Слайд 3Средства выразительности языка
помогают создать яркий образ, передать отношение автора к
тому, о чём он пишет.
Её глаза сияли, точно яркие звёзды.
Старик
завёл свою историю скрипучим голосом.
Слайд 4Средства выразительности языка
Лексические (ТРОПЫ)
Синтаксические (ФИГУРЫ)
Эпитет
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Сравнение
Гипербола
Литота
Ирония
Олицетворение
Аллегория
Перифраз
Оксюморон
Риторическое обращение
Риторический вопрос
Анафора
Эпифора
Антитеза
Градация
Эллипсис
Умолчание
Парцелляция
Параллелизм
Повтор
Слайд 5ТРОПЫ (лексические средства выразительности). Основаны на том, что у слов
есть ПРЯМОЕ и ПЕРЕНОСНОЕ значения. В тропах, как правило, слово
употребляется в ПЕРЕНОСНОМ значении.
ЭПИТЕТ – яркое, образное определение.
Может быть выражен ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак…
НАРЕЧИЕМ: Что так жадно глядишь на дорогу…
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ:
Мать-земля, волшебница-зима.
ДЕЕПРИЧАСТИЕМ:
Волны несутся, гремя и сверкая
Слайд 6СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух явлений на основе сходства в чём-либо.
В
сравнении всегда присутствуют ТРИ элемента:
ЧТО сравнивается
С ЧЕМ сравнивается
В ЧЁМ сравнивается
Строен
твой стан, как церковные свечи.
Стало мне вдруг так хорошо, будто детство моё вернулось.
Радость ползёт улиткой.
Правда дороже золота.
Солнце похоже на огромный апельсин.
Слайд 7МЕТАФОРА – скрытое сравнение.
В метафоре в отличие от сравнения есть
не три, а только ДВА элемента:
ЧТО сравнивается
С ЧЕМ сравнивается
или
ЧТО сравнивается
В
ЧЁМ сравнивается
Костёр рябины красной
Взлетающий бубен метели
В кустах рассыпались стрелки
Молния распорола небо
Слайд 8ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры. Наделение животных или неодушевленных предметов свойствами
и качествами человека (мыслями, чувствами, речью, действиями)
Задремали звёзды золотые
Пусть порой
мне шепчет синий вечер
Слайд 9Определите средства выразительности:
А дорога серою лентою вьётся
Вся комната янтарным блеском
озарена
Запели тёсаные дроги
Раненым медведем мороз дерёт
Погасло небо осеннее
Плащами всех укроет
тьма
Целовало нас море в загорелое лицо
И очи синие , бездонные цветут на дальнем берегу
Как призывный набат, прозвучали шаги
Ты пьёшь волшебный яд желаний
И очи синие , бездонные цветут на дальнем берегу
Слайд 10СИНОНИМЫ – слова одной части речи, близкие по значению
Мальчишка был
жалкий, тщедушный
АНТОНИМЫ – слова одной части речи, противоположные по
значению
Он смеялся и плакал в одно и то же время
Слайд 11ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий
Живой труп
Горячий снег
И невозможное
возможно
Слайд 12ИРОНИЯ – Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что
осмеивается. В иронии всегда истинным является не то, что высказано
прямо, а то, что подразумевается (противоположное высказанному)
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Слайд 13Определите средства выразительности:
О! Это настоящий мудрец! (Пьер Безухов об Анатоле
Курагине)
Любовь и ненависть клокотали в его сердце.
С кем мне поделиться
той грустной радостью, что я остался жив?
Закружила, захороводила метель.
Слайд 14ГИПЕРБОЛА – сильное преувеличение
В сто сорок солнц закат пылал
Одни дома
длиною до звёзд, другие длиной до луны
Я городов двенадцать дюжин
отдам за этот скромный дар
Слайд 15ЛИТОТА – сильное преуменьшение (противоположность гиперболе)
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не
более напёрстка
Мальчик-с-пальчик
Слайд 16Определите средства выразительности:
С утра снег валит пудами
Ниже тоненькой былиночки надо
голову клонить
Он так кричал, что в соседних домах стекла повылетали
Стало
так тихо, что можно было услышать, как под кустом возится муравей
Ножки у него были тоньше паутинки
Ватрушки у Собакевича размером с тележное колесо
Слайд 17ПЕРИФРАЗ – троп, в котором прямое название предмета, человека, явления
заменяется описательным выражением
Северная столица (вместо ПЕТЕРБУРГ)
Солнце русской поэзии (вместо ПУШКИН)
Царь
зверей (вместо ЛЕВ)
Слайд 18Найдите соответствия:
1) спаситель Капитолия
а) муза
2) блистающая сталь
б) зима
3) солнце русской поэзии в) Прометей
4) весна человеческой жизни г) швед
5) седая чародейка д) сабля
6) пермесская богиня е) гусь
7) потомок викингов отважных ж) Пушкин
8) волшебный прибор Левенгука 3) Гомер
9) прикованный к скале Титан и) микроскоп
10) бессмертный творец «Илиады» к)юность
Слайд 20Повторим определения
Эпитет
Метафора
Сравнение
Гипербола
Литота
Ирония
Олицетворение
Перифраз
Оксюморон
Синонимы
Антонимы
Слайд 21Назовите средства выразительности (установите соответствие)
А) Но красоты их безобразной я
скоро таинство постиг
Б) Он был слаб телом, но силён духом
В) Дождь зашлёпал босыми ножками по аллеям сада
Г) И вот росточек таланта на глазах чахнет, погибает
Д) За столом восседала мадам Грицацуева, знойная женщина, мечта поэта
Е) Город на Неве приютил Гоголя
Ж) Как пахарь, битва отдыхает
З) У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
И) Талии никак не толще бутылочной шейки
К) Врачи боролись за его жизнь, но он выжил
Эпитет
Метафора
Сравнение
Гипербола
Литота
Ирония
Олицетворение
Перифраз
Оксюморон
Синонимы
Антонимы
Слайд 22Проверьте себя
А) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг
Б)
Он был слаб телом, но силён духом
В) Дождь зашлёпал
босыми ножками по аллеям сада
Г) И вот росточек таланта на глазах чахнет, погибает
Д) За столом восседала мадам Грицацуева, знойная женщина, мечта поэта
Е) Город на Неве приютил Гоголя
Ж) Как пахарь, битва отдыхает
З) У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
И) Талии никак не толще бутылочной шейки
К) Врачи боролись за его жизнь, но он выжил
Эпитет
Метафора
Сравнение
Гипербола
Литота
Ирония
Олицетворение
Перифраз
Оксюморон
Синонимы
Антонимы
Слайд 23ФИГУРЫ – синтаксические ( а не лексические) средства выразительности. В
отличие от тропов, представляющих собой употребление СЛОВ В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ,
фигуры — это приёмы СОЧЕТАНИЯ СЛОВ.
Риторическое обращение
Риторический вопрос
Анафора
Эпифора
Антитеза
Повтор
Параллелизм
Градация
Умолчание
Парцелляция
Эллипсис
Слайд 241. ПОВТОР (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) – повторение в тексте или в
предложении слова или словосочетания, усиливающее эмоциональное воздействие
Но это ещё не
сказка. Наша сказка только начинается.
Слайд 252. АНАФОРА – повторение одних и тех же слов В
НАЧАЛЕ предложений (или частей сложного предложения)
Когда помилует нас бог,
Когда не
буду я повешен,
То буду я у ваших ног
В тени украинских черешен.
Слайд 263. ЭПИФОРА – повторение одних и тех же слов В
КОНЦЕ предложений (или частей сложного предложения)
Други его, не тревожьте его!
Слуги
его, не тревожьте его!
Слайд 274. ПАРАЛЛЕЛИЗМ (СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ) – одинаковое построение стоящих рядом предложений
Туча
по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Слайд 285. АНТИТЕЗА – резкое противопоставление
В пыли влачусь — и в небесах
витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
Слайд 296. ИНВЕРСИЯ – необычный, «неправильный» порядок слов в предложении
Составьте предложение
из слов:
Цепь, убегающая, и, зеленеет, курганов.
И зеленеет убегающая цепь курганов.
ИНВЕРСИЯ:
И
курганов зеленеет убегающая цепь.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
(Вместо: Я воздвиг себе нерукотворный памятник.)
Слайд 307. ЭЛЛИПСИС – неполное предложение, пропуск слова
Пусть у Европы есть
история,
Но у России – житие.
Слайд 318. УМОЛЧАНИЕ – внезапное прерывание речи в расчёте на понятливость
читателя
Девочка в поле нашла пулемёт…
Больше в деревне никто не живёт.
Слайд 329. ГРАДАЦИЯ – расположение близких по значению слов в порядке
возрастания (или убывания) их эмоционально-смысловой значимости.
Подсказка: ГРАДУСНИК
Она долго всхлипывала,
плакала, рыдала.
Я нашёл совсем маленький, просто крошечный грибок.
Слайд 3310. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – «неправильное» разделение предложения на части точками
Подсказка: ПОРЦИЯ
Он
тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
Слайд 3411. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – употребление вопросительного предложения как утверждения.
Кто из
нас не знает стихов Пушкина?
Можно ли встретить в России человека,
не читавшего его сказок?
Сравните:
Кто из вас может прямо сейчас прочитать наизусть отрывок из «Евгения Онегина»?
Слайд 3512. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, цель которого – выразить отношение
к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику,
усилить выразительность речи.
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Слайд 3613. РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность.
Боже мой!
Когда же это кончится!
Слайд 37Определите средства выразительности:
Я раздражал его своим мнимым превосходством. Высмеивал его
недостатки. Задевал его амбиции.
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём…
3. Он протестовал, негодовал, прямо-таки весь кипел от возмущения.
4. Без вас мне скучно – я зеваю,
При вас мне грустно – я терплю.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Москва! Люблю тебя как сын.
Арагвы светлой он счастливо достиг зелёных берегов.
8. Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
Парцелля-ция
Анафора
Градация
Паралле-лизм
Рит. вопр. и восклицание
Рит. обр.
Инверсия
Эллипсис
Слайд 39Сборники ЕГЭ, стр. 43 (Гостева, Васильевых, Егораева. 30 вариантов)
3
9
2
5