Слайд 1Методика преподавания предмета
«Окружающий мир»:
Методика преподавания естествознания
Слайд 2Если планета – в твоих руках, то…
Слайд 3Курс «Методики преподавания естествознания» готовит будущих учителей начальных классов к
преподаванию естественнонаучных и обществоведческих предметов образовательного компонента «Окружающий мир».
Изучение методики
естествознания, обществознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественнонаучного и обществоведческогого циклов в начальной школе.
Слайд 4 Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования: присущую только
ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы исследования,
поэтому является наукой и занимает особое место среди других наук.
Слайд 5Объектом изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) и обществоведения
в начальной школе.
Естествознание – это система наук о природе, совокупность
естественных наук, взятая как целое.
Методики преподавания естествознания – это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.
Слайд 6Задачи методики преподавания:
правильно выделить цели начального естественнонаучного и обществоведческого образования;
определить
принципы отбора материала и содержание учебного предмета;
разработать эффективные методы, формы
и средства его преподавания;
выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начальных курсов естествознания и обществознания.
Слайд 7
Связь методики преподавания естествознания с другими науками
Философия служит методологическим основанием
любой науки.
Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой.
Очевидна
связь с историей педагогики.
Слайд 8Естествознание тесно связано с биологией, географией, астрономией, экологией, частично с
физикой, химией, медициной и другими естественными науками.
Обществознание тесно связано
с историей, правом, географией, экономикой, этнографией, антропологией и другими обществоведческими науками.
Эта связь реализуется по линии методического отбора и конструирования содержания начального естествознания.
Слайд 9Связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а
их взаимодействие и взаимообогащение.
Методика преподавания может использовать теоретические выводы других
наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач.
Слайд 10«Методика начинается с того момента, когда учитель становится руководителем познавательного
процесса, протекающего в сознании ученика».
Критерием правильности выбора принципов, методов, форм
и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.
Слайд 11Актуальные проблемы методики преподавания:
выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания
курса естествознания в начальной школе;
разработка эффективных механизмов интеграции естественнонаучных и
обществоведческих знаний;
издание учебно-методических комплектов, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;
разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественнонаучного цикла.
Слайд 12Методы исследования методики преподавания (Е и О)
Научное обоснование методов исследования
дает методология, т. е. совокупность принципов и способов организации теоретической и
практической деятельности.
Слайд 13К методологическим принципам относятся:
– системный подход, позволяющий рассматривать отдельные компоненты педагогического
процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения,
деятельность учителя и учащихся) не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии;
– личностный подход, который требует ориентации учебного процесса на отдельную личность, признание ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы;
– деятельностный подход, ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
– культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.
Слайд 14К педагогическим методологическим принципам исследования относятся:
полисубъектный подход,
этнопедагогический подход,
антропологический подход, – которые
позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и определить
стратегию и способы их разрешения.
Слайд 15Главные требования к любому методу:
объективность, т. е. способность давать достоверный, надежный
материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов;
надежность,
т. е. однозначность результатов при проведении повторных исследований и одинаковость результатов у разных исследователей;
валидность (обоснованность) – способность выбранного метода изучать именно те особенности процесса обучения, которые интересуют исследователя;
точность информации – определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.
Слайд 16Методы, которые наиболее широко применяются в методических исследованиях
Теоретические методы основаны
на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и
конкретизации. К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ литературных источников, школьной документации, изучение массового опыта учителей и т. п. Эти методы помогают определить проблему исследования, поставить цели и задачи, выдвинуть гипотезу.
Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии объектов и служат для накопления фактического материала. Это педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.
Социологические методы применяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимающих участие в исследовании. Это анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся.
Математические методы (методы описательной статистики и теории статистического вывода) основаны на обработке полученных результатов методами математического анализа.
Слайд 17Основные методы педагогических исследований
1. Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов,
документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться
с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования. При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.
2. Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить типичные ошибки в преподавании.
3. Педагогическое наблюдение – один из основных методов эмпирического исследования. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемого педагогического процесса. Различаются непосредственное и опосредованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения.
4. Опросные методы – это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, контрольных срезов и т. п.
5. Педагогический эксперимент относят к основным методам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы.
Слайд 18Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:
принцип
совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной
проблемы используется несколько методов, согласованных с природой исследуемого явления;
принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть получен.
принцип целесообразности и оправданности нововведений.
Слайд 19Вопросы для контроля
1. Что является предметом изучения методики преподавания естествознания и
обществознания?
2. Почему методика входит в систему педагогических наук?
3. Что является объектом изучения
методики преподавания (Е и О) как науки?
4. Чем определяется классификация наук о природе?
5. В чем отличие науки от учебного предмета?
6. С какими науками связана методика преподавания естествознания и обществознания?
7. Каковы методы исследования методики преподавания (Е и О) как науки?
8. Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?
Слайд 20Рекомендуемая литература
Бабанский Ю. К. Введение в научное исследование по педагогике. –
М., 1988.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Валеев Г.
Х. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. – 1999. – № 5.
Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 9–14.
Коржуев А. В. Содержательная и логическая корректность педагогических исследований // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 8–12.
Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. – Таллин, 1971.
Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: В 3-х кн. – 3-е изд. – М., 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1995.
Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Ширяев и др.; под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд. – М., 1999.