Слайд 2Данный метод был разработан Берндом Рорбахом в 1968 г. Метод
можно было бы вольно определить как письменный брейнсторминг. Цель: порождение
идей, предложений.
Однако в отличие от брейнсторминга метод использует только реалистичные идеи. Более того, участники знакомятся с проблемой заранее, за 2-З дня. Этот метод лучше применять в группе специалистов, которые разбираются и понимают серьезность решаемой проблемы, мотивированы на ее решение.
Метод реализуется в несколько этапов. Его можно проводить как в группе вместе собравшихся людей, так и в дистанционном варианте, с использованием компьютерной почты или сети.
Слайд 3Этот метод может быть использован для целенаправленного поиска ответов на
содержательные вопросы программы. Он хорошо сочетается с другими методами, например
с методом «мозгового штурма» и используется при конкретизации высказываемых идей или при поиске вариантов решения проблемы. Важным условием применения этого метода является то, что обмен информацией между членами группы разрешается только в письменном виде.
Использование данного метода может быть полезным в разно статусной группе, чтобы нивелировать ограничивающее влияние отношений «руководитель-подчиненный» на креативность и открытость участников тренинга.
Слайд 4Почему метод называется «635» Эти цифры обозначают: б человек х
З идеи х 5 минут. В классическом варианте в работе
участвуют 6 человек. Каждый имеет перед собой типовой бланк, куда заносятся идеи.
Бланк сбора идей методом «635»
Слайд 5Каждый участник должен за 5 минут занести в бланк З
идеи относительно анализируемой ситуации. После этого бланки передаются по кругу,
и каждый дополняет, развивает, опровергает или критически относится к тому, что предлагается другими, также в течение 5 минут делает З замечания. После того как бланки совершили круг, у каждого участника оказывается (теоретически) 108 идей. Но практически предложений меньше, поскольку многие «очевидные» предложения дублируются и не все успевают за 5 минут предложить З идеи.
Слайд 6Можно использовать вариант добавления по 1—2 минуты для размышлений после
каждого перехода, поскольку количество информации для переработки с каждым разом
увеличивается.
В качестве некоторых помех для восприятия и правильного чтения выступает почерк участников. Поэтому в инструкции необходимо указать, чтобы участники писали разборчиво.
Слайд 7Очень часто, по разным причинам, в групповом обсуждении участвует лишь
малая часть присутствующих. А этот метод предполагает обязательную включенность в
работу. Письменная фиксация предложений (дополнений, развития предложений) «заставляет» участников более серьезно относиться к формулировке идей и предложений. Создается соревновательная мотивация. Но деструктивные конфликты не возникают.
Во время работы устная коммуникация между участниками запрещена. Коммуникация идет на уровне содержания. После заполнения происходит обсуждение, анализ, оценка предложенных вариантов и выбор наиболее целесообразных. Так же как и в брейнсторминге, в итоге, после окончания письменного раунда, проводится дальнейшая работа по анализу и отбору идей, В принципе, она может происходить в формах, предложенных выше для брейнсторминга.
Слайд 8Основными условиями применения метода «635» являются:
формулирование проблемы до начала
работы группы (это задача ведущего или подготовительной группы «мозгового штурма»);
сообщение проблемы членам группы до начала работы за 2— 3 дня, с тем чтобы в полной мере могли быть использованы возможности «инкубационного» периода;
запрещение устного обмена информацией между членами группы;
стимулирование активности членов группы посредством строгого соблюдения намеченных сроков.
Слайд 9На основе практического применения данного метода можно сделать следующие выводы:
метод «635» хорошо сочетается с другими методами, например с методом
«мозгового штурма», при конкретизации высказываемых идей для решения проблемы;
основные и дополнительные идеи в отдельных случаях представлены в виде рисунков;
качественная оценка работы группы дается на основе незаполненных рубрик бланка, а не на основе количества высказанных идей;
представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем устно высказанные идеи, хотя зачастую первые бывают и менее оригинальными;
обязательность письменного изложения идей не позволяет членам группы даже временно оставаться пассивными.