Слайд 1Методология и организация процесса разработки и выполнения управленческого решения
1. Понятие,
виды и функции решения.
2. Требования, предъявляемые к управленческим решения.
3. Технология
подготовки и принятия решения.
4. Методы и модели принятия решений.
5. Организация выполнения решения.
Слайд 21. Понятие, виды и функции решения.
Принятие решений является важной частью
любой управленческой деятельности.
Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации,
когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением.
Таким образом, решение — это выбор альтернативы.
Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Слайд 3Решение представляет собой такой акт человека или органов управления, в
котором поставлена цель, сформулированы задачи, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые,
материальные, финансовые и т.п.).
Управленческое решение — развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочии и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Слайд 4В понятие «управленческое решение» чаще всего вкладывают два смысловых образования:
1.
Поиск и нахождения наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта
действий руководителя.
2. Конечный результат постановки и выработки управленческого решения.
В решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности.
Слайд 5Принятие решений в организации характеризуется как:
сознательная и целенаправленная деятельность
человека;
поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
процесс взаимодействия членов организации;
выбор
альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
часть общего процесса управления;
неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
важная часть для выполнения всех других функций управления.
Слайд 6Для принятия решения менеджерам нужна качественная информация.
Качественная информация отличается
следующими признаками:
-достоверностью (отсутствие ошибок);
-современностью (основывается на последних данных);
-комплексностью (охватывает весь
спектр вопросов);
-краткостью;
-относимостью (относится к данной проблеме).
Слайд 7Классификация управленческих решений:
Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения и
рациональности (т.е. методом рационального разрешения проблем).
На основе этого, выделяют
следующие решения:
Интуитивное решение – это выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен.
Решение, основанное на суждении представляет собой выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Рациональное решение принимается с помощью объективного аналитического процесса связанного с диагнозом управленческой проблемы, выявлением альтернатив, оценкой альтернатив и окончательным выбором.
Слайд 8Среди многообразия решений можно выделить два основных:
-необходимые;
-избыточные.
К необходимым решениям относятся
те решения, которые приближают организацию к ее цели, улучшают ситуацию
в управляемой системе, повышают эффективность ее функционирования.
Избыточные решения не только не отвечают указанным требования, но, напротив, мешают работать, отрывают работников от дела, загружая их такими же ненужными справками и отчетами, контрольными проверками и другими хорошо отработанными бюрократическими "штучками", которые создают видимость деловой суеты и большой загруженности.
Необходимые решения подразделяются на:
-оперативные;
-стратегические;
К оперативным решениям относятся решения, основное назначение которых состоит в том, чтобы поддерживать нормальное функционирование управляемого объекта, не внося в его работу каких-либо существенных качественных изменений (например, приказ о приеме или увольнении с работы, решение администрации о подготовке городского хозяйства к зиме).
Стратегические решения направлены на достижение количественных и качественных изменений в самой структуре управляемого объекта, в целях повышения эффективности его работы.
Слайд 9По содержанию решения классифицируются на :
-экономические;
-политические;
-организационные (это выбор, который должен
сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью);
-идеологические.
По уровню
управления решения бывают:
-решения отдельного человека;
-решение директора завода;
-решение органа местного самоуправления;
-решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
-решение органа государственной власти Российской Федерации;
По форме обсуждения и принятия решения группируются на:
-коллегиальные;
-единоличные.
Слайд 10По степени регламентации, т.е. насколько жестко установлены сроки и условия
действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.
Регламентирующие решения,
исключая самостоятельность, полностью направляют деятельность подчиненных. От подчиненных требуется лишь безусловная исполнительность.
Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.
Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.
Слайд 11Любое решение выполняет минимум три функции:
-направляющая функция – это установление
цели, выбор и обоснование стратегических направлений (приоритетов) развития, а также
качественных структурных изменений;
-организующая функция – координация действий отдельных частей и элементов управляемой системы;
-мотивирующая функция – согласование различных интересов, трансформация их в общий вектор.
Слайд 12В зависимости от сферы разработки и реализации управленческого решения могут
использоваться разные формы.
К формам разработки управленческого решения относятся: указ, закон,
приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.
Формы реализации управленческого решения включают: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловую беседу, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет.
Слайд 132. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Каждое управленческое решение считается эффективным,
если оно отвечает следующим требованиям:
-иметь ясную цель, поскольку в противном
случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно;
-быть своевременным, т.е приниматься тогда, когда реализация этого решения может привести к поставленной цели.
-быть обоснованным, т.е. иметь всестороннюю сбалансированность по срокам, ресурсам и целям;
-быть законным, т.е соответствовать требованиям нормативных правовых актов;
-быть непротиворечивым, т.е. всесторонне согласованным с предшествующими решениями, с внутренними и внешними обстоятельствами;
-быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах;
Слайд 14-быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений;
-
для его исполнения должны иметься реальные ресурсы и время;
-
предусматривать механизм реализации, т. е. возможности для организации, стимуляции, контроля процесса реализации решений;
- быть устойчивым в смысле эффективности по отношению к возможным ошибкам при определении исходных данных;
- готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций.
- быть реализуемым, т. е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;
- быть гибким, предусматривать изменение цели и (или) алгоритма его достижения при изменении внешних или внутренних условий;
- предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.
Слайд 153. Технология подготовки и принятия решения.
Принятие решений в управлении представляет
собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий.
Процесс
подготовки и принятия решений — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
На процесс принятия решения оказывают влияние следующие факторы:
-организационная структура;
-распределение полномочий в организации;
-участие работников в принятии решений;
-личностные качества руководителя;
-уровень риска, время и изменяющееся окружение;
-информационные и поведенческие ограничения.
Существуют различные взгляды на этапы принятия управленческого решения.
Слайд 16Процесс подготовки и принятия решений:
Анализ ситуации
Идентификация проблемы
Определение критериев выбора
Разработка
альтернатив
Выбор наилучшей альтернативы
Согласование решения
Управление реализацией решения
Контроль и оценка результатов
Следует, однако,
отметить, что схема эта — идеализированная модель, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. фактически структура Процесса подготовки и принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
Слайд 17Технология подготовки и принятия решения включает 4 стадии:
-определение проблемы и
выяснение ее причин;
-постановка цели;
-разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
-выбор наилучшего варианта.
Существуют
и иные вгляды на этапы принятия управленческого решения. В частности, М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют и описывают следующие шаги в процессе управленческого решения:
-постановка цели решения;
-установление критериев решения;
-выработка альтернатив;
-сравнение альтернатив;
-определение риска;
-оценка риска;
-принятие решения.
Слайд 184. Методы и модели принятия решений.
В отечественной литературе приводятся классификации
методов, которые используются при разработке решений. В соответствии с одной
из этих классификаций совокупность методов делится на три группы:
• интуитивные методы, применение которых становится возможным благодаря накопленному руководителем опыту и знаниям в конкретной области деятельности. Это позволяет принимать решения без аргументированных доказательств, на основе внутреннего чутья;
• методы «здравого смысла», т. е. построенные на логических суждениях, последовательных доказательствах, которые опираются на практический опыт;
• методы научно-технического подхода. Они предполагают выбор оптимального решения из вариантов, рассчитанных путем использования значительных информационных массивов, что неизбежно связано с применением современных электронно-вычислительных средств.
Слайд 19В науке управления выделяют следующие методы принятия решения:
- дерево решений
– это графическая схема того, к какому выбору в будущем
приведет принятое решение. Используется для выбора из имеющихся вариантов наилучшего направления действий и сравнения возможных альтернатив визуально;
- платежная матрица, или матрица решений – применяется, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение цели.
Для выявления альтернатив и их вероятности используется прогнозирование.
Прогнозирование – способ определение будущего на основе анализа основных тенденций развития и использования как накопленного прошлого опыта, так и текущих допущений насчет этого будущего.
Слайд 20К количественным методам прогнозирования относятся:
-анализ временных рядов - основан на
допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение
в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продление их в будущее;
-каузальное (причинно-следственное) моделирование – наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования.
К качественным методам прогнозирования относятся:
-мнения жюри - формируется в результате соединения и усреднения мнений экспертов;
-ожидания потребителя – базируется на результатах опроса клиентов организации;
-совокупное мнение сбытовиков – опытные торговые агенты часто точно предсказывают будущий спрос;
-экспертные оценки – процедура, позволяющая группе экспертов приходить к согласию.
Слайд 21Еще одним методом прогнозирования является метод сценариев, который объединяет качественный
и количественный подходы.
Сценарий – модель будущего, в которой описывается
возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и показывают, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.
Прогнозы обычно подразделяют на:
-краткосрочные (1год);
-среднесрочные (2-5 лет);
-долгосрочные (свыше 5 лет).
Слайд 22В науке управления в настоящее время широко используются модели для
принятия управленческого решения.
Модель – это представление объекта, системы или
идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Модель несколько упрощает реальную жизненную ситуацию, к которой она применяется.
Построение модели как процесс распадается на следующие этапы:
-постановка задачи;
-построение модели – определяется главная цель модели, обобщается вся необходимая информация, включая данные о расходах и реакции людей;
- применение модели – прежде всего, необходимо объяснить, как модель функционирует, каковы ее потенциальные возможности и ограничения;
- обновление модели. Если цели системы меняются, меняются и критерии принятия решений, а значит необходимо создавать новую модель.
Слайд 23В науке управления выделяют следующие основные модели:
- теория игр –
метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр
была разработана военными с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен;
- модели теории очередей (оптимального использования) применимы для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Например, могут быть использованы в авиакомпаниях, куда звонят люди, чтобы зарезервировать места на самолеты;
Слайд 24- модели управления запасами – используются для определения оптимального времени
размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы
готовой продукции на складах. Цель модели – сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, влекущих дополнительные издержки;
- модели линейного программирования – применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей;
- имитационное моделирование – процесс создания модели и ее экспериментальное применение для предвидения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях сложных для математических методов типа линейного программирования;
- экономический анализ – вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности.
Слайд 255. Организация выполнения решения.
С принятием решения, как известно, не заканчивается
цикл процесса управления.
Следующим этапом является организация выполнения решения.
Как показывает
практика, это наиболее слабая сторона управленческой деятельности.
Организовать реализацию принятого решения – значить разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения полномочий и ответственности, а также установить взаимосвязи между различными видами работ.
Слайд 26Основные этапы реализации решения:
-оформление решения в виде приказа или распоряжения,
где указывается программа действия для выполнения данного решения со сроками
и исполнителями; своевременное доведение решения до исполнителей;
-организационная работа по выполнению решения: материально-техническое обеспечение, подготовка и переподготовка кадров и т. д.
-контроль за выполнением решения. Система контроля должна быть направлена не столько на выявление виновных в невыполнении решений, сколько на то, чтобы достичь их своевременного выполнения.
Слайд 27Пути совершенствования организации выполнения решений:
-повышение уровня мотивации исполнителей принятого решения,
а это возможно лишь в случае если решение отражает и
их интересы;
-своевременное внесение корректив в принятое решение, если практика показывает его издержки.