Слайд 1Теория и методика обучения математике
канд. пед. наук, доц.
Вячеслав Евгеньевич Пырков
Лекция
10.
Проблемное обучение математике
Слайд 2Основные понятия
Проблемная ситуация – интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда
он не может достичь цели известными ему средствами и способами
Проблемное обучение – это технология обучения, основанная на последовательном разрешении проблемных ситуаций, создаваемым обучаемым в учебных целях
Проблемная задача (проблема) – это задача создающая проблемную ситуацию
Слайд 8Методы проблемного обучения
По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:
проблемное
изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение
(педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
Слайд 9Методы проблемного обучения
По способу представления проблемных ситуаций и степени активности
учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
метод монологического изложения;
рассуждающий метод;
диалогический метод;
эвристический метод;
исследовательский
метод;
метод программированных действий.
Слайд 10Монологический метод
представляет собой незначительное изменение традиционного метода;
используется, как правило, с
целью передать значительный объем информации и сам учебный материал при
этом перестраивается несознательно;
педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.
Слайд 11Рассуждающий метод
в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из
вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений;
учитель, отмечает наличие проблемной
ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы;
метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным;
порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить;
ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся.
Слайд 12Диалогический метод
структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем
методе;
задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся;
ученики активно
участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать;
учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь учащимся по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация;
характеризуется возможность учащихся реализовать свою поисковую активность.
Слайд 13Эвристический метод
учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых преподавателем
дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися;
педагогом ставятся проблемы,
которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся;
осуществляется имитация самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.
Слайд 14Исследовательский метод
структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе;
постановка
вопросов осуществляется не вначале того или иного элемента изучения проблемы,
а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися;
деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий;
деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.
Слайд 15Метод программированных действий
педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в
которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»);
«кадры» содержат
часть изучаемого материала или определенной направленности, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации;
после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.