Разделы презентаций


Методы формирования культуры музыкального восприятия

Содержание

Методы - понятие:Метод – в общем смысле это путь к чему-либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность ( М.Д. Матюшкина).Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы формирования культуры музыкального восприятия
Ломакина Наталья Юрьевна,
преподаватель кафедры культурологического

образования СПб АППО

Методы формирования культуры музыкального восприятияЛомакина Наталья Юрьевна, преподаватель кафедры культурологического образования СПб АППО

Слайд 2Методы - понятие:
Метод – в общем смысле это путь к

чему-либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность ( М.Д.

Матюшкина).
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения
(Г.М. Коджаспирова).


















Методы - понятие:Метод – в общем смысле это путь к чему-либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная

Слайд 3Методы - классификация:
по источнику информации - словесные (рассказ, лекция, беседа,

диспут, объяснение), наглядные (наглядно-слуховой показ применительно к музыкальному образованию), практические

(исполнительская деятельность учащихся);
по степени самостоятельности и активности мышления школьников – репродуктивные, продуктивные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские;
по дидактическим целям – методы, обеспечивающие усвоение материала, закрепление материала и т.д.

















Методы - классификация:по источнику информации - словесные (рассказ, лекция, беседа, диспут, объяснение), наглядные (наглядно-слуховой показ применительно к

Слайд 4Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод наблюдения за музыкой
(Асафьев Б.В.)


- формирует умение осмысленно воспринимать содержание музыки, следя за изменением

ее интонаций.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.) - формирует умение осмысленно воспринимать содержание

Слайд 5Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод побуждения к сопереживанию музыкальных произведений


(Мелик-Пашаев А.Ш., Ветлугина Н.А.)
- способствует в процессе восприятия эмоциональному сопереживанию

образам музыкальных произведений, что позволяет школьнику осмысливать их и испытывать соответствующее эстетическое отношение.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод побуждения к сопереживанию музыкальных произведений (Мелик-Пашаев А.Ш., Ветлугина Н.А.)- способствует в

Слайд 6Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод сравнения
(Асафьев Б.В., Абдуллин Э.Б.)
-

основан на выявлении сходства и различия, адекватен принципу тождества и

контраста - принципу организации самой музыкальной формы; способствует формированию музыкального мышления.


















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод сравнения (Асафьев Б.В., Абдуллин Э.Б.)- основан на выявлении сходства и различия,

Слайд 7Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод эмоциональных контрастов
(Рачина Б.С.)

основан на сравнении контрастных музыкальных образов и позволяет с первых

уроков в процессе восприятия привлечь детей к содержанию музыкального образа, формируя культуру наблюдения.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод эмоциональных контрастов (Рачина Б.С.) – основан на сравнении контрастных музыкальных образов

Слайд 8Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод контрастных сопоставлений
(Радынова О.П.)
-

способствует осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляет эмоциональную отзывчивость

на музыку, развивает воображение и творчество детей. Метод реализуется через систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различные варианты интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод контрастных сопоставлений (Радынова О.П.) - способствует осознанности восприятия музыки, созданию проблемных

Слайд 9Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод переинтонирования
(Школяр Л.В.)
– нацеливает

на планомерное раскрытие учащимся смысла музыки через интонацию в процессе

ее изменения и развития; сопровождается сравнением интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод переинтонирования (Школяр Л.В.) – нацеливает на планомерное раскрытие учащимся смысла музыки

Слайд 10Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод размышления о музыке
(Кабалевский Д.Б.)
-

подразумевает не усвоение учащимися готовых знаний, а выбор проблемы учителем

и предъявление ее для самостоятельного решения; метод направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления; метод актуализирует проблемы личностного, индивидуального присвоения ребенком духовных ценностей, воплощенных в музыке.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод размышления о музыке (Кабалевский Д.Б.)- подразумевает не усвоение учащимися готовых знаний,

Слайд 11Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод ассоциаций
- активизация образного мышления

учащихся, обращение к метафорам, сравнениям, ассоциациям из жизненного опыта (тактильные,

цветовые ощущения), к образам литературы и других искусств, событиям и персонажам истории.


















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод ассоциаций - активизация образного мышления учащихся, обращение к метафорам, сравнениям, ассоциациям

Слайд 12Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод создания художественного контекста
(Горюнова Л.В.,

Рачина Б.С.)
- выход за пределы музыки в смежные виды искусств,

в историю.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод создания художественного контекста (Горюнова Л.В., Рачина Б.С.)- выход за пределы музыки

Слайд 13Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод создания композиций
(Горюнова Л.В.)
- позволяет

раскрывать содержание музыкального произведения в сочетании разных видов музыкальной деятельности

(воплощение музыки в музыкальной пластической деятельности, отражение музыки в рисунке, оркестровка музыкального произведения); данный метод, внося игровой элемент в процесс освоения музыкального произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод создания композиций (Горюнова Л.В.)- позволяет раскрывать содержание музыкального произведения в сочетании

Слайд 14Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод моделирования художественно-творческого процесса
(Школяр Л.В.)
-

нацелен на обеспечение деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности

ребенка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения - от рождения замысла до момента его воплощения; данный метод обнаруживает связь с проблемным методом. Реализация данного метода требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, осуществления деятельности, опирающейся на фантазию, интуицию, воображение, способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод моделирования художественно-творческого процесса (Школяр Л.В.)- нацелен на обеспечение деятельного освоения произведений

Слайд 15Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод сочинения сочиненного
(Усачева В.О.)
-

подразумевает самостоятельность добывания и присвоения знаний учащимися посредством прохождения пути

композитора в процессе проживания «технологии» сочинительства (развивает способность к творчеству, так как учащиеся в работе опираются на имеющийся музыкальный опыт, на воображение, фантазию и интуицию; через мыслительные операции сопоставления, сравнения, преобразования, отбора школьник создает собственный творческий продукт, который затем сопоставляется с авторским замыслом композитора; предложенный метод развивает восприятие как способность к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки).

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод сочинения сочиненного (Усачева В.О.) - подразумевает самостоятельность добывания и присвоения знаний

Слайд 16Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод действенного анализа и инсценировки
(Красильникова

М.С.)
– направлен на освоение опер и балетов с включением

практики внеаудиторного образования посредством участия детей в театральных постановках на оперной сцене.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод действенного анализа и инсценировки (Красильникова М.С.) – направлен на освоение опер

Слайд 17Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод уподобления характеру звучания музыки
(Радынова

О.П.)
- предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание

музыкального образа; виды уподобления звучанию музыки - моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод уподобления характеру звучания музыки (Радынова О.П.) - предполагает активизацию разнообразных творческих

Слайд 18Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод палмофонии (звучащая рука) и
палмографии

(записывающая рука)
(Красильникова М.С.)
– для развития восприятия симфонической музыки,

направлен на освоение интонаций музыки в пластике движений; эффективный прием данного метода - «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки, который позволяет тщательно изучить музыкальное произведение.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод палмофонии (звучащая рука) и палмографии (записывающая рука) (Красильникова М.С.) – для

Слайд 19Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод развития стилеразличения у подростков,
стилевой

метод
(Алиев Ю.Б., Алеев В.В.)
- направлен на формирование у школьников

осознанного стилевого восприятия музыки, подразумевает выход на обобщающий уровень понимания особенностей музыкального языка эпохи, художественного направления, стиля течения, индивидуального стиля, стиля периода творчества, и формирование умения вычленять типические особенности в звучащей музыке.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод развития стилеразличения у подростков, стилевой метод (Алиев Ю.Б., Алеев В.В.)- направлен

Слайд 20Методы формирования культуры музыкального восприятия:
Метод интонационно-стилевого постижения музыки
(Критская Е.Д.)


– направлен на выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки; действие

этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений разных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

















Методы формирования  культуры музыкального восприятия:Метод интонационно-стилевого постижения музыки (Критская Е.Д.) – направлен на выявлению интонационно-образной и

Слайд 21Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика