Разделы презентаций


Лингвистическая игра «Умники и умницы»

Содержание

Какой фонетический процесс происходит в словах:ГардеробПовозкаПереходМорозПароходС береговПересказответ оглушение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лингвистическая игра «Умники и умницы»

Лингвистическая игра «Умники и умницы»

Слайд 3Какой фонетический процесс происходит в словах:

Гардероб
Повозка
Переход
Мороз
Пароход
С берегов
Пересказ



ответ
оглушение

Какой фонетический процесс происходит в словах:ГардеробПовозкаПереходМорозПароходС береговПересказответ оглушение

Слайд 4-Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды

Буратино. В одном из них семь одинаковых гласных, а в

другом сорок.
О мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных!
О КАКИХ СЛОВАХ ИДЁТ У НИХ РЕЧЬ?

Сток, стог, стон, стол

ответ

2

Семья, сорока

-Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды Буратино. В одном из них семь одинаковых

Слайд 5Сосчитайте количество букв и звуков в словах
Предъюбилейная
Языкознание
Разъединять
11 букв
10 звуков

11 букв
13

звуков

14 букв
15 звуков

ответ
2

Сосчитайте количество букв и звуков в словахПредъюбилейнаяЯзыкознаниеРазъединять11 букв10 звуков11 букв13 звуков14 букв15 звуковответ2

Слайд 6Найти лишнее слово
Съёмка
Подъезд
Вьюнок
Полью
Заяц
Поём
Плюшка
Юла
Вьюга
Пьеса

ответ
ПЛЮШКА

Найти лишнее словоСъёмкаПодъездВьюнокПольюЗаяцПоёмПлюшкаЮла Вьюга ПьесаответПЛЮШКА

Слайд 7Аллитерация - звукоподражание
Посредством каких звуков автор создаёт звуковой фон в

стихотворении?
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

К. Бальмонт

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. Тютчев

ответ

2

[сш]

ответ

[рлмн]

Аллитерация - звукоподражаниеПосредством каких звуков автор создаёт звуковой фон в стихотворении?Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно

Слайд 8Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху

вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи

и персы пишут так и сейчас.
Китайцы пишут свои иероглифы вертикальными колонками сверху вниз , начиная с правой стороны листа. Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чте-
ния вы изберёте?

ответ

2

Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали

Слайд 10К какой группе лексики относятся слова:

ЗОДЧИЙ
БРАНЬ

ВНИМАТЬ
ЛЕКАРЬ БЛАГОУХАНИЕ
Подберите синонимы к ним из современного русского языка

ответ

Устаревшие слова

Строитель битва слушать врач аромат

К какой группе лексики относятся слова:     ЗОДЧИЙ     БРАНЬ

Слайд 11Как вы объясните слово «ошеломить»? От какого слова оно произошло?

Подберите синоним к этому слову
ответ
2
Удивить
От слова «шлем»

Как вы объясните слово «ошеломить»? От какого слова оно произошло? Подберите синоним к этому словуответ2УдивитьОт слова «шлем»

Слайд 12Дремлет старушка в кресле.
Дремлет чуткий камыш

В каком значении употреблено слово

дремлет? Укажите художественное средство(троп) в литературе , основанное на разных

значениях одного слова

ответ

1- прямое значение 2 –переносное МЕТАФОРА

Дремлет старушка в кресле.Дремлет чуткий камышВ каком значении употреблено слово дремлет? Укажите художественное средство(троп) в литературе ,

Слайд 13Как называются слова, которые
являются отгадкой в следующем
четверостишии:
Со мной

ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко

в птицу,
А часто попадаю в щи.

Лук

ответ

Как называются слова, которые являются отгадкой в следующемчетверостишии: Со мной ходи стрелять учитьсяИ на гряде меня ищи.Могу

Слайд 14Объясните значение и происхождение фразеологизма
«Не солоно хлебавши»
2
ответ
Разочароваться в приёме

Объясните значение и происхождение фразеологизма «Не солоно хлебавши»2ответРазочароваться в приёме

Слайд 15Объясните значение фразеологизмов после того, как дадите определение фразеологизмов:

ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ

КОНЦЫ В ВОДУ

ЛЯСЫ ТОЧИТЬ
ответ
МЕДЛЕННО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ
СКРЫТЬ, УТАИТЬ
БОЛТАТЬ

Объясните значение фразеологизмов после того, как дадите определение фразеологизмов:ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ   КОНЦЫ В ВОДУ  ЛЯСЫ

