Слайд 1 Молодёжь
Молодежь как социальная группа
Основные социальные роли молодежи
Роль молодежи в
обществе
Молодежная субкультура
Основные направления молодежной политики РФ
Слайд 2Высказывания разных людей о молодёжи.
Наша молодёжь любит роскошь, она
дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает
стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Слайд 3Высказывания о молодёжи
2. Я утратил всякие надежды относительно будущего
нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды
правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
Слайд 4Высказывания о молодёжи
3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше
не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень
далёк.
4. Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
Слайд 5Авторы этих высказываний:
Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем
были встречены в парламенте аплодисментами.
Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается,
первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет.
Слайд 6Молодёжь как социальная группа.
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на
основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем
и другим социально-психологических свойств,
которые определяются
общественным строем,
культурой, закономерностями
социализации, воспитания в
данном обществе.
Слайд 7Молодежь – понятие, возникшее в XX в.
Причины возникновения молодежи:
Акселерация (ускоренное
физиологическое развитие)
Удлинение периода учебы, отдаление сроков вступления в профессиональную жизнь
Возрастные
границы молодости:
16-25 (30) лет
Детство молодость взрослость
Промежуточный (переходный) возраст
Слайд 8Особенности социального положения молодёжи
Переходность положения
Высокий уровень мобильности
Освоение новых социальных
ролей, связанных с изменением статуса
Активный поиск своего места в
жизни
Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане
Слайд 9Социально – психологические качества
Неустойчивость психики.
Внутренняя противоречивость.
Низкий уровень толерантности.
Стремление выделиться.
Существование специфической
молодёжной субкультуры.
Слайд 10Роль молодежи в обществе
Освоение новых профессий, новых отраслей производства.
Освоение новых
территориально-производственных комплексов.
Культурно-интеллектуальная и
информационная мобильность.
Слайд 11Работник
Студент
Семьянин
Гражданин
Основные социальные роли молодых
Слайд 12Трудности социализации
несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса молодых,
который задан их возрастом;
несовпадение старого стиля родительства, ориентированного на
то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей молодых, связанных с психофизиологическим повзрослением;
противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Слайд 13Когда заканчивается молодость?
Инфантилизм – сохранение у взрослого человека физических и
психических черт детского возраста.
Слайд 14Молодёжная субкультура
под молодежной субкультурой понимается культура определенного
молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей
и стереотипов.
Слайд 15Черты молодежной субкультуры
Нонконформизм, сознательное противопоставление культуре взрослых.
Эксперименты с собственной жизнью.
Радикализм,
культ силы.
Своеобразные вкусы в одежде, музыке. Сленг.
Культура досуга, а не
работы.
Создание множества неформальных молодежных объединений, групп.
Слайд 16Типология молодежных субкультур:
Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя
отождествляет.
Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает
свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные.
- Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
- Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
- Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Слайд 17Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:
политизированные субкультуры
– активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую
принадлежность;
эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др;
субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
Слайд 18Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур:
- романтико-эскапистские субкультуры
(хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).
- гедонистическо-развлекательные (мажоры,
рэйверы, рэпперы и т.п.),
- криминальные ("гопники", "люберы")
- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Слайд 19Мотивы участия молодых в неформальных объединениях и группировках.
социальная потребность в
общении,
самоутверждении,
престиже,
стремление улучшить свою жизнь
Выбор конкретной неформальной группы чаще является
несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).
Слайд 20Причины вступления в группы:
одиночество
непонимание родителей
стремление к защищенности;
свобода
эмоциональная насыщенность
общения
Объединение в группы - средство выхода внутренней
активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения.
Слайд 21Особенность отечественных молодежных субкультур в том, что большинство из них
ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение
информации.
На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым