Слайд 1Лекция по учебной дисциплине «Трудовое право»
Тема: «Правовое регулирование занятости
населения»
Лектор: к.ю.н., доцент кафедры трудового права Е.А. Герасимова
Слайд 5РЕМОНТ
I.
Правовое регулирование занятости является комплексным или межотраслевым правовым институтом. Система
государственных органов, осуществляющих на федеральном или региональном уровне управление занятостью
населения, порядок их формирования и управленческие функции — предмет административного права, финансовое обеспечение занятости определяется финансово-правовыми нормами, криминальные деяния граждан в данной сфере предусмотрены Уголовным кодексом РФ. Пособия, досрочные пенсии, материальная помощь, стипендии и иные выплаты безработным гражданам — формы социальной защиты населения. Нормы, определяющие условия их предоставления, — смежный институт трудового права и права социального обеспечения.
Слайд 6РЕМОНТ
I.
Важно отметить, что прежний Кодекс законов о труде (КЗоТ) содержал
отдельную главу «Занятость и трудоустройство». Действующий ТК РФ такой главы
не имеет.
При этом в Особенную часть отрасли трудового права традиционно включается институт «Занятости и трудоустройства».
Таким образом, вопросы занятости изучаются в рамках трудового права, хотя норм о ней в ТК РФ фактически нет.
Слайд 7РЕМОНТ
I.
Ключевым нормативным актом в данной теме является Закон РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1
Слайд 8РЕМОНТ
I.
Закон о занятости населения разграничивает полномочия органов государственной власти РФ
и субъектов РФ в области регулирования, финансового и иного обеспечения
занятости населения.
В настоящее время большинство полномочий по оказанию услуг в области содействия занятости и материальной поддержки безработных граждан переданы на уровень субъектов РФ, которые реализуют эти полномочия за счет федерального бюджета и собственных средств.
Слайд 9РЕМОНТ
I.
На федеральном уровне управление вопросами занятости и определение основных гарантий
в данной сфере отношений отнесено к компетенции Министерства труда и
социальной защиты РФ (Минтруда России).
В структуре Министерства эти функции осуществляются органами Федеральной службы по труду и занятости населения (Роструда).
Региональные органы исполнительной власти субъекта РФ, реализующие государственные услуги в области содействия занятости населения, не входят в структуру федеральных органов службы занятости.
Слайд 10РЕМОНТ
I.
ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной
власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер:
общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.
Слайд 11РЕМОНТ
I.
Функциональная роль политики занятости - обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения
в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального распределения рабочей
силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, и т. д.
Слайд 12РЕМОНТ
I.
Согласно ст. 5 Закона о занятости государство проводит политику содействия
реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная
политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
Слайд 13РЕМОНТ
I.
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их
действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координацию деятельности
в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами РФ, включенными в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм;
создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.
Слайд 14РЕМОНТ
I.
При этом к гражданам, испытывающии трудности в поиске работы относятся:
инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения
свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.
Слайд 15РЕМОНТ
I.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
активной
— создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление
безработицы путем обучения и переобучения работников;
пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.