Разделы презентаций


Методология и методы научного познания

Содержание

Наука как процесс познания Элементами научного знания являютсяфакты,законы, закономерности,теории,научные картины мира.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология и методы научного познания
Лекция1.2. Науковедческие основы методологии
Доц., к.п.н. Богомолова

Л.И.


Методология и методы научного познанияЛекция1.2. Науковедческие основы методологииДоц., к.п.н. Богомолова Л.И.

Слайд 2Наука как процесс познания
Элементами научного знания являются
факты,
законы, закономерности,
теории,
научные картины

мира.

Наука как процесс познания Элементами научного знания являютсяфакты,законы, закономерности,теории,научные картины мира.

Слайд 3 Основные структуры научного знания
Научное понятие
Представление - связано с чувственной составляющей

сознания.
Понятие — это минимальная логическая форма представления знаний.
Понятие

и представление
Понятие относится к сугубо когнитивному плану.
Основные структуры научного знания Научное понятиеПредставление - связано с чувственной составляющей сознания. Понятие — это минимальная

Слайд 4Научное понятие
Понятие имеет содержание и объем.
Содержание - это смысловая сторона

понятия. Содержание - это то, что понимается участниками речевого взаимодействия

при использовании того или иного понятия.
Объем - это фактическая сторона понятия. Объем понятия - это класс предметов, которые характеризуются данным понятием.
Научное понятиеПонятие имеет содержание и объем.Содержание - это смысловая сторона понятия. Содержание - это то, что понимается

Слайд 5Научный закон
Научный закон - важнейшая составляющая научного знания. Научный закон

репрезентирует знание в предельно концентрированном виде.
Закон входит в состав теории,

в общий теоретический контекст.
Формулировка закона осуществляется в специальном языке той или иной научной дисциплины и опирается на базисные положения в виде совокупности тех условий, при которых закон выполняется.
Закон является частью целой теории и не может быть вырван из своего теоретического контекста.
Научный закон Научный закон - важнейшая составляющая научного знания. Научный закон репрезентирует знание в предельно концентрированном виде.Закон

Слайд 6Научный закон
Научный закон - это научное утверждение, имеющее универсальный характер

и описывающее в концентрированном виде важнейшие аспекты изучаемой предметной области.
Имеет

две стороны:
Объективная (онтологическая) сторона научного закона. Научным законом называют устойчивое, сущностное отношение между элементами реальности.
Операционально-методологическая сторона научного закона. С операциональной стороны закон можно рассматривать как хорошо подтвержденную гипотезу.



Научный законНаучный закон - это научное утверждение, имеющее универсальный характер и описывающее в концентрированном виде важнейшие аспекты

Слайд 7Наука
Естественные и гуманитарные науки
Уровни методологии и методы исследования

в естественных и гуманитарных науках:
философские
общенаучные
конкретнонаучные
технологический (конкретные методики и техники исследования)
Э.Г.

Юдин


Наука  Естественные и гуманитарные наукиУровни методологии и методы исследования в естественных и гуманитарных науках:философскиеобщенаучныеконкретнонаучныетехнологический (конкретные методики

Слайд 8Наука

Научные методы
Методы научного познания делятся на четыре слоя, или

«этажа» по степени общности их применения :
предельно общие (философские);
общенаучные;
частнонаучные;
специальные методики

(в рамках конкретной науки).

Наука Научные методыМетоды научного познания делятся на четыре слоя, или «этажа» по степени общности их применения :предельно

Слайд 9Философский уровень познания Метафизика
МЕТАФИЗИКА (греч. – μετὰ τὰ φυσικά – то, что

после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах

бытия вообще или какого-либо типа бытия.
Исследование природы и устройства (структуры) мира.
Философский уровень познания МетафизикаМЕТАФИЗИКА (греч. – μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики) – философское учение о

Слайд 10Метафизика
Метафизика имеет три основных значения:
философия как наука о всеобщем, исходным

прообразом которой было учение Аристотеля;
особая философская наука – онтология, учение

о бытии как таковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от вопросов теории и логики познания;
философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность , абсолютизация одной из сторон процесса познания.
! Задачей метафизики является создание картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на основании обобщения частнонаучного знания;

МетафизикаМетафизика имеет три основных значения:философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой было учение Аристотеля;особая философская наука

Слайд 11Диалектика
ДИАЛЕКТИКА (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма

и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия

его мыслимого содержания.
ДиалектикаДИАЛЕКТИКА (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего

Слайд 12Диалектика
Законы диалектики:
отрицание отрицания;
единство и борьба противоположностей;
переход из количества в качество.
категории

диалектики - универсальные формы человеческого мышления
Базовые категории: «причина — следствие»,

«случайность — необходимость», «возможность — действительность» и др.
ДиалектикаЗаконы диалектики:отрицание отрицания;единство и борьба противоположностей;переход из количества в качество.категории диалектики - универсальные формы человеческого мышленияБазовые категории:

Слайд 13Диалектика
Исторически философское познаниесреди бесконечного многообразия связей реального мира выделяло различные

типы всеобщих связей:
«Единичное – общее», «многое – единое», «сходство

– различие», «качество – количество», «простое – сложное», «часть – целое», «конечное – бесконечное», «форма – содержание» и другие.
ДиалектикаИсторически философское познаниесреди бесконечного многообразия связей реального мира выделяло различные типы всеобщих связей: «Единичное – общее», «многое

Слайд 14Диалектика
К основным принципам диалектики 
исследователи относят:
принцип историзма,
принцип всеобщей связи,
принцип системности,
принцип

причинности.

ДиалектикаК основным принципам диалектики  исследователи относят:принцип историзма, принцип всеобщей связи,принцип системности,принцип причинности.

Слайд 15Синергетика

Герман Хакен

Синергетика – теория самоорганизации и развития отдельных целостных систем любого происхождения – природных, социальных, когнитивных (познавательных).
Основные понятия синергетики – “порядок", “хаос", “нелинейность”, “неопределенность", “нестабильность”, "диссипативные структуры", “бифуркация” и др.
Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как “бытие", “развитие", “становление", “время", “целое", “случайность", “возможность” и т. д.
Критический момент неустойчивости, когда сложная система осуществляет выбор дальнейшего пути эволюции, называют  точкой бифуркации.
 Диссипативные структуры – это устойчивые пространственно неоднородные структуры, возникающие в результате развития неустойчивостей в однородной неравновесной диссипативной среде.
И. Пригожин (I. Prigogine).

Синергетика

Слайд 16Герменевтика
«Герменевтика» (от гр. hermeneia — «толкование, объяснение») учение, в рамках

которого понимание рассматривается как особая методологическая процедура, как систематически развернутое

вхождение в изучаемые культурно-исторические образования.
Фридрих Шлейермахер (1768-1834) внес вклад в становление герменевтики как общей теории понимания и интерпретации вообще.

Герменевтика«Герменевтика» (от гр. hermeneia — «толкование, объяснение») учение, в рамках которого понимание рассматривается как особая методологическая процедура,

Слайд 17Феноменология
ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ (букв. – учение о феноменах), од­но из направлений в философии 20 в.

Основатель – Эдмунд Гуссерль

ФеноменологияФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ (букв. – учение о феноменах), од­но из направлений в философии 20 в. Основатель – Эдмунд Гуссерль

Слайд 18Общенаучный уровень познания
К общенаучным относятся такие понятия, как “информация", “модель”,

“структура", “функция", “система", “элемент”, “вероятность”, “оптимальность”.
Общенаучные методы исследования классифицируются по

степени общности и сфере действия.
Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.
К числу общенаучных методов относятся системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.

На основе общенаучных понятий и концепций формируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специальнонаучным знанием и его методами.

Общенаучный уровень познанияК общенаучным относятся такие понятия, как “информация

Слайд 19Общенаучные методы познания
В структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три

уровня методов и приемов научного исследования:
методы эмпирического исследования – наблюдение,

эксперимент, сравнение, описание, измерение;
методы теоретического исследования – моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;
общелогические методы научного исследования – анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др.
Общенаучные методы познанияВ структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного исследования:методы эмпирического

Слайд 20Конкретно-научный уровень познания
Конкретно-научные или частнонаучные методы исследования. Определяются прежде всего специфическим

характером самой научной области знания (отдельных форм движения материи).
Каждая

наука, имея свой особый предмет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.
Частнонаучную методологию чаще всего определяют как совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию и др.
Конкретно-научный уровень познанияКонкретно-научные или частнонаучные методы исследования. Определяются прежде всего специфическим характером самой научной области знания (отдельных

Слайд 21Методологические подходы
Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные

компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического

процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

Методологические подходыСистемный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели

Слайд 22Методологические подходы
Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и

др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры,

и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Методологические подходыЛичностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития

Слайд 23Методологические подходы
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность

- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование

модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).

Методологические подходыДеятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности,

Слайд 24Методологические подходы
Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова).

Сущность человека богаче, чем его деятельность.
Личность - продукт и

результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Методологические подходыПолисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность

Слайд 25Методологические подходы
Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б.

Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре

мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

Методологические подходыКультурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях

Слайд 26Методологические подходы
Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру,

обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса,

максимальное использование его воспитательных возможностей.
Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

Методологические подходыЭтнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача

Слайд 27Методологические подходы
Компетентностный подход. (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании

устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений

и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.
Компетентности - способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Методологические подходыКомпетентностный подход. (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый

Слайд 28Логика научного исследования
Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и

обобщения фактов (от лат. faction — сделанное, свершившееся).
Различают факты

действительности и научные факты.
Факты действительности – это события, явления, происходившие или происходящие на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты есть отраженные сознанием факты действительности, причем проверенные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений. Научные факты становятся таковыми тогда, когда они являются элементами логической структуры конкретной системы научного знания.
Логика научного исследованияЛюбое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов (от лат. faction — сделанное,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика