Слайд 107.12.2016
Либерцова Валентина Васильевна,
учитель высшей категории
Слайд 2Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под
председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал
и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
«Разум и чувство»,
«Честь и бесчестие»,
«Победа и поражение»,
«Опыт и ошибки»,
«Дружба и вражда»
Слайд 31. «Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и
чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют
на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Слайд 42. «Честь и бесчестие».
В основе направления лежат полярные понятия, связанные
с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам
или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Слайд 53. «Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять о победе и
поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть
связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 64. «Опыт и ошибки».
В рамках направления возможны рассуждения о ценности
духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом,
о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Слайд 75. «Дружба и вражда».
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой
дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами
и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Слайд 8При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым
тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать
на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Слайд 9Приложение 5. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы
среднего общего образования
Слайд 10К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие
установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов –
от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания
Слайд 11Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа
другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Слайд 12Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
«Соответствие
теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».
Слайд 13Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения
«зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №
1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).
Слайд 14Задание на дом
Записать списки прочитанных произведений по направлениям
Слайд 15Списки литературы по направлениям
1. Разум и чувство
— И.С. Тургенев «Отцы
и дети»
— И.А. Бунин «Чистый понедельник», Тёмные аллеи», «Натали»
— А.М.
Горький «Старуха Изергиль»
— Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
- А. Н. Островский. «Гроза»
- А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», «Олеся»
Слайд 162. Честь и бесчестие
— А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,
«Станционный смотритель»
— Джек Лондон «Белый клык»
— Л.Н. Толстой «Война и
мир»
— В.В. Быков «Сотников»
О. Павлов. «Конец века»
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
В. Распутин. «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «В ту сторону»
А. Солженицын. «Матрёнин двор»
Слайд 173. Победа и поражение
— Э. Хемингуэй «Старик и море»,
— Б.Л.
Васильев «В списках не значился»,
— Э.М. Ремарк «На западном фронте
без перемен»,
— В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- М. Шолохов. «Судьба человека»
Слайд 18
4. Опыт и ошибки
— Джек Лондон «Мартин Иден»,
— А.П. Чехов
«Ионыч»,
— М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
— Генри Марш «Не навреди»
Слайд 19
— М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
— Э.М. Ремарк «Три товарища»,
—
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
— В.А. Каверин «Два капитана»
Слайд 20Ресурсы
https://neznaika.pro/text.html
Слайд 21Что важнее для развития личности: разум или чувства?
Как определить границы
чести и бесчестия?
Самая трудная и радостная победа – это победа
над собой.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.