Слайд 1МДК.02.02. ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПМ.02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ и РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ
Слайд 2Специальность 34.02.01 Сестринское дело
В результате изучения профессионального модуля ПМ.02 обучающийся
должен:
Слайд 3проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;
Иметь практический
опыт:
Слайд 4Уметь:
осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной
медико-санитарной помощи и стационара;
проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы
массажа;
проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
осуществлять паллиативную помощь пациентам;
вести утвержденную медицинскую документацию.
Слайд 5Знать:
виды, формы и методы реабилитации;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского
назначения.
Слайд 6Структура МДК.02.02. Основы реабилитации
3 курс 6 семестр
4 курс 7 семестр
12
лекций + зачет по лекциям;
6 практических занятий;
Итоговая оценка за семестр.
9
лекций + зачет по лекциям;
8 практических занятий;
Дифференцированный зачёт;
6 занятий учебной практики;
Итоговая оценка за учебную практику.
Слайд 7Лекция № 1
Общие основы реабилитации
Слайд 8Цели лекции:
1. Определить понятие реабилитации, изучить её виды и этапы,
рассмотреть особенности проведения реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных
2.
Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими трехуровневую систему медицинской реабилитации.
3. Изучить классификацию нарушений, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности, правила составления индивидуальной программы реабилитации.
4. Определить роль сестринского персонала в проведении реабилитационных мероприятий.
Слайд 9РЕАБИЛИТАЦИЯ
система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и психологических мероприятий, направленных
на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой
утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, к общественно полезной жизни.
* согласно определению экспертов ВОЗ и Международной организации труда.
Слайд 10АБИЛИТАЦИЯ
система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение
тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся
к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Слайд 11Нормативные документы, регламентирующие проведение реабилитационных мероприятий:
Федеральный закон РФ № 181-ФЗ
от 24.11.1995г: «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от
17.07.1999г № 78-ФЗ);
Постановление Правительства РФ № 95 от 20.02.2006г (ред. от 30.12.2009г) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
Федеральный закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011г: «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
Приказ Минздрава РФ № 1705н от 29.12.2012г «О порядке организации медицинской реабилитации»;
Слайд 12Нормативные документы, регламентирующие проведение реабилитационных мероприятий:
5. Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 31.07.2015 г. N 528н «Об утверждении
Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;
6 . Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. N 1024н «О классификации и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
7. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи по профилям.
Слайд 13ВИДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
Медицинская
Физическая
Психосоциальная
Профессиональная
Слайд 14ФЗ-323 Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение
1. Медицинская реабилитация
- комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное
или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Слайд 15Отделение медицинской реабилитации
ГБУЗ «ВОДКБ»
2. Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских
организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов,
лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
Слайд 16Средства и формы медицинской реабилитации:
режим, диетотерапия;
кинезотерапия – лечение движением, т.е.
ЛФК;
массаж;
физиотерапия;
санаторно-курортное лечение;
рефлексотерапия;
традиционные методы: медикаментозные (лекарственные средства),
нетрадиционные – фитотерапия, мануальная терапия;
психотерапия,
аутотренинг;
хирургические методы – реконструктивные и пластические операции, трансплантация;
ортезотерапия - функциональные приспособления, протезы, шины
протезирование, в т.ч. внутренних органов;
трудотерапия;
программы реабилитации.
Слайд 17Трехуровневая система оказания реабилитационной помощи:
1 Уровень – учреждения первичной медико-санитарной
помощи (амбулаторные) и стационары:
Медицинские организации (МО) – отделения медицинской реабилитации
поликлиник и стационаров;
Выездные бригады; на дому;
Кабинет врача первичного звена, специалиста.
Слайд 182 Уровень - реабилитационный центр; Реабилитационное отделение при многопрофильной МО;
Центры
восстановительной медицины и реабилитации;
Специализированные выездные бригады;
МО паллиативной помощи (хоспис).
3
Уровень:
Многопрофильныефедеральные и межрегиональные реабилитационные центры;
Санатории федерального значения.
Слайд 19Этапы медицинской реабилитации:
1 Этап в острый период заболевания или травмы
– в отделениях реанимации и интенсивной терапии стационара по профилю
заболевания, в амбулаторных условиях. Задача - выработка программы реабилитации и обеспечение ее преемственности, двигательного режима, диеты, предупреждение осложнений, санация очагов инфекции;
2 Этап – ранний восстановительный, в отделениях медицинской реабилитации (ОВЛ, ОВМ), центрах восстановительной медицины и реабилитации – при улучшении состояния пациента;
Слайд 20Этапы медицинской реабилитации:
3 Этап – поздний восстановительный, период остаточных явлений,
при хроническом течении вне обострения, может достигать 12 месяцев с
момента заболевания или травмы, проводится в отделениях медицинской реабилитации, психотерапии, в санаториях, выездными бригадами.
4 этап – компенсации утраченных функций, проводится у инвалидов в течение всей жизни.
Слайд 21МКФ имеет две части, каждая из которых состоит из двух
составляющих:
Часть 1. Функционирование и ограничения жизнедеятельности
Часть 2.
