Слайд 1ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ,
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ)
Слайд 2ЦЕЛЬ:
расширить знания о сложносочиненном предложении;
совершенствовать
навыки постановки знаков препинания в ССП.
Слайд 3________________ предложение –
это __________ предложение, части которого соединены
___________________________
союзами и грамматически ___ зависимы друг от друга, то
есть находятся в отношениях ____________
(равнозначности).
Слайд 4[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и
[речка подо льдом блестит].
Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части
которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия (равнозначности).
Слайд 5
Назовите основные виды сложного предложения.
В чем сходство и различие между
видами сложных предложений?
Какими способами соединяются простые предложения в
составе сложного?
Слайд 7
Какие сочинительные
союзы вы знаете?
На какие группы они делятся?
Слайд 8Внимание!!!
ССП нужно отличать от простых осложнённых предложений!!!
Слайд 9Внимание!
Определите, какое из предложений простое:
Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит
в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков)
То солнце
тусклое блестит, то туча чёрная висит (Н.Некрасов)
В темноте были видны очертания не то человека, не то животного.
Слайд 10Внимание!
Определите, какое из предложений простое:
Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит
в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков)
То солнце
тусклое блестит, то туча чёрная висит (Н.Некрасов)
В темноте были видны очертания не то человека, не то животного.
Слайд 11Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз
(знаки препинания не проставлены):
Солнце сияло море же было
неспокойно.
То мальчики начинали шуметь то девочки хныкали.
Он или забавлял нас рассказами или играл с нами но мы были ко всему равнодушны.
Внезапно старичок заговорил звук его голоса также удивил меня.
Слайд 12Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз
[Солнце сияло], [море же было неспокойно].
То [мальчики
начинали шуметь], то [девочки хныкали ].
[Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами], но [мы были ко всему равнодушны].
[Внезапно старичок заговорил], [звук его голоса также удивил меня].
Слайд 13Закрепление материала
Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она
(А.С.Пушкин)
В скользящей зыби пруда плавала не то утка, не то
грачонок еле держался на распластанных крыльях (А.Н.Толстой)
Слайд 14Разделительные союзы
(указывается на чередование явлений, на возможность одного явления
из двух или нескольких).
Или (иль), либо, то-то, не то -
не то, то ли – то ли.
То светило солнце, то шёл дождь.
Слайд 15Противительные союзы
(одно явление противопоставляется другому).
А, но, да(=но), однако, зато,
же.
Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
Слайд 16Запятая ставится
между частями сложного предложения, в которых есть союзы:
И,
да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также
и др.
Сверкнула молния, и послышался удар грома.
Слайд 17
1) ГРОЗА ПРОШЛА, И ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ
В ОКНО МНЕ ДЫШИТ
АРОМАТОМ.
2) В ЛЬДИСТОМ, НЕОБЫКНОВЕННО СИНЕМ НЕБЕ ПОДНИМАЛОСЬ СОЛНЦЕ, НО
ИНЕЙ НА ПРИБРЕЖНОЙ ТРАВЕ ЕЩЁ НЕ РАСТАЯЛ.
3) НЕ ТО ДОЖДЬ ПОШЁЛ, НЕ ТО ВОРОБЬИ ПРОБЕЖАЛИ ПО КРЫШЕ ВЕРАНДЫ.
Слайд 181) [ГРОЗА ПРОШЛА], И [ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ В ОКНО МНЕ
ДЫШИТ АРОМАТОМ].
2) [В ЛЬДИСТОМ, НЕОБЫКНОВЕННО СИНЕМ
НЕБЕ ПОДНИМАЛОСЬ СОЛНЦЕ], [НО ИНЕЙ НА ПРИБРЕЖНОЙ ТРАВЕ ЕЩЁ НЕ РАСТАЯЛ.
3) [НЕ ТО ДОЖДЬ ПОШЁЛ], [НЕ ТО ВОРОБЬИ ПРОБЕЖАЛИ ПО КРЫШЕ ВЕРАНДЫ].
(Последовательность)
(Противопоставление)
(Взаимоисключения)
Слайд 20ДОПОЛНИТЕ НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ССП ТАК, ЧТОБЫ ОНИ ВЫРАЖАЛИ:
1) одновременность явлений:
Звенят на
ветру лиловые колокольчики, и …
Над нами летят косяки гусей, и
...;
2) причинно-следственные отношения:
Незаметно подкралась осень, и …
Утром ударил мороз, и ...;
Слайд 21ОПРЕДЕЛИТЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ССП
СВЕТАЛО, И СВЕТ ЕЩЁ НЕ
ПОГАШЕННЫХ НА ШОССЕ ФОНАРЕЙ БЫЛ УЖЕ НЕ НУЖЕН
а) причинно-следственные
б)
последовательность действий
в) одновременность
г) сопоставление
Слайд 22
2. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВНОСИТ СОЮЗ И В ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПЕРВЫЕ ПАРОВОЗЫ
ПОТРЯСЛИ МОЁ ВООБРАЖЕНИЕ, И МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СОЗДАВАТЬ ЭТИ УМНЫЕ МАШИНЫ?
а)
одновременность явлений
б) последовательность
в) чередование
г) противопоставление
Слайд 233. НАЙДИТЕ ОШИБКУ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
а)
Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал. (Одновременность событий.)
б) Дверь
отворилась, но никто не вошёл. (Противопоставление событий.)
в) Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера. (Последовательность действий.)
г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду. (Взаимоисключение действий.)
Слайд 25Задание №1.
Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ
дайте в виде цифрового ряда.
Он поглядел на неё и
злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его.
(Л. Толстой)
2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов)
3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить… (В. Солоухин)
4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты наши шли на Берлин.
(Б. Полевой)
5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий)
6. Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы.
(Л. Толстой)
Слайд 26Задание № 1 (продолжение)
7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся
в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих
жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский).
8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству и не удальство а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов)
9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать.
10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов)
Являются сложносочинёнными предложения: 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10.
Слайд 27Запятая не ставится:
Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член
предложения:
Сейчас [брызнет майский дождь] и [начнётся гроза]…
Если есть общее
придаточное предложение:
(Едва рассвело), [нас разбудили] и [мы отправились в путь].
Слайд 28
Если оба простых в составе ССП - это либо два вопросительных,
либо два восклицательных, либо два побудительных предложения. (Общая интонация)
Например: Когда необходимо выполнить работу и
каков примерно её объём?
Если два простых предложения в составе ССП - это назывные предложения.
Например: Хриплый стон и скрежет ярый.
Если оба простых - неопределённо-личные предложения, причём действие совершается одним и тем же предметом.
Например: Учащимся долго объясняли их права на экзаменах и после объяснения раздали материал.
Если два простых – это безличные предложения, но в составе сказуемых имеются слова-синонимы.
Например: Не нужно попусту тратить время или же следует распределять его рационально. (Здесь слова –синонимы не нужно и следует).
.
Слайд 29Задание №2.
Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей
сложносочинённого предложения не ставится
(знаки препинания расставлены).
Скоро из земли по
корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)___________________
С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите на нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)________________________
Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей.
(Л. Андреев)_________________
Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран вовремя. ____________
5. Где живёт правда и как её найти?
Слайд 30Задание №2.
Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей
сложносочинённого предложения не ставится
(знаки препинания расставлены).
Скоро из земли по
корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев) общий второстепенный член
С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите на нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь) общий второстепенный член
Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей.
(Л. Андреев) общий второстепенный член
Если ты вспомнишь, то погода была чудесная и урожай был убран вовремя. общая придаточная часть
5. Где живёт правда и как её найти? одинаковая (вопросительная) интонация
Слайд 31Задание №3.
Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в
них количество частей.
А туманы сами рвались в клочья и горели
звёзды днём и ночью и звенела птица - троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________
А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)________________
Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)___________
В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)___________
5. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________
Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________
7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось._______________
Слайд 32Задание №3.
Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в
них количество частей.
А туманы сами рвались в клочья, и горели
звёзды днём и ночью, и звенела птица – троеглазка, и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев) ___4___
А ветер крепчал, и над морем звучало, и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)_________3_______
Уже рассвело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)_____4______
В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)______2_____
5. Было тихо и темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. (А. Чехов)____3________
Лиловый подлесок пожелтел, и под ним уже ковёр жёлтой листвы, и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____3________
7. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось. _____2_________
Слайд 33Вставьте запятые, сделайте синтаксический анализ предложения, определите главные и второстепенные
члены предложения.
Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как
из ведра.
У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и щука оторвала удочку.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) За лето сопрела от сырости нежилая Васина избушка. (2) Обвалился в ней потолок, приплюснул избушку, вдавил ее в гущу жалицы, хмеля и чернобыльника. (3) Торчали из бурьяна только полусгнившие бревешки, но и они постепенно покрылись дурманом, черемухами, а ниточка ключа пробила себе новое русло и потекла по тому месту, где стояла избушка. (4) Но и ключ скоро начал истоньшаться, хиреть и в одну из весен совсем умолк.
(5) И сразу начали сохнуть черемухи, увял и выродился хмель, а потом унялась и разнотравная дурнина.
(6) Ушел человек, и жизнь в этом месте остановилась.
(7) А люди?
(8) Непонятно устроены люди! (9) Пока Вася-поляк был жив, они относились к нему по-разному, иные не замечали его, как лишнего человека. (10) Иные даже и поддразнивали, пугали им ребятишек, а иные жалели убогого человека. (11) Но вот помер Вася-поляк и селу стало чего-то недоставать. (12) Какая-то виноватость томила души людские, и не было уж такого дома, такой семьи в селе, где бы не помянули его добрым словом в родительский день и в другие тихие праздники, и оказалось, что в незаметной жизни был он вроде праведника и помогал людям смиренностью, почтительностью быть лучше и любить друг друга.
(13) В войну какой-то лихой человек начал воровать с деревенского кладбища кресты на дрова, и первым унес он грубо тесанный лиственный крест с могилы Васи-поляка.
(14) И могила Васи-поляка утерялась, но не исчезла о нем память. (15) И по сей день женщины нашего села нет-нет да и вспомнят его с печальным и долгим вздохом, и чувствуется, что вспоминать им его благостно и горько.
(Виктор Астафьев «Последний поклон»)
Задания:
- Выделите основную тему отрывка.
- Перепишите предложения 11 и 14, расставив знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы.
- Найдите в тексте все сложносочиненные предложения. Разделите их на группы в зависимости от разряда союзов, соединяющих части ССП. Оформите ответ в виде таблицы, записав номера ССП в соответствующие столбики.
- Используя предложение 5, составьте и запишите ССП с общим для частей второстепенным членом.
*Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите один пример-аргумент приведите из прочитанного текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) За лето сопрела от сырости нежилая Васина избушка. (2) Обвалился в ней потолок, приплюснул избушку, вдавил ее в гущу жалицы, хмеля и чернобыльника. (3) Торчали из бурьяна только полусгнившие бревешки, но и они постепенно покрылись дурманом, черемухами, а ниточка ключа пробила себе новое русло и потекла по тому месту, где стояла избушка. (4) Но и ключ скоро начал истоньшаться, хиреть и в одну из весен совсем умолк.
(5) И сразу начали сохнуть черемухи, увял и выродился хмель, а потом унялась и разнотравная дурнина.
(6) Ушел человек, и жизнь в этом месте остановилась.
(7) А люди?
(8) Непонятно устроены люди! (9) Пока Вася-поляк был жив, они относились к нему по-разному, иные не замечали его, как лишнего человека. (10) Иные даже и поддразнивали, пугали им ребятишек, а иные жалели убогого человека. (11) Но вот помер Вася-поляк и селу стало чего-то недоставать. (12) Какая-то виноватость томила души людские, и не было уж такого дома, такой семьи в селе, где бы не помянули его добрым словом в родительский день и в другие тихие праздники, и оказалось, что в незаметной жизни был он вроде праведника и помогал людям смиренностью, почтительностью быть лучше и любить друг друга.
(13) В войну какой-то лихой человек начал воровать с деревенского кладбища кресты на дрова, и первым унес он грубо тесанный лиственный крест с могилы Васи-поляка.
(14) И могила Васи-поляка утерялась, но не исчезла о нем память. (15) И по сей день женщины нашего села нет-нет да и вспомнят его с печальным и долгим вздохом, и чувствуется, что вспоминать им его благостно и горько.
(Виктор Астафьев «Последний поклон»)
АЛГОРИТМ:
-ВНИМАТЕЛЬНО прочитать задание, обратив внимание на ключевые слова:
ЦИФРА или ЦИФРУ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ССП;
-найти сочинительные союзы;
-определить вид предложения (простое или сложное);
-посмотреть, что связывают союзы;
-обратить внимание на знаки препинания;
-только тогда написать цифру или цифры.
Выберите цифру, указывающую на сочинительную связь в ССП. Обоснуйте свой ответ.
В 1810 году царь Александр I подписал проект (1) составленный министром Михаилом Сперанским (2) о создании особого учебного заведения. Замыслы крупного государственного деятеля М.М. Сперанского были устремлены в будущее (3) и он надеялся на это закрытое учреждение.
Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещение Лицея.
По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором (1) по другую находились профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжественную речь произнес директор Лицея Василий Фёдорович Малиновский.
Их величали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами. Сейчас гости разъедутся (3) и мальчики разойдутся по своим комнатам.
Слайд 38Выберите цифру, указывающую на сочинительную связь в ССП. Обоснуйте свой
ответ.
В 1810 году царь Александр I подписал
проект (1) составленный министром Михаилом Сперанским (2) о создании особого учебного заведения. Замыслы крупного государственного деятеля М.М.Сперанского были устремлены в будущее (3) и он надеялся на это закрытое учреждение.
Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещение Лицея.
По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором (1) по другую находились профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжественную речь произнес директор Лицея Василий Фёдорович Малиновский.
Их величали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами. Сейчас гости разъедутся (3) и мальчики разойдутся по своим комнатам.
Слайд 39Что нового узнали?
Какие союзы встречаются в ССП?
Какие союзы относятся к
соединительным?
Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?
В каком случае запятая
между предложениями в ССП не ставится?
Слайд 40 Между простыми предложениями, входящими в состав сложносочиненного предложения
(с соединительными, разделительными или противительными союзами)
запятая ставится.
ВЫВОД:
Слайд 41 Если предложения, входящие в состав сложносочиненного предложения
(с соединительными или разделительными союзами), имеют общий второстепенный
член, общую придаточную часть или общую интонацию, то между ними
запятая не ставится.
ВЫВОД: