Слайд 1СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ПОДВИЖНЫХ ИГР
Слайд 2Первый, доисторический этап
возникновение подвижных игр связано с необходимостью постоянного
совершенствования человеческого тела, организма человека как главной производительной силы
Слайд 3
Игры отражали трудовые и бытовые действия человека
Формами двигательной активности человека
являются имитационные (подражательные) и сюжетноролевые (творческие) игры,
Игры малоорганизованные без каких-либо
правил.
ПИ были неразделимы с пением и танцами
Соперничество в виде состязаний
Церемонии обряда посвящения
Продемонстрированное в условиях этого обряда поведение и победа приводили к решению о выборе вождей
Слайд 4Второй этап, развитие первобытного общества
характеризуется сменой – на очередь преимущественно
подражательным играм (имитация охоты, трудовых процессов) приходят игры с преобладанием
элементов соревнования
Слайд 5Третий этап – становление подвижных игр
как средства разносторонней физической
подготовки различных слоев населения
Игры начинают приобретать обучающую функцию и используются
в практике как приложение к военной подготовке.
во всех государствах древнего мира стали появляться игры с предметами и без, настольные игры, игры с элементами борьбы, с сопротивлением, военные игры, игры-состязания.
Игры, из-за разделения общества на классы, стали распределяться на игры для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения
Слайд 6Парные игры с мячом для женщин господствующих слоев общества в
Египте
В Китае – большое распространение получила игра «чжу-кэ», предшественник современного
футбола
Слайд 7Древнеримская игра - Фаустбол
Слайд 811 династия др.Египта – 4600 лет назад! Цель игры заключалась
в попадании мячом по конкретному объекту (дереву, камню и т.д.)
Слайд 12Древний Рим, Спарта, Афины – активное использование народом игровых площадок,
проведение грандиозных игр – гонки на колесницах, гладиаторские бои
Слайд 14Четвертый этап – период Средневековья
(V – XVII вв.)
массовое перерождение
подвижных игр в народные забавы и появление первых признаков зарождения
игровых видов спорта
широкое распространение получило рыцарское искусство, проводились детские военные игры, рыцарские турниры,
подвижные игры становятся источником зарождения игровых видов спорта.
Позже, под влиянием Церкви подвижные игры были практически исключены из подготовки рыцарей, а игры с мячом были запрещены, однако, среди простого населения они нашли широкое распространение (игры с мячами, палками, щитками и ракетками)
Слайд 15У историков так же имеются данные о китайской игре 11
века, которая называлась «чуйван» (что в переводе с китайского означает
«толкать шар»). Она была распространена преимущественно среди богатых: клюшки изготавливались из золота и инкрустировались множеством драгоценных камней. В 13 веке так же упоминаются различные игры в Европе, среди которых «shinty», «hurling» и «bandy».
Слайд 16Футбол на улицах Лондона при короле Эдуарде II (13-14 вв)
(а Эдуард III запретил эту игру…предпочел стрельбу из лука)
Слайд 17В настоящее время в Европе проводятся подобные игры, где обычные
горожане толпой должны доставить мяч с одной улицы на другую.
Слайд 18Этот старинный рисунок свидетельствует, что уже в XVI веке, существовала
игра, похожая на современный футбол, в которую играли на ограниченном
пространстве
Слайд 19Надувание мяча для палло.
Считается, что игра палло была предшественницей
футбола
Слайд 21В эпоху Ренессанса в Италии большое распространение получили групповые игры
с мячом под управлением арбитра
Слайд 22Зимние забавы с мячом на льду
(Европа? …или Канада?)
Слайд 25Англия, 16 век.
Игра с мячом и фишками
Слайд 26Активно развивалось взаимное влияние культур и заимствование систем физических упражнений
(«кемари» – китайская игра в мяч)
Слайд 28Прародитель игры в футбол на Руси - шарыга, игроки ногами
стремились загнать мяч на территорию противника. Играли в лаптях на
льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. На игру в мяч русские люди шли охотнее, чем в церковь, поэтому именно церковники в первую очередь призывали к искоренению народных игр
Игры в средние века на Руси
Слайд 32Взятие снежного городка
(В.И. Суриков)
Слайд 35Кулачные бои как разновидность забав, игр
Слайд 44Пятый этап – развитие подвижных игр в Эпоху Просвещения (XVIII
– XIX вв.).
Екатерина II, согласно историческим данным, «выписывала из Франции
профессора «мячиковой игры» Де Плюсси. В Европе настолько было распространено увлечение играми в мяч, что в 1610 г. во Франции в качестве самостоятельного цеха было признано объединение тренеров и производителей мячей и ракеток, в это же время появились первые игроки-профессионалы
Слайд 45Именно в этот период популярность подвижных игр с мячом становится
настолько значимой в жизни общества, что возникает потребность в обособлении
отдельных видов и придании им статуса спортивных игр.
Начинает формироваться история таких известных во всем мире спортивных игр как футбол, регби, хоккей с шайбой, теннис, баскетбол, волейбол, гандбол и др. (конец XIX в.)
Слайд 47Регби. Англия.
Всё началось в 1823 году с нарушения футбольных
правил. Ученик Rugby School Уильям Уэбб Эллис во время одного
из матчей схватил в руки мяч и побежал к воротам противника. Новый спорт получил название школы и одноимённого города.
Слайд 51Игры в эпоху Просвещения в России
Игра в мяч. Гравюра Х.
Гейслера.
Конец XVIII века
Слайд 53Шестой этап – современность, XX и начало XXI века
Этот этап
характеризуется интенсивностью применения подвижных игр в физическом воспитании, спорте и
оздоровительной и лечебной физической культуре, доминирующим положением подвижных игр в организации спортивно-физкультурного досуга, физическом воспитании и оздоровлении всех возрастных и социальных групп населения.
Слайд 55За минувшее столетие сформировалась научно-методическая школа использования подвижных игр как
средства физического воспитания, которая внесла существенный вклад в их распространение
во всех сферах жизнедеятельности человека,
включая рекреацию и реабилитацию.
1959 г.
Слайд 56
Конец 19-начало 20 в.
Е.А.Покровский
Н.С.Филитис
И.Я.Герд
П.Ф.Лесгафт
Середина 20 в.
и старше
В.Г.Яковлев
Л.И.Былеева
И.М.Коротков
М.Н.Жуков
И.М.Климкова
Слайд 58Филитис, Н.С. Подвижные игры детских садов. Из лекций по дошкольному
воспитанию, читаных в Московском городском народном университете .
М., Практические
знания, 1916 г. (есть изд.1924 г.)
продажа в сети – 1500 руб. за лот
Слайд 59П.Ф.Лесгафт, 1913 г.
И.Я.Герд, 1873 г.
(магазин антикварных книг
12.000 руб.
Слайд 62Ловля парами или Невод (Рыбак и рыбки)
Слайд 65В 1960-е годы проходила централизованная организация работы
по внедрению подвижных игр.
Активизировалась работа по поиску и описанию новых образцов игрового фольклора,
появились клубы друзей игры, возрождаются традиции народных праздников с использованием игр
Слайд 66Возникает и получает дальнейшее распространение новая форма игрового детского спорта
– соревнования по «подвижным играм» - «Вас вызывает Спортландия», «Веселые
старты»
Слайд 67Современные подвижные игры это, прежде всего – разнообразный, необычный инвентарь,
разнообразные двигательные умения и навыки в играх, необычное содержание, современные
герои сюжетных игр
Игра с использованием парашюта
Слайд 68Эстафета с элементами хоккея
в детском саду
Слайд 69Игра
в «Твистер»
Использование массажных платформ в игре
Слайд 71Инвентарь – тоннель, для использования в играх
Слайд 74Активно используются народные подвижные игры!
Слайд 75Народная игра современных детей «Перетягивание в парах»
Слайд 76Обязательный элемент игр – одежда в традициях