Слайд 2МОЯ ЛИЧНОСТЬ. ЗАДАНИЕ1.
ДАЙТЕ 5 ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «КТО Я?»
Слайд 3ЗАДАНИЕ 2.
Нарисуйте 2 КОЛОНКИ ХАРАКТЕРИСТИК О СЕБЕ В ОДНУ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ
, В ДРУГУЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ.
АНАЛИЗ ОТВЕТОВ:
ВСЕ ВАШИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОС «
КТО Я»- ЭТО ВАШИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ОЦЕНИТЕ ЧТО ВЫ ПОСТАВИЛИ НА ПЕРВОЕ МЕСТО (ДЕЛОВЫЕ ИЛИ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА)
ОБЪЯСНИТЕ ПОЧЕМУ ВЫ РАССТАВИЛИ ОТВЕТЫ ИМЕННО В ТАКОМ ПОРЯДКЕ.
ТЕПЕРЬ ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ КАКИЕ ХАРАКТИРИСТИКИ ВОЗНИКЛИ ЛЕГЧЕ И СРАЗУ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ. ПОЛУЧИЛОСЬ БОЛЬШЕ + ИЛИ -?КАКОЕ У ВАС ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЫЯВИЛОСЬ О СЕБЕ КАК О ПРЕУСПЕВАЮЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ ИЛИ ЖИВУЩЕМ ПО ИНЕРЦИИ?
Критерии Качества
Организовать ,доброжелательность ,усердие ,акуратность,честность,обязательность,ответственность,внимательность, неряха, безответственность, нецелеустремленность, честность, лентяй,обязательность, настойчивость, некультурный, решительность, критичность,надежность,ненадежный,,самостоятельность,недобросовестный, несерьезный, безразличный,и.т.д.
Слайд 4«Я»-ПО СЛОВАРЮ ОЖЕГОВА СЛУЖИТ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГОВОРЯЩИМ САМОГО СЕБЯ.
«Я-КОНЦЕПЦИЯ»-ЭТО УБЕЖДЕНИЕ
ПО КОТОРОМУ ВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ КТО ВЫ ЕСТЬ.
Слайд 5ЗАДАНИЕ 3.
ПО ПЯТИ БАЛЬНОЙ ШКАЛЕ НАРИСУЙТЕ ЛЕСТНИЦУ КАЖДАЯ СТУПЕНЬ КОТОРОЙ
ОБОЗНАЧАЕТ СИМВОЛИЧНО -1.ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ САМООЦЕНКИ
2.ТО КАК ВЫ ПРЕПОДНОСИТЕ СЕБЯ
В ОБЩЕСТВЕ
Слайд 6САМООЦЕНКА
САМООЦЕНКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЧЕРЕЗ КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ, Т.Е. ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЫЛО
ДОКАЗАНО ЧТО ЧЕМ ВЫШЕ ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО «Я» , ТЕМ ВЫШЕ
САМООЦЕНКА. В РЕАЛЬНОСТИ ЛЮДИ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ ПО РАЗНОМУ СЕБЯ ЧУВСТВУЮТ И ИХ САМООЦЕНКА ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПОНИЖАЕТСЯ.
Слайд 7ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА
Высокая самооценка прибыльна для человека она помогает ему быстрее
и точнее достичь определенной цели, избежать соматических расстройств ,т,е телесных
.
«Я-КОНЦЕПЦИЯ»влияет на память человека ,человек с высокой самооценкой запоминает больше положительную информацию чем отрицательную. Когда человек сознательно контролирует и направляет свои действия- это называется саморегуляция.
ИСХОДЯ ИЗ ВЫШЕСКАЗАННОГО ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ»
Слайд 8Как повысить свою самооценку
1.Заниматься любимым делом
2. Не сравнивать себя ни
с кем вы индивидуальны
3. Общаться с целеполагающими людьми
4. Составить список
своих достоинств
5. Совершать добрые дела
6.Постоянно самоутверждаться в жизни поставив себе позитивные цели
Слайд 9Понятие о личности
Человек- общественно-природное существо. Он выделился из естественного мира
и обрел черты существа общественного, мыслящего, духовного, творческого. Это родовое
понятие , выражающее общие особенности, присущие человеческому роду.
