Слайд 1Лекция 3. ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ И ЕЕ ЭФЕКТИВНОСТЬ
Слайд 2План
3.1 Подходы к созданию социальной рекламы
3.2 Образ коммуникатора в социальной
рекламе
3.3 Анализ эффективности социальной рекламы
Слайд 3
3.1 Подходы к созданию социальной рекламы
Слайд 4Процесс социального проектирования с использованием инструментов социальной рекламы делится на
ряд этапов. Опишем фазы создания социальной рекламы, соответствующие требованиям профессионального
подхода.
Слайд 51 Фаза.
Определение социальной проблемы, которую вы хотели бы решить. На
её выбор могут повлиять и местные этнокультурные традиции, и особенности
экономических условий развития данного региона, и даже просто человеческая фантазия. Социальные проблемы могут иметь очень широкий диапазон интересов: например сохранения экологического равновесия
Слайд 62 Фаза.
Если этот шаг пройден и социальная проблема определена, то
следует перейти к описанию самой социальной проблемы, то есть к
истокам её происхождения, когда необходимо выявить социальные причины данной проблемы.
Слайд 7Причины социальных проблем:
а) Внутренние причины
б) Внешние причины
Слайд 83 Фаза.
Каждая социальная проблема всегда имеет своё развитие в обществе
и в каждом человеке. Для этого в процессе создания социальной
рекламы необходимо составить социальный и психологический потрет того, кому обучающийся хочет помочь и неважно, личность это или общество в целом.
Слайд 94 Фаза.
Для создания социального проекта в форме социальной рекламы необходимо
осуществить выявление ресурсов.
Данный ресурс может быть личностного и деятельностного плана.
Слайд 105 Фаза.
Определение пути решения социальной проблемы. Форма решения проблемы и эффективность самой
работы будут зависеть от того, насколько качественно были выполнены предыдущие
части описанного процесса.
Слайд 12
1. Не должна содержать ссылок на бренд ее создателей или
спонсоров.
Слайд 132. Не должна включать депрессивные или негативные компоненты, так как
призвана пробуждать хорошие чувства.
Слайд 14
3. Должна быть понятной как минимум 75% реципиентов.
Слайд 154. Должна выходить (по возможности) как триединый продукт, например, в
виде видео-, аудиороликов и объектов наружной рекламы, в зависимости от
тематики и задач.
Слайд 16
5. Размещение ее должно происходить преимущественно на безвозмездной основе.
Слайд 17
Очень часто социальная реклама разрабатывается по принципу: «нужно рассказать о
проблеме, чтобы люди задумались».
Слайд 18При создании любых материалов социальной рекламы необходимо ответить на ряд
вопросов, которые позволят вам четко увидеть цели и спрогнозировать результат
вашей работы:
Слайд 19• Какова проблема и причины ее появления?
• Какое решение
проблемы вы можете предложить?
• Какова целевая аудитория? Где и
с помощью чего вы к ней хотите обратиться?
• Какую реакцию вы ожидаете от выбранной аудитории? Что должно заставить их изменить свое поведение?
• На какую психологическую «кнопку» нужно нажать, чтобы получить эту реакцию?
Слайд 20
3.2 Образ коммуникатора в социальной рекламе
Слайд 21Для того, чтобы социальная реклама была эффективной, необходимо совершенствовать каналы
общения рекламодателя с целевой аудиторией.
Слайд 22Основными компонентами коммуникации являются
1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и
получатель сообщения (коммуникатор и реципиент)
Слайд 232. Коммуникационный код - способ передачи информации в знаковой форме
(слова, символы, изображения, графики, ит.д), а также каналы, с помощью
которых передается сообщение;
Слайд 243. Предмет коммуникации (явление или событие)
Слайд 254. Эффекты коммуникации - последствия воздействия коммуникации, проявляющихся в изменении
внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, отношении приведенной проблемы.
