Слайд 1 Экология (от греч. ойкос – дом, логос – наука) –
это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между
организмами и средой, в которой они обитают.
В 1866 году, немецкий зоолог Эрнст Геккель (1843-1919) предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей взаимосвязи между живыми организмами и неживой природой.
В составе общей экологии выделяют следующие разделы:
аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (вида или особи) с окружающей его средой;
популяционную экологию (демэкологию), в задачи которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов;
синэкологию (биоценологию), изучающую экологические системы.
Слайд 2Биосфера
↑
Экосистемы
↑
Сообщества
↑
Популяции
↑
Организмы
Уровни организации живых систем, изучаемые экологией
Слайд 3 Основным содержанием современной экологии является исследование взаимоотношений организмов друг с
другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение функционирования
биологических макросистем более высокого ранга: биоценозов (экосистем), биосферы, их продуктивности и энергетики. (Биоценоз – это «объединение живых организмов, соответствующее по своему составу, числу видов и особей некоторым средним уровням среды…»)
Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяция, биоценозы) и их динамика во времени и пространстве.
Слайд 4 Обострение экологической обстановки в масштабах всей планеты привело к «экологизации»
многих естественных, технических и гуманитарных наук. Например, на стыке с
другими науками в настоящее время развиваются такие направления, как: биосферная экология, сельскохозяйственная экология, промышленная экология, медицинская экология, математическая экология, экономическая экология, юридическая экология, социальная экология, космическая экология и др.
В задачи общей (теоретической экологии) входят:
разработка общей теории устойчивости экологических систем;
изучение экологических механизмов адаптации к среде обитания;
исследование регуляции численности популяций;
изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;
моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Слайд 5 Основные задачи прикладной экологии следующие:
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий
в окружающей среде под влиянием деятельности человека;
улучшение качества окружающей природной
среды;
сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически неблагополучных районах.
Слайд 6 Экология является одной из древних наук. Она приобрела практическое значение
еще на заре развития цивилизации. Интерес к среде обитания был
свойственен человеку всегда, так как от качества этой среды зависело существование и благополучие человека и его близких. Потребность в знаниях, определяющих отношение живого к окружающей природной среде, возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384-322 до н.э.), Плиния Старшего (23-79 н.э.), в которых обсуждалось значение воздуха, воды и других элементов природной среды для человека и прочих живых организмов.
В истории экологии можно выделить три основных этапа.
Слайд 7 Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (с
древних времен до 60-х годов XIX века). На этом этапе
накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания.
Великими экологами прошлого можно назвать шведа К. Линнея (1707-1778), француза Ж.-Б. Ламарка (1744-1829), англичанина Т. Мальтуса (1766-1834) и др.
Карл Линней создал удобную для практического использования классификацию видов растений и животных и систематизировал сведения об условиях жизни разных видов.
Жан-Батист Ламарк первым высказал мысль о том, что все живое и неживое на нашей планете составляет единое целое – биосферу, и предупреждал человечество о возможных последствиях влияния человека на природу.
Томас Мальтус математически описал закономерности роста числа организмов одного вида и вслед за Ламарком дал прогноз возможных тяжелых последствий хозяйственной деятельности человека, если его численность будет увеличиваться без предела и произойдет перенаселение.
Слайд 8 Второй этап (с 60-ых годов XIX века до второй половины
XX века) представляет собой оформление экологии в самостоятельную научную дисциплину.
Великими экологами этого этапа можно назвать Ч.Дарвина (1809-1882), Э.Геккеля (1834-1919), В.В.Докучаева (1846-1903), Ю.Одум, В. Шелфорда (1877-1968), В.И.Вернадского (1864-1945), Г.Ф. Гаузе (1910-1986), А. Тенсли (1871-1955) и др.
Чарлз Роберт Дарвин, опираясь на идеи Т.Мальтуса, создал учение о естественном отборе, который исключает перенаселение в природе за счет отмирания более слабых особей.
Василий Васильевич Докучаев является известным русским почвоведом. Огромное значение для науки имеют его открытия в области почвообразования.
Виктор Эрнст Шелфорд – американский эколог, зоолог. Им впервые был сформулирован закон, показывающий всю сложность влияния экологических факторов на живые организмы.
Слайд 9 Георгий Францевич Гаузе является известным советским микробиологом, экологом. Его работы
в области микробиологии имели колоссальное практическое значение в годы Второй
мировой войны.
Крупнейший русский ученый Владимир Иванович Вернадский создал фундаментальное учение о биосфере.
В 30-е и 40-е годы двадцатого века экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем.
В 1935 году Артур Тенсли выдвинул понятие об экосистеме, а позже Владимир Николаевич Сукачев в 1940 году обосновал близкое к нему понятие о биогеоценозе. В этот период в развитие науки колоссальный вклад внесли русские ученые А.Н. Формозов, Д.Н. Кашкаров, В.Н. Беклемишев, Э.С. Бауэр и др.
Слайд 10 Третий этап развития экологии начался с 50-х годов XX века
и продолжается в настоящее время. Во второй половине двадцатого века,
в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.
На этом этапе экология превращается в комплексную науку. Современный период развития экологии связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Т. Миллер, Б. Небел, Б.Коммонер и др. Среди отечественных ученых следует отметить И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, Н.Ф. Реймерса, С.С. Шварца, А.Л. Яншина и др.
Слайд 11 В 70-е годы Барри Коммонер сформулировал 4 положения, раскрывающие суть
бережного отношения к природе, суть рационального природопользования. Эти положения часто
называют законами:
1. Все связано со всем. Суть этого закона в следующем: экологические системы находятся в состоянии равновесия. Его может разрушить непродуманное вмешательство человека. Например, осушение болот может привести к обмелению рек, а это в свою очередь может сказаться на численности популяций некоторых гидробионтов.
2. За все надо платить. Необходимо вкладывать средства в разработку малоотходных технологий и строительство надежных очистных сооружений. Необходимо нести расходы на содержание специальных служб, контролирующих рациональное использование природных ресурсов, на восстановление нарушенных естественных экологических систем, на создание особо охраняемых территорий и др.
3. Все надо куда-то девать. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой неизбежны, необходимо думать об уменьшении их количества и последующем захоронении этих отходов.
4. Природа знает лучше. Нельзя забывать о том, что человек – биологический вид, он часть природы, а не ее властелин.
Слайд 12“Правило 6 «П» (англ. 6 «R») ”:
Переосмысли-Rethink
Перебейся-Refuse
Почини-Repair
Потребляй меньше-Reduce
Повторно используй-Reuse
Переработай вторично-Recycle