Слайд 1Лекция: Понятие правового регулирования деятельности государственных и муниципальных органов
1. Источники
правового регулирования деятельности органов государственной власти и управления.
2. Особенности правового
обеспечения деятельности органов местного самоуправления
Слайд 2Нормативно-правовой акт
Под нормативным правовым актом следует понимать письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его
компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Слайд 3НПА должен соответствовать Конституции по следующим позициям:
1) по содержанию норм;
2)
по форме нормативного акта;
3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования
или введения в действие;
4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Слайд 4В силу установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей,
представляется, что вопросы организации исполнительной власти должны регулироваться преимущественно нормативными
административными актами.
Слайд 5В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
и их государственной регистрации содержится важное правило, что акты указанных
властных структур могут быть приняты только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и их территориальные органы не вправе издавать нормативные акты.
Слайд 6В Приказе Минкульта и массовых коммуникаций «Об утверждении типовой инструкции
по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» от 08 ноября
2005 г. №536 установлены следующие требования к видам нормативных правовых актов:
а) Приказами и распоряжениями оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы федерального органа исполнительной власти. Приказы подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти или по его поручению заместителем руководителя;
Слайд 7б) Положение принимается, если в нем устанавливаются системно связанные между
собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной
власти.
В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.
В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов.
Слайд 8К принятию актов федеральных органов исполнительной власти предъявляются определенные требования:
соблюдение
компетенции,
процедурно-процессуальных правил, в т.ч. условие государственной регистрации в Минюсте
России,
формы акта,
соответствия его иным нормативным правовым актам по существу, по цели регулирования и наличия законосообразной мотивации автора нормативного правового акта,
стройность и последовательность изложения норм (от общего к частному, от наиболее важного к менее важному);
логическая и грамматическая связность текста;
четкость и ясность излагаемых норм;
согласованность новых норм с параллельно действующими, увязка с нормами, которые необходимо отменить, изменить или дополнить;
простота языка, исключение возможности различного понимания и толкования текста.
Слайд 9При изложении текста нормативного правового акта используется юридическая лексика, применяемая
в иных нормативных правовых актах России, более значимых по юридической
силе.
Не допускается использование в тексте нормативного правового акта абстрактных и декларативных формулировок, образных сравнений, эпитетов, метафор, сокращений без их разъяснения, рекомендаций, цитат из печатных изданий.
Слайд 10Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские, политические, социально-экономические и
иные права, свободы и обязанности граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах России;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций — типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных) и организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих отдельные наиболее важные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
Слайд 11Не подлежат государственной регистрации:
а) индивидуальные правовые акты: персонального характера, действие
которых исчерпывается однократным применением, срок действия которых истек, оперативно-распорядительного характера
(разовые поручения);
б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения нижестоящих;
в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федерального органа исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
д) акты рекомендательного характера.
Слайд 12Отмена нормативно-правовых актов
Отмена нормативных правовых актов производится вышестоящим или равным
по статусу нормативным правовым актом.
Отмене подлежат акты, противоречащие предписаниям
принятых нормативных правовых актов либо положениям подготавливаемого нормативного правового акта.
Слайд 13Последствия нерегистрации и (или) неопубликования нормативного правового акта федерального органа
исполнительной власти таковы:
• акты не влекут правовых последствий;
• не могут
служить основаниями для регулирования соответствующих правоотношений;
• для применения санкций к должностным лицам и организациям;
• на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Слайд 14В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ от 6 октября
1999 г. №184-ФЗ принимать нормативные правовые акты в субъектах РФ уполномочены:
• законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
• высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
• высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
Слайд 15Оценка соответствия содержания акта федеральному законодательству включает в себя рассмотрение:
целей
и задач нормативного акта;
предмета правового регулирования, т.е. тех общественных
отношений (определенного круга, сферы общественных отношений), которые регулируются соответствующим актом;
состояния правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений; компетенции органа, принявшего акт;
конкретных правовых норм, содержащихся в акте субъекта РФ.
Слайд 16Наиболее общими формами несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции
РФ и федеральному законодательству являются:
• принятие органами государственной власти субъектов
РФ актов и норм по предметам ведения РФ в случае, если это не предусмотрено федеральным законодательством;
• принятие органами государственной власти субъектов РФ актов и норм, нарушающих принцип разделения властей;
• компиляция норм Конституции РФ и федерального законодательства, регулирующих вопросы, относящиеся к предметам ведения России и предметам совместного ведения России и ее субъектов;
• включение в правовой акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции РФ и другим актам федерального законодательства либо искажающих их смысл.
Слайд 23Вопросы к семинарскому занятию:
1. Субъект и объект государственного регулирования и
управления.
2. Субъект, объект, содержание муниципального управления.
3. Представительная, непосредственная и «управленческая»
демократия в системе государственных и муниципальных органов.
4. Необходимость, возможности и пределы деятельности органов государственной и муниципальной власти и управления.
5. Институты, формы и методы в деятельности государственных и муниципальных органов.