Слайд 1Морфемика и словообразование
6 класс
Слайд 2В каком ряду есть только формы слова?
Телефон, телефонный, телефоном
Весенний, весеннему,
весеннего
Конь, коней, конница
Плавать, поплавать, плыть
Слайд 3В каком ряду есть только формы слова?
Телефон, телефонный, телефоном
Весенний (И.п.),
весеннему (Д.п.), весеннего (Р.п.)
Конь, коней, конница
Плавать, поплавать, плыть
Слайд 4Задание: распределите слова по способам их словообразования
Слова, образованные:
Приставочным способом
Суффиксальным способом
Приставочно-суффиксальным
способом
Бессуффиксным способом
Сложением основ
Сложением слов
Путём перехода из одной части речи в
другую
Учительская, школа-интернат, паровозный, подстаканник, вылет, лесопарк, избежать, красноватый, Волгоград, ракета-носитель, мороженое, переделать, наконечник, спор
Слайд 5Задание: распределите слова по способам их словообразования
Слова, образованные:
Приставочным способом: переделать,
избежать
Суффиксальным способом: паровозный, красноватый
Приставочно-суффиксальным способом: подстаканник, наконечник
Бессуффиксным способом: вылет (от
вылетать), спор (от спорить)
Сложением основ: лесопарк, Волгоград
Сложением слов: школа-интернат, ракета-носитель
Путём перехода из одной части речи в другую: учительская (от прил. учительская комната), мороженое ( от прил. мороженое мясо)
Слайд 6Постройте словообразовательные цепочки
1. Учительница
2. Засолка
Слайд 7Постройте словообразовательные цепочки
1. Учительница учитель учить
2. Засолка
засолить солить соль
Слайд 8Предл...гать помощь, написать из...ожение, сл...гать песню, к..саться рукой, прик..сновение душ,соб..рать
грибы, соб..ру друзей,ст..рать белье, ст..реть с доски, ра..кидать вещи, ра...дать
тетради, ра...таял снег, во..хищаться природой, в...махнуть крыльями, бе...платный проезд,бе..гранично
Словарный диктант
Слайд 9 Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования:
регулировщица,
ежегодный, ежегодник, отголосок, раскланяться, изредка, отягчить, сотрудник, трогательный, протрубить, обтесать,
прикоснуться, прикосновение, расступиться, ступенчатый, постройка, замарашка, лепет, морщина, озарение, опека, промысел, проржаветь, пририсовать, супруга, рокот, соблазн.
Слайд 10
1. Выпиши слово, которое не
является
однокоренным в группе
слов.
Слайд 11Ответ: Практическая часть “Выполни задания”
Слайд 13Ответы:2.Заполни таблицу, поставь ( + )
Слайд 14Подснежник
Спортплощадка
Снежинка
Подход
Фитнес-клуб
горнолыжник
НАТО, МВД, РФ
Суффиксальный
Бессуффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Сложение основ с соединит. О и
Е
Сложение начальных букв
Сложение части слова с целым словом
Сложение целых
слов
Определи способы образования слов
Слайд 15 Исключите лишнее слова
Гора, горный, гористый, горевать, горец.
Вода, водный, подводный,
водитель, наводнение.
Бок, боковой, бокал, бочок.
Белый, белеть, белка, белизна, белить
Богатый, богатство,
богатырь, разбогатеть
Брать, подобрать, прибрать, брат, набрать
Слайд 16Самостоятельная работа
Задание 1: распределите слова по способам их образования, выделите
словообразовательные морфемы
1
вариант 2 вариант
Приставочным 1. Суффиксальным
Бессуффиксным 2. Приставочно-суффиксальным
Сложением основ 3. Сложением слов
Подшефный, орешек, генерал-майор, изготовить, вездеходный, разыскать, переводчик, вход, кресло-качалка, ошейник, самолёт, подлёдный, нетрудный, повтор, Новокузнецк
Задание 2: Постройте словообразовательную цепочку для слова
1 вариант: водянистый 2 вариант: полосатенький