Личность- это человек, который формирует свою жизненную позицию и несет ответственность за свой выбор и свою деятельность.
Сознание собственного бытия есть только у человека .индивидуальное сознание- это самосознание выделение себя из окружающего мира.
Слайд 10Уровни структуры личности
Биологическая структура-темперамент ведущее полушарие головного мозга, влечение.
Психологические процессы-ощущения,
чувства, эмоции, память , воля, характер .
Духовная структура- социальный опыт
(традиции , обычаи ,язык, нормы, ценности, национальное сознание , которое выражается в духовно-нравственных ориентирах народа, в его поступках, реакциях, пословицах , поговорках, во внутреннем мире человека.
Социальная структура – направленность, влечения, желания, интересы, убеждения , ведущие потребности.
Слайд 11Факторы условия развития личности
- наследственность ( природные задатки)
-внешняя среда (
природная и социальная среда)
Специально организованное воспитание и обучение
- Собственная активность
личности ( трудовая деятельность , общение, самовоспитание, самообразование)
Слайд 12Вопрос
Без чего человек Без чего человек
не может жить? не может жить
как человек?
любовь
воды
добро
тепло патриотизм
творчество
Первая колонка подходит для всех живущих на Земле (растениям ,животным,людям) , а вторая только для человека и ее можно делить на материальные и духовные ценности человека).
Слайд 14Индентефикация личности- уподобление себя какому либо человеку или образу
Люди группируются
по признаку идентичности (религиозные,этнические,классовыеи.т.д).В древности люди идентефицировали себя
С куклами.Они верили
что создавая свой образ в кукле они защитят себя от болезней , горести. Этими куклами запрещалось играть , они прятались в сундук до дня свадьбы.Отправляя мужей на войну женщины отдавали им своих кукол чтобы те сохраняли их.
В старину у кукол не было образа ( глаз, носа, губ) человек сам мысленно придумывал образ для своих кукол.
Слайд 15В детстве ребенок идентефицирует себя с родителями перенимая их привычки
разговор и.т.д , в юности ( кумиры, общество, друзья) ,
если человек иденцефицирует себя с негативным образом , то в будущем последствия оказываются печальными.
Слайд 16Социальная роль-это образец поведения , целесообразный для людей данного статуса
в данном обществе.
Что такое роль? И сразу нам вспоминается спектакль
или фильм в роли любимого героя. Оказывается как выяснили ученые не только актеры играют роль , но и любой человек .
Римский философ Эпиктет сравнивал человека с актером. Роль –это нормативная система действий ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией.например роль ученика, роль учителя , роль жены , и.т.д так же и в любой профессии своя роль
Слайд 17 Социальный театр сложен .Порой человеку приходится выполнять не одну
, а несколько ролей : сына, отца , мужа, научного
сотрудника и,т,д,
РОЛЬ
Для различения социальной роли придумана униформа –белые халаты,значки, военная форма и.т.д. Чтобы выполнять роль :
1. нужно знать требования к этой роли
2. овладеть этой ролью и принять ее морально (М.Твен «Принц и нищий, момент когда наряд принца начинает нравится бедному Тому)
Слайд 18Нужно помнить что роль и личность отдельны , но влияют
друг на друга. Пример профессиональной деформации
личности :Педагог продолжает поучать
близких людей дома, психотерапевт ставит диагнозы дома, на улице когда не имеет на это право.
Слайд 19Обратимся к истории
Психология личности тесно переплетается с психологией творчества
Примером
может служить работа художника Боровиковского
В его работах великолепна каждая
деталь , возьмем портрет князя Куракина , парча мундира сияет золотом , переплетается муар орденских лент и блестят бриллиантовые пуговицы. Драгоценностей так много что Куракина называли бриллиантовым князем .Князь смотрит на нас откуда-то сверху с барской снисходительностью свысока и весь мир похоже у его ног. Портрет выполнен в так называемой лягушачьей композиции .А лягушачья композиция , если верить науке биология то глаза у лягушки расположены на темени и когда она смотрит на мир снизу вверх , то былинка кажется ей деревом , а карлик великаном, Именно в этой лягушачьей композиции будут написаны потом портреты вождей.
Слайд 21Секреты личности преступников
Знаменитый психотерапевт Николай Улитин к.м.н. сделал открытие
в области личности человека, который потерял моральные качества , долгое
время работая в больнице тюремным врачом сделал вывод –как человек живет так он и болеет. В тюрьме Улитин не раз наблюдал как убийцы корчатся от болей не известного происхождения, а те кто наносил телесные повреждения своим жертвам то и дело сами подвергаются телесным повреждениям.
И здесь надо отметить что страдает не только физическая сторона личности преступника но и духовная. Можно увидеть что преступник это слабая личность , возьмем к примеру жаргонные слова . В основе циничных выражений и матерной ругани лежит слабость , Говорящий стремится грубой шуткой резкостью подавить в себе чувство страха , боязни . Но по настоящему сильная личность не будет ругаться нецензурной бранью .Ведь он уверен что его слово и так весомо.
Слайд 22Вопрос : Можно ли опровергнуть слова философа?
Русский философ И.А.Ильин
в своих философских заметках писал о духе сегодняшних времен:
« …Сердце
существует только для глупых людей , умные люди не считаются с ним . Совесть есть выдумка , с нею носятся только сентиментальные люди , вера изжита и стала пережитком, человек человеку прохожий , люди друг другу соперники и конкуренты…
Слайд 23Нравственный закон для всех
Благоразумие приносит людям благо, а безобразие ,т.е
искажение образа) ведет к бесчеловечности со всеми вытекающими последствиями.Зло обарачивается
деградацией (утратой человеческого облика) ,сводит с ума завистников и ревнивцев,лишает покоя преступников и предателей.Все злодеи проводят свои дни либо в омерзительной тупости (пьянстве, разврате,наркомании),либо в неутихающей тревоги. Никто из насильников ,грабителей убийц не избегает заслуженной кары даже скрывшись от правосудия.Их преследуют беды напасти ,настигают болезни и лютая смерть. Таков закон нравственной природы ,его действие совершается во времени не всегда сразу и не всегда явно для окружающих , зато неотвратимо.Многие этого не замечают но от того закон не перестает существовать и не теряет своей силы.
Слайд 26Дайте определение понятию «характер»
Известна восточная поговорка « Посей поступок пожнешь
привычку , посей привычку пожнешь характер , посей характер пожнешь
судьбу . Акцент в этой поговорке поставлен правильно на человеческих поступках, которые повторяясь становятся привычными , закрепляются в чертах характера,составляя его сущность влияя на положение человека в общественной жизни на отношении к нему других людей .Система привычных действий и поступков фундамент характера.
Слайд 27Характер – структура стойких сравнительно постоянных психических свойств , определяющих
особенности отношений и поведения личности
Вспомним чеховского героя Беликова из произведения
«Человек в футляре» , если бы Чехов ограничился описанием внешности Беликова и не показал что и мысль свою Беликов старался скрыть в футляр , если бы не показал как он гнетил всех своими футляровскими соображениями то не возможно было бы определить какой он человек.По соотношению действия и мотива нетрудно определить черты характера которые в них объективизируются .
Слайд 28Ученые выделяют 4 группы характера , выражающих отношение личности к
действительности:
1.Отношение к деятельности ( трудолюбие, инициативность, работоспособность и.т.д)
2.Отношение к другим
людям ( вежливость, грубость, замкнутость, чуткость и.т.д)
3.Отношение к самому себе(скромность, чванство, тщеславие, гордость и.т.д)
4.Отношение к вещам (аккуратность, щедрость, бережливость , скупость и.т.д)
Слайд 29Не трудно убедиться что определяющие отношение человека -его характер оказывают
существенное влияние на выбор профессии и успешность трудовой деятельности. Можно
ли представить себе человека по характеру замкнутого , грубого , необщительного, с высоким самомнением- в роли учителя или директора завода? Успешность профессиональной деятельности во многом зависит от структуры и интересов личности.
Слайд 30Как формировать свой характер
Характер проявляется в действиях и поступках
. В каждом действии есть цель и мотив . И
здесь надо сказать что у одного и того же поступка может быть несколько самых разных мотивов. Например цель запомнить определенное количество иностранных слов . А мотивы могут быть разные : получить хорошую оценку, заслужить одобрение родителей , подготовиться в институт, чтобы в будущем стать хорошим специалистом. Для того чтобы человек хорошо владел своим поведением у него должна быть развита воля.
Слайд 31Рекомендации по формированию характера
1.Важно научиться слушать другого человека
2. Важно понимать
другого человека
3. Нужно искренне ценить людей
4. Нужно быть внимательным
к людям
5. Общение-это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения.
Слайд 32Темперамент –это индивидуальная совокупность особенностей личности , характеризующая динамическую и
эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Если о характере человека можно
говорить в категориях хороший , плохой , то положительных и отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности .Обратимся еще к одному примеру , Вспомните : И.А.Крылов был флегматиком, Н.В,Гоголь-меланхоликом, А.С, Пушкин холериком, М.Ю.Лермонтов сангвиником.Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента.Можно сделать вывод что на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента.
Слайд 34И тут мы переходим к такому понятию как СТАТУС.
Дайте определение
понятию «СТАТУС» с вашей точки зрения
Слайд 35 статус- ЭТО ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ ,
ОБУСЛОВЛЕННОЕ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕМ , ПРОФЕСИЕЙ, ВОЗРАСТОМ , ПОЛОМ, СЕМЕЙНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ.
Слайд 36Различают прирожденный ( предписанный) статус- возраст, пол, социальное происхождение, национальность,
место рождение).
Приобретаемый- зависящий от реальных достижений личности в конкретной области
его жизни( образование, квалификация, служебное положение).
Слайд 37Пример бизнесмен теряет свое состояние и становится банкротом , статус
понижается.
Слайд 38Исторический факт
Для написания картины «Тайная вечери» Леонардо да Виничи долго
искал подходящую кандидатуру для образа Спасителя и вот однажды зайдя
в храм он увидел на клиросе юношу , художника так поразил облик юноши что он пригласил юношу позировать, когда работа была закончена перед художником стояла вторая задача написать лицо Иуды предателя , Леонардо стал ходить по злачным местам города всматриваясь в лица людей и вот он нашел падшего человека с жестокими чертами лица как вскоре выяснилось это был тот самый юноша который позировал для образа Спасителя год назад , здесь мы видим как человек теряет свой нравственный и физический облик и свой жизненный статус.
Слайд 39Первое что делают люди при знакомстве определяют статус другого человека.
Слайд 40Статус бывает социальный и личный .Социальный –уважение благодаря месту в
системе иерархий(род занятий, должность ,родовая знатность),Личный- уважение благодаря своим профессиональным
качествам.
Слайд 41Каждый человек имеет свои ценности в жизни отдавая первенство некоторым
из них . Что вы поставите на 1.2.3.4 и.т.д. Что
окажется в самом конце?
-активная жизнь
-жизненная мудрость
Физическое и психическое здоровье
Интересная работа
-постижение прекрасного в искусстве
-любовь
-материальное обеспечение
-наличие хороших и верных друзей
-мир и благополучие народа
-мира
-общественное признание
-познание мира
-Счастливая семья -удовольствия
Слайд 43Всякий человек личность.