Слайд 26В общем виде процесс коммуникации включает в себя 5 элементов:
Кто
- коммуникатор (тот, кто формирует и транслирует сообщение)
Что -
непосредственно само сообщение
Как - способ передачи сообщения, канал коммуникации
Кому - аудитория, которой адресовано сообщение
Зачем - с какой целью осуществляется коммуникационный процесс, его эффективность
Слайд 27Именно коммуникатор является инициатором процесса коммуникации. Он устанавливает цель и
определяет получателя рекламного сообщения. От коммуникатора зависит эффективность коммуникационного процесса.
Для того, чтобы создать эффективную социальную рекламу рекламодатель должен четко определить цель своей коммуникации, правильно выделить целевую аудиторию и понимать, какую реакцию он хочет вызвать. Носителем рекламной информации, инструментом эмоционального воздействия коммуникатора на целевую аудиторию является сообщение.
Слайд 28Пять ролей коммуникатора в социальной рекламе
Слайд 291. Коммуникатор-наставник.
Типичные слоганы: «Позвоните родителям!», «Детей не бросать!»,
«Берегите природу!».
Слайд 302. Коммуникатор-жертва
Когда текст и визуальный ряд социальной рекламы создается с позиции
жертвы, на первый план выходит способность коммуникатора вызвать сочувствие у
реципиента.
Слайд 313. Коммуникатор-провокатор.
А это уже современные веяния в социальной рекламе. Провокатор
призывает к нарушению норм и запретов
В качестве еще одного
примера можно привести
принт румынского агентства «La roumanie»,
на котором человеческий мозг
(в другом варианте — сердце)
нарисованы дорожками белого порошка.
Слоган этой антинаркотической рекламы:
«Уничтожь себя!».
Слайд 324. Коммуникатор-повествователь
Если автор хочет избавить рекламный текст от излишней
назидательности, он может отказаться от дидактики в пользу описательных конструкций
и справочной информации, дающей реципиенту пищу к размышлению и позволяющей самостоятельно сделать выбор в пользу рекламируемой идеи.
Слайд 335. Коммуникатор-агрессор.
Данный прием, как правило, используется в сочетании с
другими приемами. Суть его заключается в том, что слово в
тексте социальной рекламы получает субъект, воплощающий проблему, т.е. являющийся ее неотъемлемым элементом.
Слайд 343.3 Анализ эффективности социальной рекламы
Слайд 35Исследование эффективности социальной рекламы проводится, как правило, на трех этапах:
до ее выхода на рынок, в середине и непосредственно после
окончания рекламной кампании.
Слайд 36На первом этапе даются предварительные оценки качеству рекламы и ее
способности выполнить поставленные задачи.
На втором этапе, когда рекламное сообщение
уже выпущено на рынок и прошло определенное время, достаточное для ознакомления с рекламой целевой аудитории, «проводят так называемые «трековые» исследования.
Исследования на стадии завершения рекламной кампании - оценка эффективности коммуникативного воздействия рекламы с помощью количественных методов исследования (опрос на больших выборках
Слайд 37Л.М. Дмитриева при оценке эффективности рекламы вводит понятие «рекламоспособность». Под
этим термином понимается «присущая отдельным рекламным материалам потенциальная способность мотивационного
воздействия на сознание целевой аудитории и характеризующаяся новизной идеи, эстетичностью, лаконичностью, ассоциативностью, удобопроизносимостью и другими критериями»
Слайд 38Критерии оценки рекламоспособности социальной рекламы.
Оригинальность (новизна)
Целостность восприятия
Запоминаемость
Универсальность
Уровень идентификации (эффект «отнесения
к себе»)
Слайд 39«Коммуникативная эффективность социальной рекламы - это совокупность трех факторов:
Влияния рекламы
на изменение знаний о проблеме и способах решения;
Влияния рекламы на
формирование эмоционального отношения к проблеме;
Влияние рекламы на изменение поведенческой модели и обновление ценностных систем» Дмитриева Л.М.