Слайд 16Докажите, что данные слова не одного корня. Подберите к каждому

из них
Хотя бы по одному родственному слову
ВВОДНЫЙ – ВОДНЫЙ; ВИННЫЙ

– ОБВИНИТЕЛЬ; ВРЕДОНОСНЫЙ – ДЛИННОНОСЫЙ; НОЖНИЦЫ – ТРЕНОЖНИК; МОЩНЫЙ – МОЩЁНЫЙ; РОСПИСЬ – ЗАРОСЛЬ; ГОДОВАЛЫЙ - ВЫГОДНЫЙ

2

ответ

Вводить – вода- вино –вина – носить- нос-ножи- нога- мощь – мостить – писать- росли- год- выгода

Докажите, что данные слова не одного корня. Подберите к каждому из нихХотя бы по одному родственному словуВВОДНЫЙ

Слайд 17Отыщите приставки:
Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подойти, подовый, подоходный, подозрение,пододеяльник
2
В

словах подорожник, подоить, подоходный –приставка по-.
Подосиновик, подоконник , пододеяльник –

под, подождать , подошва , подозрение – подо,
в слове подовый по – часть корня

ответ

Отыщите приставки:Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подойти, подовый, подоходный, подозрение,пододеяльник2В словах подорожник, подоить, подоходный –приставка по-.Подосиновик, подоконник

Слайд 18ответ
2
Назовите суффиксы в следующих словах
Притворяться
Настроение
Ребёнок
Карандашик
Вагончик
Ключик
Мячик
Стульчик
Платочек
Кусочек
Грузчик
Разносчик



-я- ,ся-,-, -ени- ,- ёнок-

,- ик -,-чик-
-ик-, -чик-,чик -ек-, -ек-, -чик-,--чик-
2

ответ2Назовите суффиксы в следующих словахПритворятьсяНастроениеРебёнокКарандашик ВагончикКлючикМячикСтульчикПлаточекКусочекГрузчикРазносчик-я- ,ся-,-, -ени- ,- ёнок- ,- ик -,-чик--ик-, -чик-,чик -ек-, -ек-, -чик-,--чик-2

Слайд 19Определите, в каких словах имеется приставка на-, приставка над-, надо-

и где
приставки нет
НАДОИТЬ НАДОЕСТЬ НАДОКОННЫЙ НАДОУМИТЬ НАДОБНОСТЬ НАДОРВАТЬСЯ
НАДОЛГО
ответ
2
Надоить, надолго – приставка на-,
надоконный – над, надоесть,

надоумить, надорваться - надо-.
В слове надобность приставки нет.
Определите, в каких словах имеется приставка на-, приставка над-, надо- и гдеприставки нетНАДОИТЬ НАДОЕСТЬ НАДОКОННЫЙ НАДОУМИТЬ НАДОБНОСТЬ

Слайд 20Определите, в каких словах есть приставка по-, под- и подо-

и какие вовсе не имеют приставки
Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать,

подогреть, подо-
вый (пирог), подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник

ответ

2

По- подорожник, подоить, подоходный,
подо- подошва, подождать, подогрет, подозрение, под - подосиновик , подоконник.
Подовый – нет приставки.

Определите, в каких словах есть приставка по-, под- и подо- и какие вовсе не имеют приставкиПодосиновик, подорожник,

Слайд 21Какие из данных слов являются сложными ?
Сверхъестественный, трёхъярусный, контратака, нижеупомянутый,

субтропический, предоктябрьский,
2
Трёхъярусный, нижеупомянутый
ответ

Какие из данных слов являются сложными ?Сверхъестественный, трёхъярусный, контратака, нижеупомянутый, субтропический, предоктябрьский,2Трёхъярусный, нижеупомянутыйответ

Слайд 22Поставьте данные слова во множественное число
Человек, судно, курица, лист (бумаги),

лист (дерева), зуб (волка),
зуб (пилы) ,зелень, порт, фронт, якорь, слесарь
2

Люди, суда ,куры , листы, листья, зубы, зубья, зеленя, порты, фронты, якоря, слесари

ответ

Поставьте данные слова во множественное числоЧеловек, судно, курица, лист (бумаги), лист (дерева), зуб (волка),зуб (пилы) ,зелень, порт,

Слайд 23КАКИЕ ИЗ ДАННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ?
Сирота, Дюма, какаду,

кофе, авеню, ябеда, ножницы, Джейн Остин, мука, стремя, тире, поле,

плакса, Фенимор Купер, Швацнейгер

2

Дюма, какаду, кофе, авеню, Джейн Остин, тире

ответ

КАКИЕ ИЗ ДАННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ?Сирота, Дюма, какаду, кофе, авеню, ябеда, ножницы, Джейн Остин, мука,

Слайд 24Какой частью речи являются выделенные слова?
На тротуаре много прохожих.
На обед

подали жаркое.
Слепой палкой нащупывал дорогу.
Стану я слушать всякого встречного
-поперечного!
В посёлке

открыли новую чайную.
Дверь эта вела в прихожую.
Чужих у нас не любят.

