Разделы презентаций


Модуль Исследования и прогнозирование в образовании

Содержание

Тема 1Этапы психолого-педагогического исследованияЛитератураДРУЖИНИН В.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. – М., 1997

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Модуль «Исследования и прогнозирование в образовании»

Практикум по планированию и

проведению психолого-педагогического исследования

Исаев Е.И., профессор кафедры педагогической психологии МГППУ, доктор

психологических наук, профессор

Модуль «Исследования и прогнозирование  в образовании»    Практикум по планированию и проведению

Слайд 2Тема 1

Этапы психолого-педагогического исследования

Литература

ДРУЖИНИН В.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
– М., 1997

Тема 1Этапы психолого-педагогического исследованияЛитератураДРУЖИНИН В.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. – М., 1997

Слайд 3Этапы научного исследования
1. Постановка проблемы. Изучение состояния проблемы. Определение объекта

и предмета исследования. Формулирование темы исследования.

2. Литературный обзор по теме

исследования. Составление библиографии. Теоретический анализ по теме исследования. Выдвижение гипотез. Обоснование модели исследования.

3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик. Определение выборки исследования


 

Этапы научного исследования1. Постановка проблемы. Изучение состояния проблемы. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование темы исследования.2. Литературный

Слайд 4Этапы научного исследования
4. Проведение исследования. Сбор данных и их описание

.
5. Качественная и количественная обработка данных исследования.
6. Оценивание результатов проверки

гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7. Интерпретация данных и формулирование выводов. Соотнесение результатов с имеющимися концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Этапы научного исследования4. Проведение исследования. Сбор данных и их описание .5. Качественная и количественная обработка данных исследования.6.

Слайд 5Постановка проблемы
Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос

или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический

интерес.
Проблема возникает тогда и там, где существует разрыв в целостной структуре предметной деятельности.
Структура предметной деятельности: цель – средство – результат.
Разрыв может быть в каждом из звеньев структуры.

Постановка проблемыПроблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный

Слайд 6Постановка проблемы
Этапы постановки проблемы:
- выявление разрыва в деятельности;
- описание проблемы

на профессиональном языке;
- формулирование проблемы на языке науки.

Проблемы подразделяются на:
реальные

проблемы, псевдопроблемы, неразрешимые проблемы

Постановка проблемыЭтапы постановки проблемы:- выявление разрыва в деятельности;- описание проблемы на профессиональном языке;- формулирование проблемы на языке

Слайд 7Изучение состояния проблемы
Работа с научной литературой для ознакомления с определениями

основных понятий, относящихся к теме исследования.
Рекомендуются к использованию психологические

словари и энциклопедии.
Составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов.
Библиография составляется в соответствии с требованиями стандарта библиографического описания ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенного с 01.07.2004.

Изучение состояния проблемыРабота с научной литературой для ознакомления с определениями основных понятий, относящихся к теме исследования. Рекомендуются

Слайд 8Изучение состояния проблемы
Теоретический анализ по теме исследования по схеме:
феноменологическое описание

изучаемой реальности;
место данного явления в ряду других явлений;
сущность, природа

явления;
состав, структура, генезис явления;
постановка проблемы своего исследования;
определение объекта, предмета, гипотезы исследования.

Изучение состояния проблемыТеоретический анализ по теме исследования по схеме:феноменологическое описание изучаемой реальности;место данного явления в ряду других

Слайд 9Разработка концепции исследования
1. Определение объекта и предмета исследования
Две трактовки

соотношения объекта и предмета исследования:
А) объект – это целостный фрагмент

действительности;
предмет – это некая проекция этого объекта, специальный предмет конкретной науки.
Б) объект – это область существования проблем исследования;
предмет исследования – это одно из «белых пятен» в данной области.
Разработка концепции исследования 1. Определение объекта и предмета исследованияДве трактовки соотношения объекта и предмета исследования:А) объект –

Слайд 10Разработка концепции исследования
2. Выдвижение гипотезы исследования

Гипотеза — это

научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и

не опровергнуто.

Различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

Разработка концепции исследования 2. Выдвижение гипотезы исследованияГипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не

Слайд 11Гипотеза исследования
Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории

либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов. Являются инструментом

совершенствования теоретического знания.
Экспериментальные гипотезы – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это – основной вид гипотезы в психолого-педагогическом исследовании.

Гипотеза исследованияТеоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных

Слайд 12Различают научные и статистические гипотезы
Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение

проблемы.
Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на

языке математической статистики.
Научная гипотеза служит для организации эксперимента,
статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

Научные и статистические гипотезы

Различают научные и статистические гипотезыНаучные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы.Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного

Слайд 13Научные и статистические гипотезы
Статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации

данных эмпирических исследований.
Большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или

опровержения основной – экспериментальной гипотезы.
Экспериментальная гипотеза – первична, статистическая – вторична.

Научные и статистические гипотезыСтатистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований.Большое количество статистических гипотез необходимо

Слайд 14 Обоснование модели исследования
Модель понимается как аналог (схема, структура, знаковая

система) определенного фрагмента действительности.
Модель исследования – это определение плана

исследования (эмпирическое или экспериментальное)
и описание схемы его проведения (что и в какой последовательности делается исследователем).
Обоснование модели исследованияМодель понимается как аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента действительности. Модель исследования –

Слайд 15Обоснование теоретической модели исследования
Построение теоретической модели исследования – это определение

структурных составляющих изучаемой реальности, ее существенных связей и отношений, которые

подлежат эмпирическому или экспериментальному исследованию.
Для проведения психолого-педагогического исследования построение его теоретической модели имеет принципиальное и обеспечивающее получение достоверных результатов значение

Обоснование теоретической модели исследованияПостроение теоретической модели исследования – это определение структурных составляющих изучаемой реальности, ее существенных связей

Слайд 16Планирование исследования
Определение целей и задач исследования
Цель – это мыслимый или

представляемый результат исследования.
Теоретическая и экспериментальная цели исследования.
Задачи исследования –

это пошаговое достижение поставленной цели, выбор путей и средств достижения цели исследования.
Задачи исследования отражают логику и этапы проведения исследования (4-5 задач).
Планирование исследованияОпределение целей и задач исследованияЦель – это мыслимый или представляемый результат исследования.Теоретическая и экспериментальная цели исследования.

Слайд 17Выбор методов и методик
Этап выбора методов и методик связан с

конкретизацией исследовательской гипотезы. Детализация представлений о природе изучаемого явления в

модели позволяет наметить показатели, которые доступны фиксации и измерению.
Как правило, в исследовании используется совокупность теоретических и эмпирических методов.

Выбор методов и методикЭтап выбора методов и методик связан с конкретизацией исследовательской гипотезы. Детализация представлений о природе

Слайд 18Выбор методов и методик
При выборе методик следует учитывать возможности и

ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности

и надежности фиксации выраженности исследуемых переменных.
Методика – это рабочий инструмент исследователя. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению.
Выбор методов и методикПри выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде

Слайд 19Выбор методов и методик
При составлении набора методик следует руководствоваться принципом

дополнительности: методики качественные и количественные; ориентированные на объективные и субъективные

показатели.
Нет формальных правил определения необходимого и достаточного количества методик. Этот вопрос решается в каждом конкретном исследовании индивидуально.
Выбор методов и методикПри составлении набора методик следует руководствоваться принципом дополнительности: методики качественные и количественные; ориентированные на

Слайд 20 Определение выборки исследования
Основными требованиями к выборке исследования является ее репрезентативность

и адекватность. Репрезентативность – это соответствие характеристик, полученных в результате

выборочного обследования объекта, характеристикам это объекта в целом.
Репрезентативность выборки позволяет распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.
Определение выборки исследования Основными требованиями к выборке исследования является ее репрезентативность и адекватность. Репрезентативность – это

Слайд 21 Определение выборки исследования
Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того,

чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень

достоверности.
Объем выборки различен для разного вида экспериментов.
Определение выборки исследования Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых

Слайд 22 Проведение исследования. Сбор данных и их описание
Тщательная подготовка этапа проведения

исследования. Согласование с администрацией учреждения. Подробное инструктирование участников исследования.
Тщательная фиксация

хода и результатов исследования.
Протоколы исследования.
Проведение исследования. Сбор данных и их описание Тщательная подготовка этапа проведения исследования. Согласование с администрацией

Слайд 23 Качественная и количественная обработка данных исследования
Составление таблиц. Правила составления таблиц.
Наглядное

представление результатов.
Диаграммы: секторная, гистограмма (столбчатая диаграмма).
Описание результатов. Описание таблиц.

Представление общих количественных характеристик, первичных статистик. Опираясь на статистики, констатировать сходство или различие между отдельными группами выборки.
В описании результатов следует придерживаться последовательности задач исследования.
Качественная и количественная обработка данных исследования Составление таблиц. Правила составления таблиц.Наглядное представление результатов. Диаграммы: секторная,

Слайд 24Интерпретация результатов
Интерпретация результатов – это сопоставление полученных данных с поставленной

гипотезой исследования.
Соотнесение результатов с имеющимися концепциями и теориями.
Уточнение

модели изучаемого явления.
Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Интерпретация результатовИнтерпретация результатов – это сопоставление полученных данных с поставленной гипотезой исследования. Соотнесение результатов с имеющимися концепциями

Слайд 25Формулирование выводов
Выводы – это утверждения, выраженные в краткой форме содержательные

итоги исследования.
Выводы отражают то новое, что получено самим исследователем.
Выводы

координируются с задачами исследования.
Формулирование выводовВыводы – это утверждения, выраженные в краткой форме содержательные итоги исследования. Выводы отражают то новое, что

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика