Слайд 1
Лекция «Теории происхождения государства. Механизм и функции государства»
Вопросы:
1. Причины и формы возникновения государства, и характеристика основных теорий происхождения государства
2. Механизм государства
3. Функции государства
Слайд 21. Причины и формы возникновения
государства, и
характеристика основных
теорий происхождения государства
Первобытный род (первобытное стадо, стая) – исторически сложившаяся общность человекообразных существ, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.
Численность рода – 30-50 особей.
Орудия труда в первобытном роде (первобытном стаде, стае) были тогда несовершенны (палка, камень и т.п.), а производительность труда – низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека.
Слайд 3 С точки зрения социального устройства первобытное общество характеризуется
следующими признаками:
1) основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство,
которое определялось по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат, затем, с возрастанием роли мужчины – патриархат.
2) семья в современном понимании этого слова в этот период не существовала, дети принадлежат всему роду. То есть половые отношения в таких стаях носили полигамный (множественный) характер.
Слайд 4С точки зрения производства и распределения материальных благ первобытное общество
характеризуется следующими признаками:
1) «первобытная экономика» носила присваивающий характер;
2) частной собственности в современном понимании этого слова не существовало. Предметы труда, быта, оружие принадлежало общинникам на правах владения и пользования, однако они не могли распоряжаться ими в эгоистических целях.
3) распределение материальных благ носило уравнительный характер (отсюда и название данного периода – «первобытный коммунизм»).
Слайд 5С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется
следующими признаками:
1) полнота социальной власти принадлежала роду
в целом. Жизненно важные для рода решения принимались на общем собрании (сборе) путем голосования;
2) оперативное руководство общественной деятельностью осуществлял выборный глава рода, власть которого опирались исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не имела каких-либо привилегий, например, «лучшего куска мяса» при разделе добычи и т.п. Следовательно, в первобытном обществе отсутствовала «борьба за власть», в современном понимании этого явления;
3) социальное управление осуществлялось при помощи неписанных правил поведения (протонорм), передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения протонорм были запреты – табу («нельзя, потому что нельзя»).
Слайд 6Формами регулирования споров между отдельными родами общины и людьми являлись
состязание спорящих, суд родственников и совет старейшин.
Примерно 10-9 тысяч
лет назад на смену родовой общине приходит земледельческая община, т.е. от кочующих общин стали отделяться и постоянно проживать на одной территории общины, занимающие земледелием. Это было Первым крупным общественным разделением труда.
Слайд 7 Затем выделились общины, занимающие только ремеслом –
изготовлением орудий труда и вооружения – это считают Вторым крупным
общественным разделением труда.
Потом образовались общины, занимающиеся только обменом (менялы), прообраз сегодняшних торговцев – это было Третьим крупным общественным разделением труда.
Эти три крупных общественных разделений труда были названы неолитическая революция
Слайд 8 Основными причинами происхождения государств называют:
1) необходимость совершенствования управления обществом, которое появляется в связи
с разделением труда и ростом численности населения;
2) необходимость организации крупных общественных работ и объединения в этих целях больших масс людей;
3) необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;
4) необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен;
5) необходимость ведения войн как оборонительных, так и захватнических.
Слайд 9 Выделяют два так называемых пути возникновения государств: восточный
и западный.
Для государств «восточного» (или азиатского) пути возникновения
типичной чертой была такая форма монархической государственной власти и государственно-политического режима – «восточный деспотизм»:
1) неограниченностью полномочий главы государства;
2) отсутствием, в современном понимании этого слова, частной собственности, собственником выступало само государство в лице его монарха (царя, фараона и т.п.);
3) объединением светской и религиозной власти в одном лице (монархе, царе, фараоне и т.п.);
4) наличием многочисленного бюрократического аппарата, реализующего волю деспота;
5) подавлением личности и бесправием большинства населения государства.
Слайд 10 Для «западного» пути образования государств характерно то, что
исторически государства складываются раньше именно там:
1)
где есть климатические и географические условия, которые благоприятствуют земледельческому хозяйству;
2) где есть торговые отношения, которые создают «постоянный прилив населения к центру и отлив от него в колонии»;
3) где есть энергичный и предприимчивый, трудолюбивый и воинственный народ;
4) где есть народное правосознание, властвование по праву, через право и ради права.
Слайд 11 Существует множество теорий, объясняющих происхождение государства:
Теологическая теория
Патриархальная теория
Теория общественного договора
Теория насилия
Социально-экономическая (Классовая или Марксистская)
теория
Ирригационная теория
Психологическая теория
И др.
Слайд 12 Такое множество теорий по вопросу происхождения государства
объясняется:
1) неясностью возникновения человеческого сообщества в целом;
2) разнообразием
конкретно-исторических условий образования государств;
3) отдаленностью и длительностью этих процессов;
4) влиянием различных факторов;
5) отсутствием ясных и достаточных документальных данных;
5) наличием существования двух принципиально отличных позиций:
а) позитивистской (про)марксистской – классы, антагонистическая классовая борьба, частная собственность, способ производства, формации и т.п. и
б) цивилизационной – учёт не только и не столько экономики, но и иных нематериальных факторов, не только борьбы, но и сотрудничества, социального партнерства и т.п.
Слайд 13 2. Механизм государства
Механизм государства – система специальных органов, с
помощью которых государство выполняет свои функции.
Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного механизма:
1) централизованно-сегментарная
2) моноцефальная
3) монотеократическая
Слайд 14 Структура механизма (аппарата) любого государства зависит от его формы
государственного (политического) режима, формы правления и формы территориального устройства.
Структурными
элементами механизма государства являются:
органы государственной власти (ветвей власти) и их компетенция;
ресурсы власти (экономические, правовые, информационные, силовые и др.);
функции власти.
Слайд 15 Другие авторы в механизме государства выделяют:
1) выборные учреждения и должностных лиц;
2) их аппарат;
3) постоянно действующие органы с их аппаратом, где работают преимущественно назначаемые люди;
4) вооруженные силы;
5) тюрьмы и иные места лишения свободы по основаниям, указанным в законе;
6) ресурсы власти (экономические, правовые, информационные, силовые и иные);
7) функции власти.
Некоторые авторы в структуре государственного механизма выделяются:
во-первых, представительные,
во-вторых, исполнительные,
в-третьих, судебные,
в-четвертых, контрольно-надзорные учреждения со своими должностными лицами и аппаратами.
Слайд 163. Функции государства
Функции государства – основные направления его политической деятельности,
в которых выражаются сущность и социальное назначение власти
Некоторые авторы видят, прежде всего, четыре группы функций: экономическая, политическая, социальная и идеологическая.
Другие авторы выделяют, прежде всего, внутренние и внешние функции государства.
Кроме того, отдельные авторы классифицируют функции государства на постоянные, временные и чрезвычайные
Слайд 17 Система внутренних функций
определяется тем, что каждое современное государство решает множество важных экономических,
социальных, политических, контрольных, идеологических и охранительных задач, активно участвует в охране окружающей среды на своей территории. Соответственно она включает:
1) экономическую, 2) социальную, 3) природоохрани-тельную, 4) контрольную, 5) идеологическую и 6) защитную функции, а также 7) функции выполнения общих дел:
а) обеспечения народовластия,
б) налогообложения,
в) охраны прав и свобод граждан,
г) обеспечения законности и правопорядка,
д) экономическую,
е) социальную, ж) экологическую, з) развития культуры, науки и образования и т.п.
Слайд 18 Система внешних функций государства детерминируется задачами по поддержке
мира и защите национальных интересов, сотрудничеству со всем «внешним» миром,
в совместном решении экономических, социальных, политических, духовных, экологических и иных общих задач цивилизации и включает в себя такие направления деятельности, как поддержание мира и защита национальных интересов страны, международное сотрудничество в различных областях за пределами ее территории.
Выделяют и такие внешние функции, как оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем, оборона страны, захвата чужих территорий и сфер влияния, внешнеэкономическое партнерство и поддержка иностранных инвестиций, поддержка мирового правопорядка, сотрудничество в решении глобальных проблем и т.д.
Слайд 19 Вопросы для подготовки к семинарскому вопросу:
Правоведение: предмет и методы
познания
Понятие и признаки (свойства) государства
Государственная власть: понятие, структура и
свойства
Территория государства
Типология государства в формационном подходе
Типология государства в цивилизационном подходе
Демократический политический режим
Недемократический политический режим
Абсолютная монархия
Ограниченная монархия
Президентская республика
Парламентарная республика
Федеративное государство
Правовое государство: понятие и принципы построения
Слайд 20 15. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, и
др.) и их характеристика
16. Механизм (аппарат) государства его структура
17. Понятие и классификация
органов государства
18. Представительные (законодательные) органы публичной власти
19. Исполнительные органы публичной власти
20. Судебные органы публичной власти
21. Понятие и классификация функций государства
22. Внутренние функции государства
23. Внешние функции государства
24. Формы и методы реализации функций государства