2

ответ

Прилагательные, перешедшие в существительные.

Какой частью речи являются выделенные слова?На тротуаре много прохожих.На обед подали жаркое.Слепой палкой нащупывал дорогу.Стану я слушать

Слайд 25Какие четыре моря носят название цвета?
2
ответ
Чёрное, Жёлтое, Белое, Красное

Какие четыре моря носят название цвета?2ответЧёрное, Жёлтое, Белое, Красное

Слайд 26Отгадайте загадку-каламбур


И с буквой г - лечу,
И с буквой, в

– лечу.
2
Грач, врач
ответ

Отгадайте загадку-каламбурИ с буквой г - лечу,И с буквой, в – лечу.2Грач, врачответ

Слайд 27У каких глаголов на конце животное с ветвистыми
рогами?
2
Все глаголы прошедшего

времени, единственного числа, среднего рода,
оканчивающиеся на -лось
ответ

У каких глаголов на конце животное с ветвистымирогами?2Все глаголы прошедшего времени, единственного числа, среднего рода,оканчивающиеся на -лосьответ

Слайд 28НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Приготовить
Прискакать
Придумать
Прилететь
Пример
Придел
Приём

ответ
2
пример

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВОПриготовитьПрискакатьПридуматьПрилететьПримерПриделПриёмответ2пример

Слайд 29Сформулируйте правило орфографии, основываясь на примерах:
Предыдущий
Безызвестный
Подытожить
Сверхинтересный
Разыскать
Подыграть
ответ
2
После приставок на согласный

(кроме приставки сверх) в корне пишется не и, а ы-


Сформулируйте правило орфографии, основываясь на примерах:Предыдущий БезызвестныйПодытожитьСверхинтересныйРазыскатьПодыгратьответ2После приставок на согласный (кроме приставки сверх) в корне пишется не

Слайд 30Найдите ошибки в тексте
стихотворения С. Маршака
Дама здавала в багаш
Диван,
Чимодан, сакваяш,
Картину,
Карзину
Картонку
И

маленькую собачёнку
ответ
2
Сдавала, багаж,
чемодан , сакво-
яж , корзину,
собачонку

Найдите ошибки в текстестихотворения С. МаршакаДама здавала в багашДиван,Чимодан, сакваяш,Картину,КарзинуКартонкуИ маленькую собачёнкуответ2Сдавала, багаж, чемодан , сакво-яж ,

Слайд 31Объясните разницу в написании корней в словах:
Коснуться
Косить
Прикасаться
Мириться
Примерять платье
Примириться с неизбежностью
Умирать

от восторга
Гора
Гореть
ответ
2
Перед нами слова с корнями – омонимами.

Их надо писать, применяя разные правила:

Нет суффикса а

косы

Есть суффикс а

мир

мерять

мир

мир

горы

Гор – безударный корень

Объясните разницу в написании корней в словах:КоснутьсяКоситьПрикасатьсяМиритьсяПримерять платьеПримириться с неизбежностьюУмирать от восторгаГора Гореть ответ2Перед нами слова с

Слайд 32На каком правиле русского языка основано
написание окончаний слов:
К площади
У

рощи
От акации
В армии
Около реки
В ущелье
В лектории
ответ
2
Окончание существительных зависит от

падежа
и склонения. 1 – 3 скл.,Д.п; 2 -1-Р.п; 3, 4сущ. на –ия,
5-1 –Р.п., 6- 2скл. П.п., 7 – П.п., на - ий
На каком правиле русского языка основано написание окончаний слов:К площадиУ рощи От акацииВ армииОколо рекиВ ущельеВ лекторииответ2Окончание

Слайд 33Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие

листья, землю и крыши домов. А по временам
Из мрачных свинцовых

туч падала изморось.

Почему пишутся по – разному одинаково звучащие слова?

ответ

2

Эти слова обозначают разные понятия
Изморозь – рыхлые снегообразные кристаллы льда

Изморось – мелкий дождик

Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика