Разделы презентаций


Методика преподавания предмета Окружающий мир:

Содержание

Если планета – в твоих руках, то…

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика преподавания предмета «Окружающий мир»:

Методика преподавания естествознания

Методика преподавания предмета  «Окружающий мир»:Методика преподавания естествознания

Слайд 2Если планета – в твоих руках, то…

Если планета – в твоих руках, то…

Слайд 3Курс «Методики преподавания естествознания» готовит будущих учителей начальных классов к

преподаванию естественнонаучных и обществоведческих предметов образовательного компонента «Окружающий мир».
Изучение методики

естествознания, обществознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественнонаучного и обществоведческогого циклов в начальной школе.
Курс «Методики преподавания естествознания» готовит будущих учителей начальных классов к преподаванию естественнонаучных и обществоведческих предметов образовательного компонента

Слайд 4 Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования: присущую только

ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы исследования,

поэтому является наукой и занимает особое место среди других наук.
Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования: присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы;

Слайд 5Объектом изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) и обществоведения

в начальной школе.
Естествознание – это система наук о природе, совокупность

естественных наук, взятая как целое.
Методики преподавания естествознания – это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.
Объектом изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) и обществоведения в начальной школе.Естествознание – это система наук

Слайд 6Задачи методики преподавания:
правильно выделить цели начального естественнонаучного и обществоведческого образования;
определить

принципы отбора материала и содержание учебного предмета;
разработать эффективные методы, формы

и средства его преподавания;
выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начальных курсов естествознания и обществознания.
Задачи методики преподавания: правильно выделить цели начального естественнонаучного и обществоведческого образования;определить принципы отбора материала и содержание учебного

Слайд 7 Связь методики преподавания естествознания с другими науками
Философия служит методологическим основанием

любой науки.
Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой.
Очевидна

связь с историей педагогики.
Связь методики преподавания естествознания с другими науками Философия служит методологическим основанием любой науки. Наиболее традиционной является

Слайд 8Естествознание тесно связано с биологией, географией, астрономией, экологией, частично с

физикой, химией, медициной и другими естественными науками.
Обществознание тесно связано

с историей, правом, географией, экономикой, этнографией, антропологией и другими обществоведческими науками.
Эта связь реализуется по линии методического отбора и конструирования содержания начального естествознания.
Естествознание тесно связано с биологией, географией, астрономией, экологией, частично с физикой, химией, медициной и другими естественными науками.

Слайд 9Связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а

их взаимодействие и взаимообогащение.
Методика преподавания может использовать теоретические выводы других

наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач.
Связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодействие и взаимообогащение.Методика преподавания может использовать

Слайд 10«Методика начинается с того момента, когда учитель становится руководителем познавательного

процесса, протекающего в сознании ученика».

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм

и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.
«Методика начинается с того момента, когда учитель становится руководителем познавательного процесса, протекающего в сознании ученика».Критерием правильности выбора

Слайд 11Актуальные проблемы методики преподавания:
выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания

курса естествознания в начальной школе;
разработка эффективных механизмов интеграции естественнонаучных и

обществоведческих знаний;
издание учебно-методических комплектов, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;
разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественнонаучного цикла.
Актуальные проблемы методики преподавания: выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания курса естествознания в начальной школе;разработка эффективных

Слайд 12Методы исследования методики преподавания (Е и О)
Научное обоснование методов исследования

дает методология, т. е. совокупность принципов и способов организации теоретической и

практической деятельности.
Методы исследования методики преподавания (Е и О)Научное обоснование методов исследования дает методология, т. е. совокупность принципов и способов

Слайд 13К методологическим принципам относятся:
– системный подход, позволяющий рассматривать отдельные компоненты педагогического

процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения,

деятельность учителя и учащихся) не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии;
– личностный подход, который требует ориентации учебного процесса на отдельную личность, признание ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы;
– деятельностный подход, ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
– культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.
К методологическим принципам относятся: – системный подход, позволяющий рассматривать отдельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы,

Слайд 14К педагогическим методологическим принципам исследования относятся:
полисубъектный подход,
этнопедагогический подход,
антропологический подход, – которые

позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и определить

стратегию и способы их разрешения.
К педагогическим методологическим принципам исследования относятся: полисубъектный подход,этнопедагогический подход,антропологический подход, – которые позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить

Слайд 15Главные требования к любому методу:
объективность, т. е. способность давать достоверный, надежный

материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов;
надежность,

т. е. однозначность результатов при проведении повторных исследований и одинаковость результатов у разных исследователей;
валидность (обоснованность) – способность выбранного метода изучать именно те особенности процесса обучения, которые интересуют исследователя;
точность информации – определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.
Главные требования к любому методу:объективность, т. е. способность давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и

Слайд 16Методы, которые наиболее широко применяются в методических исследованиях
Теоретические методы основаны

на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и

конкретизации. К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ литературных источников, школьной документации, изучение массового опыта учителей и т. п. Эти методы помогают определить проблему исследования, поставить цели и задачи, выдвинуть гипотезу.
Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии объектов и служат для накопления фактического материала. Это педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.
Социологические методы применяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимающих участие в исследовании. Это анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся.
Математические методы (методы описательной статистики и теории статистического вывода) основаны на обработке полученных результатов методами математического анализа.
Методы, которые наиболее широко применяются в методических исследованияхТеоретические методы основаны на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и

Слайд 17Основные методы педагогических исследований
1. Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов,

документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться

с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования. При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.
2. Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить типичные ошибки в преподавании.
3. Педагогическое наблюдение – один из основных методов эмпирического исследования. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемого педагогического процесса. Различаются непосредственное и опосредованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения.
4. Опросные методы – это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, контрольных срезов и т. п.
5. Педагогический эксперимент относят к основным методам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы.
Основные методы педагогических исследований 1. Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой

Слайд 18Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:
принцип

совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной

проблемы используется несколько методов, согласованных с природой исследуемого явления;
принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть получен.
принцип целесообразности и оправданности нововведений.
Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами: принцип совокупности методов исследования, который означает, что

Слайд 19Вопросы для контроля
1. Что является предметом изучения методики преподавания естествознания и

обществознания?
2. Почему методика входит в систему педагогических наук?
3. Что является объектом изучения

методики преподавания (Е и О) как науки?
4. Чем определяется классификация наук о природе?
5. В чем отличие науки от учебного предмета?
6. С какими науками связана методика преподавания естествознания и обществознания?
7. Каковы методы исследования методики преподавания (Е и О) как науки?
8. Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?
Вопросы для контроля 1. Что является предметом изучения методики преподавания естествознания и обществознания?2. Почему методика входит в систему педагогических

Слайд 20Рекомендуемая литература
Бабанский Ю. К. Введение в научное исследование по педагогике. –

М., 1988.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Валеев Г.

Х. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. – 1999. – № 5.
Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 9–14.
Коржуев А. В. Содержательная и логическая корректность педагогических исследований // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 8–12.
Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. – Таллин, 1971.
Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: В 3-х кн. – 3-е изд. – М., 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1995.
Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Ширяев и др.; под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд. – М., 1999.
Рекомендуемая литература Бабанский Ю. К. Введение в научное исследование по педагогике. – М., 1988.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика