Слайд 1Лекция №12
1.3. Творческие игры
Тема. Характеристика театрализованных игр. Методика руководства
театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ
ПЛАН
1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.
1.1. Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
1.2. Характеристика театрализованных игр.
1.3. Разновидности театрализованных игр.
2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ.
2.1. Особенности руководства театральной деятельностью в разных возрастных группах.
2.2. Основные требования к организации театрализованных игр.
Слайд 3 «Каков ребенок в игре, таков он во многом будет
в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде
всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко
Слайд 41.1 Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного
возраста
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные
моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.
Слайд 5Театрализованная игра имеет структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль,
ролевое действие, правила.
Различие между сюжетно - ролевой и театрализованой игрой
состоит в том:
1 - в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.
2 - в сюжетно - ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка.
3 - особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
4 - в театрализованных играх игровое действие: предмет, костюм или кукла имеют большое значение, т.к. облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий.
Слайд 6В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое,
танцевальное, сценическое, певческое.
У опытного педагога дети стремятся к художественному
изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.
В детском саду театрально-игровая деятельность представлена в двух формах:
1 - деятельность взрослого, которая направлена на создание эмоционально положительной атмосферы, веселого настроения детей;
2 - творчество самих детей.
Слайд 71.3.Разновидности театрализованных игр
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные
группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести: настольный,
теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Слайд 8Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное,
чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех
при передвижении.
Слайд 9Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия
ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются
по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Слайд 10Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга
иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие
события, встречи.
Слайд 11Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель,
которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.
Слайд 12Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные
плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому
персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Слайд 13Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет»
за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания
сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Слайд 14Игры-драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы надевают
куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит
водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Слайд 15Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Слайд 162. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ
2.1. Особенности руководства ТД в разных
возрастных группах
Младшая группа
1.Знакомство с видами ТД
2. Обучение приемам вождения на
столе объемных игрушек и плоскостных персонажей.
3. Развитие речевых и двигательных способностей при передаче образов на основе подражания.
4. Развитие интереса к различным импровизациям.
5. Упражнение по составлению диалогов.
Слайд 17Средняя группа
1. Углублять знания детей о разных видах театрального искусства;
(занятия, экскурсии).
2. Продолжать обучение приемам вождения персонажей в различного вида
театрах; (пальчиковый театр, куклы би-ба-бо)
3. Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;
4. Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить с простейшими приемами составления сюжетов.
5. Начинать ознакомление с приемами организации театрализованных постановок
Слайд 18Старшая группа
Усовершенствование приемов вождения кукол;
Ознакомление с основной атрибутикой;
Формирование навыков совместного
творчества в процессе подготовки к театральной деятельности;
Развитие у детей
средств выразительной передачи образа, творческой фантазии, образного мышления:
показать, как впервые увидели цветок (ягодку, мячик( сказочные герои, зайчик, мышонок;
показать, как делают гимнастику Шустрик и Лежебока;
исполнить песенку от лица определенного персонажа;
самостоятельно выбрать и представить животное, птичку в определенном настроении (поза, походка, мимика).
Слайд 192.2. Основные требования к организации театрализованных игр
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное,
ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что
делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).
Слайд 20Театральный уголок
Условно театральное оборудование можно разделить:
Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные
фигуры, пальчиковые персонажи);
Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат,
занавески и т.д.);
Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные, сконструированные);
Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки, манжеты);
Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные билеты);
Специальная мебель для обустройства театральных зон.
Требования, которые предъявляются к оборудованию:
Соответствовать возрастным особенностям детей
Быть прочным, безопасным, гигиеничным
Быть привлекательным и эстетичным
Простым по устройству
Подвижным и легко передвигающимся
Универсальным и легко заменяемым
Слайд 22Задания для самостоятельной работы:
1. Ознакомиться с авторскими методиками (А.В.Щеткина, А.Антиповой,
С.Мерзляковой, Н. Сорокиной, М. Картушиной и др.)
2. Написать конспект 1
театрализованной игры.
3. Изготовить настольный театр. Приготовиться к проведению.
Вопросы:
Какие игры называют театральными?
Чем театральные игры отличаются от сюжетно-ролевых?
Какие формы театрализованной деятельности осуществляют на практике в детском саду?
На какие две группы можно разделить театрализованные игры?
По какому принципу осуществляется классификация театральных игр?
Раскройте особенности руководством театрализованной деятельностью в разных возрастных группах.
Каковы основные требования к организации театрализованных игр?
Литература:
Барсукова Л. С. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие по специальности «Дошкольное образование».Москва, 2014. – 94с.