Слайд 1Механизмы государственного управления
Организационные механизмы и процедуры в ГМУ
Лекция 4
Слайд 2Государственное управление осуществляется посредством обширного спектра инструментов, содержание и формы
которых отвечают целям и задачам государственного управления в целом и
по конкретным направлениям (в определенных сферах).
Среди них в первую очередь выделяют следующие типы инструментов публичного управления: меры, средства, механизмы.
Использование термина «механизм» позволяет представить упорядоченную деятельность органов государственного управления, посредством которой они достигают поставленных целей.
Механизм государственного управления — это совокупность взаимосвязанных принципов, методов, технологий и средств воздействия субъекта государственного управления на объект государственного управления. Средства государственного управления (рычаги, инструменты) — это все то, с помощью чего можно управлять государством, в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования и т. д.
Слайд 3Важную роль в составе механизмов государственного управления играет нормативно-правовой компонент,
в рамках которого осуществляется постановка целей, задач, определение средств и
источников финансирования деятельности субъектов государственного управления, распределяются полномочия и предметы ведения, устанавливаются порядок и правила деятельности институтов государства в определенной сфере.
Механизмы государственного управления, которыми пользуются государственные органы, представляют собой результат сознательной деятельности.
Государственными регуляторами человеческого поведения в любом государстве выступают, прежде всего, ценности и нормы.
Слайд 4Ценности
Ценности, в самом общем виде, это какие-либо материальные или духовные
блага, которые тому или иному индивиду, социальной группе или обществу
в целом представляются очень значимыми и потому в высокой степени желательными для получения, сохранения, реализации и т. д.
Эти ценностные ориентации детерминируют их поведение. В этом и заключается роль ценностей в качестве регуляторов человеческого поведения.
Ценности, на которые ориентируются люди в человеческом сообществе, оказываются различными, и даже противоположными.
При этом в реальности поведение субъекта — человека, социальной группы, организации, государственного органа — может ориентироваться на совсем иные ценности, чем провозглашается на словах.
Слайд 5Ценности
Ориентация на ценности лежит или, по крайней мере, должна лежать
в основе государственного управления.
И задача контролирующих государственных органов —
выявлять на какую ценность ориентирована деятельность государственных служащих, соответствует ли эта ориентация целям государства, совпадает ли провозглашаемое с реальностью.
Выяснение этого позволяет в ряде случаев повысить эффективность государственного управления. Например, выясняется, что главной ценностью, на которую ориентировано государственное управление в конкретном государственном органе является качество предоставляемых государственных услуг, а на деле государственные служащие «гонят количество» в ущерб качеству.
Слайд 6Правовые и моральные нормы
Другим регулятором жизнедеятельности людей в обществе выступают
правовые и моральные нормы.
Те или иные правовые нормы лежат
в основе деятельности государственного органа.
Однако на практике деятельность государственных органов и должностных лиц нередко осуществляется с более или менее значительными отступлениями от различных правовых и моральных норм.
Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех ее проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью государственных институтов.
Слайд 7Государственный контроль
Важным элементом механизма государственного управления выступает государственный контроль. Этот
механизм представляет собой систему государственных органов, опирающихся на правовые требования,
предъявляемые к индивидам и их объединениям.
В современном государственном управлении используется множество механизмов:
1) механизм правового регулирования государственного управления;
2) механизм парламентского расследования;
3) механизм контроля за использованием государственной собственности, деятельностью стратегически важных корпораций;
4) механизм «социального контракта»;
5) механизм формирования и реализации государственной политики (предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности»[1]);
6) механизм государственного принуждения (отсутствие механизмов государственного принуждения зачастую порождает неисполнение нормативных правовых актов);
7) механизм распределения государственных ресурсов; механизм государственного регулирования цен; механизм бюджетного финансирования; механизм регулирования социально-политических конфликтов и др.
Слайд 8Механизмы государственного управления
к механизмам государственного управления относятся (И. В. Понкин):
1) организационные;
2) нормативно-правовые;
3) социальные;
4) институциональные;
5) политические;
6) судебные;
7) экономические;
8) информационные и
др.[1]
Слайд 9Механизмы государственного управления
Организационный механизм государственного управления — это совокупность юридически
урегулированных способов (приемов) и алгоритмов возможных или обязательных административно-распорядительных, организационных
и иных действий должностных лиц публичной администрации, посредством которых осуществляется государственное управление в части решения комплекса взаимосвязанных проблем или реализации одной или нескольких связанных функций публичной власти.
Нормативно-правовой механизм государственного управления — это совокупность юридических средств (правовых методов, материальных и процессуальных норм права, в том числе технических норм, и актов праворсализации), предусмотренных в рамках компетенции органа государственного управления для обеспечения исполнения им своих полномочий по отдельному предмету ведения или отдельному вопросу.
Слайд 10Механизмы государственного управления
Социальный механизм государственного управления — это выстраиваемые в
определенной устоявшейся логике, по определенному алгоритму социальные взаимоотношения и отношения
между публичной администрацией и объектом управления (обществом или его сегментом), а также реализуемый в рамках этих отношений комплекс повторяющихся и воспроизводящихся действий, опосредованно позволяющие обеспечить достижение целей и решение задач государственного управления.
Институциональный механизм государственного управления — это система (или ее сегмент) государственных органов и их внутриструктурное устройство, а также совокупность государственных должностей, посредством функционирования которых (исполнения полномочий по которым) реализуется государственное управление.
Слайд 11В современной России от государственных органов требуются новые подходы к
совершенствованию механизма взаимодействия с некоммерческими организациями. Во многом это обусловлено
активизацией деятельности институтов гражданского общества.
Запуск механизмов государственного управления происходит в соответствии с определенными процедурами, без которых они не сработают. Так, прежде чем завести механизм урегулирования социально-политического конфликта, необходимо провести конфликто - логическую экспертизу, ведь ни один конфликт не похож на другой.
Механизм государственного управления отражает взаимодействие разных элементов государственного управления, имеющих характер устойчивых зависимостей и причинно-следственных связей. Это позволяет рассматривать механизм государственного управления в качестве эффективного (с точки зрения общества) орудия познания реальной действительности и научно обоснованного воздействия государства на происходящие процессы.
Слайд 12Механизм государственного управления стабилен и динамичен одновременно. В этой связи
отметим, прежде всего, изменения, происходящие в механизме государственного управления «высшего
уровня», т. е. в механизме управления государством в целом.
Здесь постепенно формируется комплексный подход, отражающий усиливающуюся взаимосвязь всех сторон социального организма, с одной стороны, и возросшие возможности цельного и более обоснованного совершенствования механизма государственного управления — с другой.
Принципиальные изменения в механизме государственного управления в целом предопределяют направленность преобразований и усовершенствований в механизмах управления отраслями, сферами и т. п.
Обнаруживается своего рода «цепная реакция», которая нередко начинает свое движение от механизмов государственного управления низшего уровня к механизмам государственного управления более высокого уровня. В любом случае взаимодействие это должно быть полным и действенным, исключающим явления диспропорций и неравномерности развития государства, а также неодинаковые темпы совершенствования разных видов механизмов государственного управления. Иначе достигнутый в определенной сфере эффект может как бы перекрыться потерями, неизбежными в других сферах.
Слайд 13Отвергая возможность «автоматического» проявления и действия в сфере государственного управления
объективных закономерностей, общество создает мощный механизм целеустремленного регулирования управляемых процессов.
Разумеется,
степень динамичности механизмов государственного управления разных уровней не может быть одинаковой.
В большей мере подвижны и адаптивны менее сложные механизмы государственного управления; напротив, для крупных механизмов государственного управления требуются более заметные перемены в управляемых процессах, более продолжительное время для перестройки отдельных элементов, новой «отладки» их взаимодействия между собой.
Известная автономность механизмов государственного управления разных уровней предполагает в то же время возможность относительно локальных изменений.
Слайд 14Механизм государственного управления подразделяется на несколько подсистем:
кадровую,
организационную,
экономическую,
финансовую,
бюджетную
и др.
Данные подсистемы между собой взаимосвязаны и
взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность.
Регулирование или совершенствование одной из них влечет изменения в другой или цепную реакцию по всему механизму государственного управления.