Разделы презентаций


Местное самоуправление как учебная дисциплина и составная часть

Содержание

Смежные отрасли знаний:Каждая из наук и отраслей знания подходит к изучению проблематики государственного и муниципального управления, тех или иных его сторон, со своих позиций.Философия:- раскрывает наиболее общие законы природы, общества, человеческого

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Местное самоуправление
как учебная дисциплина
и составная часть муниципальной


научной

школы

О.И. Санжанов, к.э.н.

Местное самоуправление как учебная дисциплина и составная часть муниципальной

Слайд 2Смежные отрасли знаний:

Каждая из наук и отраслей знания подходит к

изучению проблематики государственного и муниципального управления, тех или иных его

сторон, со своих позиций.
Философия:
- раскрывает наиболее общие законы природы, общества, человеческого мышления;
- изучает объективную необходимость управления, в том числе в обществе, его возможности и пределы, субъективную и объективную стороны управленческих отношений.
Социология:
- изучает общество;
- рассматривает местное самоуправление в его взаимосвязях и отношениях с различными социальными, профессиональными и иными слоями населения.
Смежные отрасли знаний:Каждая из наук и отраслей знания подходит к изучению проблематики государственного и муниципального управления, тех

Слайд 3Политология:
- рассматривает местное самоуправление как политический институт;
- определяет роль местного

самоуправления в политических процессах.
Экономические теории:
- изучают местное самоуправление в связи

с экономикой (прежде всего, с позиций макрорегулирования).
Кибернетика:
-занимается процессами управления, включая государственное и муниципальное как часть общего понятия управления
Синергетика:
- изучает управление сложными системами, уделяя особое внимание прямым и обратным связям
Политология:- рассматривает местное самоуправление как политический институт;- определяет роль местного самоуправления в политических процессах.Экономические теории:- изучают местное

Слайд 4Юридические науки:
- теория государства и права (основы построения государства и

правого регулирования);
- история государства и права;
- государственное (конституционное) право;
- административное

право (деятельность органов исполнительной власти);
- муниципальное право (законодательство и правовое регулирование местного самоуправления);
- другие юридические дисциплины в части регулирования муниципальных отношений (ГК – отношения собственности, ЗК – муниципальные земли, НК – местные налоги, БК – доходы и расходы местных бюджетов и т.д.
Юридические науки:- теория государства и права (основы построения государства и правого регулирования);- история государства и права;- государственное

Слайд 5В мировой науке имеются различные методологические подходы к публичному управлению,

которые значительно отличаются друг от друга:
1. Тоталитарный;
2. Демократический;
3. Государственно религиозный.

В мировой науке имеются различные методологические подходы к публичному управлению, которые значительно отличаются друг от друга:1. Тоталитарный;2.

Слайд 6Тоталитарный методологический подход:
- обосновывается безальтернативность сильной государственной власти, как

правило, для обеспечения диктатуры определенной социальной группы (класса) или политического

лидера (диктатора, вождя);
- все общественные институты действуют под прямым руководством государства в лице правящей партийно – алигархической элиты;
- все информационные ресурсы подконтрольны государству;
- местное самоуправление отсутствует, вместо него существуют местные органы государства.
Систему управления, которую обосновывает тоталитарный подход принято называть административно – командной.
Тоталитарный методологический подход: - обосновывается безальтернативность сильной государственной власти, как правило, для обеспечения диктатуры определенной социальной группы

Слайд 7Демократический методологический подход:
- общечеловеческие ценности в основе всего государственного устройства;
-

принципы политического и идеологического плюрализма;
- принцип разделения властей;
- принцип главенства

права во всех сферах жизни;
- признание местного самоуправления и т.д.
Демократический методологический подход:- общечеловеческие ценности в основе всего государственного устройства;- принципы политического и идеологического плюрализма;- принцип разделения

Слайд 8- типичен для государств мусульманского фундаментализма (Иран, Саудовская Аравия и

др.);
- халифат - лучшая форма управления;
- выборные органы государства отсутствуют;
-

монарх назначает членов совещательного совета.
 

