Разделы презентаций


Монополия

Содержание

Монополия предполагает выполнение следующих условий:Монополист является единственным производителем данного товара;Продукция носит уникальный характер, не имеет близких заменителей;Проникновение в отрасль для других фирм закрыто целым рядом барьеров;Степень влияния монополиста на рыночную цену

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Монополия

Монополия

Слайд 2Монополия предполагает выполнение следующих условий:

Монополист является единственным производителем данного товара;
Продукция

носит уникальный характер, не имеет близких заменителей;
Проникновение в отрасль для

других фирм закрыто целым рядом барьеров;
Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высока.

Монополия предполагает выполнение следующих условий:Монополист является единственным производителем данного товара;Продукция носит уникальный характер, не имеет близких заменителей;Проникновение

Слайд 3Барьеры для входа на рынок:
исключительные права, полученные от правительства или

местных властей;
патенты и авторские права;
право собственности на ресурсы, например источники

сырья;
преимущество низких издержек крупного производства.

Барьеры для входа на рынок:исключительные права, полученные от правительства или местных властей;патенты и авторские права;право собственности на

Слайд 4Виды монополий
Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений

и запретов (чаще всего это государственная монополия).

Открытая монополия - монополия,

при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
Виды монополийЗакрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и запретов (чаще всего это государственная монополия).Открытая

Слайд 5Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки

достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком.



Искусственная монополия - объединение предприятий, создаваемое ради получения сверхприбылей и установления рыночной власти.


Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма

Слайд 6В краткосрочном периоде фирма монополист может максимизировать прибыль, выбирая либо

объем выпуска, либо цену.

В краткосрочном периоде фирма монополист может максимизировать прибыль, выбирая либо объем выпуска, либо цену.

Слайд 7Предельная выручка и предельные издержки для несовершенной конкуренции
MC
ATC, AVC, MC,MR,P
TP
ATC
MR

(угол наклона в 2 раза больше)
Q
P
Demand

Предельная выручка и предельные издержки для несовершенной конкуренцииMCATC, AVC, MC,MR,PTPATCMR (угол наклона в 2 раза больше)QPDemand

Слайд 8Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое):


MR(q*) = MC(q*)
Условие максимизации

прибыли второго порядка (достаточное):

Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое): MR(q*) = MC(q*)Условие максимизации прибыли второго порядка (достаточное):

Слайд 9На каком участке спроса будет располагаться точка равновесия монополиста:
На эластичном
На

неэластичном

На каком участке спроса будет располагаться точка равновесия монополиста:На эластичномНа неэластичном

Слайд 10Для любой формы несовершенной конкуренции, оптимальная точка находится на эластичном

участке спроса
D
P
Qd
В этой точке единичная эластичность спроса
Эластичный участок спроса
Неэластичный

участок спроса

MR

MC

Для любой формы несовершенной конкуренции, оптимальная точка находится на эластичном участке спросаD PQdВ этой точке единичная эластичность

Слайд 11Проверьте себя:
Функция общих издержек (TC) монополиста, имеет вид:
TC=3(TP)2 +4TP

+ 6.
Рыночный спрос на продукцию фирмы описывается функцией Qd

=12-0,5P.
Сколько продукции должен выпускать монополист, и по какой цене продавать, чтобы получить максимальную прибыль?
Чему она равна?
Проверьте себя:Функция общих издержек (TC) монополиста, имеет вид: TC=3(TP)2 +4TP + 6. Рыночный спрос на продукцию фирмы

Слайд 12Что определяет эффективный размер фирмы ?
ATC, AVC, AFC, MC
AVC
TP
AFC
ATC
min ATC

Что определяет эффективный размер фирмы ?ATC, AVC, AFC, MCAVCTPAFCATCmin ATC

Слайд 13Ценовая дискриминация
Это продажа одного и того же продукта по разным

ценам в разных ситуациях.

