Слайд 1Методика обучения информационным технологиям
Демонстрационный материал к лекциям для студентов специализации
Компьютерные технологии специальности 050501 Профессиональное обучение
Слайд 2Прокубовская А.О.
1. Информатика как наука: предмет и понятие
Область интересов –
это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные
с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности.
Слайд 3Прокубовская А.О.
Объект информатики как науки
Объект – это область действительности, на
которую направлена деятельность исследователя.
Объект информатики как науки - информационные процессы
и технологии и есть.
Слайд 4Прокубовская А.О.
Предмет информатики как науки
Предмет – это посредствующее звено между
субъектом и объектом исследования.
Предмет информатики как науки образуется на основе
широких областей своих приложений.
Слайд 5Прокубовская А.О.
Структура предметной области информатики (науки)
Теоретическая информатика.
Средства информатизации (программные и
технические).
Информационные технологии.
Социальная информатика.
Слайд 6Прокубовская А.О.
Информатика как учебный предмет
должен отражать в себе наиболее общезначимые,
фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, подготавливать обучаемых к
будущей практической деятельности, к жизни в современном информационном обществе.
Слайд 7Прокубовская А.О.
Задачи МОИТ
определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание
учебной дисциплины информатика и ее место в учебных планах учебных
заведений;
Слайд 8Прокубовская А.О.
Задачи МОИТ
разработать и предложить учебным заведениям и преподавателям наиболее
рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных
целей;
Слайд 9Прокубовская А.О.
Задачи МОИТ
рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике и разработать
рекомендации по их применению в практике работы преподавателя.
Слайд 10Прокубовская А.О.
Основные вопросы
зачем учить информатике? (цели обучения).
Что надо изучать? (содержание
обучения).
Как надо обучать информатике? (методы и формы обучения).
Слайд 11Прокубовская А.О.
Цели и задачи обучения информатике
Общие цели:
образовательная (развивающая) цель,
практическая
цель,
воспитательная цель,
Конкретные цели
Слайд 12Прокубовская А.О.
Образовательная (развивающая) цель
дать каждому обучаемому фундаментальные знания основ науки
информатика, и на этой основе раскрыть ему значение информационных процессов
в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества.
Слайд 13Прокубовская А.О.
Практическая цель
внести вклад в технологическую подготовку обучающихся, т. е.
подготовку к трудовой деятельности.
Слайд 14Прокубовская А.О.
Воспитательная цель
формированию таких качеств личности, как настойчивость и целеустремленность,
творческая активность и самостоятельность, ответственность, дисциплина, критичность мышления, способность аргументировать
свои взгляды и убеждения.
Слайд 15Прокубовская А.О.
2. Учебная программа: структура и форма представления
учебно-программное издание
или нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания
какой-либо учебной дисциплины (ее части или раздела), который регламентирует деятельность педагога и учебную работу обучаемого.
Слайд 16Прокубовская А.О.
Учебная программа
Цель - планирование, организация и управление учебным процессом
по определенной учебной дисциплине.
Задачи - определение содержания, объема и
порядка изучения дисциплины.
Слайд 17Прокубовская А.О.
Функции учебной программы
Определение требований к уровню подготовленности студентов
по данной дисциплине.
Координация деятельности преподавателей вуза.
Контроль результата обучения и
качества подготовки специалиста.
Слайд 18Прокубовская А.О.
Требования к разработке учебной программы
Четкое определение места, роли
и задач дисциплины в подготовке обучаемых.
Соответствие дисциплины современному уровню развития
науки.
Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.
Рациональный выбор форм организации учебного процесса с учетом специфики данной дисциплины.
Соответствие объема часов, отведенных на изучение данной дисциплины, учебному плану подготовки обучаемых.
Слайд 19Прокубовская А.О.
Структура учебной программы
Обложка.
Титульный лист.
Содержание.
Введение.
Тематический план.
Содержание курса.
Аппаратное и программное
обеспечение курса.
Список литературы.
Слайд 20Прокубовская А.О.
3. Формы организации учебного процесса
лекции,
лабораторно-практические занятия,
семинары.
Слайд 21Прокубовская А.О.
Лекции как форма организации учебного процесса
Лекция – одна из
основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое,
последовательное изложение преподавателем учебного материала.
Слайд 22Прокубовская А.О.