Государственно - религиозный методологический подход
(теократический, клерикальный):

- типичен для государств мусульманского фундаментализма (Иран, Саудовская Аравия и др.);- халифат - лучшая форма управления;- выборные

Слайд 9Две группы методов, используемых в исследовании систем государственного и муниципального

управления, на две группы:
 
- исследовательские (используются для анализа и диагностики

системы МСУ);

- инструментальные (направлены на проектирование новых систем, их элементов и подходов к организации деятельности).

Две группы методов, используемых в исследовании систем государственного и муниципального управления, на две группы: - исследовательские (используются для

Слайд 10К основным исследовательским методам относятся:
- причинный анализ (выявление причинно-следственных связей

отдельных процессов, протекающих в системе);
- логический анализ (выявление смыслового

содержания процессов и их взаимного влияния);
- методы экспертных оценок (оценка состояния системы включенными в нее субъектами МСУ: избирателями, депутатами, чиновниками, работниками муниципальных предприятий и т.п.);
- методы моделирования (имитационное - построение моделей изучаемого процесса и эксперименты с ней для уточнения представлений об оригинале и прогнозировании его изменений, математическое, статистическое, информационное и пр.);
- морфологический анализ (выявление проблемы, анализ ее составляющих (структуры) и подбор наилучшей комбинации всех известных вариантов решения на уровне составляющих для комплексного решения проблемы);
- факторный анализ (выявление существенных факторов, оказывающих определяющее влияние на систему МСУ).
К основным исследовательским методам относятся:- причинный анализ (выявление причинно-следственных связей отдельных процессов, протекающих в системе); - логический

Слайд 11К основным инструментальным методам относятся:
- нормативный метод (установление нормативных показателей

качества жизни, объема базовых потребностей населения в товарах и услугах,

их стоимости и качества, и других нормативов и стандартов, на основе которых планируется структура и размеры затрат для решения приоритетных задач МСУ, осуществляется контроль эффективности деятельности органов МСУ и муниципальных организаций);
- балансовый метод (определение оптимального соотношения между доходами и расходами бюджетов, правильного распределения средств при финансировании различных отраслей местного хозяйства);
- статистический метод (учет набора фактически сложившихся показателей для оценки состояния системы).
К основным инструментальным методам относятся:- нормативный метод (установление нормативных показателей качества жизни, объема базовых потребностей населения в

Слайд 12К наиболее востребованным нормативам, применяемым в государственном и муниципальном управлении,

относятся:
минимальный размер оплаты труда;
минимальный размер пенсии;
прожиточный минимум и др.


На их основе формируются бюджеты, определяются размеры бюджетных трансфертов, субсидий, компенсаций и т.п.
 

К наиболее востребованным нормативам, применяемым в государственном и муниципальном управлении, относятся: минимальный размер оплаты труда;минимальный размер пенсии;прожиточный

Слайд 13Виды нормативов:

1. По сферам применения:
- технические;
- жилищные;
- социальные;
- правовые (организационные).



2. По способу выражения:
- количественные (устанавливают минимальные, средние и максимальные

величины каких – либо ограничений);
- качественные (установленные нормативными и правоприменительными актами, предписаниями требования к свойствам товаров, услуг, поведению различных субъектов, включая органы власти и управления).
Виды нормативов:1. По сферам применения:- технические;- жилищные;- социальные;- правовые (организационные). 2. По способу выражения:- количественные (устанавливают минимальные,

Слайд 14Нормативы широко применяются при проведении социально – экономических реформ или

реализации широкомасштабных программ. Они служат целевыми ориентирами, индикаторами для контроля

достижения задач программных мероприятий, а также основанием для предоставления мер государственной социальной поддержки.
Нормативы широко применяются при проведении социально – экономических реформ или реализации широкомасштабных программ. Они служат целевыми ориентирами,

Слайд 15Так в ходе реформирования российского ЖКХ были установлены четыре главных

контрольных норматива, на достижение и соблюдение которые были сориентированы все

мероприятия реформы и в конечном счете вся текущая политика федерального государства и местного самоуправления в жилищной сфере. Субъекты федерации имели право на основе статистических данных устанавливать в определенных границах свои региональные нормативные показатели.
Так в ходе реформирования российского ЖКХ были установлены четыре главных контрольных норматива, на достижение и соблюдение которые

Слайд 16Нормативы жилищной реформы в Российской федерации 1997 г.:
 
1. Федеральный стандарт

социальной нормы площади жилья (18 кв.м общей площади жилья на

одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв.м - на семью из двух человек, 33 кв.м. – на одиноких граждан).
2. Федеральный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей жилой площади (средний по России показатель в в 1997 г. – 8,2 рубля. На его основе планировались размеры бюджетных дотаций для регионов, поэтапно переходящих на полную оплату гражданами стоимости услуг ЖКХ).
Нормативы жилищной реформы в Российской федерации 1997 г.: 1. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья (18 кв.м общей

Слайд 17Нормативы жилищной реформы в Российской федерации 1997 г.:
3. Федеральный стандарт

уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание

и ремонт жилья и коммунальные услуги (определялся график увеличения доли оплаты гражданами затрат жилищных организаций на оказание услуг с поэтапным сокращением бюджетных дотаций этим организациям).
4. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (при превышении этого показателя семья получает компенсацию стоимости услуг в пределах определенных объемов потребления воды и энергии и в расчете на площадь жилья, не превышающую установленной в регионе социальной нормы). 
Нормативы жилищной реформы в Российской федерации 1997 г.:3. Федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню

Слайд 18Самоуправление – это относительно автономное функционирование какого-либо организованного сообщества людей.


Самоуправляемые сообщества возникают на основе объединения людей для удовлетворения жизненно

важных интересов, требующих совместных усилий, ресурсов, взаимной координации деятельности в одной или нескольких сферах.

Понятие «самоуправление»

Самоуправление – это относительно автономное функционирование какого-либо организованного сообщества людей. Самоуправляемые сообщества возникают на основе объединения людей

Слайд 20Корпоративное самоуправление
К корпоративным единицам самоуправления относятся сообщества (коллективы),

объединенные производственно-профессиональной деятельностью (например, профессиональные союзы), политическими доктринами (политические партии

и движения), вероисповеданием (конфессии), или общими научными и творческими задачами (научные и творческие некоммерческие организации, союзы и т.п.).

К корпоративным единицам самоуправления можно также отнести некоторые другие формы самоорганизации граждан, создаваемые для удовлетворения совместных интересов и потребностей, в основном, в сфере культуры, спорта, досуга, решения временных проблем (клубы, кружки, ассоциации и пр.).

Саморегулируемые организации
Корпоративное самоуправление К корпоративным единицам самоуправления относятся сообщества (коллективы), объединенные производственно-профессиональной деятельностью (например, профессиональные союзы), политическими доктринами

Слайд 21территориальное самоуправление
К территориальным единицам самоуправления относятся сообщества, которые

возникли в результате долгосрочного проживания на определенных хозяйственно освоенных территориях

устойчивых совокупностей людей (населения).

Территориальное сообщество изначально формируются на основе исторически складывающихся жизненных потребностей и интересов людей, диктующих совместное проживание на ограниченной территории (сельского или городского поселения, совокупности нескольких поселений - районов и т.п.).
территориальное самоуправление К территориальным единицам самоуправления относятся сообщества, которые возникли в результате долгосрочного проживания на определенных хозяйственно

Слайд 22«Именно в пределах территориальных общностей берут свое начало, связываются, координируются,

переплетаются и нередко заканчиваются все бесконечные потребности человека. Поэтому важной

особенностью местного самоуправления является реализация именно местных интересов, нужд, потребностей.
В границах территориальных общностей местные интересы населения превалируют над глобальными, ведомственными или узкопрофессиональными».

Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный

«Именно в пределах территориальных общностей берут свое начало, связываются, координируются, переплетаются и нередко заканчиваются все бесконечные потребности

Слайд 23Главной чертой территориального самоуправления, отличающей его от корпоративной формы самоуправления,

является его комплексный характер, объединение в рамках его функционирования множества

хозяйственных, экономических и социальных функций, напрямую или косвенно влияющих на воспроизводство местного населения.
Эти функции мы называем вопросами местного значения.

Понятие «местное самоуправление»

Главной чертой территориального самоуправления, отличающей его от корпоративной формы самоуправления, является его комплексный характер, объединение в рамках

Слайд 24В случаях, когда территориальные сообщества получают официальные полномочия по самостоятельному,

под свою ответственность решению вопросов местного значения в границах своей

территории, деятельность по реализации этих полномочий в соответствии с российским законодательством называется местным самоуправлением. А территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление, называется муниципальным образованием.
В случаях, когда территориальные сообщества получают официальные полномочия по самостоятельному, под свою ответственность решению вопросов местного значения

Слайд 25Полномочиями решать местные вопросы, управлять хозяйственными и иными делами какого-либо

территориального сообщества в границах муниципального образования обладают не федеральные и

региональные органы государственной власти, а население этого муниципального образования и образуемые с участием населения, подконтрольные населению органы и должностные лица местного самоуправления.
Полномочиями решать местные вопросы, управлять хозяйственными и иными делами какого-либо территориального сообщества в границах муниципального образования обладают

Слайд 26Местное самоуправление - признаваемая, гарантируемая и регулируемая государством самостоятельная и

под свою ответственность деятельность территориальных сообществ по решению вопросов местного

значения.

Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный

Местное самоуправление - признаваемая, гарантируемая и регулируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность территориальных сообществ по

Слайд 27Местное самоуправление как учебная дисциплина — система научных идей, теорий

и знаний об общественных отношениях, связанных с организацией и функционированием

местного самоуправления.
Местное самоуправление как учебная дисциплина — система научных идей, теорий и знаний об общественных отношениях, связанных с

Слайд 28Предметом местного самоуправления как учебной дисциплины является совокупность общественных отношений,

лежащих в основе организации и деятельности органов местного самоуправления.

Предметом местного самоуправления как учебной дисциплины является совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности органов

Слайд 29Теория и методология местного самоуправления находятся в постоянном развитии, черпая

новое содержание в современной общественно-политической и хозяйственной жизни территориальных образований.


Однако, эта жизненная практика не является чистым "творчеством масс", она базируется на нормах федеральных законов и подзаконных актов, а также законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Теория и методология местного самоуправления находятся в постоянном развитии, черпая новое содержание в современной общественно-политической и хозяйственной

Слайд 30В свою очередь, изменения в законодательство о местном самоуправлении вносятся

по итогам оценки практических результатов применения действующих законов и других

нормативных актов, изучения с помощью научных методов ближайших и долгосрочных последствий этой практики.
В свою очередь, изменения в законодательство о местном самоуправлении вносятся по итогам оценки практических результатов применения действующих

Слайд 31Благодаря этому и российская наука, и отечественное законодательство о местном

самоуправление постоянно обогащается новыми понятиями и терминами, которые используются и

как научные категории, и как элементы официальных норм права.
Благодаря этому и российская наука, и отечественное законодательство о местном самоуправление постоянно обогащается новыми понятиями и терминами,

Слайд 32Объектом государственного и муниципального управления (местного самоуправления) являются общественные отношения,

т.е. отношения между людьми по самым разным поводам. В том

числе, по поводу вещей и нематериальных ценностей. В том числе по поводу формирования органов власти и установления самого порядка управления чем-либо.
Объектом государственного и муниципального управления (местного самоуправления) являются общественные отношения, т.е. отношения между людьми по самым разным

Слайд 33Субъектом управления при этом всегда является наделенный властным статусом (компетенцией)

человек, коллективный орган власти, представляющий интересы сообщества людей и созданный

при его участии, либо само сообщество непосредственно (например, при проведении референдумов).
Субъектом управления при этом всегда является наделенный властным статусом (компетенцией) человек, коллективный орган власти, представляющий интересы сообщества

Слайд 34Государственное управление и местное самоуправление, каждое на своем уровне полномочий

(круга вопросов, отнесенных к его компетенции законами государства) устанавливают границы

для осознанного выбора людьми своего поведения и поступков. Это управленческое воздействие должно обеспечивать безопасное и продуктивное взаимодействие между членами общества. В демократических государствах оно направлено на развитие личного потенциала людей, а через него - на развитие общества в целом и местных сообществ в том числе.
Государственное управление и местное самоуправление, каждое на своем уровне полномочий (круга вопросов, отнесенных к его компетенции законами

Слайд 35Субъект местного самоуправления

Субъектом местного самоуправления является население, проживающее на территории

соответствующего муниципального образования и реализующее свое право осуществления местного самоуправления.

Общие интересы и запросы жителей местного сообщества субъективируются в самостоятельной деятельности отдельных граждан, физических и юридических лиц, в том числе предприятий, учреждений, организаций, органов власти, других непосредственно изъявляющих свою волю субъектов.
Закон Свердловской области о местном самоуправлении (ст. 2): Субъектом местного самоуправления является население, постоянно или преимущественно проживающее в городских, сельских поселениях и на иной территории Свердловской области, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения.
Субъект местного самоуправленияСубъектом местного самоуправления является население, проживающее на территории соответствующего муниципального образования и реализующее свое право

Слайд 36Нормативный подход к понятию «местное самоуправление»

Федеральный закон от 06.10.2003 №

131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

в части 2 статьи 1 содержит нормативно-правовое понятие местного самоуправления:
"Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций".
Нормативный подход к понятию «местное самоуправление»Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ

Слайд 37Конституция РФ:
Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное

самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно».
Часть 2

ст. 130 устанавливает, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».
Часть 1 ст.131 определяет, что местное самоуправление осуществляется «...с учетом исторических и иных местных традиций».
Конституция РФ:Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий

Слайд 38Конституция РФ:
Статьей 133 местному самоуправлению в Российской Федерации гарантируется право

на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате

решений, принятых органами государственной власти, устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Конституция РФ:Статьей 133 местному самоуправлению в Российской Федерации гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов,

Слайд 39131 – ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах

организации местного самоуправления в РФ»
154 – ФЗ от 28.08.1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
(утратил силу)

Закон РФ от 06.07.1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РФ»
(утратил силу)

131 – ФЗ от 06.10.2003 г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»154 – ФЗ

Слайд 40В настоящее время понятие местного самоуправления раскрывается в следующих основных

аспектах:
а) местное самоуправление — одна из основ конституционного строя,

основополагающий принцип организации современного демократического общества;
б) местное самоуправление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего, без вмешательства извне каких-либо иных властных структур, вопросы местного значения;
в) местное самоуправление — специфическая форма реализации власти народа, вопросы устройства и функционирования которой определяются местным сообществом самостоятельно на основе федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.
В настоящее время понятие местного самоуправления раскрывается в следующих основных аспектах: а) местное самоуправление — одна из

Слайд 41Местное самоуправление как комплексная учебная дисциплина
 
Учитывая изложенное, местное самоуправление можно

характеризовать как комплексную учебную дисциплину, в которой дается целостное представление

о сложной, многосторонней деятельности местного сообщества по решению собственных и иных стоящих перед ним вопросов на основе принципов самоорганизации с целью улучшения качества и повышения уровня жизни населения соответствующего муниципального образования.
Местное самоуправление как комплексная учебная дисциплина Учитывая изложенное, местное самоуправление можно характеризовать как комплексную учебную дисциплину, в которой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика