Слайд 1
Модуль «Исследования и прогнозирование
в образовании»
Практикум по планированию и
проведению психолого-педагогического исследования
Исаев Е.И., профессор кафедры педагогической психологии МГППУ, доктор
психологических наук, профессор
Слайд 2Тема 1
Этапы психолого-педагогического исследования
Литература
ДРУЖИНИН В.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
– М., 1997
Слайд 3Этапы научного исследования
1. Постановка проблемы. Изучение состояния проблемы. Определение объекта
и предмета исследования. Формулирование темы исследования.
2. Литературный обзор по теме
исследования. Составление библиографии. Теоретический анализ по теме исследования. Выдвижение гипотез. Обоснование модели исследования.
3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик. Определение выборки исследования
Слайд 4Этапы научного исследования
4. Проведение исследования. Сбор данных и их описание
.
5. Качественная и количественная обработка данных исследования.
6. Оценивание результатов проверки
гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7. Интерпретация данных и формулирование выводов. Соотнесение результатов с имеющимися концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Слайд 5Постановка проблемы
Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос
или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический
интерес.
Проблема возникает тогда и там, где существует разрыв в целостной структуре предметной деятельности.
Структура предметной деятельности: цель – средство – результат.
Разрыв может быть в каждом из звеньев структуры.
Слайд 6Постановка проблемы
Этапы постановки проблемы:
- выявление разрыва в деятельности;
- описание проблемы
на профессиональном языке;
- формулирование проблемы на языке науки.
Проблемы подразделяются на:
реальные
проблемы, псевдопроблемы, неразрешимые проблемы
Слайд 7Изучение состояния проблемы
Работа с научной литературой для ознакомления с определениями
основных понятий, относящихся к теме исследования.
Рекомендуются к использованию психологические
словари и энциклопедии.
Составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов.
Библиография составляется в соответствии с требованиями стандарта библиографического описания ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенного с 01.07.2004.
Слайд 8Изучение состояния проблемы
Теоретический анализ по теме исследования по схеме:
феноменологическое описание
изучаемой реальности;
место данного явления в ряду других явлений;
сущность, природа
явления;
состав, структура, генезис явления;
постановка проблемы своего исследования;
определение объекта, предмета, гипотезы исследования.
Слайд 9Разработка концепции исследования
1. Определение объекта и предмета исследования
Две трактовки
соотношения объекта и предмета исследования:
А) объект – это целостный фрагмент
действительности;
предмет – это некая проекция этого объекта, специальный предмет конкретной науки.
Б) объект – это область существования проблем исследования;
предмет исследования – это одно из «белых пятен» в данной области.
Слайд 10Разработка концепции исследования
2. Выдвижение гипотезы исследования
Гипотеза — это
научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и
не опровергнуто.
Различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.
Слайд 11Гипотеза исследования
Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории
либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов. Являются инструментом
совершенствования теоретического знания.
Экспериментальные гипотезы – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это – основной вид гипотезы в психолого-педагогическом исследовании.
Слайд 12Различают научные и статистические гипотезы
Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение
проблемы.
Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на
языке математической статистики.
Научная гипотеза служит для организации эксперимента,
статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.
Научные и статистические гипотезы
Слайд 13Научные и статистические гипотезы
Статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации
данных эмпирических исследований.
Большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или
опровержения основной – экспериментальной гипотезы.
Экспериментальная гипотеза – первична, статистическая – вторична.
Слайд 14 Обоснование модели исследования
Модель понимается как аналог (схема, структура, знаковая
система) определенного фрагмента действительности.
Модель исследования – это определение плана
исследования (эмпирическое или экспериментальное)
и описание схемы его проведения (что и в какой последовательности делается исследователем).
Слайд 15Обоснование теоретической модели исследования
Построение теоретической модели исследования – это определение
структурных составляющих изучаемой реальности, ее существенных связей и отношений, которые
подлежат эмпирическому или экспериментальному исследованию.
Для проведения психолого-педагогического исследования построение его теоретической модели имеет принципиальное и обеспечивающее получение достоверных результатов значение
Слайд 16Планирование исследования
Определение целей и задач исследования
Цель – это мыслимый или
представляемый результат исследования.
Теоретическая и экспериментальная цели исследования.
Задачи исследования –
это пошаговое достижение поставленной цели, выбор путей и средств достижения цели исследования.
Задачи исследования отражают логику и этапы проведения исследования (4-5 задач).
Слайд 17Выбор методов и методик
Этап выбора методов и методик связан с
конкретизацией исследовательской гипотезы. Детализация представлений о природе изучаемого явления в
модели позволяет наметить показатели, которые доступны фиксации и измерению.
Как правило, в исследовании используется совокупность теоретических и эмпирических методов.
Слайд 18Выбор методов и методик
При выборе методик следует учитывать возможности и
ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности
и надежности фиксации выраженности исследуемых переменных.
Методика – это рабочий инструмент исследователя. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению.
Слайд 19Выбор методов и методик
При составлении набора методик следует руководствоваться принципом
дополнительности: методики качественные и количественные; ориентированные на объективные и субъективные
показатели.
Нет формальных правил определения необходимого и достаточного количества методик. Этот вопрос решается в каждом конкретном исследовании индивидуально.
Слайд 20
Определение выборки исследования
Основными требованиями к выборке исследования является ее репрезентативность
и адекватность. Репрезентативность – это соответствие характеристик, полученных в результате
выборочного обследования объекта, характеристикам это объекта в целом.
Репрезентативность выборки позволяет распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.
Слайд 21
Определение выборки исследования
Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того,
чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень
достоверности.
Объем выборки различен для разного вида экспериментов.
Слайд 22
Проведение исследования. Сбор данных и их описание
Тщательная подготовка этапа проведения
исследования. Согласование с администрацией учреждения. Подробное инструктирование участников исследования.
Тщательная фиксация
хода и результатов исследования.
Протоколы исследования.
Слайд 23
Качественная и количественная обработка данных исследования
Составление таблиц. Правила составления таблиц.
Наглядное
представление результатов.
Диаграммы: секторная, гистограмма (столбчатая диаграмма).
Описание результатов. Описание таблиц.
Представление общих количественных характеристик, первичных статистик. Опираясь на статистики, констатировать сходство или различие между отдельными группами выборки.
В описании результатов следует придерживаться последовательности задач исследования.
Слайд 24Интерпретация результатов
Интерпретация результатов – это сопоставление полученных данных с поставленной
гипотезой исследования.
Соотнесение результатов с имеющимися концепциями и теориями.
Уточнение
модели изучаемого явления.
Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Слайд 25Формулирование выводов
Выводы – это утверждения, выраженные в краткой форме содержательные
итоги исследования.
Выводы отражают то новое, что получено самим исследователем.
Выводы
координируются с задачами исследования.