Слайд 1Лекция 5.
Средства обучения русскому языку. Средства наглядности
Слайд 2Средства обучения -
специально созданные материалы различного характера, которые помогают учителю
управлять познавательно-практической деятельностью школьников.
Слайд 3Средства обучения – обязательный элемент оснащения кабинетов и их информационно-предметной
среды.
Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы учащихся на уроке
и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью.
Слайд 4Функции средств обучения
компенсаторная (средство организации и оптимизации учебного процесса;
инструментальная (воспитание
культуры умственного труда);
адаптивная (расширяют количество и доступность различных источников информации);
информативная;
эстетическая.
Слайд 5Средства обучения
Основные:
Школьные учебники по русскому языку (УМК).
Сборники упражнений, диктантов.
Словари, справочники,
энциклопедии.
Наглядные пособия различных типов.
Электронные учебники, пособия.
Рабочие тетради.
Неосновные:
Раздаточные материалы.
Транспаранты.
Слайды.
Картины, репродукции.
Рисунки.
Слайд 6Школьные учебники
по русскому языку
Стабильные,
рекомендованные Министерством образования и науки РФ
Вариативные
(альтернативные),
не рекомендованные МО, используются в отдельных классах, школах или еще
только проходят апробацию и экспертизу
Слайд 7Русский язык
Учебники под ред. Н.М.Шанского
С 1970 года
Слайд 8Обновленные учебники под ред. Н.М. Шанского в 2 частях, рекомендованные
ФГОС второго поколения
Слайд 11Учебники углубленного изучения под ред. В.В. Бабайцевой
Слайд 17Учебно-методический комплекс С.И. Львовой и В.В. Львова
С 2005 года
Слайд 18С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 3 ч. , рекомендованные ФГОС второго поколения
Слайд 22Вариативные учебники по русскому языку
Слайд 24Учебник Н. Гольцовой, И.Шамшина
Учебники для старших классов
Учебник В.В. Бабайцевой
Слайд 25УМК Власенкова А.И.,
Рыбченковой Л.М.
УМК Грекова В.Ф. и др.
Русский язык
Слайд 26Г.Ф. Хлебинская. Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательных школ
Слайд 28Методические пособия для учителя
Слайд 29Технические средства
Компьютер, планшет; ноутбук;
Мультипроектор;
экран; классная доска; магнитная маркерная доска (флипчарт);
интерактивная
доска;
видеоаппаратура;
телевизор, плоские панели;
магнитофон;
диктофон.
Слайд 30Средства наглядности решают задачи:
Повышение познавательного интереса к уроку русского языка
и к предмету;
увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;
усиление мотивации обучения;
выделение главного
в материале и его систематизация;
Слайд 31мобилизация психической активности учащихся;
обеспечение конкретно чувственной опоры при изучении определений,
правил;
увеличение объема учебного материала;
удобство предъявления и расположения учебного материала на
уроке русского языка.
Слайд 32Работа со СН включает 4 этапа:
Подготовка учащихся к восприятию (вопросы).
Демонстрация
/или просмотр СН.
Обсуждение /или контроль.
Самостоятельная деятельность учащихся с включением ситуативных
заданий.
Слайд 33 Средства зрительной наглядности:
Печатные:
таблицы (языковые, речевые, схемы, плакаты, опорный
конспект);
тетрадь с печатной основой;
Экранные:
диапозитивы (слайды);
Транспаранты, подвижные таблицы;
диафильмы;
Слайд 34Средства зрительной наглядности:
репродукции картин, картины;
фотографии;
раздаточный изобразительный материал (сюжетные и
предметные рисунки)
презентации (без звука);
меловые рисунки
Слайд 35Диафильм "Рассказы о пунктуации».
Видеофильм «Почему без запятых не сваришь и
варенья».
Видеофильм «Как запятые медвежат подружили».
Видеофильм «Наш алфавит и немного истории».
Диапозитивы
«Заимствованные слова».
Слайд 36Транспаранты для составления таблиц и с материалами для упражнений к
разделу "Имя существительное». Видеофильм "Лесное озеро». Транспаранты для воспитания речевого
этикета.
Видеофильм «Если вы вежливы...»
Звуковое пособие для уроков развития речи.
Слайд 37
СХЕМЫ – ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ, ТАБЛИЦЫ
Слайд 42Из
До
С
А
без приставки
прилагательное
Опорный конспект представляет правило по опорным сигналам
Слайд 44леонтьев.mp3
II спр.
I спр.
