Слайд 1Руководство. Власть. Лидерство. Влияние.
Теории лидерства
Слайд 2Основные термины
ЛИДЕРСТВО — это способность оказывать влияние на отдельные личности
и группы, направляя их усилия на достижение целей организации
ВЛИЯНИЕ
— это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида» . Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.
ВЛАСТЬ — это возможность влиять на поведение других.
Слайд 3 Формальное и неформальное лидерство
Формальный лидер –
это руководитель, наделенный властью.
Неформальный лидер -— индивид, оказывающий существенное влияние
на группу в силу своих способностей и авторитета, а не формального статуса.
Слайд 4
Баланс власти
В условиях организации, например, власть, только отчасти определяется иерархией.
Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации
определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.
Слайд 5Баланс власти
Власть имеют не только руководители над подчиненными, но и
подчиненные обладают возможностью влиять на руководителя – в этом и
заключается баланс власти.
Слайд 6Формы власти и влияния
1.ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ. Исполнитель верит, что
влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то
насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
2. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
3. ЭКСПЕРТНАЯ ВЛАСТЬ. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
Слайд 7Формы власти и влияния
4. ЭТАЛОННАЯ ВЛАСТЬ (власть примера, основана на
харизме). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что
он хочет быть таким же, как влияющий.
5. ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг — подчиняться им. Or или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют ТРАДИЦИОННОЙ ВЛАСТЬЮ.
Слайд 8Обзор теорий лидерства
Существуют три подхода к изучению лидерства
Подход с точки
зрения личных качеств.
Поведенческий подход.
Ситуационный подход.
Слайд 9Подход с точки зрения личных качеств
Теория черт.
Теории черт предполагают, что
люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более
подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты – главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос – главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.
2. Теория великих людей.
Теории «великого человека» предполагают, что способность к лидерству является врожденной – что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин “великий человек” был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.
Слайд 10Вывод подхода с точки зрения личных качеств
В 40-х годах ученые
начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства.
К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В одном из исследований утверждалось, что было проанализировано только около 5% личных качеств руководителей всего в четырех или пяти исследованиях.
В 1948 г. Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом.
Слайд 11
Поведенческий подход
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или
стилей поведения.
Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными
качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
1. Дуглас Мак-Грегор. Теория Х и теория У.
2. Ренсис Лайкерт. Четыре системы лидерства.
3. Управленческая решетка Блэйка и Моутон.
Слайд 12Дуглас Мак-Грегор. Теория Х и теория У.
Согласно теории «X»:
1.
Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают
работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Слайд 13Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя.
МакГрегор назвал их теорией «У»:
1. Труд — процесс естественный. Если
условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Слайд 14Сравнительная характеристика традиционных стилей руководства
Слайд 15Ренсис Лайкерт. Четыре системы лидерства.
Классифицировать стили руководства можно путем сравнения
автократичного и демократичного континуумов. Рэнсис Лайкерт и его коллеги в
Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях.
Слайд 16Ренсис Лайкерт. Четыре системы лидерства.
1. Лайкерт описывает руководителей, относящихся к
системе 1, как эксплуататорско-авторитарных.
2. Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти
руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях — наказанием. В целом, в системе 2 руководители соответствуют типу благосклонного автократа.
3. Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Слайд 17Четыре системы лидерства.
4. Система 4 подразумевает групповые решения и участие
работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она — самая
действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное.
Слайд 18Вывод Ренсиса Лайкерта
Поскольку руководитель не может быть одновременно ориентирован и
на производство и на коллектив, то Лайкерт отдает предпочтение стилям
лидерства, ориентированным на человека
Стиль руководства => Влияет на удовлетворенность => Влияет на качество работы организация
Демократичный стиль, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности, а большая удовлетворенность всегда ведет к более высокой производительности труда.
Слайд 19Управленческая решетка Блейка и Моутон
Стиль руководства определяется критериями «забота о
человеке» и «забота о производстве». Блэйк и Моутон описывают средние
и четыре крайних позиций решетки, как:
1.1 — страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
1.9 — дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.
5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
Слайд 20Управленческая решетка Блейка и Моутон
Слайд 21
Ситуационные подходы к эффективному лидерству
Модель Фреда Фидлера.
Подход «путь—цель» Митчела и
Хауса.
Теория жизненного цикла Херси и Бланшада.
Неспособность более ранних исследователей найти
постоянную зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют один или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом.
Слайд 22Модель Фреда Фидлера.
сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора,
влияющие на поведение руководителя . Этими факторами являются:
Отношения между руководителем
и членами коллектива.
Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи.
Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
3. Должностные полномочия.
Это — объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Слайд 24Вывод
Определив, что ориентированный на задачу стиль руководства будет больше всего
соответствовать в наиболее или наименее благоприятных ситуациях и что ориентированный
на человека стиль лучше всего проявит себя в умеренно благоприятных ситуациях, Фидлер заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению.
Его подход предостерегает против упрощенного мнения, что существует какой-то один, оптимальный стиль руководства — независящий от обстоятельств.
Более того, данные, полученные благодаря многочисленным исследованиям, говорят о том, что ситуационный подход может иметь практическое значение для подбора, найма и расстановки руководителей.
Слайд 25Теория жизненного цикла
Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию
лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые
эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации.
Слайд 26Степень зрелости подчиненных
З1 «Не хотят и не могут» — работник
недостаточно знаком с содержанием работы, которую он должен выполнить; он
нуждается в подробных инструкциях и постоянном контроле; у работника не возникает желания выполнить работу лучше, чем от него ожидается; у него нет потребности совершенствовать процесс производства, в котором он участвует;
З2 « Хотят , но не могут» — работник по-прежнему нуждается в подробных инструкциях по существу выполняемых действий; в то же время ему нужны подробная информация и постоянные обсуждения по поводу совершенствования процесса производства; у него есть желание и потребность работать лучше, чем это определяется инструкцией;
З3 « Не хотят, но могут» — работник достаточно зрел, чтобы выполнить задание без подробных инструкций; он не нуждается в постоянном контроле; в то же время работник вовлечен в процесс совершенствования технологии и организации тех операций, в которых участвует;
З4 «И хотят, и могут» — работник высшей степени зрелости; он не нуждается ни в подробных инструкциях, ни в постоянных обсуждениях, чтобы быстро, качественно, наиболее эффективно и самостоятельно, без участия лидера выполнить полученное задание.
Слайд 27Имеются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей:
Стиль
С1 — "приказывающий", так как ему свойственна односторонняя коммуникация. Руководитель
определяет роли подчиненных и объясняет им что, как, когда и где должно выполняться.
Стиль С2 — "продающий". Руководитель вырабатывает большинство указаний, стремясь путем двухсторонней связи и социоэмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически "закупать" решения, которые должны быть приняты.
Стиль СЗ — "участвующий". Руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двухстороннюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение ит. д.). Подчиненные при этом обладают способностями и знаниями для выполнения задачи.
Стиль С4 — "делегирующий". Подчиненные могут работать по своему усмотрению, поскольку имеют высокий уровень зрелости, готовы и способны принимать на себя ответственность за свою деятельность.
Слайд 29Вывод
Как и другие ситуационные модели, модель жизненного цикла Херси и
Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства. Но как и другие
модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей на «давать указания», «продавать», «участвовать» и «делегировать» и неясность в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой степенью гибкости, как требует модель.