Цель лекции
организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным
материалом учебной дисциплины.
Слайд 23Прокубовская А.О.
Задачи лекции
Обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине.
Учить умению
аргументировано излагать научный материал.
Слайд 24Прокубовская А.О.
Задачи лекции
Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.
Отражать новые, еще
не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях, знания.
Оптимизировать все
другие формы организации учебного процесса.
Слайд 25Прокубовская А.О.
Функции лекции
Информационная – изложение системы знаний.
Мотивационная – формирование познавательного
интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Слайд 26Прокубовская А.О.
Функции лекции
Ориентировочная- обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала.
Воспитательная
– формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремление к самостоятельной
работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.
Слайд 27Прокубовская А.О.
Классификация лекций
Критерии:
по целевому назначению преподаваемого курса;
по форме обучения;
по форме
организации.
Слайд 28Прокубовская А.О.
По целевому назначению преподаваемого курса
Лекции, составляющие вводные курсы;
Лекции,
составляющие общий систематический курс.
Вступительные или вводные лекции.
Основные лекции.
Заключительные лекции.
Лекции, составляющие
обзорные курсы.
Лекции, составляющие специальные курсы.
Слайд 29Прокубовская А.О.
По форме обучения
Установочные лекции.
Эпизодические (разовые) лекции.
Обзорные лекции.
Слайд 30Прокубовская А.О.
По форме организации
Информационная лекция.
Проблемная лекция.
Лекция-визуализация.
Лекция вдвоем.
Лекция с заранее запланированными
ошибками.
Лекция пресс-конференция.
Лекция-дискуссия.
Лекция – беседа.
Лекция с применением обратной связи.
Слайд 31Прокубовская А.О.
Структура лекции
вступление,
основная часть,
заключение.
Слайд 32Прокубовская А.О.
Вступление
Формулировка темы лекции, цели лекции.
Изложение плана лекции.
Характеристика рекомендуемой литературы.
Ретроспекция
- напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции,.
Слайд 33Прокубовская А.О.
Основная часть
Изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным
планом.
Определяется видом лекции.
Слайд 34Прокубовская А.О.
Заключение
подведение общего итога лекции,
обобщение материала,
формулировка выводов по
теме лекции,
ответы на вопросы студентов.
Слайд 35Прокубовская А.О.
4. Лабораторные (практические) занятия
одна из форм организации учебного процесса,
заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий
с целью приобретения умений и опыта творческой деятельности, овладение современными методами практической работы с применением технических средств.
Слайд 36Прокубовская А.О.
Классификация лабораторных (практических) занятий
Ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и
конкретизации изученного теоретического материала.
Аналитические, ставящие своей целью получение новой информации
на основе формализованных.
Творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач.
Слайд 37Прокубовская А.О.
Структурные элементы ЛПЗ
Вводная часть,
основная часть,
заключение.
Слайд 38Прокубовская А.О.
Вводная часть ЛПЗ (фронтально)
Формулировка темы, цели и задач занятия.
Изложение
теоретических основ работы.
Характеристика особенностей заданий работы и объяснение способов их
выполнения.
Характеристика требований к результату работы.
Проверка готовности студентов к выполнению заданий работы.
Слайд 39Прокубовская А.О.
Основная часть (индивидуально или по бригадам)
Деятельность преподавателя:
Дополнительные разъяснения по
ходу работы.
Устранение неполадок в работе компьютера.
Ответы на вопросы студентов.
Слайд 40Прокубовская А.О.
Заключительная часть (фронтально)
Подведение общих итогов занятия (позитивных, негативных).
Сбор отчетов
и оценка результатов работы отдельных студентов.
Ответы на вопросы студентов.
Слайд 41Прокубовская А.О.
Описание лабораторной работы
Заголовочная часть.
Основная часть.
Слайд 42Прокубовская А.О.
Описание лабораторной работы
Заголовочная часть :
Порядковый номер работы.
Количество часов на
ее выполнение.
Тема, цель и задачи работы.
Перечень аппаратных и программных средств.
Слайд 43Прокубовская А.О.
Описание лабораторной работы
Основная часть:
Общие теоретические сведения.
Задание.
Требования к отчету.
Технология работы.
Контрольные
вопросы.
Список рекомендуемой литературы.