Слайд 1Лекция 22
Формирование лекционного фармацевтического образования
Слайд 2Преподавание фармации в Монпелье
После распада Салернской медицинской школы в XII
в. в университетах специальное преподавание фармацевтических дисциплин не велось
Единственным исключением
был Университет в Монпелье, где после окончательного утверждения статута (1289 г.) была узаконена Медицинская школа (основанная еще в 1220 г.), в которой к прослушиванию лекций для будущих врачей допускали аптекарей. Диплома им не выдавали, т.к. официально фармацевтические дисциплины в учебные программы не входили.
Слайд 3Преподавание фармации в Монпелье
В XVI в. там была создана первая
кафедра ботаники, которой руководил Гийом Ронделе, написавший в 1556 г.
трактат "De Materia medicinali". Ронделе содействовал официальному допуску фармацевтов к высшему образованию в Монпелье в 1558 г. первым аптекарем, официально принятым в число преподавателей университета, стал магистр-аптекарь Бернарден де Ранк, читавший лекции по фармации.
В 1601 г. в Монпелье была основана кафедра хирургии и фармации. Студенты, принятые в университет на основании экзаменов по фармацевтической теории и практике, слушали курс фармакогнозии (Materia medica), фармации и анатомии. После полного курса студент получал свидетельство, очень ценимое в Европе и привлекшее в Монпелье множество иностранцев.
В 1675 г. Людовик XIV дал разрешение на открытие в Монпелье кафедры фармацевтической химии.
Слайд 4Частные лекции
Однако университет в Монпелье был скорее исключением. Парижский университет
был полной противоположностью и попытки организовать там лекции для фармацевтов
наталкивались на упорное сопротивление медицинского факультета.
В основном обучение фармацевтов осуществлялось индивидуально, лекционная система, основанная на достижениях развивающихся химии и медицины, отсутствовала. Лишь в XVII в. наметился перелом и связан он был со стремлением аптекарей к более фундаментальному химическому образованию. Достижения экспериментальной химии уже нельзя было игнорировать, а огромный практический, эмпирический материал требовал новых приемов преподавания.
В этих условиях некоторые аптекари начали организовывать приватные (частные) лекции для фармацевтов.
Слайд 5Война врачей и аптекарей
Организация частных лекций была связана и ещё
с одним фактором – начавшимся в XVI веке противостоянием врачей
и аптекарей.
Стремление аптекарей получить более глубокое образование было связано с продолжающимися открытиями в области лекарственной флоры, а также с развитием иатрохимии. Старая система образования просто не обладала достаточной мобильностью для того, чтобы оперативно вводить в процесс обучения новые знания. В то же время новые эффективные лекарства начали пользоваться спросом, и аптекари зачастую были просто вынуждены изготавливать и продавать их: в противном случае они теряли клиентов. Во Франции, где медицинский факультет Сорбонны был оплотом традиционной медицины, это противостояние вылилось в так называемую «Войну между врачами и аптекарями».
Этот конфликт начался в 1566 г. и продолжался более ста лет.
Слайд 6Война врачей и аптекарей
Поводом для конфликта стало появление в Парижских
аптеках нового средства: "рвотного вина", в состав которого входила сурьма.
В 1566 г. Медицинский факультет добился издания декрета, согласно которому употребление сурьмы, объявленной ядом, было строжайше запрещено.
На самом деле причина конфликта была связана с тем, что аптекари стали все чаще нарушать права докторов факультета, давая советы больным и продавая лекарства без рецептов. Декан медицинского факультета объявил, что аптеки вообще не нужны, так как все болезни можно вылечить с помощью кровопусканий, промывательных и лишь пяти лекарств: ревеня, кассии, александрийского листа, цикория и сиропа, приготовленного из лепестков роз и листьев персика. Судебное дело, которое возбудили в связи с этим аптекари, было проиграно.
Во второй половине XVII в. французские аптекари начали активную борьбу за разрыв с ремесленными цехами и создание собственного центра специального образования, где экзамены можно было бы сдавать не перед комиссией врачей, а перед фармацевтами и химиками.
Слайд 7Война врачей и аптекарей
Эти устремления натолкнулись на сильнейшее противодействие врачей
Медицинского факультета Сорбонны, которые не хотели отказываться от привилегий, связанных
с контролем за аптекарями. Это была вторая фаза "войны врачей". Сейчас это противоречие вышло на новый уровень, причем столкновение приобретало столь острые формы, что для разгона втянутых в борьбу студентов университета и слушателей и профессоров созданной частной Фармацевтической школы, призывали городскую стражу.
Лишь в 1666 г. излечение короля, которому не помогали кровопускания, и он был вылечен "рвотным вином", привело к отмене ограничений деятельности аптек.
В 1750 г. был издан королевский декрет, который гласил: "Воспрещается медицинскому факультету, равно деканам и докторам факультета, требовать под каким бы то ни было предлогом или поводом, вообще и в частности, присягу или подать от хирургов города Парижа. А также воспрещается упомянутым докторам мешать хирургам в упражнении и исполнении их профессии".
Слайд 8Аптекарский Семинариум
Повышение образованности аптекарей сопровождалось непрекращающимися попытками повысить свой социальный
статус. Уже в XVI в. французские аптекари ходатайствовали о замене
цеховой организации аптекарей, с целью превращения аптекарского дела в свободную профессию, по образу и подобию врачей, получавших образование в специальных высших учебных заведениях (Коллегиях и Медицинских факультетах университетов).
Одним из первых завоеваний в этом направлении стало создание при Ботаническом саде "Аптекарского Семинариума", который стал прообразом специальных фармацевтических школ. В Семинариуме сначала велось обучение только аптекарских помощников, проводилась подготовка к экзаменам на званием "Мастера", "Магистра" (Maitre) перед специальной комиссией.
Слайд 9Аптекарский Семинариум
В Семинаруме преподавали известнейшие французские фармацевты: Никола Лемери, Н.Лефевр
(ок. 1615-1669), а позднее братья Руэль и Антуан Боме (1728-1804).
Н.Лефевр издал самый известный до книги Лемери учебник "Трактат по химии" (1660 г.). Будучи протестантом, он покинул Францию и стал Королевским аптекарем в Англии, где стал преподавать химию и фармацию в Лондоне.
Занятия в Семинаруме пользовались большим успехом у аптекарских помощников, прежде всего потому, что прослушивание лекций позволяло сильно сократить срок стажировки перед получением звания мастера.
Играло роль и то, что экзамен принимали в том числе и лекторы, преподающие в Семинариуме.
Слайд 10Никола Лемери
Одним из этих лекторов был известный французский врач, фармацевт
и химик Никола Лемери (1645-1715).
Лемери прошел весь путь, который обязаны
были проходить аптекари во Франции. Он был учеником аптекаря во французском городе Руан, затем работал в химической лаборатории Королевского сада (Jardin de Roi, впоследствии он стал называться Ботаническим садом – Jardin des Plantes), после чего переехал в Монпелье, где, работая в аптеке, стал давать уроки химии.
Слайд 11Никола Лемери
В 1672 г. он переехал в Париж, где основал
собственную фармацевтическую лабораторию, зарабатывая изготовлением лекарств. В этой лаборатории он
стал читать лекции, антиалхимические по сути, основанные на новейших достижениях опытной химии; преподавание он сопровождал демонстрацией экспериментов.
Материал этих лекций был обобщен в руководстве, вышедшим в 1675 г. под названием "Курс химии".
И лекции, и книга получили широчайшую известность. Слушать Лемери приезжали даже химики и фармацевты из-за границы.
"Курс химии" при жизни Лемери был издан 11 раз, затем дважды посмертно. Кроме того, он издавался на латинском, английском, немецком, итальянском и испанском языках. По учебнику Лемери училось несколько поколений химиков; лишь в середине XVIII века он был вытеснен учебниками, основанными на флогистонной теории, созданной Георгом Шталем.
Слайд 12«Cours de Chimie»
«Курс химии» Лемери состоял из трех частей. Первая,
самая объемистая, часть посвящена описанию минералов и минеральных тел, вторая
посвящена растительным веществам, а третья — животным. Введение к курсу помимо общих теоретических вопросов включает описание главных химических операций, а также приборов, в нем разъясняются некоторые химические термины и названия. В конце введения приложена таблица химических знаков.
Начинается «Курс химии» Лемери с определения предмета химии: «Химия есть искусство, учащее, как разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах. Я понимаю под смешанными телами те. которые образуются в природе, а именно: минералы, растительные и животные тела».
Далее Лемери перечисляет «химические начала», то есть основные составные части тел. После некоего «универсального духа» (который сам автор признаёт «несколько метафизичным»), Лемери на основании анализа посредством огня выделяет пять основных материальных начал веществ: спирт, масло, соль, вода и земля. Первые три начала — активные, вода и земля — пассивные, так как ослабляют «живость» активных начал.
Слайд 13Гийом Франсуа Руэль
Гийом Франсуа Руэль (1703-1770) прошел совсем иную школу:
он учился в г.Блуа, а затем в университете в родном
городе Каэн, после чего окончил Парижский университет, но врачом не стал, а увлекся фармацией и химией.
В 1742 г. он был назначен профессором-демонстратором в Ботанический сад. В середине XVII в. Сад стал достаточно нетрадиционным образовательным центром, в котором читались лекции по различным естественным наукам. Однако и успех преподавания, и его размах определялся прежде всего личностью профессора. Руэль не проявил себя как ученый-исследователь – он оставил после себя только пять малозначительных статей (одна из них посвящена методам бальзамирования, применявшихся в Древнем Египте). Но он создал крупнейшую и очень популярную во Франции химическую школу.
Слайд 14Гийом Франсуа Руэль
Руэль начал важнейшую работу по приведению накапливающихся химических
знаний в систему – т.е. по превращению химии в науку.
Им были использованы еще достаточно традиционные принципы систематизации химических веществ: по "царствам природы". Вместе с тем Руэль собрал и обобщил огромный эмпирический, практический материал - самое ценное для фармацевтов.
Необходимо учесть, что Руэль читал свои лекции в то время, когда еще продолжалась работа Королевской Академии наук по изучению фармацевтических характеристик тропической флоры (знаменитый "Проект"). До Руэля (с 1725 г.) лекции по химии в Ботаническом саду читал Л.К.Бурделен (1696-1777), самый знаменитый фармацевт Франции, один из руководителей "Проекта". Однако лекции Бурделена были заполнены абстрактными рассуждениями о "природе" химических явлений и не вызывали интереса у слушателей.
Брат Руэля – Илер Марен Руэль (1718-1789) стал его преемником в Ботаническом саду. Ему химия обязана открытием мочевины, как составной части мочи человека.
Слайд 15Специализированные фармацевтические учебные заведения
Первый настоящий прорыв в деле фармацевтического образования
произошел не в Париже, а в Нанси, резиденции изгнанного польского
короля Станислава Лещинского, имевшего права на французский престол. Он в 1752 г. основал "Королевскую коллегию" (College Royale), где кроме врачей и хирургов, готовили также фармацевтов, необходимых Нанси.
Слайд 16Специализированные фармацевтические учебные заведения
Затем права фармацевтов были подтверждены и в
Париже. 25 апреля 1777 г. на основании Королевского декрета фармацевты
Франции получили общую автономию, а Фармацевтическая коллегия (College de Pharmacie) получила права высшей школы, привилегию исключительного обучения фармацевтов с присвоением ученых степеней. Студенты Коллегии слушали лекции по химии, фармации, ботанике и фармакогнозии.
В 1803 г. Коллегия была переименована в Фармацевтическую школу (Ecole de Pharmacie), первым директором которой стал Луи Никола Воклен (1763-1829). Назначение Воклена знаменовало примирение университетского и специального фармацевтического образования, так как Воклен вскоре стал профессором химии Медицинского факультета.
Слайд 17Специализированные фармацевтические учебные заведения
Воклен был самой знаменитой фигурой фармацевтического образования
во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Последователь Лавуазье, ученик Фуркруа,
он был известен и как ученый-теоретик, и как экспериментатор, а также как выдающийся практик в самых различных областях - в частности он сыграл важную роль в становлении французской парфюмерной промышленности.
Фармацевтическая школа в Париже вошла в систему специальных высших школ, созданных Наполеоном Бонапартом и стала образцом для основания подобных Высших фармацевтических школ в Страсбурге и других французских городах.
Слайд 18Специализированные фармацевтические учебные заведения
Гораздо более спокойно происходило развитие специального фармацевтического
образования в Германских государствах. Обучение аптекарей через цеховую систему окончилось
там позднее, чем во Франции. В 1725 г. король Пруссии Фридрих Вильгельм I издал указ, на основании которого "адептам фармации" предписывалось прослушивать курс лекций и сдавать подтверждающий их знания экзамен в Медико-Хирургической Коллегии в Берлине - специальном высшем медицинском учреждении (университет в Берлине был основан только в 1810г.). Одним из лекторов там был знаменитый фармацевт Каспар Нейман (1683-1737).
Частные фармацевтические школы в Германии были основаны только в конце века. В 1795 г. одну из таких школ, получившую название "Фармацевтического института", основал в Эрфурте Иоганн Троммсдорф (1770-1837), один из основателей современной фармации, автор многочисленных основополагающих руководств и основатель первого специального фармацевтического журнала "Journal der Pharmazie für Artze und Apotheker und Chemisten" в 1793 r.