Факторы контекста
функции (b) и
структуры (s) организма
- активность и участие (d)
- факторы окружающей среды (e)
- личностные факторы
Слайд 22В зависимости от составляющей, наличие проблемы может означать нарушение, ограничение
или ограничение возможности, препятствие.
xxx.0 НЕТ проблем (никаких, отсутствуют, ничтожные,…) 0–4%
xxx.1 ЛЕГКИЕ
проблемы (незначительные, слабые,…) 5–24%
xxx.2 УМЕРЕННЫЕ проблемы (средние, значимые,…) 25–49%
xxx.3 ТЯЖЕЛЫЕ проблемы (высокие, интенсивные,…) 50–95%
xxx.4 АБСОЛЮТНЫЕ проблемы (полные,…) 96–100%
xxx.8 не определено
xxx.9 не применимо
Слайд 23Базисные навыки при обучении (d130 - d159)
d130 Копирование
d135 Повторение
d140 Усвоение навыков чтения
d145 Усвоение навыков
письма
d150 Усвоение навыков счета
d155 Приобретение практических навыков
d159 Базисные навыки при обучении, другие уточненные
и не уточненные
Слайд 24Критерии для установления групп инвалидности
первая группа инвалидности устанавливается при
нарушениях здоровья человека со степенью выраженности стойких нарушений функций организма
человека в диапазоне от 90 до 100 процентов, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
вторая группа инвалидности устанавливается при нарушениях здоровья человека со степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека в диапазоне от 70 до 80 процентов, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Слайд 25Критерии для установления групп инвалидности
третья группа инвалидности устанавливается при нарушениях
здоровья человека со степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека
в диапазоне от 70 до 80 процентов, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм или врожденными дефектами
Слайд 26Индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида
комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных
мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и
порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.
Слайд 27Целью сестринского процесса
является поддержание и восстановление независимости пациента в
удовлетворении основных потребностей организма
Слайд 28Этапы сестринского процесса
Первый этап – сестринское обследование
включает оценку состояния
пациента, сбор и анализ субъективных и объективных данных о состоянии
здоровья перед осуществлением сестринских вмешательств.
На этом этапе медицинская сестра должна:
· получить представление о состоянии пациента до начала выполнения каких – либо вмешательств,
· определить возможности самостоятельного ухода за собой пациента,
· установить эффективное общение с пациента,
· обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты, заполнить медицинскую документацию.
Слайд 29Этапы сестринского процесса
Второй этап – определение проблем пациента
нацелен на выявление
реакций организма пациента в связи с болезнью, может часто меняться
в зависимости от реакции организма на болезнь, связан с представлениями пациента о состоянии его здоровья.
Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа.
Особое внимание в сестринской диагностике уделяется установлению психологического контакта.
После формулирования всех проблем пациента медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.
Слайд 30Этапы сестринского процесса
Третий этап – постановка целей, составление плана сестринских
вмешательств
Пациент активно участвует в процессе планирования, медсестра мотивирует цели, определяет
вместе с пациентом пути достижения этих целей. При этом все цели должны быть реальными и достижимыми. Иметь конкретные сроки достижения.
При планировании целей необходимо учитывать приоритетность каждого сестринского диагноза, который может быть первичным, промежуточным или вторичным.
Слайд 31Этапы сестринского процесса
Четвертый этап – реализация плана сестринского ухода
Основные требования:
1.
систематичность
2. осуществление координации намеченных действий
3. вовлечение пациента и
его семьи в процесс оказания помощи
4. оказание доврачебной помощи по стандартам сестринской практики с учетом индивидуальных особенностей пациента
5. ведение документации, регистрация оказанного ухода
Слайд 32Этапы сестринского процесса
Пятый этап – оценка эффективности запланированного ухода.
Медицинская
сестра собирает, анализирует информацию, делает выводы о реакции пациента на
уход, о появлении новых проблем. Если цели достигнуты и проблема решена, медсестра отмечает это в плане о достижении цели по данной проблеме.
Если цель сестринского процесса по данной проблеме не достигнута и у пациента сохраняется потребность в уходе, необходимо провести переоценку, выявить причину, помешавшую в достижении цели.
Слайд 33Осуществляя процесс медицинской реабилитации, медицинская сестра выполняет самые разнообразные обязанности,
оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом
и его семьей. Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей.
Слайд 34Наиболее значимыми являются роли:
А) Сестра как лицо, предоставляющее уход
Б)
Сестра как «учитель»
В) Сестра как «адвокат»
Г) Сестра как «советник»
Слайд 35Результатом правильно оказанной сестринской помощи в области медицинской реабилитации пациента
является:
активная жизненная позиция пациента по отношению к своему здоровью и
самореализации в жизни при оптимальном использовании внутренних резервов и условий окружающей среды.
Слайд 36Литература:
Основы реабилитации [Электронный ресурс] : учебник для мед. училищ и
колледжей / под ред. В. А. Епифанова, А. В. Епифанова.
- М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.
Физиотерапия [Электронный ресурс] : учебник / Г.Н. Пономаренко, В.С. Улащик - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015
Слайд 37vk.com/kharitonovavmk
Благодарю за внимание!