Слайд 1Морфологические нормы (задание 6)
Слайд 2Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
В ОБРАЗОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ.
Слайд 3Что требуется от учеников: найти ошибки в образовании и употреблении
падежных
форм имён числительных;
числительных полтора, полтораста;
собирательных числительных;
числительных оба, обе;
сравнительной и превосходной
степени имён прилагательных;
именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных;
форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Слайд 4Допущены ли грамматические ошибки в употреблении числительных?
По обоим сторонам дороги
посажены красивые деревья.
Около двухста домов было на этой улице.
В двухсот
четвёртом кабинете идёт урок.
Двое подруг сидели на лавочке.
Слайд 5Допущены ли ошибки при образовании степеней сравнения имён прилагательных?
Она более
умнее, чем подруга.
Это самая высочайшая в городе башня.
Слайд 6Нормативное употребление глагольных форм
1. Некоторые глаголы в русском языке не
имеют формы 1 лица единственного числа: победить, убедить, очутиться, ощутить,
затмить, дерзить, пылесосить.
2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
лечь- ляг- лягте;
ехать- поезжай- поезжайте;
ездить- езди- ездите;
положить- положи- положите;
класть- клади- кладите;
бежать- беги- бегите;
лазать- лазай- лазайте.
3. Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени глаголов:
сохнуть- сох; промокнуть- промок; замёрзнуть- замёрз; окрепнуть- окреп.
Слайд 7
Допущены ли ошибки в употреблении глагольных форм?
Езжай быстрее.
Положь руки на
стол.
Обезьяна лазиет по деревьям.
Вы уже кушали сегодня?
Я извиняюсь.
Присядьте, пожалуйста.
Слайд 8Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных
Абрикосов
Валенок
Ананасов Сапог
Апельсинов Чулок
Баклажанов Цыган
Бананов Бурят
Гранатов Туркмен
Лимонов Турок
Мандаринов Кадет
Помидоров Гусар
Томатов Партизан
Кедов Солдат
Носков Ампер
Монголов Брызг
Таджиков Макарон
Бронхов Шпрот
Граммов Жабр
Килограммов Вольт
Гектаров Дел
Слайд 9Нормативное образование форм именительного падежа множественного числа имён существительных
Бухгалтеры
Директора
Вееры Колокола
Ветры Кучера
Выговоры Округа
Джемперы Ордера
Договоры Повара
Инженеры Погреба
Инспекторы Профессора
Лекари Сторожа
Прожекторы Тополя
Редакторы Фельдшера
Ректоры Хутора
Свитеры Якоря
Слесари Доктора
Тракторы Векселя
Слайд 10Задания .
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
Задание №1.
1) более пятиста человек 2) инженеры
3) наисложнейший 4) в день именин
Задание №2.
1) на берегу 2) промок
3) горячие супы 4) с обеими учениками
Задание №3
1) несправедливые приговоры 2) у князьёв
3) с пятьюдесятью двумя тетрадями 4) положи на полку
Задание №4
1) чистейший снег 2) устные выговора
3) две тысячи пятым годом 4) талантливых песен
Задание №5
1) пять пихт 2) более легче
3) более двух тысяч человек 4) испеки пирог
Задание №6
1) пять апельсинов
2) пара носков
3) ляжьте на пол 4) свыше ста километров
Задание №7
1) лучше всего 2) достигнули
3) детских яслей 4) к обеим соседкам
Задание №8
1) около пятиста фотографий 2) поезжайте в город
3) пара носков 4) наиболее уместный
Задание №9
1) килограмм вафель 2) семьюдесятью процентами
3) ехай в Подмосковье 4) более резкое движение
Задание №10
1) шестьюстами учебниками 2) спелых абрикосов
3) пусть попробовает 4) жёстче дерева
Задание №11
1) полки для кухонь 2) красивее дочери
3) мощные компьютера 4) в тысяча девятисотом году
Слайд 12Алгоритм выполнения задания 6:
1.Определите, к какой части речи относится данное
слово.
2.Если это имя числительное, помните о том, что
-у сложных
количественных числительных склоняются обе части;
-при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;
-числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а обе- женского рода;
-собирательные числительные ( двое, трое, четверо и др. ) употребляются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных, парные предметы или имеющими форму только множественного числа
3. Если это прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения:
-нельзя смешивать простую и составную форму степеней сравнения.
4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
-форм повелительного наклонения;
-форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса - НУ- .
5. Если это существительное, убедитесь в правильности образования
-форм именительного падежа множественного числа;
-форм родительного падежа множественного числа.
6. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании числительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.