Личность-это уникальная духовно-телесная целостность характеризующая отдельно человека, выступающего
как субъект жизнедеятельности . Успешное осуществление того что понимается под
смыслом жизни сопровождаемое положительной самооценкой личности выражающей удовлетворенность
общим течением жизни составляет счастье в его широком осмыслении. Отсюда делается вывод жизнь не имеющая смысла не может быть счастливой.
К сожалению бывают ситуации что в жизни не все бывает ровно , например бывший бизнесмен обанкротился и от отчаяния стал спиваться , другого бросила жена ученые выяснили что мужчины больше подвержены депрессии в кризисных ситуациях и многие из них теряют смысл жизни обрекая себя на низкое самосуществование (пьянство ,бродяжничество, разбой, наркомания.
Слайд 44Социализация- процесс формирования личности под воздействием социальной среды.
Социальные качества личности:
-определенная
цель деятельности
-Социальные роли и позиции
нормы, ценности
Уровень образованности , система знаний
Профессиональная
подготовка
Трудоспособность
- самостоятельное принятие решений
- активность
Ка ждая личность стремится к самоутверждению.
Слайд 45Культура человека во многом зависит от его внутреннего мира, убеждений
, привычек , общества в котором он находится , от
социального института семьи.
Слайд 46Культура – от лат. Возделывание, это средоточие духовных, моральных, эстетических
ценностей , сфера индивидуального совершенства.
Культура материальная и духовная.
Материальная культура включает
в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. К ней относят - технику, жилище , одежду , предметы, потребления, способ питания и.т.д.
Духовная культура включает в себя все сферы духовной деятельности и ее продукты – познание, воспитание, просвещение, право, философию, науку, искусство , религию.
Слайд 47Вещи , которые нас окружают…
Мы рождаемся и живем среди предметов
нерукотворного мира – кроватей, одежды , посуды…Вещи –это наши спутники
жизни. Они многое могут рассказать о своем владельце.
В Канаде есть обычай проводить конкурс старых деревьев. И дерево-долгожитель награждается медалью, которая прикрепляется к дереву.
А в другой стране старые лодки , служившие еще дедам , не сжигаются а складывают на особом деревянном помосте . Здесь убеждены , что лодки свидетели тяжелого труда и помогавшие кормить семью заслуживают благодарности , а не гибели. Мать –природа в которою мы внедряем дома, заборы… и рукотворный мир наш уже велик и живет также по своим законам и трудно найти грань взаимодействия живого и неживого …
Слайд 48Академик Д.С. Лихачев о интеллигентном человеке: « Некоторые думают ,
что интеллигент это тот кто много читает, имеет хорошее образование
, знает языки и между тем можно иметь хорошее образование и не быть интеллигентным. Образованность нельзя смешивать с интеллигенцией. Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний , образования , памяти. Пусть он забудет классиков , исторические события , но если при всем при этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям : любовь к приобретению знаний, интерес к истории , эстетическое чутье, может отличить подлинный шедевр от подделки , если он проявляет уважение к культуре прошлого , трактует богатство и точность своего языка- это интеллигентный человек. Интеллигентность- это способность к пониманию , это терпимое отношение к миру и людям,Лицо злого человека искаженного от злобы становятся безобразны , а движения лишены изящества ,
Слайд 49Без цели нет деятельности, без интереса нет цели, а без
деятельности нет жизни.
Объясни выражение
Тест мои жизненные взгляды
Тест Мои ценности
Тест
мой характер
Тест мой темперамент и стиль деятельности
Реферат доклад на тему « Познание людей по их внешнему облику
« Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей
Мое уникальной «Я» в царстве абстрактного ( отвлеченного)
Слайд 50ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -в психологии существует понятие « самоуважение» объясните
его значение. Определите роль самоуважения в жизни человека составив реферат
или презентацию . Нарисуй свой автопортрет.