Слайд 1Методы формирования культуры музыкального восприятия
Ломакина Наталья Юрьевна,
преподаватель кафедры культурологического
образования СПб АППО
Слайд 2Методы - понятие:
Метод – в общем смысле это путь к
чему-либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность ( М.Д.
Матюшкина).
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения
(Г.М. Коджаспирова).
Слайд 3Методы - классификация:
по источнику информации - словесные (рассказ, лекция, беседа,
диспут, объяснение), наглядные (наглядно-слуховой показ применительно к музыкальному образованию), практические
(исполнительская деятельность учащихся);
по степени самостоятельности и активности мышления школьников – репродуктивные, продуктивные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские;
по дидактическим целям – методы, обеспечивающие усвоение материала, закрепление материала и т.д.
Слайд 4Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод наблюдения за музыкой
(Асафьев Б.В.)
- формирует умение осмысленно воспринимать содержание музыки, следя за изменением
ее интонаций.
Слайд 5Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод побуждения к сопереживанию музыкальных произведений
(Мелик-Пашаев А.Ш., Ветлугина Н.А.)
- способствует в процессе восприятия эмоциональному сопереживанию
образам музыкальных произведений, что позволяет школьнику осмысливать их и испытывать соответствующее эстетическое отношение.
Слайд 6Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод сравнения
(Асафьев Б.В., Абдуллин Э.Б.)
-
основан на выявлении сходства и различия, адекватен принципу тождества и
контраста - принципу организации самой музыкальной формы; способствует формированию музыкального мышления.
Слайд 7Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод эмоциональных контрастов
(Рачина Б.С.)
–
основан на сравнении контрастных музыкальных образов и позволяет с первых
уроков в процессе восприятия привлечь детей к содержанию музыкального образа, формируя культуру наблюдения.
Слайд 8Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод контрастных сопоставлений
(Радынова О.П.)
-
способствует осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляет эмоциональную отзывчивость
на музыку, развивает воображение и творчество детей. Метод реализуется через систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различные варианты интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).
Слайд 9Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод переинтонирования
(Школяр Л.В.)
– нацеливает
на планомерное раскрытие учащимся смысла музыки через интонацию в процессе
ее изменения и развития; сопровождается сравнением интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.
Слайд 10Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод размышления о музыке
(Кабалевский Д.Б.)
-
подразумевает не усвоение учащимися готовых знаний, а выбор проблемы учителем
и предъявление ее для самостоятельного решения; метод направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления; метод актуализирует проблемы личностного, индивидуального присвоения ребенком духовных ценностей, воплощенных в музыке.
Слайд 11Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод ассоциаций
- активизация образного мышления
учащихся, обращение к метафорам, сравнениям, ассоциациям из жизненного опыта (тактильные,
цветовые ощущения), к образам литературы и других искусств, событиям и персонажам истории.
Слайд 12Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод создания художественного контекста
(Горюнова Л.В.,
Рачина Б.С.)
- выход за пределы музыки в смежные виды искусств,
в историю.
Слайд 13Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод создания композиций
(Горюнова Л.В.)
- позволяет
раскрывать содержание музыкального произведения в сочетании разных видов музыкальной деятельности
(воплощение музыки в музыкальной пластической деятельности, отражение музыки в рисунке, оркестровка музыкального произведения); данный метод, внося игровой элемент в процесс освоения музыкального произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.
Слайд 14Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод моделирования художественно-творческого процесса
(Школяр Л.В.)
-
нацелен на обеспечение деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности
ребенка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения - от рождения замысла до момента его воплощения; данный метод обнаруживает связь с проблемным методом. Реализация данного метода требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, осуществления деятельности, опирающейся на фантазию, интуицию, воображение, способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.
Слайд 15Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод сочинения сочиненного
(Усачева В.О.)
-
подразумевает самостоятельность добывания и присвоения знаний учащимися посредством прохождения пути
композитора в процессе проживания «технологии» сочинительства (развивает способность к творчеству, так как учащиеся в работе опираются на имеющийся музыкальный опыт, на воображение, фантазию и интуицию; через мыслительные операции сопоставления, сравнения, преобразования, отбора школьник создает собственный творческий продукт, который затем сопоставляется с авторским замыслом композитора; предложенный метод развивает восприятие как способность к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки).
Слайд 16Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод действенного анализа и инсценировки
(Красильникова
М.С.)
– направлен на освоение опер и балетов с включением
практики внеаудиторного образования посредством участия детей в театральных постановках на оперной сцене.
Слайд 17Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод уподобления характеру звучания музыки
(Радынова
О.П.)
- предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание
музыкального образа; виды уподобления звучанию музыки - моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.
Слайд 18Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод палмофонии (звучащая рука) и
палмографии
(записывающая рука)
(Красильникова М.С.)
– для развития восприятия симфонической музыки,
направлен на освоение интонаций музыки в пластике движений; эффективный прием данного метода - «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки, который позволяет тщательно изучить музыкальное произведение.
Слайд 19Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод развития стилеразличения у подростков,
стилевой
метод
(Алиев Ю.Б., Алеев В.В.)
- направлен на формирование у школьников
осознанного стилевого восприятия музыки, подразумевает выход на обобщающий уровень понимания особенностей музыкального языка эпохи, художественного направления, стиля течения, индивидуального стиля, стиля периода творчества, и формирование умения вычленять типические особенности в звучащей музыке.
Слайд 20Методы формирования
культуры музыкального восприятия:
Метод интонационно-стилевого постижения музыки
(Критская Е.Д.)
– направлен на выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки; действие
этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений разных эпох, национальных и индивидуальных стилей.