявления обвинения и содержаться под стражей без судебного разбирательства. В 1689 г. английским парламентом был принят «Билль о правах» – права короля были регламентированы, и Англия превратилась в парламентскую монархию.
Эти идеи были тесно связаны с концепцией всеобщего образования. Главным пропагандистом этой концепции стал Ян Амос Коменский, чешский педагог. Основой его концепции была идея, что внешний мир – это школа жизни, а жизнь – постоянный процесс самообразования. Он понял значение языка как основы процесса развития культуры, и отстаивал значение латыни, как всеобщего языка науки и культуры, написав книгу «Открытая дверь к языкам» (1633 г.). В труде «Великая дидактика» (1657 г.) он провозгласил основным принципом школьного обучения его доступность для всех, а также разработал четырехступенчатую школьную систему.
Политические теории и образованиеВзаимоотношения государства и общества получили также новое развитие. Идея о том, что государство должно

Слайд 8Изменения в науке
Традиции юристов оказали существенное влияние на развитие науки

в целом. Они постепенно вытеснили господствовавшие до этого традиции медиков.

Юристы пренебрежительно относились к Аристотелю, основывали свои убеждения на доводах разума и точных фактах и предпочитали положение non liquet (еще не выяснено) решениям медиков, принимаемым на основании традиций или малочисленных наблюдений. Настоящий научный метод, противопоставляемый методу Аристотеля, отвергал и афоризм Гиппократа: «Искусство вечно, жизнь коротка, опыт опасен, рассуждения ненадежны».
Создание нового метода связывают с трудами английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.). В его трактатах, прежде всего «Новом органоне» (1620 г.) и «Об усовершенствовании и расширении наук» он разработал подробную классификацию наук, обосновал экспериментальный метод и сформулировал индукцию как метод исследования законов природных явлений для использования на пользу человечеству.
Взгляды Бэкона не сразу были приняты, до середины XVII в. опытный метод существовал в теории. Наука к этому времени как бы распалась не две сферы: одна оперировала данными полученным в результате умозаключений (астрономия и механика), другая – полученными с помощью наблюдений (медицина и биология). Необходима была общая система, которая могла бы объединить естественные науки в единое целое.
Распространению экспериментального метода предшествовал длительный процесс развития естественных наук. Необычайного развития достигла и математика, которая не входит в число естественных наук. Но её развитие позволило математизировать эксперимент, и ввести методы расчета в обработку экспериментальных данных. В середине XVI в. был открыт алгебраический способ решения уравнений третьей и четвертой степени. Ф.Виет ввел систему символов, которая сделала возможным построение общей теории уравнений и общих методов решения задач, став создателем новой алгебры (он называл её Ars analytica).
Изменения в наукеТрадиции юристов оказали существенное влияние на развитие науки в целом. Они постепенно вытеснили господствовавшие до

Слайд 9Изменения в науке
Из «наблюдательных» наук значительных успехов достигла ботаника, в

которой были предприняты первые успешные попытки создания системы классификации, в

частности, введена биноминальная система (Л.Додоэнс, А.Цезальпин, братья И. и К. Баугин), позднее развитая К. Линнеем. Началось интенсивное описание растений вновь открытых земель. В это же время аптекарские сады, которые уже несколько столетий существовали в Европе, стали преобразовываться в ботанические сады, с гораздо более широкими задачами, включая акклиматизацию экзотических растений.
Изменения в наукеИз «наблюдательных» наук значительных успехов достигла ботаника, в которой были предприняты первые успешные попытки создания

Слайд 10Изменения в науке
Развитие науки сопровождалось совершенствованием научных и учебных учреждений.

Возникли научные Академии и Общества. В 1635 г. при поддержке

кардинала Ришелье была учреждена Французская Академия изящной словесности с целью разработки грамматики французского языка. В 1660 г. было основано Лондонское Королевское общество. В 1666 г. была основана Академия естественных наук во Франции.
Увеличивалось число университетов. В 1636 г. был основан Гарвардский университет – первый университет в Северной Америке.
Однако схема структуры науки была бы неполной, если бы не учитывала еще и прикладные элементы формирующегося научного знания. Эти прикладные элементы являются обязательными для всей науки нового времени, принципиально отвергающей существование науки для науки, чистого знания ради знания. Особым вопросом является лишь характер прикладных элементов.
В прикладную сферу для развития биологической и медицинской науки стала превращаться практическая медицина. Этому содействовали медленно накапливающиеся изменения в организации больниц.

Изменения в наукеРазвитие науки сопровождалось совершенствованием научных и учебных учреждений. Возникли научные Академии и Общества. В 1635

Слайд 11Благотворительность
В 1602 г. в Париже Марией Медичи был основан приют

для бедных, получивший название «Шарите» (франц. – милосердие), где уход

за больными и забота о бедных не разделялись. Начали возникать больницы и приюты для сирот, больницы на основе противочумных госпиталей. В 1671 г. по приказу Людовика XIV для 7000 ветеранов войны был построен Дом инвалидов. При больницах создавались аптеки, часто становящиеся центральными аптечными учреждениями городов.
БлаготворительностьВ 1602 г. в Париже Марией Медичи был основан приют для бедных, получивший название «Шарите» (франц. –

Слайд 12Фармацевтическое образование
Изменения стала претерпевать и система медицинского и фармацевтического образования.

Борьба фармацевтов за академические звания и развитие лекционного фармацевтического образования

(взамен цехового ученичества) привели, в конце концов, к созданию фармацевтических учебных заведений, с одной стороны, и к введению в университетские курсы лекций по фармацевтическим дисциплинам и даже созданию специальных кафедр.

Фармацевтическое образованиеИзменения стала претерпевать и система медицинского и фармацевтического образования. Борьба фармацевтов за академические звания и развитие

Слайд 13Экспериментальная наука
Начала изменяться и медицинская и фармацевтическая науки. В последнюю

стал широко внедряться химический эксперимент. Но эксперимент проник и биологию,

а точнее в медицину. Первым примером биологического эксперимента считают исследования Санторио Санторио (1561-1636 гг.), итальянского врача, который, соорудив специальные весы, провел изучение влияния питания на общее состояние организма, отражающееся на изменении его веса. Санторио был одним из первых, кто попытался регистрировать изменение температуры тела с помощью так называемых термоскопов (прообразов термометров) – сосудов с вытянутой трубкой, в которой фиксировалось движение расширяющейся от нагревания жидкости (независимо от него термоскопы изобрел и использовал Г.Галилей).

Экспериментальная наукаНачала изменяться и медицинская и фармацевтическая науки. В последнюю стал широко внедряться химический эксперимент. Но эксперимент

Слайд 14Последние открытия алхимиков
Своего рода сенсацией было открытие фосфора химиком Хеннигом

Брандтом в 1669 г. в результате выпаривания больших количеств мочи.
Хенниг

Брандт уверовал, что «первичная материя» содержится в человеческой моче. С этой целью он собрал в солдатских казармах несколько бочек мочи. Затем Бранд медленно выпаривал собранную мочу. В результате этой процедуры он получил сиропообразную жидкость, которую дважды подверг дистилляции. В результате получилась некая субстанция, называемая им «мертвая голова». Далее, Хенниг Бранд прокаливал «мертвую голову» с песком и углём без доступа воздуха. Нагревание получившегося продукта приводило к образованию белой пыли, медленно оседавшей на дно реторты и светившейся в темноте. Бранд, в великой радости, принял получившееся вещество за «первичную материю» и назвал фосфором, то есть светоносцем.
Последние открытия алхимиковСвоего рода сенсацией было открытие фосфора химиком Хеннигом Брандтом в 1669 г. в результате выпаривания

Слайд 15Роберт Бойль и пять проблем химии

Однако решающую роль в развитии химического

эксперимента применительно к изучению биологических явлений внес английский ученый Роберт

Бойль (1627-1691 гг.). Основные идеи Бойля были направлены на создание общей химической теории и концепции химических элементов. В отличие от Парацельса Бойль считал, что элементов может быть значительно больше трех. Однако для дальнейшего развития химии было не теоретизирование, а программа экспериментальных исследований, которую Бойль свел к пяти основным проблемам современной ему химии:
Действительно ли огонь «разлагает» все тела?
Являются ли продукты сжигания простыми телами ?
Может ли число элементов быть ограничено тремя?
Действительно ли существуют элементы Парацельса?
Существуют ли вообще элементы, как неделимые компоненты материи?
Ключевым вопросом Бойль считал изучение природы горения и дыхания, которые он рассматривал как процессы аналогичные.
Эксперименты Бойля, поэтому, были не только чисто химическими, но и физиологическими. По сути, он впервые начал исследование физиологических процессов химическими методами.
Роберт Бойль и пять проблем химииОднако решающую роль в развитии химического эксперимента применительно к изучению биологических явлений

Слайд 16Кинетизм и динамизм
Прогресс физики и механики содействовал утверждению еще одной

очень важной для развития медицины рассматриваемой эпохи идеи – идеи

о силах. Эта идея появилась уже в науке Возрождения. Она присутствовала в теоретизированиях Парацельса, в его концепциях “энций” и “блас”, в его представлениях об “арканах”, которые были весьма существенными в его концепции лекарств. Но благодаря развитию физики и механики идея сил приобрела рациональную основу.
Однако концепции о приложении сил, об их проявлениях испытали на себе влияние эволюционирующих идей физики, которые нашли отражение в смене идей кинетизма и динамизма. Эти две фундаментальные идей оказали важнейшее внимание на развитие естествознания и медицины, прежде всего благодаря тому, что эти идеи привлекались для истолкования природы жизни, основ жизнедеятельности.
Кинетизм и динамизмПрогресс физики и механики содействовал утверждению еще одной очень важной для развития медицины рассматриваемой эпохи

Слайд 17Рене Декарт
Развитие идей кинетизма связано с именем французского ученого философа

и врача Рене Декарта (1596-1650 гг.). Декарт провел ряд конкретных

исследований вошедших в историю медицины прогресс оптики подвел его к попыткам объяснить природу зрения. Он разработал также механистическое объяснение функций нервной системы, выдвинув идею о рефлексах, рефлекторных движениях, как отражении от мозга “животных духов”, перемещающихся по нервам. Он ввел и термин “рефлекс” (обратное движение), заимствовав его из латинских переводов Экклезиаста. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
Но одной из важнейших идей Декарта была кинетическая идея, в основе которой лежало представление о природе движения тел под влиянием внешнего толчка. По Декарту, атомы могут придти в движение только в результате внешнего воздействия. Движущиеся атомы приводят в движение все новые атомы как сталкивающиеся бильярдные шары.
Рене ДекартРазвитие идей кинетизма связано с именем французского ученого философа и врача Рене Декарта (1596-1650 гг.). Декарт

Слайд 18Исаак Ньютон
Представления о силах очень широко использовали в биологии и

медицине: множество процессов, начиная с брожения или переваривания пищи, объяснялись

как результат приложения внешних сил, Таким образом, идея о силах имела фундаментальное значение.
Однако в конце XVII в. идеям кинетизма оказалась противопоставлена другая идей – идея динамизма. Ее творцами и пропагандистами были английский физик Исаак Ньютон (1642-1727 гг.) и немецкий философ, математик и врач Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.).
По Ньютону, движение было связано с внутренними силами, заложенными в самом движущемся или покоящемся теле. Эти силы – притяжения и отталкивания, – приводили атомы в движение.
Исаак НьютонПредставления о силах очень широко использовали в биологии и медицине: множество процессов, начиная с брожения или

Слайд 19Лейбниц
Идеи Декарта и Ньютона основывались на материалистических, хотя и

противоположных принципах. Но спор между сторонниками идей кинетизма и динамизма

был усложнен тем, что Лейбниц, также сторонник динамической идей, привнес в нее идеалистическое содержание. Он стремился создать универсальную методологию знания, и поэтому, естественно, распространил идею динамизма на мир живого.
Но знания того времени не вооружили его подлинно рациональным объяснением причин жизнедеятельности. Поэтому он для объяснения движения атомов в живых телах (а именно с этим в то время связывали жизнедеятельность) использовал введенную им систему монад – бестелесных простых субстанций, определяющих, по Лейбницу, все свойства физического мира.
Лейбниц Идеи Декарта и Ньютона основывались на материалистических, хотя и противоположных принципах. Но спор между сторонниками идей

Слайд 20Роберт Гук и открытие клетки
Отец Гука, пастор, готовил его первоначально

к духовной деятельности, но ввиду слабого здоровья мальчика и проявляемой

им способности к занятию механикой предназначил его к изучению часового мастерства. Впоследствии Гук был отправлен в Вестминстерскую школу, где успешно изучал латинский, древнегреческий и еврейский языки но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и механике. Способность его к занятиям физикой и химией была признана и оценена учёными Оксфордского университета, в котором он стал заниматься с 1653 года; он сначала стал помощником химика Виллиса, а потом Роберта Бойля.
Роберт Гук и открытие клеткиОтец Гука, пастор, готовил его первоначально к духовной деятельности, но ввиду слабого здоровья

Слайд 21Роберт Гук и открытие клетки
C 1662 был куратором экспериментов при

Лондонском Королевском обществе (с момента его создания).
В 1663 Королевское общество,

признав полезность и важность его открытий, сделало его своим членом.
В 1677—1683 был секретарём этого общества.
С 1664 — профессор геометрии Лондонского университета.
В 1665 публикует «Микрографию», где описаны его микроскопические и телескопические наблюдения, содержащую публикацию существенных открытий в биологии: он открыл клетки, женскую яйцеклетку и мужские сперматозоиды.
В течение своей 68-летней жизни Роберт Гук, несмотря на слабость здоровья, был неутомим в занятиях, сделал много научных открытий, изобретений и усовершенствований.

Роберт Гук и открытие клеткиC 1662 был куратором экспериментов при Лондонском Королевском обществе (с момента его создания).В

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика