Слайд 1Метапредметный подход в обучении школьников (ФГОС)
Слайд 2Умения и УУД
Умение планировать собственную деятельность. Школьник должен самостоятельно проанализировать
задачу и условия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание
задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и в случае необходимости скорректировать их.
Слайд 3Умения и УУД
Способность эффективно действовать в группе.
совместная работа в группе
– это особая учебная ситуация с коллективно - распределенной деятельностью,
но не случайное собрание и не обычное совместное времяпрепровождение.
Информационная компетентность: поиск информации с целью решения тех задач, которые ставятся в образовательном процессе.
Слайд 4УУД
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а
также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение
новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Слайд 5Метапредметный подход
Метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий
учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся
предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.
Слайд 6Метапредметные результаты
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или
всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение,
наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.
Слайд 7Функции УУД
в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
Слайд 8Функции УУД
в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков,
формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 9УУД
Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:
способности обучающегося
самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит
от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
Слайд 10УУД
отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать
на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать
на вопрос «как делать?).
Слайд 11Основные виды УУД
1.Личностные
2.Регулятивные
3.Общепознавательные
4.Коммуникативные
Слайд 12Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события
с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
учебная деятельность включает три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
действие смыслообразования,
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.
Слайд 13Регулятивные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
Слайд 14Регулятивные УУД
контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Слайд 15Познавательные УУД
Общеучебные, логические действия, а также действия постановки и
решения проблем.
Общеучебные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой
информации;
знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Слайд 16Познавательные УУД
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
Слайд 17Познавательные УУД
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 18Логические УУД
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 19УУД постановки и решения проблем
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 20Коммуникативные УУД
Обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера
по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 21Виды коммуникативных действий
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
– определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов –
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Слайд 22Виды коммуникативных действий
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 23Принципы педагогической техники,
свобода выбора действия,
принцип открытости,
принцип деятельности,
принцип идеальности (высокого КПД) и обратной связи.
Акцент при организации
ОП делается не на получение отвлеченных от жизни знаний, а на необходимости познания окружающего мира, подготовке ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработке умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни.
Слайд 24Урок
Главным должно стать взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие
самих учеников. Школьник должен стать живым участником образовательного процесса.
Идеальный урок
– тот, на котором учитель направляет, ненавязчиво корректирует работу учащихся, так что у них создается ощущение, что они ведут урок сами.
Слайд 25Основные типы уроков и цели
Урок изучения нового материала.
образовательная цель
которого – изучение и первичное закрепление новых знаний, расширение понятийной
базы учебной дисциплины.
Метапредметная цель такого урока - формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.
Слайд 26Основные типы уроков и цели
Урок закрепления знаний (практикум, экскурсия,
лабораторная работа, собеседование или консультация)
Образовательная цель урока закрепления знаний –
выработка умений по применению знаний.
Метапредметная цель - формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок.
Слайд 27Основные типы уроков и цели
Урок комплексного применения знаний (практикум,
лабораторная работа, семинар и т.д.)
Образовательная цель – выработка умений самостоятельно
применять знания в комплексе, в новых условиях.
Метапредметная цель: формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки.
Слайд 28Основные типы уроков и цели
Урок обобщения и систематизации знаний
(семинар, конференция, круглый стол и т.д.).
Образовательная цель такого урока –
обобщение единичных знаний в систему.
Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины.
Слайд 29Основные типы уроков и цели
Урок контроля, оценки и коррекции
знаний (контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний).
Образовательная цель – контроль
и самоконтроль уровня усвоения изученных понятий и способов деятельности.
Метапредметная цель - формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Слайд 30Дидактические подходы к уроку
Весь учебный процесс должен основываться на
деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе
освоения универсальных способов деятельности. Именно собственное действие может стать основой формирования будущей самостоятельности ребенка. Таким образом, образовательная задача состоит в создании условий, провоцирующих детское действие.
Дана классификация А.Г. Дусавицкого. См. Дусавицкий, А.К.; Кондратюк, Е.М.; Толмачева, И.Н.; Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Глава 2. Признаки метапредметного урока
Слайд 31Системно-деятельностный подход
Данный подход обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование
и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную
учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 32Урок
«Успех урока можно считать достигнутым, если обеспечиваются усвоение знаний и
умений до уровня готовности к их творческому применению и сформированность
эмоционально-ценностного к ним отношения в соответствии с общественным мировоззрением и идеалами…». Здесь важна ориентация на результат обучения, и в качестве такового результата понимается:
во-первых, способность применить полученные знания и умения,
во-вторых, мотивированность получения этих знаний и умений.
Положения И.Я. Лернера остаются актуальными и сейчас.
Слайд 33Основные методические принципы современного урока
субъективация (ученик становится равноправным участником
образовательного процесса);
метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно
добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Слайд 34Основные методические принципы современного урока
Слайд 35Основные методические принципы современного урока
Слайд 36Основные методические принципы современного урока
Слайд 37Основные методические принципы современного урока