Слайд 1Концепция региональной программы ранней финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста
25 октября
2018 г.
г. Пермь
Любимова Л.В., к.п.н., доцент, доцент Педагогического факультета РИНО
ПГНИУ, член авторского коллектива ООП «Детский сад 2100», эксперт в сфере образования,
почетный работник высшей школы
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Региональный институт непрерывного образования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Слайд 3Понятие «финансовая грамотность»
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в
детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Слайд 4«Финансовая грамотность» -
результат процесса финансового образования, который определяется как
сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия
успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния;
С Т Р А Т Е Г И Я повышения
финансовой грамотности в Российской
Федерации на 2017 - 2023 годы
(УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства РФ от
25 сентября 2017 г. № 2039-р )
Слайд 5Дерзкие вызовы ХХ1 века
«Другие» дети
Копейка к копейке – проживёт семейка
(даже небольшие суммы, скопленные в семье, помогают делать необходимые покупки
и достойно жить во время финансовых трудностей)
Слайд 6Основы финансовой грамотности будут изучать в детских садах, школах и
вузах
«Мы сегодня присутствуем на важном событии. Сегодня мы перешли на следующий наш этап развития
отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансовой грамотности на всех уровнях образования (от детского сада до вуза)», —
О.Ю. Васильева.
Слайд 7Актуальность
В рамках введения проекта Министерства Финансов в среднеобразовательных
школах некоторых субъектов Федерации будет введено обучение по предмету «Первые
шаги в финансовую грамотность». В дальнейшем планируется ввод данной дисциплины в образовательный курс всех российских школ, а сам предмет станет обязательным и будет преподаваться учащимся всех классов с 1-го по 11-й
Слайд 8Региональная Программа по
финансово-экономической
грамотности детей дошкольного
возраста
Слайд 9Новизна Программы
Программа создана с учетом национально-регионального компонента Пермского
края
Слайд 10Гипотеза
Изучая курс финансовой грамотности в детском саду, у
детей сформируются знания и умения в области экономического воспитания
Слайд 11Программа построена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Слайд 12
Работа по программе строится на основе следующих методологических подходах:
комплексного,
позволяющего в практике формирования основ финансовой грамотности детей решать задачи
разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития;
личностно-развивающего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что дает им возможность проявлять свою активность и индивидуальность;
деятельностного, позволяющего ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской и т.д.
Слайд 13Реализация программы осуществляется
на протяжении всего дошкольного детства
с 3
лет до 7 (8) лет.
Содержание работы выстроено
в соответствии
с возрастными возможностями и периодами психического развития детей.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Слайд 14Цель Программы:
Формирование основ финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста в процессе
активной деятельности с учетом региональных особенностей Пермского края
Слайд 15 Задачи Программы:
сформировать первоначальные представления об основах
финансовой грамотности;
объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи,
складывающиеся непосредственным окружением (труд, товар, деньги, цена, стоимость, с одной стороны, и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.), с другой;
сформировать умения грамотно действовать в повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
Слайд 17
3 МОДУЛЯ
Программы по финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста
Слайд 18Модуль 1
«Семейный круг»
Разработан:
Вихарева М. Б.
методист МАДОУ «Детский сад № 421 «Гармония» г. Перми
Слайд 19Разработан:
Останина С.А.
зам. зав. по ВМР
МАДОУ «Детский сад
№ 55»
г. Перми
Модуль 2
«Копилка»
Слайд 20Модуль 3
«Богатство Пармы»
Разработан:
Чабан С.А.
зам.
заведующего по ВМР
МАДОУ «ЦРР-детский сад
№ 67» г. Перми
Истомина Е.А.
методист МАДОУ «Детский сад № 418» г. Перми
Слайд 21
Приложение к программе:
кейс сюжетно-ролевых игр
по финансовой грамотности
Разработан:
Фоминых Д.В.
педагог- психолог
МАДОУ «ЦРР-детский сад № 161» г. Пермь
Слайд 22Как и где можно использовать содержание программы по финансовой грамотности?
Что для этого необходимо знать?
Слайд 23ФГОС ДО
Введение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную
связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению
ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Слайд 24Модель № 1
Финансовая грамотность, как бренд образовательной организации
Зачем?
Создание «смыслового имени»
образовательной организации;
Приобретение уникальности в образовательной среде муниципалитета;
Слайд 25Модель № 2
Финансовая грамотность как вариативная часть образовательной программы
Зачем?
Дополнительная
образовательная программа;
Использование интерактивных технологий;
Углубление содержания по экономике;
Актуальная тема для реализации
КОП.
Слайд 26
Модель № 3
Финансовая грамотность как составная часть любой непосредственно-образовательной деятельности
Зачем?
Комплексное
формирование финансовой грамотности дошкольников;
Максимально эффективная реализация системно-деятельностного и комплексного подходов
(= «мостик в жизнь»);
Формирование первоначальных представлений по экономике.
Слайд 27Модель № 4
Финансовая грамотность как культурная практика
Зачем?
Формирование направленности на мир
семьи;
Развитие экономического образа мышления;
Воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
Осознание себя как члена семьи, общества и государства.
Слайд 28Планируемые результаты освоения Программы
-Успешная социализация воспитанников в различных жизненных
условиях.
-Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
-Интерес
к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
-Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
-Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
-Воспитание у детей социально ответственного поведения, сострадания, милосердия, отзывчивости, взаимопомощи, гражданской позиции, что выражается в уменьшении конфликтных ситуаций.
-Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
-Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, понимание факта купли-продажи.
Слайд 29Реализация проекта
разработка региональной программы ранней финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста
Июнь-сентябрь
2018 г.
экспертиза Программы в МАОУ ДПО «ЦРСО» г.Перми и ГАУ
ДПО «ИРО Пермского края»
Октябрь-декабрь 2018 г.
Руководитель рабочей группы: Любимова Л.В.
Январь 2019 - …
апробация Программы в сети дошкольных образовательных организаций Пермского края
Информационно-консультационный центр «Дошколка+» Педагогического факультета РИНО ПГНИУ
г. Пермь, ул. Генкеля, 5а, корпус 3, кабинет 616
Любимова Л.В. 8-902-83-68-461
doshkolka_plus@mail.ru
Консультации по понедельникам с 13:00-15:00
Слайд 31Благодарим за внимание и приглашаем к сотрудничеству!
ludlubimova@gmail.com