Автобус отправляется
Пересекает улицу
Предупреждает об
опасности
Останавливает
нарушителя
Ходим по городу
Ездим
на автобусе
Держит курс
Переходит
улицу
Слайд 45Средства звуковой (слуховой) наглядности:
грампластинки;
аудиозапись;
компакт-диски;
звуковые пособия
Слайд 46Средства зрительно-слуховой наглядности:
диафильм со звуковым сопровождением;
кинофильмы, видеофильмы;
кино-;видеофрагменты;
компьютерные программы со
звуковым сопровождением.
Слайд 47Предметная наглядность
ПН - это использование материальных, вещественных объектов, символов, предметов
в качестве средств наглядности в учебных целях: предметы, магнит (не
с разными частями речи); игрушка (самодельная), человечки, подвижные гармошки-таблицы,человек, его действия (живые демонстрации).
Слайд 50Определяем проблему урока
Запишите к каждому рисунку слово, называющее один такой
предмет и много таких предметов.
ножницы
ножницы
Что вы заметили?
Для обозначения одного и
нескольких предметов используется одна и та же форма
множественного числа.
Слайд 51Предметная наглядность помогает пониманию и запоминанию правила в занимательной форме
Слайд 52Метод мест. Классное окно – предметный символ для двух правил.
Рама
окна – деревянная,
ручка – оловянная,
стеклянный- …
Слева – с
окна;
Влево – в окно
1)
2)
Слайд 53Пятиклассники легко
запоминают
гласные в безударных
личных окончаниях
глаголов
2
спряжения,
если им показываешь
такой рисунок.
Ослик на картинке
кричит:
«И-я-а».
Слайд 54«Пьедестал почёта»
Орфоэпическая разминка, проводимая хотя бы раз в неделю в
любом классе, поможет ученикам быстрее запомнить слова с верным
ударением.
Слова на пьедестале расположены в зависимости от ударного слога. Начинать разминку можно с любой колонки слов. Главное, это делать нужно систематически, постепенно добавляя новые слова
Слайд 55Кофе (м.р.)
(нескл.)
Шампунь (м.р.)
Р.п. шампуня
Т.п.шампунем
Тюль (м.р.)
Р.п. тюля
Т.п.тюлем
«Трудное мужское общество» в доме»
Забавные
человечки, символизирующие названия
предметов домашнего обихода, помогают учащимся
лучше запомнить
их род
Слайд 57На рисунке собраны орфограммы «Буквы о,е,ё после шипящих и
ц в различных морфемах». Рисунок условно делится на две части:
на «небо», где живут буквы «е», «ё» и на «землю», где царствует буква «о». Антенны и трубы, молния – всё имеет своё значение (это ударение). Куст шиповника перед домом –
это шипящие согласные и буква ц. Круглые окошки – буква «о».
Дома – значимые части слова (суффиксы и окончания).
Радуга – корень слова.
Слайд 59Мультимедийная наглядность
все фотоизображения;
анимация и 3D моделирование (без звука);
анимация
и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);
аудиофрагменты (аудиофрагменты
текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
Слайд 60видеофрагменты, или видеоролики;
аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений
и др.);
видеофильмы (художественные и документальные).
Слайд 61Современные интерактивные средства наглядности обладают уникальными дидактическими возможностями. Они позволяют:
представлять
обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация;
контролировать временные
параметры урока для каждого обучаемого;
выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
Слайд 62активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
мобилизовать внимание обучаемого;
воспроизводить и комментировать
информацию;
выходить в мировое информационное сообщество;
формировать мотивацию к учению и познавательный
интерес.
Слайд 63Интерактивная наглядность- иллюстративный материал в виде моделей , схем, алгоритмов,
статичных и динамичных таблиц, основанный на использовании компьютерных технологий, которые
дополняются в совместной работе в интерактивном режиме
Слайд 76Гудилина, С. И. Наглядность в медиаобразовательных технологиях. / С. И.
Гудилина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/vmuza/naglyadnost/naglyadnost.htm
[4]Живенкова, Н. Е.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы. / Н. Е. Живенкова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org
[5]Ипполитова, Н. А. Средства обучения русскому языку. / Н. А. Ипполитова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/ B358/B358Chapter1-4-12.php.
Гудилина, С. И. Наглядность в медиаобразовательных технологиях. / С. И. Гудилина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/vmuza/naglyadnost/naglyadnost.htm
[4]Живенкова, Н. Е. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы. / Н. Е. Живенкова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org
[5]Ипполитова, Н. А. Средства обучения русскому языку. / Н. А. Ипполитова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/ B358/B358Chapter1-4-12.php.