Выделяют:
совершенную ценовую дискриминацию (или ценовую дискриминацию первой

степени);
ценовую дискриминацию второй степени
ценовую дискриминацию третьей степени

Условие осуществимости ценовой дискриминации - невозможность перепродажи товара
Ценовая дискриминацияЭто продажа одного и того же продукта по разным ценам в разных ситуациях.Выделяют:совершенную ценовую дискриминацию (или

Слайд 14Совершенная ценовая дискриминация
Пример: восточный базар.
В большинстве случаев совершенная ценовая дискриминация

затруднительна. Если покупателей слишком много, сложно для каждого покупателя точно

угадать максимальную цену, которую он готов заплатить.
Совершенная ценовая дискриминацияПример: восточный базар.В большинстве случаев совершенная ценовая дискриминация затруднительна. Если покупателей слишком много, сложно для

Слайд 16Ценовая дискриминация второй степени принимает форму ценового дисконта (скидки):
Скидки на

объем поставки
Кумулятивные скидки
Ценовая дискриминация во времени
Ценовая дискриминация второй степени -самоотбор

Ценовая дискриминация второй степени принимает форму ценового дисконта (скидки):Скидки на объем поставкиКумулятивные скидкиЦеновая дискриминация во времениЦеновая дискриминация

Слайд 17Ценовая дискриминация третьего рода.
Ценовая дискриминация третьего рода: различные тарифы для

различных групп населения. Пример: скидки для пенсионеров, молодежи и студентов.
(эластичность

спроса на товар у бедных слоев населения может быть выше и на скидку они среагируют сильным ростом покупок)
В основе этого типа дискриминации разделение самих покупателей на группы для каждой из которых устанавливается своя цена

Ценовая дискриминация третьего рода.Ценовая дискриминация третьего рода: различные тарифы для различных групп населения. Пример: скидки для пенсионеров,

Слайд 18Ценовая дискриминация третьей степени

Ценовая дискриминация третьей степени

Слайд 19Максимизация прибыли
Max П(Q1,Q2) = TR(Q1) + TR(Q2) – TC(Q1+2)

MR1(Q1) =

MR2(Q2) = MC(Q)

Соотношение цен на двух сегментах рынка зависит от

коэффициентов прямой эластичности спроса (цена ниже на более эластичном рынке).

Максимизация прибылиMax П(Q1,Q2) = TR(Q1) + TR(Q2) – TC(Q1+2)MR1(Q1) = MR2(Q2) = MC(Q)Соотношение цен на двух сегментах

Слайд 20Ценовая дискриминация – одна из иллюстраций того факта, что у

монополиста (как у любой фирмы в условиях несовершенной конкуренции) отсутствует

кривая предложения.
Ценовая дискриминация – одна из иллюстраций того факта, что у монополиста (как у любой фирмы в условиях

Слайд 21Естественная монополия
Обычно возникает на рынках продуктов, в производстве которых велика

доля постоянных издержек и, следовательно, эффективный размер фирмы очень велик

(выгодно распределять постоянные издержки на как можно больший объем продукции).

Приведите примеры естественных монополий. Почему они возникли именно на этих рынках?
Естественная монополияОбычно возникает на рынках продуктов, в производстве которых велика доля постоянных издержек и, следовательно, эффективный размер

Слайд 22Ценообразование в условиях естественной монополии
Определите
прибыль монополиста
общественно-оптимальный объем
вторично-оптимальный объем

Ценообразование в условиях естественной монополииОпределите прибыль монополистаобщественно-оптимальный объемвторично-оптимальный объем

Слайд 23Потеря общественного благосостояния при монополизации рынка
Равновесие при совершенной конкуренции, P=MC
MC

P
Qd, QS
D
MR
Равновесие при монополии, MR=MC
«Мертвый груз» монополии

Потеря общественного благосостояния при монополизации рынкаРавновесие при совершенной конкуренции, P=MCMC PQd, QSDMRРавновесие при монополии, MR=MC«Мертвый груз» монополии

Слайд 24Чистые потери общества от естественной монополии

Чистые потери общества от естественной монополии

Слайд 25Органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, для которых

желательны низкие цены, и экономической жизнеспособностью производителя-естественного монополиста.

Органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, для которых желательны низкие цены, и экономической жизнеспособностью производителя-естественного

Слайд 26Правила регулирования деятельности естественных монополий:
Цены должны устанавливаться на уровне, максимально

близком к предельным издержкам.
Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной

прибыли на вложенный капитал.
Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.


Правила регулирования деятельности естественных монополий:Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам.Прибыль естественной монополии не

Слайд 27Монополия: хорошо или плохо?
Ответ неоднозначен
Монополист продает слишком мало и по

слишком высокой цене по сравнению с эффективным состоянием, наличие монополии

может приводить к потерям общественного благосостояния
но…
Только большие фирмы (которые часто являются монополистами) могут позволить себе и имеют стимулы проводить дорогостоящие научно-технические разработки, а технический прогресс в будущем ведет к снижению цен
Монополия: хорошо или плохо?Ответ неоднозначенМонополист продает слишком мало и по слишком высокой цене по сравнению с эффективным

Слайд 28Из закона о защите конкуренции:
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за

исключением фин. организации)…
доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят

процентов…
…если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной … доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке,… , возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев…
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением …
Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких… если
совокупная доля не более чем трех [наиболее крупных] хозяйствующих субъектов…превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти [наиболее крупных] хозяйствующих субъектов…превышает семьдесят процентов и
в течение длительного периода…относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны…, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен и
реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром…, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц…

Из закона о защите конкуренции:Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением фин. организации)…доля которого на рынке определенного

Слайд 29Показатель монопольной власти: коэффициент Лернера
Минимальное значение – 0 –

для совершенной конкуренции (рыночная власть фирмы равна =0)
Максимальное для рынка

значение – в случае монополии (максимальная рыночная власть)
Показатель монопольной власти: коэффициент Лернера Минимальное значение – 0 – для совершенной конкуренции (рыночная власть фирмы равна

Слайд 30Проверьте себя:
Предположим, что предельные издержки авиакомпании-монополиста составляют $150 на одного

пассажира. Какие цены установит максимизирующая прибыль монополия:
а) Для студентов (высокая

ценовая эластичность спроса на билеты, равная -4)
б) Для остальных пассажиров (ценовая эластичность спроса на билеты ниже, чем у студентов и равна -2)

Подсказка: коэффициент Лернера (коэффициент рыночной власти) равен (объясните, почему)
Проверьте себя:Предположим, что предельные издержки авиакомпании-монополиста составляют $150 на одного пассажира. Какие цены установит максимизирующая прибыль монополия:а)

Слайд 31Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
США с 1982 г. :
HHI

< 1000: неконцентрированный рынок. Слияния, как правило, беспрепятственно допускаются.
1000< HHI

<1800: умеренно концентрированный рынок, (HHI >1400: «угрожающе немногочисленный»). Может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния.
HHI >1800 высококонцентрированный рынок . Если в результате слияния HHI увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается.

n - количество фирм в отрасли,
Si - доля i-ой фирмы в общем
выпуске отрасли (%).

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI). США с 1982 г. :HHI < 1000: неконцентрированный рынок. Слияния, как правило,

Слайд 32 Проверьте себя: рассчитайте индекс Херфиндаля –Хиршмана:
Источник: Аналитический отчет компании

Евросеть «Предварительный анализ рынков услуг сотовой связи России в первом

полугодии 2007 года», с сайта www.sotovik.ru
Проверьте себя: рассчитайте индекс Херфиндаля –Хиршмана:Источник: Аналитический отчет компании Евросеть «Предварительный анализ рынков услуг сотовой связи

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика