Слайд 2Монополия предполагает выполнение следующих условий:
Монополист является единственным производителем данного товара;
Продукция
носит уникальный характер, не имеет близких заменителей;
Проникновение в отрасль для
других фирм закрыто целым рядом барьеров;
Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высока.
Слайд 3Барьеры для входа на рынок:
исключительные права, полученные от правительства или
местных властей;
патенты и авторские права;
право собственности на ресурсы, например источники
сырья;
преимущество низких издержек крупного производства.
Слайд 4Виды монополий
Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений
и запретов (чаще всего это государственная монополия).
Открытая монополия - монополия,
при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
Слайд 5Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки
достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком.
Искусственная монополия - объединение предприятий, создаваемое ради получения сверхприбылей и установления рыночной власти.
Слайд 6В краткосрочном периоде фирма монополист может максимизировать прибыль, выбирая либо
объем выпуска, либо цену.
Слайд 7Предельная выручка и предельные издержки для несовершенной конкуренции
MC
ATC, AVC, MC,MR,P
TP
ATC
MR
(угол наклона в 2 раза больше)
Q
P
Demand
Слайд 8Условие максимизации прибыли первого порядка (необходимое):
MR(q*) = MC(q*)
Условие максимизации
прибыли второго порядка (достаточное):
Слайд 9На каком участке спроса будет располагаться точка равновесия монополиста:
На эластичном
На
неэластичном
Слайд 10Для любой формы несовершенной конкуренции, оптимальная точка находится на эластичном
участке спроса
D
P
Qd
В этой точке единичная эластичность спроса
Эластичный участок спроса
Неэластичный
участок спроса
MR
MC
Слайд 11Проверьте себя:
Функция общих издержек (TC) монополиста, имеет вид:
TC=3(TP)2 +4TP
+ 6.
Рыночный спрос на продукцию фирмы описывается функцией Qd
=12-0,5P.
Сколько продукции должен выпускать монополист, и по какой цене продавать, чтобы получить максимальную прибыль?
Чему она равна?
Слайд 12Что определяет эффективный размер фирмы ?
ATC, AVC, AFC, MC
AVC
TP
AFC
ATC
min ATC
Слайд 13Ценовая дискриминация
Это продажа одного и того же продукта по разным
ценам в разных ситуациях.
Выделяют:
совершенную ценовую дискриминацию (или ценовую дискриминацию первой
степени);
ценовую дискриминацию второй степени
ценовую дискриминацию третьей степени
Условие осуществимости ценовой дискриминации - невозможность перепродажи товара
Слайд 14Совершенная ценовая дискриминация
Пример: восточный базар.
В большинстве случаев совершенная ценовая дискриминация
затруднительна. Если покупателей слишком много, сложно для каждого покупателя точно
угадать максимальную цену, которую он готов заплатить.
Слайд 16Ценовая дискриминация второй степени принимает форму ценового дисконта (скидки):
Скидки на
объем поставки
Кумулятивные скидки
Ценовая дискриминация во времени
Ценовая дискриминация второй степени -самоотбор
Слайд 17Ценовая дискриминация третьего рода.
Ценовая дискриминация третьего рода: различные тарифы для
различных групп населения. Пример: скидки для пенсионеров, молодежи и студентов.
(эластичность
спроса на товар у бедных слоев населения может быть выше и на скидку они среагируют сильным ростом покупок)
В основе этого типа дискриминации разделение самих покупателей на группы для каждой из которых устанавливается своя цена
Слайд 18Ценовая дискриминация третьей степени
Слайд 19Максимизация прибыли
Max П(Q1,Q2) = TR(Q1) + TR(Q2) – TC(Q1+2)
MR1(Q1) =
MR2(Q2) = MC(Q)
Соотношение цен на двух сегментах рынка зависит от
коэффициентов прямой эластичности спроса (цена ниже на более эластичном рынке).
Слайд 20Ценовая дискриминация – одна из иллюстраций того факта, что у
монополиста (как у любой фирмы в условиях несовершенной конкуренции) отсутствует
кривая предложения.
Слайд 21Естественная монополия
Обычно возникает на рынках продуктов, в производстве которых велика
доля постоянных издержек и, следовательно, эффективный размер фирмы очень велик
(выгодно распределять постоянные издержки на как можно больший объем продукции).
Приведите примеры естественных монополий. Почему они возникли именно на этих рынках?
Слайд 22Ценообразование в условиях естественной монополии
Определите
прибыль монополиста
общественно-оптимальный объем
вторично-оптимальный объем
Слайд 23Потеря общественного благосостояния при монополизации рынка
Равновесие при совершенной конкуренции, P=MC
MC
P
Qd, QS
D
MR
Равновесие при монополии, MR=MC
«Мертвый груз» монополии
Слайд 24Чистые потери общества от естественной монополии
Слайд 25Органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, для которых
желательны низкие цены, и экономической жизнеспособностью производителя-естественного монополиста.
Слайд 26Правила регулирования деятельности естественных монополий:
Цены должны устанавливаться на уровне, максимально
близком к предельным издержкам.
Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной
прибыли на вложенный капитал.
Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.
Слайд 27Монополия: хорошо или плохо?
Ответ неоднозначен
Монополист продает слишком мало и по
слишком высокой цене по сравнению с эффективным состоянием, наличие монополии
может приводить к потерям общественного благосостояния
но…
Только большие фирмы (которые часто являются монополистами) могут позволить себе и имеют стимулы проводить дорогостоящие научно-технические разработки, а технический прогресс в будущем ведет к снижению цен
Слайд 28Из закона о защите конкуренции:
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за
исключением фин. организации)…
доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят
процентов…
…если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной … доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке,… , возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев…
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением …
Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких… если
совокупная доля не более чем трех [наиболее крупных] хозяйствующих субъектов…превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти [наиболее крупных] хозяйствующих субъектов…превышает семьдесят процентов и
в течение длительного периода…относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны…, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен и
реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром…, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц…
Слайд 29Показатель монопольной власти: коэффициент Лернера
Минимальное значение – 0 –
для совершенной конкуренции (рыночная власть фирмы равна =0)
Максимальное для рынка
значение – в случае монополии (максимальная рыночная власть)
Слайд 30Проверьте себя:
Предположим, что предельные издержки авиакомпании-монополиста составляют $150 на одного
пассажира. Какие цены установит максимизирующая прибыль монополия:
а) Для студентов (высокая
ценовая эластичность спроса на билеты, равная -4)
б) Для остальных пассажиров (ценовая эластичность спроса на билеты ниже, чем у студентов и равна -2)
Подсказка: коэффициент Лернера (коэффициент рыночной власти) равен (объясните, почему)
Слайд 31Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
США с 1982 г. :
HHI
< 1000: неконцентрированный рынок. Слияния, как правило, беспрепятственно допускаются.
1000< HHI
<1800: умеренно концентрированный рынок, (HHI >1400: «угрожающе немногочисленный»). Может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния.
HHI >1800 высококонцентрированный рынок . Если в результате слияния HHI увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается.
n - количество фирм в отрасли,
Si - доля i-ой фирмы в общем
выпуске отрасли (%).
Слайд 32 Проверьте себя: рассчитайте индекс Херфиндаля –Хиршмана:
Источник: Аналитический отчет компании
Евросеть «Предварительный анализ рынков услуг сотовой связи России в первом
полугодии 2007 года», с сайта www.sotovik.ru